Ритейл поближе к дому

Российский розничный рынок, начавший свою историю в начале 90-х, стал одним из самых перспективных, стремительно развивающихся секторов экономики. Ритейлу свойственен высокий уровень конкуренции, в этом секторе идет ежедневная борьба за потребителя.

Доля сетевой торговли в России продолжает расти, но галопирующих темпов роста, которые наблюдались на рынке в 2002–2005 годах, когда сетевой ритейл прирастал на 80%-115% ежегодно, уже не предвидится. На нынешнем этапе усиливается конкурентная борьба. Экспансия сетей переносится на города категории с населением 100 тыс. - 400 тыс. человек. Сегодня ритейлеры в России говорят о расширении форматов торговли. При этом особо перспективными считаются магазины шаговой доступности. Ритейл становится ближе к потребителю, удовлетворяет основным его требованиям. Организованная торговля продовольственными товарами продолжает наращивать обороты. Количество сетевых магазинов ежегодно увеличивается на 35–50%. По мнению специалистов, к 2010 г. продуктовый ритейл обеспечит более половины оборота российской розничной торговли.

В свою очередь потребителя прежде всего интересует соотношение цена-качество. Фактор цены особенно значим для массового российского покупателя. Но помимо этого, основного, критерия, специалисты выделяют еще несколько дополнительных:

  • Близость к дому,
  • Быстрота обслуживания,
  • Удобное время работы магазина,
  • Внешний вид и внутреннее удобство магазина,
  • Возможность купить все необходимое в одном месте.

Таким образом, в столь высококонкурентном сегменте как ритейл делать ставку лишь на ценовую политику становится все труднее. На сцену выходит брендинг – особая тема в продуктовом ритейле.

С одной стороны, на рынке товаров массового спроса речи о приверженности одной марке вообще не идет. Если на полке магазина нет кефира «Домик в деревне», покупатель в 99 случаях из 100 не пойдет искать его в другой магазин. Он купит другой кефир.

С другой стороны, влияет ли известность бренда ритейлера на выбор торговой точки? Тоже вряд ли. Скорее, роль играют привычка, доверие к «своему» магазину, удобное расположение магазина. Если ритейлер известен и уважаем, это не гарантия, что потребители посещают его магазины чаще. Самыми известными магазинами остаются гипермаркеты, но лишь немногие покупатели посещают их регулярно. Делать закупки в гипермаркетах выгодно с экономической точки зрения, но неудобно с точки зрения транспортной доступности. Поэтому магазины сетей «Копейка», «Пятерочка», «Седьмой континент» или «Перекресток» посещаются как минимум вдвое чаще удаленных «Ашана», «Метро» и «Рамстора». Исследование TGI Russia, проведенное компанией КОМКОН в Москве в ноябре 2006 года показывает: покупатели знают бренды гипермаркетов, но делают покупки в магазинах, расположенных недалеко от дома.

Где делают покупки москвичи?

Название сети

Знают бренд (%)

Делали покупки в течение месяца (%)

Среднее число посещений в месяц (%)

Ашан

76,3

30,1

2,65

Копейка

73,7

25,7

4,78

Пятерочка

69,8

27,1

5,52

Метро

63,5

9,0

2,06

Седьмой континент

62,6

11,2

4,99

Перекресток

62,3

17,1

4,88

Рамстор

59,0

10,0

2,85

Патэрсон

44,3

6,2

3,30

Авоська

32,7

6,1

6,84

Ароматный мир

32,3

3,9

2,23

Дикси

30,7

6,2

6,48

Мосмарт

29,8

4,9

2,58

Квартал

26,0

6,4

6,33

Утконос

26,0

2,9

3,15

12 месяцев

24,8

1,8

4,20

Billa

23,6

5,8

5,91

Азбука вкуса

23,2

1,5

4,51

Spar

21,9

2,6

3,66

Самохвал

21,5

0,7

4,23

Реал

18,4

3,1

2,27

Столица

15,5

1,7

3,25

Магнит

14,8

1,9

7,58

Grossmart

10,5

0,9

4,70

Источник: КОМКОН

Другое направление, которое предстоит освоить российским сетевикам – разработка дешевой продуктовой линейки под собственной маркой. Например, немецкая сеть магазинов Aldi имеет постоянную ограниченную (до 800 позиций) линейку продуктов под собственной торговой маркой. 95% немцев регулярно делают покупки в магазинах этой сети. Развитие частных марок – очень перспективное направление в ритейле. Эта тема находится в центре внимания форума «Private label director-2008: инновации в частных марках». По итогам форума мы предпримем публикацию, в которой отразим основные идеи состоявшейся дискуссии.

Партнерский материал

Фото: freeimages.com


Расскажите коллегам:
Эта публикация была размещена на предыдущей версии сайта и перенесена на нынешнюю версию. После переноса некоторые элементы публикации могут отражаться некорректно. Если вы заметили погрешности верстки, сообщите, пожалуйста, по адресу correct@e-xecutive.ru
Комментарии
Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
Все дискуссии
HR-новости
Исследование: чего ждут российские IT-специалисты от работодателей

Половина сотрудников в IT мечтают о гибриде, но большинство опрошенных вынуждены работать в офисе.

Предлагаемые в России зарплаты выросли на 25% за год

Быстрее всего зарплаты в 2024 году росли у водителей, сварщиков и промоутеров — в 1,5–2 раза.

90% работодателей готовы нанимать неопытных специалистов

Представители бизнеса считают, что перспективные кандидаты, готовые к обучению, могут стать настоящим активом для компании.

Половина россиян оказалась в состоянии выгорания к концу 2024 года

Наиболее распространенные симптомы выгорания — постоянное чувство усталости и раздражительность.