Сергей Выходцев родился в 1969 году во Владикавказе (Орджоникидзе). Окончил юридический факультет МГУ, а также прошел обучение в Stanford University по программе Executive Education.
Сергей является соучредителем «C-Pro», владеющей ТМ «Invite» и основателем НПК «Быстров». Нынешний проект Выходцева – производство немолочного йогурта на основе овсяной каши под торговой маркой Velle. Компании Velle, основателем и CEO которой он является, сегодня принадлежат патенты на производство биоовсяных продуктов в 12 европейских странах.
Executive.ru: Ваш бизнес долгое время был связан с продуктами быстрого приготовления. Чем обусловлен такой выбор?
Сергей Выходцев: Я не думаю, что здесь стоит говорить о продуктах быстрого приготовления. Мне всегда нравилось делать то, чего до меня еще никто не делал. Когда я запускал «Инвайт», категории порошковых напитков не существовало как таковой. Мои попытки спросить даже своих друзей о том, как они относятся к идее такого продукта, вызывали стену непонимания: как можно размешать в воде пакет и получить два литра напитка?! Таким же стал и «Быстров» – наиболее успешный мой проект в России. Овсяная каша существовала всегда, но моментальной овсяной каши в 1998 году в представлении потребителей просто не было. Поэтому появление тогда овсяной каши быстрого приготовления стало абсолютной инновацией. Мы выбрали это направление не потому, что это быстрая еда, а именно потому, что это инновационный продукт.
Мои менее известные в России проекты, реализуемые на западных площадках, тоже всегда были инновационными. В частности, в Гонконге у меня было два крупных успешных проекта, основанных на интернет-технологии по передаче голоса. Это сейчас интернет-телефония есть уже почти в каждом офисе, но в 1998 году она еще только появилась в самых передовых компаниях.
Последний мой проект – Velle – это продукт, которого не существует как категории. Люди привыкли к овсяной каше, йогуртам, кефирам, кумысам и т. д. А мы сейчас продаем продукт, который совмещает свойства овсянки и йогурта, то есть он находится где-то посередине. Это нечто абсолютно новое для рынка, и именно поэтому этот проект меня вдохновляет. Если нам удастся, то мы создадим новую категорию так же, как мы сделали с порошковыми напитками или моментальной кашей – мы создали многомиллионную категорию с огромным количеством последователей. Также мы создадим новую категорию биоовсяных продуктов, куда, несомненно, со временем придут наши последователи.
Executive.ru: Что для вас выступает источником инноваций, бизнес-идей?
С.В.: Я думаю, что глубоко в душе каждого из нас сидит некий генератор, который нас движет по жизни, задает нам направление. Меня в жизни всегда двигала и, надеюсь, будет продолжать двигать попытка увидеть нечто, чего я раньше сам не видел и не знаю, видел ли кто-то до меня, – это направление в поисках удивительного. Около трех лет назад совершенно случайно в Карелии в обычном деревенском доме я попробовал некий продукт. На то время мне казалось, что я знаю про овес все – у меня была самая крупная в России и одна из крупнейших в Европе лаборатория и база знаний по овсу. Поэтому когда деревенская старушка принесла продукт и сказала, что он сделан только из овса, я не мог в это поверить. С той минуты эта история прокручивалась в моей голове: продукт понравился мне по вкусу, он очень полезен, поскольку содержит овес и биозакваску, но, что самое интересное, имея лаборатории, докторов наук и академиков, я не мог его создать! Множество наших попыток провалилось, и двумя годами позже мне пришлось вернуться в Карелию, собрать образцы этой биозакваски, и только используя настоящую карельскую технологию, я смог сделать карельский Velle. Таким образом, отвечая на ваш вопрос, я могу сказать, что идеи для бизнеса находятся вокруг нас, это часть нашего мира.
Executive.ru: Вы приехали в Москву из Владикавказа и поступили в МГУ. Что дало вам фундаментальное юридическое образование?
С.В.: На самом деле, первым моим поступлением в высшую школу был Химико-технологический институт имени Менделеева. В прошлой жизни я биохимик… неудавшийся… И только спустя несколько лет, уже после Африки, я поступил на юридический факультет МГУ. Это фундаментальное образование, с которым можно делать что угодно – это мощная база, бренд и тот уровень образования, который мне был нужен для бизнеса. Кроме того, в МГУ меня привели основы моего бизнес-мировоззрения, поскольку я венчурный капиталист – человек, который много занимает денег и возвращает еще больше, а вопросы общения с инвесторами неразрывно связаны с юридическими тонкостями.
Executive.ru: Можно несколько подробнее остановиться на вашем путешествии по Африке? Что привело вас туда?
С.В.: Я с детства мечтал попасть на реку Лимпопо, наверное, как и многие мои сверстники. Я просто бредил Африкой! Другое дело, что я оказался настолько счастливым, что эта возможность выпала именно мне. Я отправился туда с билетом в одну сторону и $50 в кармане. Там мне пришлось выучить английский язык, потому что до этого я не знал по-английски ни одной фразы. А дальше мы с партнером организовали бизнес, нацеленный на самый низ сегмента путешествий – путешествия автостопом. Для хичхайкеров, перемещающихся большей частью из Каира до Кейптауна, мы организовали всю инфраструктуру быта – где бы они могли поспать, поесть, отдохнуть. Это был замечательный бизнес, построенный нами полностью с нуля.
Executive.ru: Существует ли для вас такое понятие, как философия компании?
С.В.: Все компании, которые я строил, создавались, в первую очередь, на основе корпоративной культуры или философии. Компания, лишенная корпоративной культуры, как бы хорошо она ни была обеспечена деньгами, каким бы замечательным продуктом она ни обладала на старте, обречена на скорое фиаско. В современных рыночных условиях только компании, обладающие мощной корпоративной культурой, даже недофинансированные, с сомнительным продуктом, получат деньги и доведут до ума продукт, если у них будет такой фундамент.
Executive.ru: Какими средствами и методами вы доносите свою философию до всех сотрудников компании? Ведь охвачены должны быть все, иначе это просто не будет работать…
С.В.: Существует масса методик, начиная от той, которой следуем мы, – это ежедневная рутина. Мы начинаем наш рабочий день с 15-минутного совещания, которое называется «адреналин». Это часть нашей философии и культуры. У нас есть также еженедельное собрание, ежемесячное, ежеквартальное. Если для очень многих организаций собрание – это нечто, пожирающее время и мешающее работать, то в нашей корпоративной культуре мы разработали технологию таких собраний, которые снимают 80% наших проблем. Они же являются основным проводником нашей корпоративной культуры, потому что, пообщавшись со мной, мои вице-президенты и директора проводят такие же собрания до самого низа, и таким образом компания оказывается пронизана насквозь вот такими коротенькими, но очень информативными совещаниями, на которых передается не только информация, но и культура. Так происходит общение самых отдаленных подразделений с первым лицом компании и, наоборот, я каждый день получаю данные с самых отдаленных точек. Это создает неразрывную связь, а вся компания движется как единый организм в рамках одной философии.
Executive.ru: Около двух лет назад я общалась с Игорем Кубановым , гендиректором «Быстрова», и, как я понимаю, именно об этом подходе он рассказывал применительно к «Быстрову»…
С.В.: Да, эту технологию я в свое время внедрял вместе с Кубановым, и именно она предопределила то, что в некий стагнирующий момент «Быстров» опять приобрел динамику и стал одной из самых быстрорастущих компаний на рынке. И ту же самую технологию я полностью повторил сейчас в своем новом проекте Velle.
Executive.ru: По каким принципам вы подбираете людей, с которыми будете работать? Кого вы хотите видеть в своей управленческой команде?
С.В.: Ключевая категория для меня – талант. По моим ощущениям, бесталанных людей не бывает, другое дело, что мы очень часто ставим людей, обладающих определенным талантом, в условия, где этот талант не может реализоваться. Но, говоря о том, что бесталанных людей нет, я покривлю душой, если скажу, что по-настоящему талантливых людей очень много. Их только около 10% – это люди, одаренные от Бога. Собирая свой топ-менеджмент, я постоянно нахожусь в поисках этих 10%.
Кроме таланта как необходимого условия, есть еще достаточное условие – человек должен быть в принципе встраиваемым в корпоративную культуру компании. Гениальный человек, но не лояльный к компании для меня означает одно – в течение трех месяцев я с ним расстанусь. И наоборот, лояльные, но бесталанные – это тоже проблема. Человек должен быть талантливым и лояльным к нашим базовым ценностям, тогда я пойду с ним на самые рисковые проекты.
Executive.ru: Часто ли вам приходится расставаться с людьми?
С.В.: Я следую принципу «hire slowly, fire fast» – нанимай долго, увольняй быстро.
Executive.ru: Как много свободы вы предоставляете своим топ-менеджерам?
С.В.: Свой топ-менеджмент я не контролирую вообще. У нас предельно жестко поставлена система ключевых показателей. У каждого топ-менеджера есть выстроенные таргеты, так что у меня нет никакой необходимости контролировать их работу.
Executive.ru: В чем тогда состоит ваше влияние на бизнес компании?
С.В.: Это исключительно подбор людей и постановка стратегических целей и задач.
Executive.ru: То есть вы вообще не вмешиваетесь в оперативную деятельность?
С.В.: Я ужасный оперативный менеджер. Если передо мной поставить множество оперативных задач, большую часть из них я завалю. Это явно не моя сильная сторона.
Executive.ru: Что вы вообще думаете по поводу взаимоотношений собственника и топ-менеджмента в российском бизнесе?
С.В.: Давайте все-таки рассматривать другую категорию: раньше это называлось собственник и менеджер, а сейчас в России, на мой взгляд, уже достаточно развита корпоративная культура, чтобы привнести в нее должность CEO. Это уже не топ-менеджер, но еще не собственник. Это лицо, которое нанимается советом директоров и может быть им уволено, но это не генеральный директор. У CEO всегда большой пакет акций, но не контрольный – он одновременно и топ-менеджер? и крупный акционер компании. Я проповедую правила игры СЕО, и в VELLE я занимаю именно эту позицию.
Executive.ru: В какой момент вы понимаете, что готовы оставить некий проект и перейти к осуществлению новой идеи?
С.В.: Моя задача – постоянное движение вперед, и я не прирастаю к одному бизнесу. «Инвайт» и «Быстров» – это, несомненно, были школы, которым я отдавал себя целиком без остатка, но как только в жизни перестают происходить кардинально новые вещи, у меня пропадает вдохновение, а без него бизнес бессмысленен.
Executive.ru: Также будет и с Velle?
С.В.: С Velle все гораздо сложнее, поскольку в настоящее время это непаханое поле. Мы сейчас закончили рецептуру и сделали два продукта – питьевой и густой. Но рядом с ними открываются бесконечные возможности. Сам по себе Velle содержит пробиотик – полезный микроорганизм, который создал огромный рынок на Западе, а в России этот рынок пока находится в зачаточном состоянии, но через 2-3 года у него будет колоссальная отдача. Рецепт Velle также предполагает возможности создания аналогов японскому мисо и китайскому тофу на основе овса… То есть если смотреть на Velle глобально, а именно так я на него смотрю, то это компания с девятью нулями.
Сегодня бизнес массово уходит из молока и переключается на сою, но в сое проблем не меньше, чем в молоке, так что уже ведется поиск альтернатив молоку и сое. И такая альтернатива – биоовсяные продукты. Поэтому я смотрю лет на 15-20 вперед с этим проектом и вижу, что речь ведется о миллиардах долларов продаж, которые мы будем делать по всему миру. Для меня это будет самый амбициозный проект – все, что я раньше делал в жизни, ни в какое сравнение не идет с Velle по тому уровню возможностей, которые перед нами открываются. Все-таки до этого мне приходилось работать только с локальными рынками. А сейчас мы выходим на глобальный рынок. Мы уже ведем переговоры со скандинавскими производителями, с Индией, США и одновременно в Азии. Так что сегодня мы говорим о земном шаре как о рыночной площадке для нас...
Executive.ru: На презентации Velle упоминалось, что продукт будет продвигаться нестандартными способами. О чем идет речь? Почему нельзя обойтись традиционными методами продвижения?
С.В.: Вы наверняка представляете себе, что сегодня $100 тыс. для медиарынка – это просто ничто. А мы на эту сумму провели акцию, которая дала поразительные результаты. Мы использовали то, что называется life placement. В какой-то момент одновременно в Москве и Петербурге появились странные люди. Это не симпатичные девчонки, к которым уже все привыкли, – это были ребята, которые не носили на себе никакой корпоративной идентификации, кроме желто-зеленой формы. Они ничего не рекламировали, они просто жили своей удивительной жизнью. Одновременно вывалившись на улицы обеих столиц, они сгенерировали такой интерес, какой я не купил бы и за миллион, проводя это все каким-нибудь стандартным для России методом.
Кроме того, до этого у нас был сайт, который до сих пор многие вспоминают. Тогда еще никто ничего не знал о Velle, но все, кто заходили на сайт, видели надпись: «До начала удивительного осталось 30 дней, 29 дней и т. д.». В точке ноль открылась пресс-конференция, и мы показали миру продукт. Такими вот способами мы достигли поразительной узнаваемости марки, учитывая затраченные средства и те недолгие два месяца, которые мы находимся на рынке.
Executive.ru: На пресс-конференции было озвучено, что одним из способов продвижения продукта будет создание сообщества. Что имеется ввиду?
С.В.: Мое глубочайшее убеждение, что времена «лобовой» рекламы остались позади. Каждый день мы получаем огромное количество необыкновенных фотографий и самых разных историй от людей, которые считают себя удивительными. Так вот наша задача – создать место общения удивительных людей между собой. И если им неинтересен продукт Velle, меня это абсолютно устраивает. Мне неинтересно, насколько создание такого сообщества напрямую связано с продажами. Все, что меня интересует, – убить плохой вкус на рынке, не проводя фокус-группы, в которых я давно разочаровался, и создать новый продукт, не нанимая умные агентства. Знаете, если я брошу клич в своем сообществе, у кого есть желание продвинуть самую современную в мире лабораторию по биоовсяным технологиям, минимум две сотни людей я наберу всегда. Я могу устроить для ребят несколько часов работы в лаборатории, после которой мы получим вкус, не сделанный моими рецептурщиками и маркетерами, (а в половине случаев это выброшенные деньги), а вкус, созданный реальными людьми, который в 99,9% попадает в точку.
Executive.ru: У вас были неудачные проекты?
С.В.: Масса, но мне неизвестны люди, которые побеждают в 100% случаев.
Executive.rue: Не могли бы вы привести пример того, что вам не удалось?
С.В.: Та же самая площадка в Гонконге, о которой я уже упоминал. У нас было очень успешное начинание в IP-телефонии под названием Intra, но последний из двух проектов вывел нас практически в ноль. Вообще, каждый год своей жизни я привожу к общему знаменателю под названием деньги. С учетом всех моих провалов, мой худший показатель за 16 лет карьеры – 30% доходности на вложенный капитал.
Executive.ru: Что вы делаете с идеями, для реализации которых в данный момент у вас нет времени или достаточного интереса? Вы их откладываете до лучших времен? Может быть, дарите или продаете?
С.В.: Есть замечательная организация, как мне кажется, близкая по духу E-xecutive - YEO – Young Enterpreneur’s Organization. Это мировая организация, основанная в свое время Майклом Деллом, которая собирает людей, движимых тем же самым, что движет меня, – поиском удивительной бизнес-идеи. Как минимум, раз в квартал мы общаемся, обмениваемся идеями, заряжаемся энергетикой и оптимизмом, делимся своими неудачами. Так вот идеи, которые я по каким-то причинам не могу в данный момент реализовать, я оставляю там, так же как собираю идеи других участников и прикладываю их к своему бизнесу.
Executive.ru: Какое влияние на вас оказало обучение на МВА в Стэнфордском университете? Почему вы вообще решили, что вам необходимо западное бизнес-образование?
С.В.: До этого мне всегда не хватало бизнес-взгляда на происходящие события. У меня была практика, очень успешный бизнес, юридическое понимание того, что можно, а что нельзя делать, но целостности картины до Стэнфорда у меня не было. Я учился на Executive Education – полный курс МВА, созданный специально под конкретного управленца, и это образование кардинально изменило меня как менеджера. Я по-прежнему очень плохой менеджер, если рассматривать меня как менеджера по маркетингу или логистике, например, но зато СЕО по-настоящему я стал только после того, как успешно закончил Стэнфорд. Я убежден, что бизнес-образование для менеджера, как мединститут для врача, – это не желательное, а обязательное условие.
Executive.ru: Что бы вы могли порекомендовать молодым талантливым профессионалам, работающим на российском рынке, которые горят желанием воплощать в жизнь инновационные идеи?
С.В.: Сейчас ни за что так дорого не платят, как за инновации. Какая бы успешная компания ни была, если у нее в pipeline не лежат идеи на ближайшие 10 лет, ее котировки на бирже падают и найти инвесторов ей будет очень сложно. В мире масса инвестиционных фондов (в частности, у меня был мой собственный фонд Intra V.C.), которые готовы инвестировать в самые безумные идеи, обладающие хоть каким-нибудь коммерческим потенциалом. Поэтому я уверен, что если человек действительно верит в свою идею, он всегда привлечет на нее деньги.
Executive.ru: Не является ли оборотной стороной инноваций огромный риск? Можно получить очень много, а можно в одночасье потерять все…
С.В.: Вы правы. Это казино. Я никогда не играл в рулетку, но вся моя жизнь – это сплошное казино: как минимум, 10 часов в день, 6 дней в неделю. Это огромный риск, но для меня это единственно возможный ритм жизни…
Фото: vk.com