Партнерский материал
Джон П. Морган в 1929 году за несколько дней до биржевого краха сумел избавиться практически от всех акций, которыми владел. Комиссия Конгресса США заподозрила Моргана в использовании инсайдерской информации и манипулировании рынком. Банкир объяснил, что решение о продаже он принял, когда его чистильщик обуви поинтересовался перспективами акций железнодорожной компании, которые он недавно купил в некотором количестве. «Когда на рынок приходят чистильщики обуви, профессионалам на нем больше делать нечего», — резонно решил финансист.
Известная байка
По нашим материалам вы знаете, что мы в УК «Арсагера» не пытаемся играть на колебаниях финансового рынка. Мы и вам не советуем этим заниматься. Однако тяга людей к внезапному и стремительному обогащению непреодолима. Многим кажется, что можно научиться предугадывать минимумы и максимумы рынка. Здесь мы решили поделиться интересным наблюдением относительно того, кому же это удается. В этом материале не будет рассуждений на тему кукловодов и конспирологии, мы не сможем вам назвать конкретные фамилии или названия компаний. Это просто наблюдение, а точнее логическое рассуждение.
Начнем разматывать нашу логическую цепочку. Цена, которая в моменте сложилась на рынке – это равновесие спроса и предложения. Причем равновесие, которое сложилось в денежном эквиваленте. Если объем торгов на бирже составил миллиард, это означает, что какое-то количество покупателей (обозначим это число Qbuy) потратило этот миллиард на покупку. А какое-то количество продавцов (обозначим это число Qsell) получило этот миллиард от продажи своих акций.
Кстати, для «голубых фишек» в течение торгового дня оборачивается всего около 0,2-0,3% от общего количества всех акций, и эти сделки задают стоимость всей компании. Для акций «второго эшелона» этот показатель еще ниже.
Что часто происходит в пиковые моменты максимальной эйфории или глобального кризиса? В период кризиса царит тотальная депрессия, эксперты в деловых СМИ в один голос предвещают апокалипсис – вспомните осень 2008 года. Абсолютное большинство участников рынка пропитаны идеей продажи – их количество Qsell в этот момент очень велико.
Вопрос: кто же покупает в этот момент? Мы не знаем их имена! Но акции не могут оставаться бесхозными, они не могут повиснуть в воздухе и не принадлежать никому.
Те, кто публично «громко кричит» о том, что все будет падать, как правило, уже продали и ждут момента, чтобы купить дешевле. Но они своими заявлениями оказывает информационное давление на тех, кто еще сомневается и не принял решения о продаже.
Общее настроение на рынке задается настроением участников по принципу один человек – одно мнение. В спокойной ситуации количество покупателей примерно равно количеству продавцов (Qbuy ≈ Qsell). Но в пиковый (кризисный) момент количество продавцов намного больше, чем количество покупателей (Qsell >> Qbuy) и создается впечатление, что продают практически все.
Но мы помним, что цена - это равновесие спроса и предложения в денежном эквиваленте, а не по количеству участников. Запишем это в виде формулы (покупатели vs продавцы):
Vbuy * Qbuy = Vsell * Qsell, где
Qsell - количество продавцов,
Vsell - средняя сумма, полученная продавцом,
Qbuy - количество покупателей,
Vbuy - средняя сумма, заплаченная покупателем.
Средняя сумма, которую тратят покупатели, намного больше, чем средняя сумма, которую выручают продавцы (Vbuy >> Vsell). Иными словами, большому числу мелких продавцов противостоит небольшая, но «финансово могучая кучка» покупателей.
Например, складывается впечатление, что осенью 2008 году на рынке акций был вообще всего один покупатель - ВЭБ.=)
Похожая картина складывается, когда рынок достигает максимальных значений, и царит всеобщая эйфория. Только в этот момент огромному количеству мелких покупателей противостоит небольшое количество крупных продавцов (как в байке про Моргана).=)
Выводы:
1. Это наблюдение объясняет, почему у большинства людей есть негативное отношение к фондовому рынку. Увлеченные массовой эйфорией, они купили на максимумах, а в период черной депрессии продали на минимумах. После чего стали чувствовать себя обманутыми.
2. Это также объясняет, почему богатые богатеют, а бедные беднеют, и почему 20% населения контролируют 80% активов – их отличает разный менталитет.
3. Вы можете попробовать сами покупать на минимумах, а продавать на максимумах. Но! На наш взгляд, гораздо лучший эффект дадут регулярные инвестиции.
P.s. Мы приглашаем всех, кто внимательно прочел данную статью, принять участие в акции «Призы любознательным». «Призы любознательным» — это акция, участие в которой даст вам возможность, ответив всего на три вопроса к тексту статьи, стать владельцем паев фондов под управлением компании «Арсагера» на 1000 руб.
Вопросы к статье:
Чему равно соотношение объема совершенных покупок и продаж акций при снижении фондового индекса?
- Объем продаж равен объему покупок за исключением минимумов рынка, где количество продавцов значительно превышает количество покупателей
- Объем продаж превышает объем покупок пропорционально снижению фондового индекса
- Объем продаж равен объему покупок
- Объем продаж превышает объем покупок
В каком случае возможно равенство количества покупателей и продавцов на фондовом рынке?
- Такая ситуация возможна при любом состоянии рынка и носит случайный характер
- Такая ситуация невозможна, так как количество покупателей и продавцов всегда значительно отличается, особенно при сильных движениях рынка
- В случае отсутствия или равновесия информационного фона относительно дальнейшего движения фондового рынка
- Количество покупателей и продавцов по совершенным сделкам всегда примерно одинаково
Что позволяет достоверно определять максимумы и минимумы рынка?
- Невозможно достоверно определять максимумы и минимумы рынка
- Максимумы и минимумы определять невозможно, но можно достоверно определять периоды сильных движений рынка и краткосрочных трендов с помощью сочетания технического и фундаментального анализов
- На практике ничто, но грамотная система тайминга и мани-менеджмента позволяет продавать большую часть портфеля на максимумах и покупать на минимумах
- Фундаментальный анализ, основанный на изучении деятельности компании, не позволяет определять максимумы и минимумы рынка, но позволяет определять экстремумы цен отдельных акций
____________________________________________________________________________
«УК «Арсагера»
194021, Санкт-Петербург, ул. Шателена, дом 26А БЦ «Ренессанс», 8-й этаж.
Тел. (812) 313-05-30
arsagera.ru
Лицензии ФСФР России: № 21-000-1-00714 от 06.04.2010, № 078-10982-001000 от 31.01.08
Фото: pixabay.com