«Вставай!/ Иди!/ Гудок зовет, и мы приходим на завод. / Народа – уйма, целая тысяча двести. /Чего один не сделает – сделаем вместе», – писал в разгар индустриализации Владимир Маяковский. Прошел без малого век. Ценности изменились. Какой должна быть кадровая политика современного производственного предприятия? Обсуждаем тему с заместителем директора департамента управления персоналом «Объединенной судостроительной корпорации» Мариной Данильченко.
Executive.ru: Удовлетворяет ли корпорацию качество подготовки рабочих, которые приходят к вам из профессиональных училищ?
Марина Данильченко: Сейчас ПТУ нет, они переформатированы в колледжи. Выпускникам технических колледжей не хватает, прежде всего, практических навыков. Во-первых, теоретическую часть в колледжах преподают люди, которые уже по большей части отстали от современных технологий. Во-вторых, существующая в колледжах производственная база в основном устарела, она отличается от той базы, которая есть на наших предприятиях.
Executive.ru: Как вы решаете эту проблему?
М.Д.: Обучаем рабочих в собственных учебных центрах. Те, которые прошли обучение в этих центрах, имеют все навыки и знания для работы внутри компании. Они готовы сразу к работе, поскольку получают и теоретическое образование, и практические навыки, работая с наставниками на производстве. Во время учебы они получают и стипендию, и заработную плату.
Executive.ru: Сколько учебных центров работает в корпорации?
М.Д.: Основные предприятия корпорации расположены в Санкт-Петербурге, Северодвинске, Мурманске, на Дальнем Востоке и в Астрахани. На основных производственных предприятиях в этих городах существуют собственные учебные центры для подготовки и переподготовки производственного персонала.
Executive.ru: Кто преподает в этих центрах?
М.Д.: Штатные преподаватели и сотрудники, которые работают на производстве. Мы привлекаем квалифицированных мастеров обучения, в том числе людей пенсионного и предпенсионного возраста, лучших специалистов отрасли через создание системы льгот и высокой оплаты труда по результатам обучения. Они досконально знают все особенности производственной деятельности, и мы уверены в качестве их работы.
Executive.ru: Как вы готовите работников более высокого уровня – например, инженеров?
М.Д.: Помимо производственных предприятий, в состав нашей корпорации входят конструкторские бюро. В эти подразделения мы принимаем людей, которые окончили профильные высшие учебные заведения. Когда молодые специалисты приходят на работу в бюро, то получают все необходимые знания, опыт и навыки. Их карьера развивается внутри корпорации, при этом они могут переходить из одного бюро в другое, сохраняя принадлежность к отрасли – в бюро мы берем специалистов только из судостроения.
Executive.ru: Как вы планируете потребность в инженерах и рабочих?
М.Д.: Мы действуем в рамках единой системы отраслевого заказа. Собираем и анализируем информацию о кадровой потребности предприятий. Данные собираются по специальностям и направлениям. Эта работа позволяет определять зоны возможного дефицита, прогнозировать, представителей каких специальностей надо готовить. Кроме того, в рамках этой программы мы ведем мониторинг качества и контролируем исполнение образовательного заказа.
Executive.ru: Студент заранее знает, как будет развиваться его карьера после окончания вуза?
М.Д.: У нас сохранилась эффективная система взаимодействия завода и вуза – ВТУЗ. Когда студент решает, что он пойдет учиться в наш профильный институт в Северодвинске, он заключает трудовой договор с предприятием и параллельно зачисляется на первый курс Северодвинского филиала Северного (Арктического) федерального университета имени Ломоносова. Став сотрудником предприятия, он получает заработную плату – гарантированные 13 тыс. рублей. Часть рабочего дня он работает, а часть времени проводит непосредственно в университете. Студент с первого курса находится на предприятии и представляет себе его специфику. На старших курсах он работает только на предприятии, проходя производственную практику. В процессе обучения он получает ясное понимание того, кем он будет работать на предприятии после получения диплома. При этом начинает он с получения рабочей специальности, с низовых должностей. Такая система отлично зарекомендовала себя.
Объединенная судостроительная корпорация контролирует 80% судостроительной отрасли России. В корпорации работает около 85 тыс. человек. Производственные предприятия и конструкторские бюро расположены в четырех регионах: западном (Москва, Санкт-Петербург, Калининград, Нижний Новгород), северном (Северодвинск, Мурманск), дальневосточном (Владивосток, Хабаровск), южном (Астрахань, Новороссийск, Темрюк, Туапсе). Корпорация производит продукцию гражданского – буровые платформы, шельфовую технику, специализированные суда ледового класса для освоения Арктики, суда для работы на внутренних водных путях – и военного назначения.
Executive.ru: Какие специальности на сегодня самые дефицитные?
М.Д.: Рабочие, имеющие высокий (пятый, шестой) разряд: сварщики, станочники, мастера по обработке металла. На этих специалистов спрос очень большой. За тех же станочников и сварщиков мы конкурируем с предприятиями из других профессиональных областей. Также есть нехватка производственных инженеров и технологов, которые готовы разбираться в специфике судостроительной деятельности. В этой сфере работают либо специалисты старшего поколения, сумевшие выжить в сложные времена 1990-х, либо молодые выпускники вузов, не обладающие достаточным опытом. Инженеров и рабочих 30-45 лет очень мало. Данный средний слой просто вымыт, и нам приходится восполнять эти потери.
Executive.ru: Как именно вы это делаете?
М.Д.: Корпорация разрабатывает и внедряет программы, предусматривающие привлечение и закрепление в отрасли талантливой молодежи. Удерживаем молодых сотрудников возможностью карьерного роста. На многих предприятиях есть советы молодых специалистов, которые помогают молодым сотрудникам расти профессионально и карьерно. Кадровый резерв вырастает через эти советы. Мы сейчас очень плотно работаем над тем, чтобы заинтересовывать молодых специалистов жильем. Я недавно вернулась из Мурманска, где расположен Судоремонтный завод «Нерпа». В 2014 году они пригласили на предприятие 13 молодых специалистов, которые окончили обучение по специальностям кораблестроения. Им предложили работу, места в общежитии. На предприятиях Северодвинска строится жилье, которое, в первую очередь, мы предлагаем молодым семьям. Человек, придя на предприятие, некоторое время должен поработать, чтобы показать профессионализм и желание трудиться здесь дальше. Только после этого мы готовы обеспечить его жильем.
Executive.ru: Вам действительно удастся преодолеть поколенческий разрыв между специалистами предпенсионного возраста и молодыми, но неопытными работниками?
М.Д.: В этой теме есть множество аспектов. На многих предприятиях сохраняется старое оборудование. Как его обслуживать, знают только люди старшего поколения. Если на завод приходит новое оборудование, нам проще привлекать к работе на нем молодежь. При этом есть проблема, которая редко обсуждается, но тем не менее существует: старшее поколение не очень охотно делится знаниями. Эту проблему мы решаем через механизм наставничества. Таким образом, негативный эффект от отсутствия специалистов средних лет компенсируется технологическим обновлением: молодым интересно работать на новом оборудовании, и мы, зная это, строим программу учебных центров таким образом, чтобы человек имел представление о работе станков разного поколения. В свою очередь в конструкторские бюро молодые идут более охотно, их привлекают инженерные должности, где есть интересная, творческая работа, которая хорошо оплачивается.
Executive.ru: Распространена ли в компании миграция? Переезжают ли специалисты в рамках корпорации из одного региона в другой?
М.Д.: Да. Это приветствуется. Судостроители часто мигрируют между предприятиями: у нас очень длинный цикл производства, и, если на каком-то предприятии работники не востребованы, мы приглашаем их поработать на других своих заводах. У нас много предприятий в Санкт-Петербурге: там более конкурентный рынок и сложнее найти персонал. В Северодвинске у корпорации три предприятия, они обмениваются персоналом друг с другом. На Дальний Восток в силу специфики региона привлекать специалистов очень сложно. В Астраханской области очень узкий рынок: там работает несколько наших предприятий, и взять специалистов практически неоткуда.
Executive.ru: Есть ли в корпорации конструкторы будущего, футурологи, представляющие, как должны выглядеть корабли XXI века?
М.Д.: Футурологов нет, но мы участвуем в мировом чемпионате сквозных рабочих профессий World Skills – к нему присоединилась и Россия. В конце октября – в начале ноября 2014 года в Екатеринбурге прошел первый Национальный чемпионат сквозных рабочих профессий высокотехнологичных отраслей промышленности World Skills Hi-Tech. На этом чемпионате Агентство стратегических инициатив провело форсайт-сессию по моделированию профессий будущего. Мы пытались заглянуть в 2035 год и определили, что рабочий класс никуда не денется, но очень сильно трансформируется. Это будет что-то среднее между рабочим и инженером. При этом множество простых операций будут выполнять роботизированные комплексы, а не люди.
Executive.ru: Используется ли в корпорации система грейдов?
М.Д.: Грейдов как таковых нет. У нас сохранилась классическая советская система: разряды у рабочих, категории у инженерно-технических специалистов плюс система премирования. На этой основе и строится доход работников. Тем не менее, мы будем вводить грейдинг, пересматривая систему оплаты труда в 2015-2016 годах. Сейчас анализируем, как это сделать, чтобы не навредить отлаженным производственным процессам. Будем опираться на лучший мировой и отечественный опыт.
Executive.ru: Какая проблема для вас сегодня является «Проблемой номер один»?
М.Д.: Привлечение рабочего персонала. Мы с коллегами в рамках World Skills Hi-Tech обменялись мнениями и пришли к пониманию, что это – главная проблема для всех крупных производственных компаний. Начинать ее решение надо даже не со школы, а с детского сада: нужно элементарно выпускать конструкторы, чтобы дети имели возможность создавать модели собственными руками. В школах Северодвинска действует муниципальная программа «Профориентация детей и молодежи в Северодвинске для кадрового обеспечения судостроительного кластера на 2013-2015 годы». В рамках этой программы проводятся технические конференции и олимпиады для школьников. Мы формируем механизм мотивации педагогов общеобразовательных школ, преподающих предметы, критичные для будущего выбора профильных судостроительных специальностей – есть система грантов для участников и победителей конкурса учителей физики. Нужно менять образ профессии. Нужно объяснять, что быть рабочим – престижно и выгодно: квалифицированный рабочий на нашем предприятии в Санкт-Петербурге в среднем получает 50-60 тыс. рублей в месяц. Это интересная и почетная работа, за которую людям дают не только премии, но и государственные награды.
''Человек, придя на предприятие, некоторое время должен поработать, чтобы показать профессионализм и желание трудиться здесь дальше. Только после этого мы готовы обеспечить его жильем.''
Начните с того , что постойте жильё , хотя бы на уровне
благоустроенного семейного общежития...и к вам поедут
сварщики из Украины и Приднестровья...
Гданьские судоверфи автобусами возили сварщиков из
Украины , поселяя их в гостиннице...
''квалифицированный рабочий на нашем предприятии в Санкт-Петербурге в среднем получает 50-60 тыс. рублей в месяц.''
Гос предприятия это что то.
Рабочий получает 60 (причем возможно это только начисления и с премией), предположительно инженер получает 70-80, и это за высоко интеллектуальную работу сопряженную с огромной ответственностью.
Пока инженер не будет получать зарплату пропорционально ответственности и работе, все эти красивые слова про подготовку и советы молодежи - фарс и благодатная среда для бездельников.
А рабочих можно заменить и роботами, в итоге дешевле выйдет.
Зато в Совете директоров у ''ОСК'' нет проблем с кадрами. Ну очень серьёзные мужчины подобрались (замминистры, помощники президента, руководители Газпрома, Роснефти, Внешэкономбанка, Росатома...)
Здесь полный список: http://www.oaoosk.ru/board.html
А Вы ещё спрашиваете: ''Есть ли в корпорации конструкторы будущего, футурологи?'' - Конечно, есть!
Вы только всмотритесь в эти лица, вчитайтесь в перечень их регалий. Разве при столь мудром попечительстве не обеспечено корпорации грядущее процветание?
Правда, пока есть отдельные временные трудности:
Растут долги и инвестиции (а отдача на инвестиции - никакая), в 2012 году - убыток, в 2013 году - убыток...
Годовой отчёт за 2013 год здесь: http://www.oaoosk.ru/docs/god_otchet_emitent/2013/report_2013.pdf
Но это пустяки. Вот только найдём хороших сварщиков - и заживём.
А за 800 евро, почёт и государственные награды... да к нам они со всей Европы косяками попрут!
В годовом отчёте за 2013 год обратите внимание на ''Структуру выручки'' (от основной деятельности, я так понимаю) и ''Структуру прочих доходов'' - см. страницу 63. Так вот:
Выручка (валовая) - 4 млрд.руб.
Доходы от... продажи валюты - 1,9 млрд.руб. (!)
Может, ну их, этих сварщиков, рабочих, инженеров... и все эти кораблики? - Одни убытки от них.
Может имеет смысл специализироваться на валютных спекуляциях?
Статья вымученная какая то , для освоения бюджета отдела по связям с общественностью
Хочется чтобы у России был сильный флот, а это невозможно без собственного развитого производства. Очень хочется увидеть цифры, отличные от 13!!!! Человек, принятых на работу и обеспеченных.... общежитием!!!! Какое-то грустное настроение сразу становится. Хотя бы не писали цифру.... Просто принято на работу на ....% больше чем в прошлом году и обеспечены жильем. Ну как обычно в отчетах у нас в стране пишут:-) . И интересно, почему мы половину мистраля сами сварили, а оставшуюся половину - несмогли? Почему? А теперь как мы ее вернем? Подарим? Почему вообще Франция!!!!! Строит для России какие-то вертолетоносцы? Может быть из-за просчетов в государственной политике по управлению, в том числе привлечению персонала в ОСК в том числе? Конструктора во Франции, США, британии тоже в общежитиях живут. Китай чётко понимает что такое квалифицированный персонал, а мы? Надеемся на экономическое чудо? Программу 500 дней забыли? Тогда срочно открывайте институт волшебной палочки:-)
http://www.rg.ru/2008/08/12/korea-suda.html
Цитата: ''Сейчас (прим. - в 2008 году) средняя зарплата на ''Хендэ Хэви Индастриз'' (прим. - корейская компания, мировой лидер в судостроении) составляет около пяти тысяч долларов в месяц. Выпускник университета, придя на производство, получает около трех с половиной тысяч долларов. Что очень неплохо по корейским меркам. Рабочие же в основной массе своей зарабатывают не меньше инженеров. Кроме того, ежегодно зарплата повышается в среднем на 8-10 процентов.''
Поэтому можно учить детей играть с конструктором, вводить грейдинг на предприятии, принимать участие в мировом чемпионате сквозных рабочих профессий, и т.п. Но если у вас уровень оплаты рабочих и инженеров в несколько раз ниже, чем в соседних странах - самые квалифицированные и активные будут работать там.
На современных предприятиях есть ещё и социальные льготы, условия для роста и развития. А у нас как? У нас - разряды:-) :-) и общежитие. Ответственности у руководства госмонополий за явные просчеты нет. Зато зарплаты выше некуда. За что? В Китае если руководитель допустил убыток, то в лучшем случае он никогда не будет больше руководить госкомпанией, а в худшем (длянего , а не для страны) - публичный расстрел. А перед этим заставят извиниться перед народом.
На мой взгляд - если руководитель нанес ущерб государству, то пусть отработает, только не на руководящей должности (руководить то он не умеет), а на низко квалифицированной работе. Вот это для таких людей будет самым страшным, пострашнее расстрела. И примеров таких руководителей в РФ я думаю много можно привести.