В начале была бизнес-идея
Как это бывает обычно: вас посетила гениальная идея – нет пока просто мысль. Вы записали ее, чтобы не забыть – на том, что было под рукой. И неважно, что это было. Планшет, смартфон, салфетка. Главное, что с этого момента ваша идея получила свое материальное воплощение и начала самостоятельную жизнь.
Это примерно как с писателем и его произведением. Сначала автор придумает своего персонажа, затем придумает ему жизнь. А когда начнет ее описывать – вдруг выясняется, что этот придуманный персонаж имеет свою внутреннюю логику и зачастую действует не так, как это изначально задумал автор. А в соответствии с развивающимся сюжетом и привходящими обстоятельствами.
Так и ваш бизнес. Родившись и набрав мышечную массу, он начинает жить по своим законам – по тем, по которым живет каждый бизнес. И у него свои цели и этапы развития. И собственнику необходимо вовремя понять, что его персональные цели не тождественны целям бизнеса. Иначе полное растворение в процессе не позволит, не только выстроить стратегию развития компании, но и правильно определить собственную финансовую стратегию.
Если в самом начале не произошло этого ментального разделения, то обычно в итоге получаем:
- Свой бизнес – чемодан без ручки: нести неудобно, а бросить нельзя.
- Собственник в бизнесе – белка в колесе. Не остановиться ни на миг, а тем более соскочить с колеса – сразу все встанет: и бизнес, и дивидендны.
Так и живет, или, скорее, существует основная масса собственников.
Если вы в любой момент не можете продать свой бизнес – значит, вы ничем не отличаетесь от наемного работника. С той лишь разницей, что работник не отягощен вашим грузом моральных переживаний за коллектив и материальной ответственности за кредитные обязательства.
Как разделить сиамских близнецов?
Бизнес в своем развитии проходит через хорошо изученные стадии: бурный рост, стабильное развитие, зрелость.
Для каждой стадии выстраивается отдельная стратегия управления финансами. И, если рентабельность активов и эффективность управления оборотным капиталом важны всегда, то в части построения персональной финансовой стратегии собственника (ПФСС), на каждом этапе должны ставиться отдельные, уникальные цели.
Стадия 1. Рост бизнеса
Сначала бизнес, как правило, развивается за счет собственных инвестиций. Банки стартапы не кредитуют, но высокая рентабельность и быстрый рост объемов позволяют развиваться за счет реинвестированной прибыли и держать все под контролем. Молодой бизнес не имеет большой истории и не может прогнозировать внешние и внутренние катаклизмы.
На этом этапе важно иметь всегда личный резерв денежной наличности для реагирования на спады денежного потока и внезапные изменения в отраслевом окружении, а также на неожиданные провалы внутренней эффективности, вызванные ростом компании и различной скоростью развития разных блоков бизнес-модели. Ну и четко понимать, когда от этого этапа пора будет переходить к следующему.
Стадия 2. Стабильное развитие
Когда бизнес набрал вес, для его развития (даже по законам физики) требуется более серьезные усилия. Применительно к нашей теме это означает, что требуются намного бОльшие объемы финансов. И здесь происходит первая фаза трансформации: необходимо научиться эффективно дополнять и замещать собственные инвестиции капитализированной прибылью и/или внешним финансированием.
В отсутствии публичной кредитной истории это, как правило, кредитные средства, а также лизинговое или факторинговое финансирование. Каждый из этих вариантов имеет свои нюансы, но грамотное управление и комбинирование ими позволяет не только увеличивать объемы и прибыльность бизнеса, но и постепенно замещать собственные инвестиции, используя полученные средства для формирования основы персональной финансовой стратегии.
Стадия 3. Зрелость бизнеса
На этом этапе, имея в своем багаже не только опыт прохождения кризисов, но и подтвержденные бизнес-успехи, необходимо начинать все это конвертировать. В деньги – напоминаю, что мы здесь говорим о финансовой стороне.
Получить качественный прирост рентабельности здесь возможно только за счет замещения уже привлеченных ресурсов от финансовых институтов-посредников – банки, лизинг и факторинг – прямым финансированием с рынка. Первым шагом является размещение биржевых облигаций, благо в данный момент разработаны меры поддержки и субсидирования таких программ. Второй шаг – привлечение через биржу акционерного капитала.
Эти инструменты, помимо удешевления стоимости обслуживания долга, дают намного больше гибкости и мобильности вашей бизнес-модели.
Все эти действия позволяют получить публичную оценку стоимости бизнеса, а значит, у собственника появляется альтернатива и возможность частичного или полного выхода, если это предусмотрено стратегией. Кроме того, даже одно наличие альтернативы, без намерения выхода из бизнеса, имеет волшебный эффект: вы становитесь более уверенны и свободны в принятии решений, у вас появляется более глубокий взгляд на происходящие процессы, и вам легче даются попытки заглянуть в будущее. И приблизить свои цели.
Персональная финансовая стратегия
Персональная финансовая стратегия собственника не может ни учитывать цели в отношении имеющегося бизнеса. Такими целями могут быть:
- создание «семейного» бизнеса, и передача его по наследству;
- монетизация бизнеса и полный выход из него в запланированной точке через продажу;
- создание публичной компании, и частичная продажа собственности с сохранением пакета акций для контроля компании и/или получения дивидендов.
Выбранный вариант, который может меняться в зависимости от динамики развития компании и личных обстоятельств, ложится в основу личной финансовой стратегии, которая формализуется в виде финансовой модели. В данной модели учитываются персональные текущие задачи и инвестиционные цели.
Эти задачи и цели не идентичны целям бизнеса, но, безусловно, учитывают их.
Какие задачи решает персональная финансовая стратегия
Первая задача, которую решает персональная финансовая стратегия – сохранение стратегической отстраненности собственника, которая позволяет формировать объективное суждение о состоянии и перспективах развития бизнеса.
Вторая задача – это учет персональных интересов собственника при определении задач развития и целей, которые должна достигнуть компания.
Третья задача – формирование финансовой основы для достижения личных целей собственника.
И последняя, но, пожалуй, одна из самых важных задач – обеспечение свободы принятия решений и сохранение независимой личной позиции в отношении персональных жизненных целей.
Решение этих задач обеспечивает гармоничное сочетание персональных целей и целей бизнеса, что и является оптимальной траекторией развития каждого собственника.
Читайте также: