Что делать с агрессивностью коллег и подчиненных?

Я хочу продолжить тему поднятую Сергеем Пентелиным. Автор отрицательно оценил приказ руководства компании по соблюдению этических норм делового общения в коллективе рядовых сотрудников. Приказам запрещено: проявлять агрессию, употреблять неделовой лексикон, толкать сотрудников, размахивать руками, угрожать, дразнить и обзывать, употреблять бранные слова, допускать обидные высказывания, проявлять неуважение и занимать «кухонный уголок» вне обеденного перерыва больше, чем на 15 минут.

Собственно пожелания руководства понятны и вполне приемлемы, тем более издание подобного приказа подтверждает, что такие нарушения в коллективе имеют место быть.

Начнем с запрета на агрессию

Зигмунд Фрейд, который посвятил свою жизнь изучению глубинных пластов человеческой натуры, в своей работе «Недовольство культурой» писал: «Человек не является мягким и любящем существом, которое в лучшем случае способно на защиту от нападения. Нужно считаться с тем, что к его влечениям примешивается большая доля агрессивности. Поэтому ближний является для него не только возможным помощником; всегда есть искушение сделать ближнего своего средством удовлетворения агрессивности, воспользоваться его рабочей силой без вознаграждения, использовать, не спрашивая согласия, лишить имущества, унизить, причинить боль.

При благоприятных обстоятельствах, когда устранены психологические силы, обычно ее сдерживающие, агрессивность проявляется спонтанно, спадает покров, скрывающий в человеке дикого зверя, которому чужда пощада к представителям собственного рода».

За эту свою статью Фрейд испытал множество нападок и обвинений в клевете и непристойностях со стороны тех, кому пришлась не по вкусу откровенность, с которой он обнародовал неприглядную сторону человеческой натуры. Оправданием для ученого, служат слова Карла Юнга — «Только великий идеалист, способен посвятить свою жизнь расчистке таких залежей грязи».

То, что агрессивность была в глубокой древности необходимым средством для выживания, уже давно любители истины не ведут споров. Чтобы выжить, нашим далеким предкам было просто необходимо иметь проявление силы в виде агрессивности. Современный мир стал куда более цивилизованным и относительно безопасным по сравнению с тем, что было еще несколько сотен и даже тысяч лет назад. Но до сих пор в нем продолжают жить люди с точно такими же неприглядными склонностями и страстями, что и много лет назад. Это связано с тем, что физиологически человеческий организм остался прежним, и все его функции регулируются на гормональном уровне, который не подвергся за столь долгое время значительным эволюционным изменениям.

То, что агрессивность до сих пор есть «неприглядная часть человеческой натуры» это понятно, больше всего интересен вопрос «о благоприятных условиях ее проявления». Какие силы способны сдерживать агрессивность, а какие условия срывают с нее покров и превращают человека в первобытного зверя?

У Фрейда есть ответ и на этот вопрос. Он писал, что регулирующие функции разума могут быть приведены в хаотическое состояние актами «подавления», то есть неискренностью индивида с самим собой. Открыв неисчерпаемое и мощное царство подсознания, эту срытую от всех подводную часть айсберга человеческой натуры, которое он назвал — «id», Фрейд утверждал, что именно бурлящие в подсознании инстинктивные стремления являются источником порывов и страстей человеческих. Они ищут выхода для реализации, но «ego» стоящее на пороге сознания и выступающее как посредник между желаниями и внешним миром, осознает запреты общества, не позволяющие выразить конкретное желание в той форме, в какой желает темная часть человеческого естества, и подавляет это желание.

Но подавляемое желание ищет выхода и проявляется в другой форме, которая по сути своей становится защитным психологическим способом проявления нереализованного желания — реакцией смещения. Реакция смещения — это вымещение своего разочарования от не сбывшихся желаний на другом объекте, если тот объект, на который направлено основное желание, находится в «зоне недоступности». Желание трансформируется в проявление недовольства, которое сопровождается агрессией. Исполнения настоящего желания нет, но разрядка нервного напряжения есть.

К примеру — просит сотрудник повысить ему зарплату и получает отказ в обидной и уничижающей для себя форме, он возвращается в свой отдел и, как там, в приказе по деловой этике, — допускает «обидные высказывания» в адрес коллеги. Зигмунд Фрейд, бесспорно, был гением анализа!

Возникает вопрос — почему люди снимают нервное напряжение, испытывая состояние стресса, не одинаковым способом? Ответ очень прост — потому, что все люди разные как по темпераменту, так и по складу характера. С этим утверждением никто спорить не будет. Трудно даже представить себе, до какой степени каждый человек индивидуален и уникален.

Если взять рабочий коллектив, то главный вектор направленности межличностных отношений между сотрудниками одного коллектива должен быть единым — соблюдение правил делового общения и трудовой дисциплины. Однако это далеко не так. Индивидуальные особенности каждого человека проявляются всегда и везде. Во всех отношениях с другими людьми у каждого человека есть свои привычные и устойчивые ритуалы общения, можно даже сказать — свой стиль. Кто-то напорист и идет напролом, кто-то деликатен, вежлив и застенчив.

В определение понятия индивидуальности самый значительный вклад внес швейцарский психолог Карл Юнг, разделив все человечество на две большие группы — экстраверты и интроверты. Основное отличие этих групп в том, что экстраверты ориентируются на объективные условия и требования, исходящие из внешней среды. Они живут принципами и нормами поведения, принятыми в социуме и чаще всего экстраверты подчеркнуто, а порой и демонстративно деловиты и активны. Интроверты же, ориентируются на свой внутренний мир и свои ценности, и с этой позиции рассматривают и оценивают внешний мир.

При общении двух подобных индивидов, с ярко выраженными противоположными взглядами на мир, неизменно возникают разногласия, как по поводу манеры общения, так и по поводу методов привлечения другого к своему видению решения возникшей проблемы любого вида, включая и проблемы делового характера. Очень сложно порой протекает процесс взаимной психологической адаптации в коллективах, состоящих из сотрудников хоть и одного профессионального уровня, но различных по принадлежности к психологическому типу.

Какая польза в разделении на группы?

Самая важная и главная — экстраверты в любой проблемной ситуации проявляют активность в желании выяснить все аспекты этой проблемы, высказать свое неудовлетворение действиями противоположной стороны прямо ей в лицо, и одновременно озвучить свое видение решения проблемы. То есть экстраверты любят спорить, доказывать свою правоту, часто бурно жестикулируют, повышают тон голоса, и употребляют сильные выражения.

Интроверты в большинстве своем пытаются тактично достичь соглашения, избегают выяснений отношений, склонны разговаривать сами с собой, и, обсудив проблему в себе, полагают, что поговорили со своим оппонентом, и тот знает его мнение по поводу спорной ситуации. Это связано с одной особенностью интровертов, которая заключается в том, что говорить с собой ему гораздо легче, и аргументы находятся вполне логичные и доводы веские. Говорить же с оппонентом, спорить, доказывать что-то ему сложно, потому что интроверт уверен, что очевидное никаких доказательств не требует! Очевидное и так понятно умному человеку, а глупому и доказывать ничего не стоит!

Деловой мир считает, что экстраверты как раз тот самый тип, который более успешно занимается бизнесом и промышленностью, а удел интровертов — научные и лабораторные разработки, инновации, креативные предложения и бизнес — идеи, которые, к слову сказать, частенько остаются либо не реализованными, либо использованы без его согласия.

Возникает вопрос — кто больше склонен к агрессивному поведению? Бурные, не сдержанные и импульсивные экстраверты или тихие и тактичные интроверты?

Не будем себя обманывать — в равной степени и те, и другие! Только эта агрессивность проявляется не одинаково! Потому и защитная реакция смещения у всех сотрудников разная, может потому и приказ о соблюдении деловой этики так многолик! Хотя все пункты этого приказа, скорее всего, относятся к экстравертам.

Интроверты тоже способны на агрессию, но она у них особая, они строят планы победы над соперником «в уме», то есть не вступают открыто в конфликты, не бросаются в бой с поднятым забралом и с копьем наперевес, а придумывают различные умные ходы и интриги.

Стоит заметить, что сам Карл Юнг считал, что его схема является лишь общей точкой отсчета, и граница между этими большими группами не проходит строго по прямой линии, она довольно расплывчатая и зыбкая. Каждый человек в той или иной мере проявляет как экстравертные, так и интровертные тенденции. Иначе весь мир был бы разделен строго на деловых людей и военных, живущих по уставу, и на философов, поэтов и ученых — исследователей, опирающихся в своих жизненных позициях на чрезвычайно субъективные установки своего внутреннего мира.

Однако в каждом человеке, несмотря на сложность модели его личности, преобладает и порой довольно отчетливо заметна определенная принадлежность к одной из этих групп, а противоположные черты личности выражаются гораздо слабее, но они все-таки есть.Так что не стоит особенно удивляться тому, что любой сотрудник может использовать по мере необходимости разные формы агрессивного поведения.

Особо необходимо заострить внимание на пункте приказа — не занимать пространство «кухонного уголка» больше, чем на 15 минут вне обеденного перерыва.

Значит занимают? Чаи пьют с тортиками? Или кофе? Или просто часто перекусывают — селедочка, сало? Стресс так снимают! Формируют пищевую зависимость!

Вопрос сам по себе напрашивается — как? Во время стресса происходит массированный выброс глюкозы в кровь. Это является сигналом для запуска адаптивной реакции, организм командует: «отпугивай, сражайся или беги!». Это защитная реакция на любую внешнюю угрозу, как бы она не проявлялась. Но в современном мире человек не всегда готов сражаться и тем более бежать «сломя голову» от опасности, которая не грозит ему лишением жизни. Лучше переждать бурю начальственного гнева или игнорировать неделикатные замечания коллеги. Так что выброс глюкозы происходит напрасно и остается невостребованным, но для ее переработки в кровь одновременно поступает большое количество инсулина.

Быстрая утилизации глюкозы, и резкое падение сахара в крови приводят к появлению острого чувства голода. Сотрудника, получившего негативное воздействие со стороны руководства или коллеги по цеху, и не желающего отвечать на хамство и невоздержанность агрессора, с неодолимой силой притягивает заветный кухонный уголок. Если в коллективе постоянно нарушается деловая этика общения и сотрудники работают в состоянии хронического стресса, то тяга в заветный уголок реализуется в виде употребления жирного и сладкого. Чаще всего в виде тортика с масляным кремом. Это и понятно — переваривание жира погружает человека в полусонное состояние, когда никакие раздражающие факторы уже не страшны, а сладкое повышает настроение. Реакция смещения, да еще и какого смещения — сладкого и очень вкусного.

Замечательно! Если бы не одна проблема — заедать стресс довольно опасно! Это формирует настоящую зависимость, со всеми негативными последствиями. Пища становиться своеобразным «наркотиком» со всеми последующими признаками зависимости от него: сначала удовольствие и снятие нервного напряжения, а в последующем «ломка» при несоблюдении привычного ритуала, или попытки его отмены. Самый настоящий абстинентный синдром с разнообразными вегетативными реакциями.

Выводы

Признать необходимо, что агрессивность есть проявление темной стороны личности и присуща каждому индивиду.
В рабочих коллективах агрессивность по отношению к коллегам, равных в своих правах и, в своих обязанностях, чаще всего является реакцией смещения и разрядки нервного напряжения, вызванного подавлением своих желаний, которые к коллективу никакого отношения не имеют.

Реакция смещения — это автоматическая форма снятия напряжения и часто сопровождается отключением регулирующей функции разума, то есть она бессознательна и автоматизирована.

Что делать?

Научиться включать свой разум в каждом случае подавления или невозможности исполнить свое желание, то есть заниматься познанием самого себя и волевым регулированием своих бессознательных реакций.

Тренировать свою стрессоустойчивость — активно и сознательно.

По отношению к коллегам, которые склонны снимать свое нервное напряжение в коллективе выстроить для себя точную картину его агрессивных приемов, то есть определить — кто и на что способен.

Создать для себя действенные меры противостояния агрессивности своих коллег, соответственно их стандартным способам разрядки. К примеру — агрессор любит разряжаться на повышенных тонах — начинает «митинговать» в группе, размахивать руками и всех критиковать. Не вступать с ним в пререкания, не поддерживать его, а представить себе, что перед вами гномик, которого можно откинуть из своего психологического пространства простым дуновением сквозняка. Игнорирование такого вербального агрессора быстро сведет на нет его желание — разряжаться в коллективе таким оригинальным способом.

Отдельно о кухонном уголке — чтобы не получить пищевую зависимость от жирного и сладкого можно поддержать себя, подняв уровень гормона серотонина, который называют «гормоном хорошего настроения». Для этого организму необходима аминокислота триптофан, которая в большом количестве содержится в орехах, молоке, особенно в сыре, в мясе домашних птиц. Брать из дома для себя полезный перекус!

Фото: pixabay.com


Текст участник Летнего конкурса статей «Менеджмент-2019»

Расскажите коллегам:
Комментарии
Начальник участка, Москва

Валентина, спасибо серьезный уровень как темы так и ее изложения. Полностью согласен с Вами в части выводов. В части волевого подавления своих бессознательных реакций не совсем солидарен с Вами. 
С одной стороны бесконтрольный выплеск эмоций приносит проблемы с внешним окружением.
С другой контролируя эмоциональные выплески мы существует риск оставить очаг возбуждения в мозге который заблокирует другие акты в нашей нервной системе. И потом это вылезет в виде болячек, нелепых ситуаций и прочих неудач.
Нужно как то утилизировать (сливать на общественно полезную деятельность это возбуждение) животные программы поведения. Это целая область знаний которая не культивируется вообще. 

Консультант, Москва
Алексей Уланов пишет:
В части волевого подавления своих бессознательных реакций не совсем солидарен с Вами. 

В этом заключении вы правы. З.Фрейд кроме защитной реакции смещения для снятия нервного напряжения, указывал еще и на  вполне осознанную форму использования  отрицательной энегрии, которую назвал - сублимация. Если реакция смещения - это бессознательная  разрядка в  ближайшем окружении, чаще всего на более слабых его членах,  то сублимация - это осозннанное перераспределение негативной энергии  на вполне  позитивные деяние. Не сливать свою негативную энергию на окружающих, а пойти в спортзал, или пробежаться в  медленном темпе  по коридору своей компании , или включиться  с полной отдачей в трудовые будни.

Менеджер, Симферополь

Полезная статья! О многом поговорили - о человеческой натуре, психологических типах и даже пищевой зависимости. А был вопрос - делать то что? Регламентировать неформальное общение или нет?

Консультант, Москва
Николай Снежинский пишет:
А был вопрос - делать то что? Регламентировать неформальное общение или нет?

Вообще -то тема возникла как расширенный комментарий на приказ, запрещающий проявление агрессии в коллективах, я уже писала об этом вначале статьи. 

Неформальное общение - это не агрессивное поведение,    это понятие  предпологает общение на равных, не разделяя собеседников по занимаемым должностям в компании,  и часто используется на корпоративных вечеринках и фуршетах, когда рядовой сотрудник или сотрудница могут подойти и  без условностей пообщаться с руководителнм отдела или даже с генеральным деректором. Естественно, в рамках    манер приличных, можно даже сказать светских.    

Вот насчет регламента  в рабочем, деловом  общении - этот  вопрос по существу темы. Действительно - нужно ли с битой в руке насаждать в коллективе моральный климат - приказ, наказание за нарушения и тд. и тп.... или что-то иное необходимо? И как это что-то иное организовать? Ваше видение  решения этой проблемы, пожалуйста! 

Менеджер, Симферополь

Есть ещё один незатронутый в статье аспект - человек социальное существо и обьединяется в группы себе подобных. И если для примера - неформальные лидеры в коллективе - проявляют агрессию к коллегам и руководству (во втором случае, возможно, заслуженно), то мера - регламент - может быть оправдана. Если в коллективе нет явных негативных лидеров - то нет!

Консультант, Москва
Николай Снежинский пишет:
Есть ещё один незатронутый в статье аспект - человек социальное существо и обьединяется в группы себе подобных. И если для примера - неформальные лидеры в коллективе - проявляют агрессию к коллегам и руководству (во втором случае, возможно, заслуженно), то мера - регламент - может быть оправдана. Если в коллективе нет явных негативных лидеров - то нет!

Да, конечно, человек существо социальное и  потому в больщих коллективах часто образуются подгруппы  по разным  интересам, и личность, задающая тон общению в этих подгруппах,    становиться неформальным лидером. Насчет выраженной  агрессии такого лидера к своим коллегам, скорее вопрос надуманный, вряд ли коллектив будет терпеть подобную анрессию и  признавать лидерство неформала. Он  скорее может увлечь  свою группу  негативным настроем против  перекосов в организации бизнес - процессов.

А  регламент делового общения - это сколее от формального лидера, то есть от менеджера  среднего звена, который  является руководителем вверенного ему коллектива и в его обязанности входит  поддерживать  соблюдение норм делового общения на должном уровне.

Многие формальные лидеры прибегают к помощи лидеров неформальных для управления коллективом в смысле поддержания трудовой дисциплины  и настроя на качественное выполнение своих функциональных обязанностей.    

Генеральный директор, Нижний Новгород
Валентина Путилина пишет:
Зигмунд Фрейд, ... писал: «...Нужно считаться с тем, что к его влечениям примешивается большая доля агрессивности.

Ради этой замечательной публикации (+1, автору большое спасибо за котрытие темы) решил "распоковать" себя на некоторое время (причины "упаковки" - не отвлекаться, чтобы завершить одну большую работу, но эта работа  - как раз по теме статьи). Но только выскажу свое иное мнение по некоторым тезисам статьи, не отвечая на критику, сори. 

По тезису, Фрейд - хотя и авторитет, мог ошибаться, как любой человек. Агресиия, гнев не появляются на пустом месте. Для этого должны быть причины (препятствие в достижении цели, к примеру). То есть самстоятельного влечения к агрессии - полагаю,  не существует. Да есть потребности, неудовлетворение какой-то потребности может привести к раздражению, гневу, ярости, но нет потребности в агрессии. 

Генеральный директор, Нижний Новгород
Валентина Путилина пишет:
То, что агрессивность была в глубокой древности необходимым средством для выживания, ...Современный мир стал куда более цивилизованным и относительно безопасным ... Но до сих пор в нем продолжают жить люди с точно такими же неприглядными склонностями и страстями, что и много лет назад. 

Здесь два для меня спорных тезиса, излагаю свое иное мнение:

1. Агрессивность, эмоция гнева - проявлются у каждого  без исключения, не только у людей с неприглядными страстями. Например, когда человек находится в грудном возрасте и очень хочется кушать (гнев младенца  координирует поведение кормящей матери). 

2. И действительно, со временем у человека ожет возникнуть привычка быть агрессивным чаще других. Привычка, развитие которой происходит, если для этого есть подходящие условия.

Консультант, Москва
Владимир Токарев пишет:
По тезису, Фрейд - хотя и авторитет, мог ошибаться, как любой человек. Агресиия, гнев не появляются на пустом месте. Для этого должны быть причины (препятствие в достижении цели, к примеру). То есть самстоятельного влечения к агрессии - полагаю,  не существует. Да есть потребности, неудовлетворение какой-то потребности может привести к раздражению, гневу, ярости, но нет потребности в агрессии. 

Конечно  вы правы самостоятельного, то есть беспричинного  влечения к агрессии у человека не  существует. Нужен повод, нужна причина чтобы дремлющая в каждом агрессивность активизировалась.  Нужен выброс гармонов гнева.  ярости и злобы   - норадреналин, кортизол  и тестостерон! Вот три кита на которых  опирается агрессия!  

А насчт З.Фрейда  повторюсь для его реабилитации в ваших глазах.: 

"У Фрейда есть ответ и на этот вопрос. Он писал, что регулирующие функции разума могут быть приведены в хаотическое состояние актами «подавления», то есть неискренностью индивида с самим собой. Открыв неисчерпаемое и мощное царство подсознания, эту срытую от всех подводную часть айсберга человеческой натуры, которое он назвал — «id», Фрейд утверждал, что именно бурлящие в подсознании инстинктивные стремления являются источником порывов и страстей человеческих. Они ищут выхода для реализации, но «ego» стоящее на пороге сознания и выступающее как посредник между желаниями и внешним миром, осознает запреты общества, не позволяющие выразить конкретное желание в той форме, в какой желает темная часть человеческого естества, и подавляет это желание."

Вот и причина агрессивности - нереализованные желания и потребности. Зигмунд Фрейд с Вами  в одной  "упряжке"! 

Генеральный директор, Нижний Новгород
Валентина Путилина пишет:
Какие силы способны сдерживать агрессивность, а какие условия срывают с нее покров и превращают человека в первобытного зверя?

Здесь, возможно, я чуть опережаю своим иным мнением выводы автора - полагая, что сдерживать агрессию - вредно, нужно просто понять как она работает (в частности, понять, что агрессия разививается (свой ЖЦ) - потому легче поймать ее развитие в начале, Агрессия, как проявление гнева, имеет свои причины. Гнев, чаще всего для взрослого человека  - вторичная эмоция - возникает как результат другой эмоции - зависти, ревности, обиды, оскорбления и т.д. - в таких случаях нужно "потратить энергию" - на борьбу с этими первичными эмоциями по известным сегодня в научной среде психологов  и не только методам и алгоритмам.

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
Все дискуссии
HR-новости
Исследование: чего ждут российские IT-специалисты от работодателей

Половина сотрудников в IT мечтают о гибриде, но большинство опрошенных вынуждены работать в офисе.

Предлагаемые в России зарплаты выросли на 25% за год

Быстрее всего зарплаты в 2024 году росли у водителей, сварщиков и промоутеров — в 1,5–2 раза.

90% работодателей готовы нанимать неопытных специалистов

Представители бизнеса считают, что перспективные кандидаты, готовые к обучению, могут стать настоящим активом для компании.

Половина россиян оказалась в состоянии выгорания к концу 2024 года

Наиболее распространенные симптомы выгорания — постоянное чувство усталости и раздражительность.