Счастье на дне чашки, или Чем гадалка лучше коуча и консультанта

Гадание круглосуточно! Предскажу судьбу.
Вижу прошлое по сахару, будущее по воде.
Таро. Скандинавские Руны.

Разработка идеологии бизнеса. Диагностика проблем.
Консультации по управлению. Кризисное управление и вывод
предприятия из кризиса. Повышение конкурентоспособности.

Повышение личной эффективности, достижения максимальных
персональных результатов за счет реализации вашего потенциала.

В каждом бизнес-центре или офисном здании вы найдете сегодня консалтинговую фирму, а среди ваших знакомых наверняка есть коуч. Это очень современно и стильно. Владельцы и руководители бизнесов завалены предложениям от консультантов и коучей: разобраться в проблемах, построить дорожные карты решений, содействовать созиданию светлого будущего. Многие компании постоянно сотрудничают с консультантами. Тысячи людей обращаются к коучам для обсуждения своих вопросов, поддержки и планирования будущего…

Но на самом деле, гадалки уже тысячелетиями отлично справляются с этой работой. И вот почему. Иногда у клиентов, пришедших на коуч-консультацию, случается ступор «Я не знаю!» (чего хочу, что могу, что можно). Так было и с одной моей клиенткой. Я перебирала в голове разные инструменты, приемы и техники, которые помогают справиться с таким «тупиком». А клиентка заметила у меня на книжной полке колоду Таро и в этот момент сказала: «Лучше погадай мне!» Если честно, Таро – это мое очень вялое хобби, как гадалка я весьма малоопытна. Но я согласилась, решив попробовать – ну раз ей хочется…. И использовала простейший расклад.Что любопытно, после обсуждения расклада (в рамках вопроса, о который «споткнулась» моя клиентка) мы смогли вернуться в ход сессии и продолжить консультацию по вполне традиционной для системно-интегративного коучинга схеме. Легко проговорилась ценность, был прописан план действий и сформированы ближайшие шаги. Что самое важное – позже я получила информацию от клиентки о реализации шагов и полученном удовлетворяющем ее результате. С тех пор я иногда использую этот прием как отвлекающий в моменты, когда клиент перестает «видеть», и ему нужна «волшебная» помощь.

Так почему же гадалка лучше коуча и консультанта? Как вообще мы решились поставить на одну доску и сравнить эту хоть и древнюю, но весьма презираемую среди образованного общества профессию, и «благородные» престижные профессии консультанта и коуча?

А вы наблюдали, как работает гадалка? Она неспешно, без суеты помешивает что-то в кофейной турке или сосредоточенно и церемонно вытягивает из колоды карту за картой, задавая попутно вопросы или подвешивая в воздух полуутверждения, многозначительно хмыкает и кивает. А потом раз! И гадалка сообщает вам нечто такое из вашего прошлого, что-то точное и вновь вызывающее острое переживание, что обволакивает вас успокоенностью и доверием…. И вдруг два! И гадалка уже ведет вас, утратившего сцепку с вселенной, по тоненькой соломинке ее логики в ваше будущее. Вы верите и ощущаете себя преисполненным сил повелителем своей судьбы!

Давайте, посмотрим, как строят взаимодействие с клиентом специалисты в лице коуча, консультанта и гадалки на примере шагов по выявлению проблемы и подготовки рекомендаций по ее решению.

Шаги содействия

ГАДАЛКА

КОУЧ

КОНСУЛЬТАНТ

Вход (установление контакта)

Приветствие и знакомство.

Повтор вопроса в озвученном клиентом виде.

Обоснование – если потребуется, перефразирование запроса.

Пояснение философского и этического плана. Рассказ о колоде и раскладе, которые будут использовать.

Получение согласия на расклад: «Итак, начинаем?»…

Приветствие и знакомство.

Представление сторонами себя. Короткое обозначение – что послужило поводом для встречи.

Рассказ о коучинге как методе (например, о системно-интегративном коучинге), о процессе взаимодействия.

Достижение договоренности о партнерстве, согласие с форматом работы.

Приветствие и знакомство.

Обсуждение первичного повода к встрече.

Представление сторонами себя, обсуждение ситуации и контекста, в котором будет проходить обсуждение.

Достижение состояния партнерства, когда стороны уверены в компетенциях друг друга.

Запрос (выявление /уточнение потребности

Задача помочь клиенту сформулировать вопрос, на который он сможет получить информацию (ряд уточняющих открытых вопросов на прояснение и более точную формулировку). Разделение двойных вопросов.

Даже когда идет работа с «холодным» запросом (вопрос вслух не озвучивается), гадалка рекомендует клиенту формулировать Один Открытый Вопрос, чтобы расклад принес информацию, которую можно будет толковать в заданном ключе.

Задача помочь клиенту четко сформулировать цель и описать результат.

Вопрос о цели клиента (Что хочет вообще?) и отдельно о цели на сегодняшнюю встречу (Какой результат ожидается от сегодняшнего разговора?)

Коуч выслушивает ответ и уточняет, не столько чтобы самому понять, а чтобы клиент четко сформулировал и зафиксировал две перспективы: впереди и сегодня.

Важным моментом уточнения являются маркеры достижения: Как будет, когда реализуется? Как поймем, что получилось?

Формулировка проблемных зон и выявление потребности в консалтинге.

Обсуждение проявлений проблем и фактов текущей ситуации.

Выход на единый язык (термины-определения-образы). Достижение состояния доверия.

Переход следствий к причинам.

(Вопросы: Зачем? Чем вызвано? Как произошло? Почему?)

Фиксация причин проблем и принципиальной возможности/готовности их устранить.

Снятие информации

Когда расклад выложен и предстоит анализ и интерпретация карт, гадалка сначала расспрашивает клиента о его впечатлениях и ассоциациях для каждой карты, что лично ему именно эта карта принесла. И это открытые вопросы, настроенные на то, чтобы синхронизировать символику карт с клиентом.

После описания Целей – Результатов переходят к подробному изучению ситуации клиента.

Так как в парадигме коучинга ресурсами может быть все, то беседа начинается с максимально широкого открытого вопроса, который позволяет взглянуть на имеющую место ситуацию максимально подробно. Это позволит и в сложной, непростой, даже тупиковой проблеме увидеть источник ресурсов и возможности для нахождения решения.

Достаточно внимания уделяется исследованию прошлого опыты, окружения, имеющихся знаний, умений и навыков с точки зрения – как это может быть использовано в рамках имеющегося запроса

Сбор информации и аудит по всему проблемному полю и по смежным областям.

Выяснение исторической перспективы.

Обсуждение окружающей среды (под- и надсистем).

Выяснение желаемого будущего состояния.

Обработка и структуризация информации.

Достижение состояния уверенности клиента в полноте знания о ситуации.

Подготовка рекомендаций

По факту каждый из раскладов – это уже готовая схема рекомендации (например «Работа – Семья – Личная жизнь»), в которую вписываются конкретные карты, имеющие свои зоны ответственности: по мастям: Кубки – дух/эмоции, Жезлы – воля/действие, Мечи – разум/мышление, Пентакли – тело /основа и т.п.)

Или по арканам (есть ключевые слова для младших и наполнение старших).

Сшивая схему расклада, значение карт (за что отвечают, кого символизирую) с ассоциациями клиента, с его впечатлениями, гадалка формирует картину, в идеале – избегая оценок. Его задача дополнить и раскрыть новую информацию, пришедшую из колоды, и направить взор клиента через эту информацию на вопрос, который был задан.

Коучинг в чистом виде вообще – не предполагает «выдачи рекомендаций», но результатом встречи становиться план – список шагов – действий, которые в определенное время собирается сделать клиент.

Этот план рождается в процессе беседы, когда клиент отвечает на вопросы типа «Что будем делать, чтобы этот ресурс принес пользу в рамках вашего запроса?», «Как будете менять поведение, чтобы получить желаемое?», «Как можем использовать?»

Конечно же, есть специальные приемы, формы, упражнения, которые помогают отвечать на эти вопросы, пересматривать сценарии поведения, меняя их на более полезные с точки зрения заявленной цели и желаемых результатов.

Важно, что в процессе беседы коуч помогает клиенту оценить истинность заявленной цели, проверить – точно ли он готов для ее воплощения что-то делать? И осознанно подойти к планированию своего будущего, соотнеся свои настоящие желания с требованиями окружающего мира, взяв на себя ответственность за запланированные шаги.

Но главное, что все «рекомендации», по факту, клиент выдает себе сам!

Коуч в процессе беседы помогает увидеть, продумать и принять решение, которое наиболее отвечает интересам и пользе клиента (с точки зрения самого клиента!!!)

Сопоставление желаемого образа будущего и существующего, определение расхождений.

Выбивание клиента из состояния сегодняшнего комфорта.

Предложение вариантов движения в будущее, обсуждение и принятие одного из вариантов.

Описание способов устранения имеющихся расхождений текущей картинки с принятым вариантом будущей картинки (или по изменению системы к ожиданиям, или по изменению ожиданий к системе).

Предложение клиенту новых способов и ситуаций комфорта.

По факту структура сбора информации уже предлагает и определяет зоны для выработки рекомендаций.

Обсуждение реализуемости и ресурсов

В некоторых раскладах заложен поиск ресурсов: Что поможет? В ком, в чем поддержка?

Выкладываются они не сразу, а в определенный момент расклада, когда возникает у клиента потребность узнать – как будет реализовано обещанное картами.

Зачастую, та часть расклада, которая может быть отнесена к «обсуждению реализуемости», выглядит так «Если …, то вот так… А если (по-другому…), то вот эдак)» или «Наличие … говорит о том, что…»

Но при этом все равно выкладывание этих карт сопровождается раскрытием их символики через ассоциации клиента и используются вопросы: «Что напоминает…? Как вам…? Насколько..? К чему…?» и т.п.

Исследуются вопросы – Что нужно, но нам не хватает? Где взять? Чему надо научиться и что освоить? Что из этого достижимо в ближайшем будущем? Что можно сделать уже сейчас?

При необходимости большие, но труднореализуемые шаги делятся на более мелкие, но выполняемые в ближайшей перспективе, уже сейчас, сразу после консультации.

Это называется «метод маленьких побед» и нужно для того, чтобы первые маленькие результаты пополняли список успехов, повышая уверенность клиента в своих силах, и становились ресурсом для реализации более сложных и трудных шагов!

Закрепление состояния будущего комфорта и стремления его достичь.

Определение шагов по изменению ситуации, расчет бюджета, назначение ответственных, перераспределение полномочий, определение контрольных точек и показателей.

Завершение

Резюмирование гадалкой всего сказанного в нескольких фразах

Клиент сам резюмирует запланированные шаги.

И подводит итог встречи тоже клиент, отмечая, что и насколько реализовал из заявленного запроса на «эту встречу».

Как правило, на этапе завершения договариваются о точке обратной связи – когда и как коуч сможет узнать «что и как получилось» из запланированного клиентом

Определение зон будущих взаимодействий, в том числе на основе возможной будущей ситуации.

Новые вопросы: Как динамика? Что изменилось? Что хорошо, что не получилось? Что еще необходимо изменить?

Работа гадалки описана на основе книги Терезы Михельсон «Полное руководство по ТАРО». Работа коуча описана Еленой Стасовой. Работу консультанта описал Алексей Яцына.

Не так уж много различий, не правда ли? Просто все техники нацелены на максимальное раскрытие клиента (задают открытые вопросы), и любые интерпретации идут исходя из ассоциаций и запроса клиента.

Более того, если внимательнее приглядеться, то мы увидим, что клиент во всех случаях (и к коучу, и к гадалке, и к консультанту) приходит с одним из трех запросов:

  • «Подсказка!» - как правильно? Как надо? Как лучше? или «нужно Решение!» - что делать?
  • Дайте «Волшебное средство!» или «Зеленую кнопку!», что б ничего не делать, а просто само собой сделалось?
  • Нужно «Оправдание! Объяснение! Оценка!» - почему у меня /нас так? В лучшем случае: Какой я? и Что можно улучшить?

Иногда запросы объединяются, иногда удается скорректировать запрос от «Волшебного средства» в сторону «Подсказки!»…

Но истина состоит в том, что единственное, что действительно можно получить от консультанта, коуча или гадалки – это расширение собственного видения ситуации: больше информации, дальше горизонт, взгляд со стороны и под другим углом, неожиданный акцент, понятнее шаги, более полное осознание реальности, признание возможностей и ресурсов.

Реальная разница между коучем, консультантом и гадалкой – это источник экспертности.

– У консультанта экспертность в поле его личных знаний: сфера деятельности, технологии, накопленный свой опыт и информация о лучших практиках (чужой опыт). Задача консультанта – оценить ситуацию у клиента и предложить ему варианты решения задач, исходя из правильной структуризации внешних ресурсов, которыми располагает клиент.

– У коуча экспертность – в поле клиента: его цели, ценности, знания, опыт, окружение и др. ресурсы. Задача и профессионализм коуча в том, чтобы клиент осознал свои истинные цели – ценности – и простроил личные планы, используя все это с наибольшей пользой и удовольствием для себя.

– У гадалки экспертность перенесена на внешние эзотерические сферы и их символы (карты, камни, кости и т.п.). Ее профессионализм в том, чтобы, соединяя символику и ассоциации, создавать для клиента новую картину, которая содержит ответы, подсказки, поддержки или предупреждения.

Итак, подводя итог, можно сделать вывод, что важно не то, как вы себя называете (консультант по оргразвитию, коуч или таролог), а то во что клиент верит и под каким соусом он хочет получить себе «немножко счастья». Кто-то ждет волшебства, кто-то верит, что все в руках человека, а кто-то считает, что технология и структура первичны. Кому-то нужна «большая зеленая кнопка», а кто-то «ожидает подсказку». А бывает, что просто надо «поговорить с незаинтересованным лицом, которое, тем не менее, старается тебя понять и внимательно выслушает.

Это то, что ожидают клиенты…

А мы? Чего ждем мы, те, кто задает вопросы и помогает увидеть будущее? Коуч ждет, что вы выполните шаги, которые сами себе запланировали. Консультант ожидает, что рекомендации и изменения будут внедрены. А гадалка точно не ждет, будто вы будете что-то делать после сеанса гадания. Она помешивает кофе в турке, тасует карты и просто ждет, когда вы снова заглянете в ее шатер.

Фото: pixabay.com

Расскажите коллегам:
Эта публикация была размещена на предыдущей версии сайта и перенесена на нынешнюю версию. После переноса некоторые элементы публикации могут отражаться некорректно. Если вы заметили погрешности верстки, сообщите, пожалуйста, по адресу correct@e-xecutive.ru
Комментарии
Руководитель проекта, Москва

Спасибо, мы старались :)
Так получилось, что выход статьи совпал с командировками (неожиданно для консультантов и коучей, правда?), но обязательно ответим на все замечания и предложения

Владимир Зонзов +10253 Владимир Зонзов Директор по производству, Украина

Счастье на дне чашки - это мелковато. На дне бутылки - лучше.

Сравнение работы гадалки, коуча и консультанта - интересно.

Партнер, Санкт-Петербург

Когда в институте я учился на курсах классической астрологии, даже не думал, как мне пригодится это в будущем. Когда же занялся личной практикой (консалтингом и психологическим консультированием) долго не мог понять почему все вокруг так много говорят о важности освоить ''искусство психологического консультирования'' или ''навык задавать правильные вопросы'' и прочую околонаучную ересь ...

В итоге выяснилось, что занимаясь астрологией я освоил гораздо более научную и практичную систему консультирования. Систему которая не становится в тупик, если клиент не обладает нужной компетенцией. Это например когда к коучу приходит на консультацию человек, который САМ не знает что делать, в то время как коуч уверен, что в рамках своей интегративно-идеалистически-тупической концепции он не может давать клиенту прямых директивных указаний... клиент в таком случае уходит ни с чем.

Или другой вариант, когда консультант зная как и что делать не может донести свое понимание до клиента, поскольку тот ему просто тупо не верит. В связи с этим показательны результаты опроса под статьей ... консультанту проще умереть, чем доказать, что он знает верный путь.

Получается, что применение эзотерических методик консультирования позволяет убить сразу трех зайцев.
Во-первых, автоматически пробудить веру клиента. Ему же проще поверить в нечто непознаваемое, чем в вас - простого, смертного консультанта-коуча.
Во-вторых, всегда есть условно правильный путь. Его можно менять, уточнять, можно даже рискнуть пойти наперекор, но путь есть изначально и он не рождается в процесс мутного переливания вопросов из пустого в порожнее.
В-третьих, клиент получает результат в любом случае - в эзотерическое консультирование достижение результата зашито автоматически. В том числе и путем создания само-сбывающегося пророчества, но также и даже в большей степени за счет действительного понимания психологии людей. Уж в понимании психологии эзотерические науки дадут фору любой психологической школы. Кстати, в последнее время я уже не встречал психологов, которые после (а иногда и до) получения диплома не освоили бы какой-нибудь эзотерической школы: астрологии, таро, соционики, магических расстановок и т.д. и т.п. Знают ведь, что там практики больше, чем в той туфте, что им в институте выдают.

Так что согласен с авторами - современному консультанту/коучу абсолютно необходимо интегрировать в свою практику эзотерическое консультирование. Только на мой взгляд более научно и системно применение астрологических методов. Карты ТАро это более близко к шаманству. Ну там простые вопросы оно позволяет решать, но вот сложные моменты - стратегическое планирование, конкурентоспособность, высокая личная эффективность ... нет. В этих вопросах астрология однозначно дает более мощный результат.

Спасибо авторам, что наконец честно и открыто заявили эту проблему. Надеюсь теперь грамотных консультантов и коучей станет больше.

Консультант, Москва

Каждый приходит за ''своим счастьем'' - очевидный факт:)
Как и очевидный факт то, что для успешной работы нужно доверие.
Доверяю я тебе как человеку? А твоя картина мира похожа на мою или, может быть, она выглядит спасительной для меня?
Мы с уважаемым клиентом не просто обмениваемся вопросами-ответами, а обмениваемся целыми пластами информации друг о друге и о мире, эдаким информационно-культурным кодом.
В зависимости от того, за каким ''счастьем'' клиент пришел, можно рассказывать вначале или про то, как наш мозг принимает решения, или поговорить о теории голографической Вселенной, или обсудить, что подсказки есть везде вокруг нас и предложить ассоциативные карты (они будут поинтереснее Таро), или же не ''мутить воду'' и перейти от лаконичного разговора с ''экшн плану''.
А еще, чем больше ''специалистов'' ринутся из коучинга-тренингов-консалтинга в астрологию, и еще и начнут строить там свои инфобизнесы... тем спокойнее мы вздохнем и напишем не одну оду в честь авторов статьи.
:) всем легкости

Директор по развитию, Москва

Алексей, интересная мысль! Страшно представить, с кем еще можно сравнить работу консультанта))

Нач. отдела, зам. руководителя, Москва
Статья действительно интересна, с моей точки зрения. Множественные дискуссии на тему коучинга, консультирвания, тренинга и мноржественность позиций по этим вопросам, скорее всего, говорят о том, что действительно все эти методики пересекаются, имеют много общего, как минимум - корни. А корни как раз в гадании, шаманс тве. ведичестве и т.п. А с точки зрения практической пользы, каждый решает сам к кому идти и в какой форме эту пользу получать.
Антон Монин пишет: В связи с этим показательны результаты опроса под статьей ...
Результаты опроса, по крайней мере на этом этапе, говорят, что 60% респондентов готовы и способны сами решать свои проблемы. А показатель доли тех или иных ''помощников'' в оставшихся 40 % становится уже и не очень-то говорящим.
Консультант, Москва
Одни свою голову мягко пристраивают к чужому телу , вторые - терапевтически помешивают в ''котелке'' клиента и все мирно рассуждают о ранее прошедшем по этой дороге. - Мир меняется, а ''колдуны'' остаются.
Консультант, Челябинск

Каждый выбирает для себя
женщину, религию, дорогу.
Дьяволу служить или пророку -
каждый выбирает для себя.
Каждый выбирает по себе
слово для любви и для молитвы.
Шпагу для дуэли, меч для битвы
каждый выбирает по себе... (Ю.Левитанский, 1983г.)

Сказать больше нечего, ибо сколько человек - столько миров, мировосприятий.
В далёком 1992г. закончила астрологическую академию и, запомнив изначальный постулат уважающего себя астролога ''Звёзды предполагают, а человек располагает'', применяю эти знания для создания первоначального общего портрета личности. Первоначального, потому что, исходя из метапрограмм человека на данном этапе его существования, даже этот портрет уже может быть изменённым. Значительно полезнее поискать несоответствие его ценностей - убеждениям и принципам. Тогда всё становится на места и сразу первоначальное ''не знаю, что хочу'' приобретает форму, цвет, ощущения... А, главное - радость от найденной ценности.
Далее. Каждый человек привлекает то окружение, которое себе ''запрограммировал'' на подсознательном уровне (странно, что коуч этого не осознаёт, консультанту простительно, если он коучингом профессионально не владеет). Например, в моём окружении нет людей, которые относятся с доверием к коучу/консультанту-гадалке, более того - к коучу-психотерапевту. В силу осознания роли каждого из этих специалистов, их сути и сферы деятельности.
Переключить внимание зациклившегося на ''не знаю'' клиента в коучинге можно (и нужно) другими методами и инструментами, которых более чем достаточно.
Коуч, который ждёт действий клиента - должен поработать с собой и вспомнить основы коучинга, кто и за что отвечает, и для чего приходит клиент в коучинг. Ученик спросил Лао-Цзы ''А долго ждать перемен? - ''Если ждать, то долго'' - ответил мудрец.

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Новости образования
Эксперты ВШБ НИУ ВШЭ обсудили результаты исследования о корпоративной среде

Экспертный диалог состоялся в рамках XXVIII ежегодного коммуникационного форума РАСО «Дни PR – 2024».

ВШБ НИУ ВШЭ выступила на Первом Московском форуме дополнительного образования

Форум стал важной вехой в обсуждении актуальных вопросов ДПО, его цифровизации и новых образовательных решений, востребованных на рынке.

ВШБ НИУ ВШЭ представила исследование об открытых инновациях в России

Исследование выявило, как компании используют внешние идеи, ресурсы и партнерства для создания и продвижения продуктов и технологий.

МИРБИС стал лауреатом Национальной премии «Бренд года в России 2024»

Премия «Бренд года в России» нацелена на признание и поддержку достижений организаций, формирующих стандарты и векторы развития в своих отраслях.

Дискуссии
Все дискуссии
HR-новости
Исследование: как разные поколения выбирают работу

Зумеры сильнее акцентируют внимание на work-life balance, миллениалы – на зарплате, а для поколения X важнее стабильность и надежность компании.

Сколько компании тратят на обучение топ-менеджеров

Треть компаний выделяют на обучение одного топ-менеджера от 500 тыс. руб. в год.

56% россиян поддерживают наем сотрудников с ограниченными возможностями

При этом только 40% опрошенных считают, что их офис приспособлен для людей с ограниченными возможностями здоровья.

Россияне назвали главные причины для увольнения

Топ причин для увольнения у опрошенных в возрасте 18-34 лет отличается от респондентов, которым 35-49 лет.