Бизнес работает не только ради денег. В современном мире компаниям есть о чем заботиться, помимо финансового благополучия. Миссия — это смысл деятельности, своего рода маяк, который помогает компаниям двигаться в правильном направлении, и не сбиться с пути. Когда и как подойти к вопросу формирования миссии? Поделюсь своим опытом.
Какие тренды в миссии можно выделить сегодня
Осмысленность
Мы все нуждаемся в смыслах. Естественная потребность человека в осмыслении, принадлежности к чему-то большему. Всегда наступает тот момент, когда недостаточно работать просто за деньги. Любая деятельность становится приятнее, если мы понимаем ее смысл. Можно работать за финансовое вознаграждение 8 часов в день и тратить оставшееся свободное время на рефлексию и обсуждение «несчастных» будней, а можно при примерно одинаковой денежной мотивации делать то, что обладает смыслом. Это интереснее, приятнее, и эффективнее. Например:
- Можно просто убираться, а можно делать этот мир чище, светлее, уютнее.
- Можно заниматься техподдержкой изо дня в день или упрощать жизни людей, поднимать им настроение и помогать ежедневно, делая мир немного лучше.
- С точки зрения покупателя: приобретать услугу, понимая, что вы — всего лишь средство зарабатывания денег, или осознавать, что получаете сервис, услугу или продукт и от этого становится легче вам, другим людям и, возможно, экологии, обществу.
Никто не хочет работать «на дядю» ради прибыли, как и пользоваться услугой ради обогащения какой-то «неприятной» компании.
Социальная ответственность, зеленые инвестиции
Это тренд меняется то в плюс, то в минус и отличается в разных странах, но был, есть и останется. Если какая-то крупная компания не просто получает прибыль, а занимает позицию социально ответственного бизнеса — поддерживает ту или иную социальную повестку, то в целом воспринимается лучше и легче. В результате становится намного проще доносить до клиентов, зачем следует обращаться в эту компанию, особенно в мире большой конкуренции.
Как зарожадается миссия
Идеальный и, возможно, самый правильный вариант — это появление миссии вместе с бизнес-идеей. Обычно все начинается с возникновения проблемы, требующей решения. На этом этапе происходит формирование идеи. Решение проблемы рождает ценность, которая помогает людям справляться с их задачами, приносит пользу, вносит изменения этот мир.
Появление миссии можно описать так: небольшая история — проблема — решение — ценность решения — пользователи решения (на кого направлено) – смысл.
Другой вариант. Нередко бывает, что компания уже не первый год на рынке, но миссии нет. Или же она существует, но настолько размыта, нигде и никем не транслируется, что ни сотрудники, ни клиенты не могут ее озвучить. В таком случае компании сложнее развиваться, поскольку отсутствие миссии приводит к внутренним проблемам, конфликтам, трудностям, связанным с удержанием сотрудников, нарушению эффективности рабочих процессов.
Поэтому лучше формулировать миссию на начальном этапе запуска бизнеса. На старте миссия помогает мотивировать сотрудников, а в дальнейшем и клиентов. Чем дальше развивается компания, чем больше сотрудников и клиентов, тем важнее становится ее роль.
Миссия — инструмент: какие задачи решает
Важно понимать, что миссия — это не просто тренд или желание руководства, это реальный инструмент, который помогает решить ряд насущных проблем на пути развития компании:
- Внутренние проблемы компании – мотивация сотрудников, корпоративная культура, вовлеченность, эффективность достижения целей, стратегия. Миссия и ценность формируют командный дух, объединяют сотрудников. Миссия обеспечивает долгосрочное видение, придает смысл деятельности. Каждый сотрудник начинает осознавать для чего он здесь. Выполнение осмысленной работы — это эффективное средство мотивации. Миссия объединяет и вдохновляет.
- Внешние проблемы — позиционирование себя на рынке и в обществе, привлечение и удержание клиентов, донесение ценности до конкретных клиентов, инвесторов, заказчиков.
Как нащупать смыслы и ценности, которые работают
Если вы решили сформировать миссию компании, то нужно начать с ответов на вопросы, чтобы выделить ваши смыслы и ценности:
- Какую проблему решаем?
- Для кого мы это делаем и зачем?
- Как решение этой проблемы сделает мир лучше?
При поиске ответов вы можете опираться на сферы реализации, которые были описаны Ричардом Боллсом в книге «Какого цвета ваш парашют?». Эти сферы можно использовать как для выбора личной миссии, так и для миссии компании:
- Ощущения. Будет ли в мире больше красоты, эстетики? Какой именно? Это может быть искусство, музыка, цветы, фотографии, что-то другое.
- Здоровье. Станет ли больше здоровых, активных людей, больше помощи нуждающимся? Речь об улучшении качества жизни, медицины, спорта.
- Имущество. Возможно ваша деятельность приведет к тому, что люди от личного до группового, национального, глобального уровня станут лучше и эффективнее распоряжаться имуществом.
- Справедливость, нравственность. Какие сферы вы хотели бы улучшить, в какой стране? Опровергнуть какие предрассудки и стереотипы? Кому помочь?
- Доброта. С какими проблемами вы могли бы помочь? На кого и где может быть направлено сострадание, любовь?
- Развлечения. Смогут ли люди отдыхать от забот, забывать о тревогах в результате вашей деятельности? Какие развлечения вы дадите людям?
- Природа. Это широкое поле деятельности, которое может включать заботу о животных, экологии, что влияет абсолютно на все — от еды до нашего здоровья. Будут ли о природе лучше заботиться, изучать ее и вселенную? Решатся ли хотя бы немного проблемы ресурсов?
- Одухотворенность. Миссия компании может быть связана с привнесением в мир больше веры, милосердия, прощения.
- Знания и разум. Будет ли в мире больше ясности, истины, знания? Может где-то повысится уровень образования или люди получат новые знания?
Наш опыт
Мы быстро вышли на рынок в 2022 году в сложное время. Запустили сервис денежных переводов, образно понимая, что помогаем людям переводить деньги. Но миссию сформировали чуть позже.
Ключевые участники команды собрались на сессию для обсуждения ценности, которую компания приносит людям, и проблемы, которые решает, разложили базовые ситуации клиентов. Например:
- Человек живет в одной из стран СНГ, имеет семью. В своей стране не может получить желаемый доход, поэтому видит возможность заработать больше в России. Получая доход в России, он улучшает жизнь своей семьи на родине. Естественно, что этот человек скучает по близким, и единственное, как можно дотянуться до близкого сквозь расстояние — это, как ни странно, деньги, такая электронная сущность. Сегодня деньги присутствуют на твоей карте, а через несколько секунд они окажутся уже у другого человека. Близкий почувствует заботу и незримое присутствие отправителя.
- Руководитель развивает бизнес, активно ищет новых поставщиков за пределами своей страны. Выход на другие рынки предполагает постоянный обмен деньгами, и сервис денежных переводов выступает неким телепортом этого ресурса.
Из всего этого у нас родилась миссия: мы соединяем людей и бизнесы, несмотря на расстояние.
Рука об руку с миссией должны идти и ценности компании. Они дополняют миссию. Важно сформировать их на начальном этапе развития компании, поскольку в последующем это поможет в разрешении спорных или конфликтных ситуаций.
Одновременно с сессией по формированию миссии мы провели встречи, где обсудили ценности компании. Есть три сущности:
- Личность.
- Команда, в которой мы все работаем.
- Клиент, которому мы помогаем.
По каждой из этих сущностей мы выделили то, что для нас важно, что помогает работать, развиваться, достигать целей, приносить пользу клиенту. Миссия и ценности объединяют всех нас, и мы регулярно транслируем их внутри компании, клиентам и партнерам. Как это работает на практике? При возникновении спорных моментов, некоторые сотрудники апеллируют как раз к миссии и ценностям: «мы должны помогать друг другу, быть добрее и поддерживать командную взаимовыручку».
Есть миссия — есть смысл
Важно помнить, что люди в команде — это основная ценность и конкурентное преимущество. Для сотрудников, и соответственно для компании, важны горящие глаза и смыслы. И в этом как раз помогает миссия. Большинству сотрудников приятнее приходить на работу, понимая, как его деятельность хотя бы немного меняет мир, оказывает влияние на других людей, и, возможно, упрощает их жизнь. Это лучшая нематериальная мотивация работать больше и качественнее!
Читайте также:
Приятно читать хорошую статью !
И я согласен с этим, когда речь идёт о малом бизнесе, возможно среднем, о первых шагах, когда развивающийся бизнес полон иллюзий и надежд.
А когда бизнес устоялся, когда он крупный или даже международный, то там миссия имеет другой смысл.
Выскажусь цинично. Миссия становится флагом, рекламой, методом продвижения, но не этической корпоративной скрепой.
Потому, что прибыльность крупного и международного бизнеса обратно пропорциональна его моральной составляющей.
Для большинства людей это просто слова.
Как по мне, это имееет смысл тогда, когда руководство показывает это своим примером. делами, отношением.
Я считаю, что чем больше компания, тем более циничной она становится. Топ-менедерам важно получить свой большой бонус и они делают всё ради этого.
Многие вещи делаются для галочки, это модно, в тренде.
Простые люди винтики огромного механизма, ты или встраиваешься, или тебя меняют.
Из опыта продаж. Клиентам важно дешевле купить, пусть даже на 1₽. Многим всё равно.
"..Миссия — это смысл деятельности, своего рода маятник," - я чего-то не понимаю? Миссия - это именно "маятник", а не "маяк"? Как маятник может помочь в движении куда бы то ни было?
Скорее всего опечатка..
Тема поднимается здесь в 333 раз.
Отмечу, что статья написана очень хорошим языком. Да, мы часто это обсуждаем, но прочитал внимательно и до конца.
Что меня смутило?
Юлия пишет: "Важно помнить, что люди в команде — это основная ценность и конкурентное преимущество. Для сотрудников, и соответственно для компании, важны горящие глаза и смыслы. И в этом как раз помогает миссия".
Я бы во всех абзацах добавил "Начальству важно помнить...". Я согласен с коллегами, если начальство думает только о деньгах (а оно, как правило, именно так и думает, вполне допускаю, что и правильно делает), то плевать, какие красивые слова они говорят. Нет у нас священников в бизнесе. Нету замполитов. Словам люди не верят. Бизнесменам некогда.
Один раз в жизни у меня был друг, владелец нескольких магазинов в Питере, кторый ездил на простых "Жигулях" с доработанной начинкой. Простота для него была принципиальной. А все остальные оправдываются словами: "Но я же встречаюсь с другими бизнесменами, меня не пойму, это не солидно". И так далее.
Второе. Зачем ссылаться на протестантского священника? Из миллинов книг выбрать именно его?
Лучше бы так:
Получается, что миссия - это всего лишь инструмент пиара, чтобы сделать компанию "приятной" для покупателя и повысить вовлеченность сотрудников. Но конечная цель и смысл все равно извлечение прибыли. Это и есть единственная миссия коммерческой оргнизации.
Поэтому декларируемые миссии компаний всегда какие-то искусственные, притянутые за уши.
Всегда хочется спросить: если ваша миссия улучшать мир - почему не создаете НКО и не тратите всю прибыль на уставные цели?
Систематическая, не афишируемая отправка части прибыли на здоровье, природу, знания, культуру и т.п. скажет о миссии намного больше, чем любые лозунги.
Но вместо этого компании предпочитают, чтобы покупатели пожертвовали что-то на кассе, а они потом передадут на благое дело.
Потому что выглядеть хорошо нужно, но не за счет акционеров.
Я не против миссий, но против лицемерия. Миссия коммерческой организации - всего лишь элемент маркетинга. Важный, но не более.
Помнится, один из моих первых учителей в мире менеджмента утверждал, что миссия состоит из трех частей:
1. Посыл внутрь компании (тот самый маяк для сотрудников)
2. Посыл потребителям компании (некий элемент позиционирования)
3. Лапша на уши
)))
Меня это тоже зацепило. Кринж.
Тем более, что в декларации сообщества написано:
"7.2. В профайлах, дискуссиях, вебинарах Executive.ru запрещены рекламные ссылки".
А это ничто иное, как реклама бестселлера.
Да, это была опечатка, спасибо, поправили.