Российский бизнес замер в ожидании - дальше все будет хуже или намного хуже? Причиной неутешительных показателей 2014 года стали сразу несколько негативных факторов, в том числе экономические санкции, колебания курсов валют и нарастающая рецессия. В результате все волнуются, экономят и особенно тщательно изучают прогнозы на будущий год. Об антикризисной практике «Орифлэйм» рассказывает HR-директор «Орифлэйм» в СНГ Клара Бодин.
Клара Бодин родилась в 1977 году в Швеции. В 2002 году закончила Uppsala University в Швеции по специальности «Международный бизнес с изучением русского языка и Восточной Европы». Начала карьеру в 2002 году в должности рыночного консультанта в Шведском Торговой Совете. В 2004 году пришла в шведскую компанию Realcom Ukraine на позицию менеджера по набору персонала. В 2005 году основала свой бизнес – агентство по набору персонала, которое впоследствии стало одним из самых успешных в Украине. За эти достижения Клара награждена шведским бизнес-журналом Veckans Affarer как самый успешный швед, работающий за границей в 2011 году. В этом же году Клара продала свою компанию и заняла должность директора по развитию бизнеса в крупной международной компании по лицензированию Plus Licens AB. В 2012 году присоединилась к команде «Орифлэйм» и была назначена на должность HR Project Manager for Oriflame CIS. В 2013 году получила повышение и стала региональным HR-директором «Орифлэйм» в СНГ.
Executive.ru: Расскажите о задачах, которые вы сейчас решаете?
Клара Бодин: Как и любой HR-директор, я отвечаю за стратегию компании на весь регион СНГ. Мы с коллегами оцениваем долгосрочные планы развития «Орифлэйм» в контексте HR на глобальном уровне, а также рассматриваем различные варианты реализации наших инициатив в регионе СНГ. Самое большое количество сотрудников здесь сосредоточено в России, Украине, Казахстане и Белоруссии.
Работа с персоналом разделяется на три основные части: развитие людей, управление талантами, вознаграждение и мотивация. Эти три блока реализуются как на глобальном уровне, так и уровне регионов. В последнем случае к каждому направлению добавляются региональные инициативы.
Executive.ru: Какая глобальная цель стоит перед вами?
К.Б.: Основная задача HR – привлекать, подбирать и удерживать exceptional people, то есть исключительных людей, обладающих высокой мотивацией и способных эффективно работать.
Executive.ru: Исключительные люди для вас – какие они?
К.Б.: В первую очередь, они обладают высокой отдачей. В «Орифлэйм» есть три ценности: единство, дух и страсть. Нам важны не только результаты, которых достигают сотрудники, но и то, как они это делают. Поэтому мы всеми способами развиваем компетенции сотрудников: уважение друг к другу, способность вдохновлять и быть инновационным, эффективным и предприимчивым. А вот кандидаты, которые будут «идти по головам» и пренебрегать нашими ценностями, долго не задержатся. Не думаю, что здесь мы открываем Америку. Это классика HR, и все компании так или иначе работают с этими аспектами.
Executive.ru: Как вам удается привлекать таких людей?
К.Б.: В «Орифлэйм» подбором сотрудников занимается не только HR. В этом процессе принимает активное участие и линейный менеджмент. Часто это опытные сотрудники с большим стажем работы. Мы ожидаем, что потенциальные сотрудники будут приносить пользу, применяя свои навыки и опыт, но при этом для нас важно поведение кандидата. Это одна из причин, почему компания предпочитает выращивать кадры сама.
Вторая причина – у нас есть несколько специальностей, которых на рынке труда нет. Например, одна из них – планировщик каталога. Другая должность, которая есть только у нас, – территориальный менеджер по продажам. Этот специалист работает с консультантами и обладает множеством компетенций. Если провести параллель с компанией, практикующей классическую модель продаж, то эта должность эквивалентна торговому представителю. Но разница в том, что у последнего есть ряд магазинов, за которые он отвечает, а у нас этот человек работает напрямую с людьми – индивидуальными предпринимателями. Этому специалисту надо быть и тренером, и коучем, и психологом, и вдохновителем, и наставником. Это очень разноплановая работа. Нужно быть и профессиональным, и эмоциональным. Потому что косметический бизнес, прежде всего, основан на эмоциях.
Executive.ru: Получается, что консультанты юридически не являются сотрудниками компании и работой с ними занимается отдельный отдел…
К.Б.: Иногда консультантов и сотрудников нашей компании путают. Это, конечно, большая ошибка. С юридической точки зрения между ними стена. Консультанты компании – это ее партнеры, а не сотрудники. Они – индивидуальные предприниматели, которые ведут свою деятельность сами, и HR «Орифлэйм» с ними не работает.
В регионе СНГ больше миллиона консультантов. Согласитесь, это огромное количество людей и связанных с ними эмоций, проблем и возможностей.
Executive.ru: Для компании по-прежнему характерен принцип семейности? Все ли сотрудники им проникаются?
К.Б.: Мы стараемся поддерживать атмосферу неформальности и практикуем политику открытых дверей. Если ты хочешь, то можешь запросто подойти к генеральному директору и высказать свои идеи. Компания быстро выросла, но нам важно сохранять предпринимательский дух. И если у людей есть инновационные идеи, они могут ими делиться и получать возможность их реализовывать. И людям, конечно, нравится чувствовать, что их мнение имеет значение и вес.
Executive.ru: Если сотрудник не пользуется косметикой «Орифлэйм» – это признак нелояльности?
К.Б.: Мы никого не заставляем это делать. Такая позиция не соответствовала бы нашим ценностям. Тем не менее, в компании есть одно интересное предложение для сотрудников. Каждые три недели с выходом нового каталога любой сотрудник компании, независимо от позиции, может заказать бесплатно два продукта. Плюс к этому также каждый каталог дает возможность заказывать ряд продуктов с хорошей скидкой, в том числе, из линейки самых дорогих позиций. И это тоже мотивирует. Каждый сотрудник – это посол бренда. И если продукция интересна сотруднику, то он будет о ней рассказывать за пределами компании. А если он к ней критически относится или у него есть предложения по созданию новой продукции, то у него есть возможность донести это до центров разработки компании в Стокгольме и Дублине.
Executive.ru: У вас распространена повсеместная практика в кризис сокращать расходы за счет персонала?
К.Б.: Если говорить о том, как вели себя в кризис 2008 года западные компании, то подавляющее большинство из них провело оптимизацию бизнес-процессов, плюс на раннюю пенсию ушло большое количество людей.
Что касается сегодняшнего дня – сейчас у компаний другой фокус. После 2008 года все организации находятся в посткризисном состоянии. Это значит, что, изменяя бизнес-процессы компании, руководство сделало акцент на их оптимизацию, и те сокращения, которые мы сейчас видим, являются вполне закономерной ее частью. С 2008 года у компаний было время подумать об эффективной стратегии, чтобы в следующий раз не впадать в панику и не повторять ошибок. Теперь компании хорошо подготовлены. Кроме того, за прошедшие несколько лет в стратегиях компаний произошли существенные изменения. Большая часть работы автоматизирована. Сейчас потребители размещают заказы онлайн, активно пользуются сервисными пунктами обслуживания и курьерской доставкой, поэтому складские работники или операторы в прежних количествах больше не нужны, так как необходимость в сервисных центрах постепенно отпадает.
По потребности в низкоквалифицированных работниках Россия находится в мировом тренде. Так, в европейских странах сокращения низкоквалифицированных работников идет уже более 15 лет. Всем понятно, что время easy jobs прошло. Даже на заводах сейчас нужны квалифицированные рабочие, умеющие работать на сложном современном оборудовании. И таких специалистов катастрофически не хватает, поэтому предприятия вынуждены их учить сами, открывая собственные учебные центры. К сожалению, университеты не готовят действительно нужных специалистов.
Executive.ru: Почему в век онлайн-маркетинга клиенту не проще заказать продукцию напрямую через интернет с доставкой на дом, избегая посредника в лице консультанта?
К.Б.: Мы считаем, что с увеличением возможности выбора и способов доставки роль человека будет только увеличиваться. В традиционном ритейле бренды конкурируют друг с другом за возможность попасть на полку, а также используют разные способы убеждения покупателей взять именно свой продукт с этой полки. В мире, где нет полок и можно выбрать бесконечное число продуктов, для выбора велика роль общения между людьми и рекомендаций знакомых, друзей, экспертов в выборе того или иного товара. Здесь мы чувствуем себя более чем уверенно. Основа нашего бизнеса – рекомендации и консультации людей. Даже наш онлайн-магазин совмещает в себе прямые продажи. Консультанты могут прийти на сайт и создать там свой магазин со своей уникальной ссылкой и отправлять ее своим клиентам. Его работа становится быстрее и проще, и он по-прежнему получает бонусы.
Executive.ru: А обычного человека туда пустят? Если он просто хочет купить косметику без посредников.
К.Б.: Конечно. Можно зайти и сделать заказ, минуя консультанта, получить его с курьером. В этом случае часть денег все равно будет перечислена консультантам компании. Но мы в первую очередь развиваем работу с консультантами и онлайн-магазин для нас – это именно возможность облегчить жизнь консультантам и дать им дополнительные возможности.
Executive.ru: Кто ваши конкуренты сейчас? Это компании, использующие аналогичную модель продаж, или же бренды того же ценового сегмента, что и «Орифлэйм»?
К.Б.: В первую очередь это компании, продающие косметическую продукцию методом прямых продаж. Но все ритейл-марки в нашем ценовом сегменте также заставляют нас бороться за место в косметичке женщины.
Executive.ru: Косметические пристрастия россиянок меняются? В какую сторону?
К.Б.: В целом серьезных различий между европейскими и российскими запросами нет. Вот отличия между запросами жителей Европы, азиатских стран и Латинской Америки – да, существуют. Например, в Азии большим спросом пользуются средства для отбеливания кожи.
Executive.ru: То есть россиянки больше не наводят полную «боевую раскраску», чтобы спуститься за хлебом?
К.Б.: Декоративной косметикой россиянки, и правда, пользуются больше. В Европе более актуален акцент на уход за кожей.
Клара Бодин: Паникуют сегодня те, кто еще не оптимизировал бизнес-стратегию
О какой оптимизации бизнес-стратегии идёт речь ?
Рядовое завоевание российского рынка за счёт
технологий , рекламы и ''материнского капитала''.
Попробуйте не паникуя ''оптимизировать бизнес-стратегию''
в отсутствии нового оборудования и доступных кредитов....
Рекламная статья и только.
Заглянул в официальную отчетность компании. За последние 12 месяцев выручка по региону СНГ составила 581,4 млн. евро. Если принять эту цифру в качестве прогноза на 2014 год, то по сравнению с 2013 годом продажи в регионе упадут, как минимум, на 16%, а прибыль на 27% (учитывая снижение объемов продаж и девальвацию региональных валют). Не думаю, что бюджетные цифры 2014 года были ниже цифр прошлого года. Принимая во внимание тот факт, что на долю стран СНГ (в основном, конечно, на Россию) приходится не менее 50% всей выручки и прибыли компании, то 2014 будет не таким уж и удачным для Орифлейм. Более того, это может быть серьезным ударом. Вполне возможно, что кому-то в руководстве могут сделать ''ай-яй-яй''. В любом случае, рынок СНГ ( в том числе, конечно, российский) является для данной компании основным. И она будет за него бороться, о чем свидетельствует тренд в ее развитии: компания предпочитает продавать свои активы в других странах и строить новые заводы в Подмосковье, создавая в России, кстати, эти пресловутые ''новые и высокотехнологичные рабочие места''. На фоне того, что многие компании переносят свои производства в Китай это не может не радовать. Таким образом, мне стратегия развития Орифлейм очень импонирует. Как говорится, попутного ветра.
Опять одни бабы страну спасать будут? :)