Сегодня «сумасшедший» и одновременно интересный рабочий день - я организовываю и провожу очередной конкурс презентаций. Участники конкурса - все руководители нашей компании (больше тридцати человек: руководители отделов и подразделений). Полное название конкурса – конкурс презентаций бизнес-книги.
Когда я только начала работать в компании (чуть более года назад), мой руководитель генеральный директор, он же собственник, дал мне задание: сформировать, закупить корпоративную библиотеку, чтобы побудить читать сотрудников компании, прежде всего руководителей, в общем, «привить любовь к чтению». Это понравилось мне по ряду причин: во-первых, далеко ни все собственники осознают важность самообучения, посредством чтения, и, тем более, готовы тратить деньги на приобретение целой библиотеки; во-вторых, я сама очень люблю читать, в том числе профессиональную литературу, и ни секунды не сомневаюсь в пользе чтения; в-третьих, реализация этой задачи полностью согласуется с моей работой (я - директор по обучению и развитию персонала).
Вместе с тем, я прекрасно осознавала, что наличие подборки бизнес-книг, даже самой превосходной, не означает, что все руководители тотчас же начнут записываться в очередь за книгами и «штурмовать» библиотеку. Было очевидно, что из тридцати с лишним руководителей, постоянно читающих, по-прежнему, будет ограниченный круг людей, увлекшихся чтением значительно ранее появления корпоративной библиотеки. Т.е. необходимо было придумать некий побудительный механизм, который заставит читать коллег, занимающих руководящие должности, по крайней мере, с определенной периодичностью. Идея «принуждения» к чтению не очень импонировала ген. директору (он сторонник гуманистических взглядов), но мне удалось убедить его, что иногда «просвещение» и «принуждение» могут идти рука об руку.
Итак, в чем суть мероприятия. Раз в квартал, в течении трех дней, проходит конкурс, на котором каждый руководитель презентуют прочитанную им бизнес-книгу. Формат презентации следующий: печа-куча (придумали японцы, переводится, как «бла-бла-бла») - это рассказ, не пересказ, на тему того, почему полезно прочесть данную книгу; презентация должна длиться чуть менее семи минут, с использованием двадцати слайдов. В одном конкурсном дне принимают участие от десяти до двенадцати участников, соответственно, за три дня все руководители презентуют прочитанную книгу (какую именно книгу презентовать, выбирает сам участник конкурса). Одно из условий – книги не должны совпадать, кроме того, участники одновременно являются и конкурсантами и оценщиками -членами жюри. Каким образом это происходит: каждый участник оценивает всех остальных конкурсантов, за исключением самого себя, используя рейтинговую шкалу, затем все баллы суммируются, формируется общий рейтинг, соответственно определяются финалисты конкурса.
Год назад, когда я сообщила о старте, условиях конкурса и обязательном в нем участие каждого руководителя, далеко ни у всех моих коллег необходимость и «неизбежность» чтения, с последующей презентацией книги, вызвала энтузиазм. Но справедливости ради, надо сказать, что часть сотрудников восприняли это, как возможность поделиться впечатлениями, идеями от прочитанного и отличную возможность потренировать свои ораторские навыки. Важным было то, что генеральный директор и финансовый директор, являясь высшим руководством компании, выразили готовность провести презентацию прочитанных ими книг (они участвуют в каждом конкурсе, по «внеконкурсной программе»). Их личный пример придал значимость и важность нашей «печа-куча».
Сегодня уже четвертый ежеквартальный конкурс, и я с удовольствием могу сказать, что уровень презентаций значительно возрос, диапазон презентуемых книг заметно расширился, конкурс стал по-настоящему популярным событием. Сегодня в его ценности мало кто сомневается, его ждут, готовятся заранее, ведь за два часа можно услышать отлично подготовленные анонсы более десятка книг. На самом деле важно то, что хорошо подготовленная презентация, это не доклад, а диалог, контакт с аудиторией, со своими коллегами, а это дает возможность становится ближе к друг другу…
Гарри Рейнольдс в своей известной книге «Обнаженный оратор» сравнивает презентацию с джазом, где есть место импровизации (лично мне это сравнение очень нравится), но зачастую импровизация должна быть тщательно подготовлена. И в данный момент мне нужно многое сделать: организовать проверку оборудования, еще раз сверить порядок выступлений, убедиться в готовности каждого участника, а кроме того, еще раз подготовится к презентации книги одного из моих любимых авторов Генри Минцберга, ведь я тоже «внеконкурсный» участник конкурса…
Орфография и пунктуация в данном тексте сохранены в том виде, в котором они были предложены автором.
Публикация была написана в рамках конкурса «Один день из
жизни HR-менеджера». Об условиях конкурса здесь.
Источник
изображения: pixabay.com
Очень интересный подход к обучению сотрудников! Хорошее Вы нашли решение к поставленной задаче!)
Удивило и порадовало, что собственник предложил идею с библиотекой, вместо очередного заказного тренинга, и сам участвует в презентациях.
И очень порадовало, что сотрудники так хорошо вовлеклись в процесс.
Терпение русского народа - это благодатная почва для изощренных экспериментов узкой прослойки людей, обладающих властью.
Надо отдать должное руководству данной фирмы...Принудительный конкурс чтецов - это гуманнее, чем, например, принудительной конкурс по сдаче норм ГТО или принудительный конкурс стриптиза...Хорошо и то, что в целях повышения интереса к чтению руководство фирмы не догадалось выдавать зарплату книгами...Но, как говорится, ''нафига козе баян''? Будут ли применяться знания из бизнес-книг в деятельности фирмы? Есть очень сильные сомнения по этому поводу. Ведь даже в случае с данным конкурсом обожающее бизнес-книги руководство не нашло никакого другого варианта популяризировать бизнес-чтение в коллективе, кроме банального способа ''заставить''.
Константин, спасибо за откровенность.
Ваша реакция совпадает с реакцией половины наших руководителей, когда я сообщила о запуске этого конкурса.
Но ''заставить'' - это, если бы, потенциальным участникам было выдвинуто условие - или учавствуешь или депремирование, или какое-либо негативное последствие. Участие 90% руководителей было достигнуто не принуждением, а убеждением, в т.ч. личным примером (моим и руководства). Это важный момент.
Один из основных аргументов (при убеждении) были вопросы: должен ли руководитель заниматься своим саморазвитием? нужно ли руководителю постоянно читать? Будет ли полезна любому руководителю тренировка навыка публичного выступления в условиях ограниченного времени?
Насчет ''применения знаний из бизнес-книг в деятельности фирмы'', лично для меня это чрезвычайно утилитарный подход к пользе чтения. Существует ли способ измерения ''пользы'' прочитанного?
Очень продуктивный подход:
- поощряет саморазвитие сотрудников
- одинаковые знания получают все участники процесса, что неминуемо приведет к применению знаний на практике
- тренирует навык проведения презентаций, очень ценный на сегодняшний день (только можно было бы сократить кол-во слайдов хотя бы до 10)
Браво топменеджменту за то, что сами участвуют в процессе.
Вовлеченность всех руководителей способствует сплочению команды, а чувтво локтя имеет значение в бизнесе.
А сотрудники, уверена, очень благодарны. Им эти знания и навыки еще принесут пользу и в текущей компании и потом кому-то вне ее.
Елена, спасибо огромное. Прочитала с удовольствием.
повезло с генеральным!
интересный подход, спасибо за презентацию:) а бывает что кому то книга не понравилась?:)
Конечно бывает, лично мне, далеко не все презентуемые книги нравятся, некоторые мне хочется прочесть и я их читаю или планирую прочесть, некоторые точно не стану. Конечно на рейтинг участников сильно влияет, в какой степени вызван интерес к данной книге, но также очень влияет сама презентация, подача материала, эмоциональность участника. Но цели и нет - побудить всех читать одни и те же книги, у каждого свои предпочтения.
В принципе неплохо, но мое личное мнение, деловую литературу НЕ НАДО читать с ней НАДО РАБОТАТЬ, если вы не являетесь студентом. Если бы презентация книги состояла в том, что можно сделать в нашей компании, опираясь на приемы, операции и методы изложенные в книге, то польза была бы очевидна, в презентации как построена она у вас (презентации прослушал) как художественная литература, то это чистая профанация... Единственная польза, что тоже неплохо, это тренинги навыков презентации...
Уж простите великодушно, но представленные формы презентации книг - это дебилизация в полный рост.
В компании, видимо, работают не только люди без высшего образования, а даже и дети с отклонениями. В противном случае, чем еще можно объяснить огромное количество бессмысленных картинок и почти полное отсутствие текста?
Как вы можете поощрить своих сотрудников читать, если вы считаете, что их можно заинтересовать только чем-то вроде языка Энштейна? Кстати, не желаете ли опробовать успешную методику привлечения внимания ''сиськи-котики''? Успех собраний у обеих гендерных половин коллектива будет обеспечен на 146%.
И при таких подходах мы еще мечтаем о ''возникшем стремлении к саморазвитию''...
Уточните у генерального, он таки чего конкретно хочет - отработать навыки презентации или привлечь внимание к содержимому книг?
Уже когда-то писала о том, что Московская бизнес-школа рассылала за копеечку прекрасную серию презентаций по иностранным бизнес-книгам. Что-то вроде ''бизнес-бразования за 15 минут''. Сейчас уж не делают, к великому сожалению. Напишите мне в личку сво почту, если хотите получить электронный экземпляр, как пример прекрасного полезного чтения литературы без воды.
Еще пример вспмнила. Работала в Новосибирске. Компания нам организовала тренинг по Джеку Уэлшу. Лектор был совсем ''не фонтан'' (возможно, потому что часто работал с иностранцами и попросту забывал, ''как это есть по-русски''), но вот раздатка у него была волшебная: распечатанная и сшитая на пружину презентация о ситсеме Уэлша формата А5 плотного картона, которая содержала конкретные методики и схемы. В любой момент к ней можно было вернутся к ней и поработать.
Вот это я понимаю - обучающий методический материал.
Автора статьи можно похвалить за инициативность, но не мешает ''в консерваториях поправить'' принципы составления материала
Евгений, чтобы с деловой литературой РАБОТАТЬ, ее необходимо, в первую очередь, ПРОЧЕСТЬ. К сожалению, в большинстве своем ни все руководители постоянно увлекаются чтением, поэтому цель конкурса - это побудить читать.Студент должен читать, потому что он учится, а разве роль руководителя не обязывает постоянно учиться?
Профанация - это искажение, настаивание на своей интерпретации, а в данном случае, это, своего рода, анонсирование в неформальной манере, возможность поделиться от прочитанного.