Рекрутинговая компания Get experts представила результаты исследования, посвященного вопросам адаптации персонала.
В опросе приняли участие 1080 респондентов, в том числе 648 профессионалов и 432 представителя российских и иностранных компаний-работодателей из более чем 40 отраслей и более чем 30 профессиональных областей.
37% работодателей не подсчитывают себестоимость адаптации одного нового сотрудника, еще 19% говорят, что не вкладываются финансово в адаптацию новичков. Для остальных адаптация одного новичка стоит: менее 100 тыс. руб. (35%), 100–500 тыс. руб. (8%) или от 800 тыс. до 1 млн руб. (3%).
По мнению 41% работодателей, за последние 2 года стоимость адаптации нового сотрудника не выросла, еще 20% затруднились с оценкой изменения этого показателя. Те, кто говорит о росте расходов, оценивают его менее чем в 10% (17%), 11–30% (13%), 31–50% (8%) или 51–70% (2%).
В 94% компаний рассказали, что занимаются различными видами адаптации персонала: организационной (47%), производственной (44%), профессиональной (44%), социальной (35%) и психологической (11%). Еще в 30% случаев практикуются различные адаптационные активности, но программ или планов как таковых нет. 5% работодателей не адаптируют персонал, 1% — не знают, что такое адаптация.
Отсутствие планов адаптации представители компаний объясняют следующими причинами: нет ресурсов (38%), берут специалистов, которым не нужны объяснения (30%), планируют внедрить планы адаптации (27%), не видят ценности в наличии особых программ или не понимают, как их разрабатывать (15%), не знают, что такое адаптация, или не стали внедрять программы по решению собственника (7%).
В топ-10 элементов, которые включают в адаптацию персонала, вошли: ознакомление с документами о правилах работы в компании (85%), экскурсия по офису и/или производству (79%), знакомство с коллективом (78%), знакомство с рабочим ПО (72%), определение четких задач и целей (70%), знакомство с принципами корпоративной культуры (62%), приветственное письмо (58%), знакомство с наставником/бадди (54%), вводный тренинг (47%) и обмен обратной связью (42%).
Работодатели отмечают, что после внедрения программ адаптации новые сотрудники быстрее адаптируются на новом месте (89%) и вливаются в работу (69%) и корпоративную культуру (65%). Также эти программы помогают снизить текучесть кадров (46%), развивать систему наставничества (38%) и оперативно выявлять нерелевантных сотрудников и расставаться с ними (26%).
Чаще всего, по словам работодателей, адаптация новичков занимает от 2 до 4 месяцев (35%). Но на нее может уйти как больше, так и меньше времени: от 1 до 2 месяцев (29%), около 1 месяца (16%), 4–6 месяцев (8%), 2 недели (6%) или всего неделя (2%). 3% работодателей отмечают, что продолжительность адаптации зависит от занимаемой нанятым сотрудником должности, а у 1% на этот процесс уходит более полугода.
Почти в 2/3 (62%) случаев доля сотрудников, покидающих компанию до завершения адаптации, не превышает 5% (до 2% — 39%, 3–5% — 23%). Но иногда работодатели фиксируют и более высокие проценты оттока: 6–10% (13%), 11–15% (6%), 16–20% (7%) и даже 21% и более (12%).
Среди наиболее частых причин ухода новичков то, что они не справляются с требованиями и выполнением KPI (41%), им не подходит работа (35%), они получают более выгодный оффер (26%), оказываются некомпетентны (24%) или испытывают стресс (23%). В 15% компаний говорят, что адаптацию успешно проходят все сотрудники, еще в 14% не анализируют причины оттока.