Психология, полезная для жизни и бизнеса

В августе 2011 года состоялась очередная встреча Дискуссионного клуба Executive. Ее участники познакомились с психологами Натальей Титовой и Марией Забурмах, которые рассказали о том, как не перегореть на работе и расположить к себе любого собеседника.

Наталья Титова – автор уникальных программ тренингов – является также создателем концепций «Управляемые Бизнес-коммуникации», «Силовые переговоры», «Человекология» и «Линия харизмы». Человекология – новый авторский подход Натальи Титовой к достижению оптимального взаимопонимания с разными людьми в процессе делового общения. E-xecutive опубликовал интервью с Натальей, где та описала шесть типов личностей и особенности их поведения в Сообществе.

Александр Мизун: «Я так орал на бедную жену, паркующую к тротуару медленно машину, что ко мне подошли дорожные рабочие спросить, куда им разгружать асфальт. Они подумали, будто я прораб. Надеялся, на даче будет тихо. Пусть шелестят листва-трава, пусть будут птицы, пчелы, комары, жена. Но нет! С соседнего участка слышу я «джаляб» – вопят узбеки. И, вроде как эхо, им в ответ «ом прост» (наверное, по-молдавски). Высокая-высокая поэзия, фольклор Союза. Пойду с мансарды посмотрю, с чего там так бушуют страсти. Нормально все. Узбеки выгружают плиты. Другие же – похоже, молдаване – укладывают утеплитель крыши, послушно следуя указаниям прорабов.

Вот к чему я напредисловил: дождливым вечером 10 августа 2011 года прошел Дискуссионный клуб на тему «Психология для жизни и бизнеса». Очаровательнейшая дама и психолог Наталья Титова всех нас поделила на группы разных видов. Практически случайно нам досталась роль «зануд», и мы отлично понудили. На наших собственных примерах нам показали, как лучше понимать друг друга».

Леонид Никифоров: «Наталья Титова сразу же предложила тезис, захвативший присутствующих: «Даю классификацию трудных людей»: высокомерные, болтливые, скептики, замкнутые, зануды, деспоты.

Клиенту очень легко быть высокомерным, ибо где еще можно самоутверждаться, как не тогда, когда вам предлагают что-то купить? Тем самым интеллектуально был сразу же решен вопрос о нашей всеобщей причастности к нескольким смертным грехам и к пороку вообще, против чего никто не возражал, ибо люди собрались неглупые.

Болтливые «хотят рассказать о себе», а также готовы рассказать, что сделают, но неизвестно, сделают ли.

Скептик – это человек, который всегда в плохом настроении (типа ослика Иа). «Вы встречали таких людей?» – спросила Наталья. Лес рук тут же подтвердил и еще один наш порок – уже интерфейсный. А как вы хотели, ведь «№3 рубит весь энтузиазм на корню».

Замкнутые. Цитирую: «Их просто нет. Их не видно. Они молчат, даже когда вы задаете им открытые вопросы». Все «штирлицы» в зале дружно промолчали на таковую характеристику. Видно, что еще и не такое слыхали на своем веку.

Зануды замучают вас инструкциями и параграфами, ссылками и уточнениями, вы полезете на стенку от 100%-го отсутствия креатива, и вообще таких все боятся и избегают.

Стиль деспотов – допрос. «Вы кто? Вопросы задаю здесь я!», «Вы свободны» и т.д. После общения с типом №6 радуешься, что еще жив.

Сильным ходом докладчицы было проведение мини-игры, когда разделенные на группы участники встречи играли роли, причем пытались построить контакт с соседним типом «трудного человека».

Как утверждает Наталья Титова, за каждым типом стоят установки и ключевые психологические потребности, вот это ценно! Рекомендую прислушаться, ибо я дня через два понял, что я ничего не понял в классификации своих топ-менеджеров, но вот конспект:

Потребности (ключевые/психологические):
№1. Статус и внимание от окружения (артисты).
№2. Общение и еще раз общение (социолог, а может и социопат).
№3. Поддержка и понимание, чтобы «его не бросили, не забыли».
№4. Новое знание.
№5. Соблюдение правил, и отсутствие с ними прелюбодеяний.
№6. Контроль и власть.

Далее Наталья Титова рассказывала, что на всех трудных есть «свои методы». Чтобы построить общение, например, с №1, нужны две фразы: «Вы уникальны» и «Мы уникальны».

С №2 проще, он и сам общается всегда, смерть для него – аналитика (я думаю, именно поэтому социологи-маркетологи так ничего за 20 лет и не измерили в России, а только болтают), путь – понимать потребность.

С №3 (что любопытно, это весь «Серебряный век») нужно играть, как с ребенком (это плата за их внутренний мир), посколько они всю жизнь играют в свою игру (вспомните хотя бы маску Пьеро у Вертинского).

Стиль контакта с №4 – решение задач и выяснение подробностей решения, то есть признание его интерфейса общения с миром. Основная глупость – задавать сразу открытые вопросы.

№5 – примерно также, но занудство надо увеличить раз в 10, можно и счетом денег, ибо это прагматик до мозга костей.

С №6 сразу забудьте, что вы есть, забудьте про свое эго и лучше придите уже «втоптанным в грязь». Лучше сказать: «Я пришел предупредить вас о негативных последствиях». То бишь, получается, этому уроду нужен риск-менеджер?»

Екатерина Тихвинская: «Очередное заседание Дискуссионного клуба прошло как-то особенно хорошо. Слушатели были заинтересованные и позитивно настроенные. И докладчики делали свои презентации живо, интересно и с особым шармом.

Наталья Титова кратко рассказала нам, как понимать людей с первого взгляда. Как определить, к какому из шести типов относится ваш собеседник. Как сделать так, чтобы установить с ним контакт и достичь своего результата. Наталья нам не только описала основные характеристики каждого типа, но и предложила разбиться на группы и представить каждый из них. Далее представитель каждой группы взаимодействовал с представителем другой группы. Надо сказать, что участники изображали психологические типы с большим артистизмом и отвечали очень точно.

Я была настолько воодушевлена происходящим и той манерой, в которой Наталья делала свою презентацию, что тут же купила ее книгу «Как понимать людей с первого взгляда».

Второй гость Дискуссионного клуба – Мария Забурмах – характеризует синдром сгорания как сложное духовно-психологическое состояние человека, которое чаще всего ассоциируется с переутомлением от профессиональной деятельности. Существует мнение, что он быстро наступает при чрезмерной нагрузке, особенно у людей «помогающих» и консультирующих профессий, либо при продолжительных стрессовых нагрузках.

Александр Мизун: «Мария Забурмах – изысканная женщина и врач. Поговорили про проблему выгорания, про уровни энергии и страсти. Подробно обсудили механизмы обретения и потери человеком радости к жизни и труду. Хорошие примеры. Много информации. Рассказывали нам переживательно и страстно.

Я понял, судя по себе, что людям в бизнесе не хватает нормального общения. Простого человеческого, типа, «А как ты сам?» Еще мне показалось, что психологи ранимые, наивные и хрупкие создания. Их надо поберечь»

Леонид Никифоров: «Тезисы доклада Марии:

  • В бизнесе за пять лет выживают лишь 10%, остальные «сгорают», «перегорают».
  • Единственное условие выгорание – дисбаланс ответственности, причем, кстати, вы сами можете дать дефиницию ответственности, на этом участники встречи помучились.
  • Серп на ВДНХ («Рабочий и колхозница») – магическая смерть мужского начала.
  • В Америке (на Западе) клиент – посланник Бога, ибо он принес весть, что этот бизнесмен избран Богом (тезис для нас весьма сложный, ибо намного из протестантской этики).
  • Ответственность есть ответ жизни (кому?) за право реализовать свой счастье.
  • Где взять энергию? Последовательность: физическая – сексуальная – психоэмоциональная – деньги – знания – власть – вера (как энергетическая наполненность. «Но учтите, – добавила Мария, – властвуют только потому, что кто-то соглашается подчиняться».
  • Выгорание связано с искренностью, если есть конфликт в триаде (цели – ценности – убеждения), а если нет, то бизнес идет, как песня.
  • Все выгорания связаны с эмоциональным интеллектом.
  • Выгорают три типа: «матери Терезы», «гордецы и жадины», «те, кто ходят в масках».
  • Как не выгорать? Как только включается вдохновение (особое состояние правды к себе и к жизни): энергии появляется в шесть раз больше.

«Напрасно экономить – надо просто зарабатывать больше!».

Екатерина Тихвинская: «Тема презентации Марии Забурмах – «Выгорание и перегрев». Поскольку тема обширная и за 20 минут ее не изложишь, Мария очертила основные моменты крупными мазками. Не возьму на себя смелость повторить изложенное, чтобы не ошибиться. Насколько я поняла, одна из основных причин выгорания – несоответствие между внутренней программой человека (что он действительно хочет) и что у него есть (чего он достиг). То есть целями, ценностями и убеждениями. Гармоничный или негармоничный человек. Мария предложила небольшой тест. Он мне понравился, так как наглядно показывает соответствие или несоответствие между ценностями человека, достижениями и как он себя описывает. Я даже подумала, что его можно использовать при проведении собеседований.

К выгоранию также приводит ассиметрия ответственности. Стремиться к признанию – прямой путь к выгоранию, реализация своего призвания не приводит к выгоранию. Не будьте гордецами и жадинами, снимите маски, и выгорание вам не грозит. Соответственно, нужно быть предельно искренним в ответе на вопрос: «Чего я хочу?»

Мне очень понравилась формулировка Марии: «Вдохновение – особое состояние правды к себе и обществу». Одна из основных причин перегрева – стремление все взять на себя («Я сама»). Как это знакомо!

Что еще мне импонировало в обеих презентациях, так это то, что оба докладчика уложились в формат. За отведенные 20 минут каждая изложила свою тему так, что сложилось достаточно ясное представление о предмете. И пропорция деталей и обобщений была очень точная. Если проводить аналогию с трапезой (в данном случае интеллектуальной), то мы насытились, но осталось небольшое чувство голода. Медики говорят, что это самое правильное питание».

Фото: pixabay.com

Расскажите коллегам:
Эта публикация была размещена на предыдущей версии сайта и перенесена на нынешнюю версию. После переноса некоторые элементы публикации могут отражаться некорректно. Если вы заметили погрешности верстки, сообщите, пожалуйста, по адресу correct@e-xecutive.ru
Комментарии
Бренд-менеджер, Москва

Уж сколько раз твердили миру...
Классификаций психотипов великое множество. Начиная с классики и заканчивая современностью: Соционика, Толкачев и Бродянский, etc. Есть же 4 типа темперамента, чего на них наворачивать-то бесконечно?
Что восхитительно нового в изложенных интерпритациях? Очередной научпоп.
Во всех многочисленных ''рецептах душевной организации'' явственно присутствуют методики манипулирования. Понять, кто ты, чтобы можно было легко оставлять тебя в дураках.

Может, наконец, просто позволим людям быть разными и не научимся не ''драконить'' друг друга?

Креативный директор, Москва
Анна Пирогова пишет: Может, наконец, просто позволим людям быть разными и не научимся не ''драконить'' друг друга?
О том, собственно, и речь в публикации :)
Бренд-менеджер, Москва

Андрей, раз вы ''в эфире'' воспользуюсь и задам вопрос: где можно прочеть об отборе статей в категорию Лучшее за неделю?

Менеджер интернет-проекта, Москва
Анна Пирогова, сборники Лучшее за прошлую неделю не формируются уже больше года (просто нет места в плане публикаций, чтобы их анонсировать). Лучшая статья недели в Творчестве без купюр определяется по сочетанию читаемости статьи, количества и качества комментариев и рейтинга статьи.
Консультант, Москва
Светлана Шишкова пишет: Лучшая статья недели в Творчестве без купюр определяется по сочетанию читаемости статьи, количества и качества комментариев и рейтинга статьи.
Капля офф-топа: а как определяется качество комментариев?
Менеджер интернет-проекта, Москва
Борис Зверев, Анна Пирогова, пример. Есть четыре статьи, опубликованные за одну неделю: - у одной рейтинг 5, и есть положительный отзыв, но прочли ее всего три пользователя – автор (с двух разных компьютеров) и его любимая собака, которая и оставила восторженный комментарий; - другую прочло 250 человек, и у нее 100 комментариев, но 99 из них ругательные, а сотый написал сам автор; - у третьей 13 комментариев, большей частью нейтральные, ее прочло 200 человек, которые определили ее рейтинг в 4,5; - у четвертой тоже 200 читателей, рейтинг 3,5, после статьи 3 нейтральных отзыва и 2 положительных, а потом один комментатор называет статью полной ерундой, обосновывает свою точку зрения, и из этого развертывается дискуссия по теме статьи еще на 45 сообщений. Этот материал и будет признан лучшим за неделю, поскольку его резонанс в Сообществе максимально продуктивен.
Консультант, Москва

Светлана, спасибо, я понял Вас. Правда, под ''качеством комментария'' я имел в виду несколько иное, но, продолжая обсуждать тут эти вопросы, мы создадим офф-топ, поэтому дискуссию лучше бы перенести в другое место. А Вам могу подкинуть идею - изложите это в виде статьи или стартового топика в разделе ''Проект e-xe'', и там обсудим подробнее.

Адм. директор, Москва

Отзыв Андрея Сидло на выступление Наталья Титовой:

Человекология – видимо это наука о человеках. То есть наука о тех, кто мы и кто с нами рядом.
Давайте сразу обозначим проблему: нас окружают люди, и не со всеми мы совпадаем. Кто-то слишком болтлив, кто-то, слишком лебезив, кто-то слишком надменен, кто-то слишком…. с лишком. В общем, у каждого своя выпуклость. Вспомните своего начальника/подчиненного с которым не складываются отношения. Вроде и он, и вы хорошие люди, а не клеится как-то. Ладно бы, если от нашей коммуникации ничего особенно не зависит, а если завтра в разведку, а мы не стыкуемся?

В подходе Натальи все не сложно. Каждый индивид мнит себя (иногда не осознавая) носителем социальной роли или штампа: прагматик, социолог, участник, интеллектуал и т.д. Проявляется это выпячиванием определенного стиля поведения, или стиля общения. Варианты: - Вы что, самый умный?; – Я хотел. Вот. Понимаете…; - Уточните, какой именно параграф данной статьи следует…. и т.д.
В общем, кого-то социальный статус душит, кто-то слишком много книжек прочитал и забыл, что книжки тоже люди писали, а кто-то в детстве поглаживаний недополучил. И теперь, несут по жизни свои программы, и не подозревают, что здесь мы умные притаились и сейчас их расколем. )))
Как создать комфортные условия для нашего успешного сосуществования? А просто сделать подстройку. Заполнить пустоту в эго-эмоциональном поле нашего собеседника и в рамках разговора стать единым, полноценным организмом. Ели видите, что ваш партнер по общению, например, «артист» (а проявляется это в высокомерности, демонстративности поведения) это значит, что ему не хватает признания его статустности и уникальности. Соответственно, дайте ему искупаться в овациях. Скажите, что он уникален, но не забудьте подчеркнуть и свою уникальность тоже: «- Вы привлекательны, я - чертовски привлекателен, так зачем время зря терять?» Ведь он, такой нарядный, не будет а-бы с кем время делить. Похвалите коллегу по уникальности и пожинайте плоды.
Основных типов не так много всего шесть. Значит и количество приемов подстройки тоже не придется много заучивать.

Но помните: Все кто вас окружают – ваши зеркала. Вы притягиваете в свою жизнь по системе резонанса только тех, кто отражает части вас самих. Проанализируйте свое окружение и вам многое откроется. А когда поймете кто вы – вспомните лучший способ общения с таким человеком и направляйтесь туда, где эти качества наиболее востребованы. Там вы найдете лучшие возможности для самореализации.
Интересных вам открытий!

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
5
Игорь Семенов
Скажите, используются ли при ремонте материалы и если да, то кто их покупает - вы или ваш  ИП-под...
Все дискуссии
HR-новости
Исследование: как россияне проведут новогодние каникулы

Каждый шестой россиянин хочет на праздники уехать в место без связи и интернета.

Исследование: сколько бизнес тратит на Новый год

Треть российских компаний потратит более 500 тыс. руб. на новогодний корпоратив.

Каждый шестой россиянин позорился на корпоративе

При этом 82% опрошенных считают предновогодний корпоратив важной традицией и ждут мероприятия с приятным предвкушением.

Треть компаний увеличат затраты на обучение сотрудников в 2025 году

Самые большие суммы компании готовы инвестировать в обучение топ-менеджеров.