По данным исследования компании «НОТА МОДУС», в котором приняли участие более 150 представителей крупнейших российских компаний, ключевой тренд последних лет — персонализация: ее важность как в B2C-, так и в B2B-продажах отмечают 33% респондентов.
Отечественные компании стремятся к индивидуальному подходу в ценообразовании, предложениях, условиях программ лояльности, рекомендациях в мобильных приложениях и триггерных рассылках. Для персонализации бизнес готов внедрять решения на базе ИИ, например, чат-боты, которые уже стали важным инструментом для общения с клиентом — это отметили более четверти (26%) респондентов.
Наряду с чат-ботами в работе с потребителем активно применяют прочие неголосовые коммуникации, например консультации в социальных сетях и мессенджерах. Так, 44% спикеров отметили, что взаимодействуют с клиентами в Telegram. Также популярна соцсеть VK: 73% компаний ведут там свои страницы. Аналитики связывают этот тренд со сменяемостью поколений и экспоненциальным ростом информационного шума.
По наблюдению ряда компаний, чем моложе клиент, тем меньше он хочет контактировать с менеджерами по телефону. В целом бизнес все больше внимания уделяет отслеживанию клиентского пути: 37% респондентов отметили, что благодаря CRM контролируют весь путь – первый контакт и все последующие касания.
Для укрепления репутации и создания доверия в глазах потребителя компании не только используют социальные сети (90,8% B2B-компаний и 89,3% респондентов в сегменте B2C), но и выходят в офлайн — организуют встречи, выставки, экскурсии. В B2B-секторе некоторые готовы раскрывать рецептуру продуктов, сотрудничать с лабораториями, чтобы повысить лояльность клиентов и заодно найти альтернативных поставщиков в соответствии с курсом на импортозамещение.
Изменения на рынке сегодня воспринимаются как возможность для развития: многие компании активно проводят эксперименты для более точного попадания в запрос потребителя, постоянно внедряют новые решения, например, для сегментации и персонализации с использованием ИИ. Так, например, один из респондентов в машиностроительной отрасли тратит до 20% бюджета на тестирование новых цифровых инструментов.
Также среди актуальных трендов аналитики отмечают продвижение комплексных предложений, более активную работу с инфлюэнсерами со стороны промышленных компаний, а также планы по расширению ассортимента в связи с уходом иностранного бизнеса среди конкурентов и поставщиков.