В процессе проработки любого инвестиционного проекта, связанного с выбором места размещения площадки производственного предприятия, инвестору требуется принимать во внимание множество различных экономических факторов, присущих в каждом регионе. Наиболее важным элементом затрат будущего производственного предприятия являются затраты на закупку энергоресурсов, стоимость которых для разных регионов разная. Наиболее важным энергоресурсом для промышленности является природный газ, потребляемый из ЕСГ ПАО «Газпром». Стоимость природного газа предприятие будет оплачивать на протяжении всего жизненного цикла деятельности. Правильный выбор региона размещения производственной площадки позволит инвестору сэкономить средства на закупку природного газа, сумма которых в будущем может составлять десятки и даже сотни миллионов рублей ежегодно.
Рисунок 1. Структура стоимости природного газа для промышленных потребителей в России
Для каждого региона России стоимость каждого компонента, из которых складывается тариф, является различной, что обуславливает разные конечные цены на газ, поставляемый для потребителей в регионе.
Таблица 1. Компоненты стоимости газа, поставляемого промышленным потребителям
Наименование |
Описание |
Принцип формирования |
|
1 |
Оптовая цена на газ |
Отражает стоимость газа, поставляемую на региональные рынки с учетом стоимости транспортировки газа до субъектов федерации |
Устанавливается ФАС России для каждого региона на каждый период регулирования |
2 |
Плата за калорийность газа |
Отражает плату за превышение фактических показателей калорийности газа над показателями, установленными ФАС при установлении тарифов (7 900 ккал/м3) |
Фактическая величина калорийности определяется региональными поставщиками газа для каждого месяца поставки |
3 |
Тариф на услуги по транспортировке газа |
Отражает плату за оказание услуг по транспортировке газа потребителям региональных газораспределительных компаний |
Устанавливается ФАС России для каждого газотранспортного предприятия на каждый период регулирования |
4 |
Специальные надбавки, предназначенные для финансирования программ газификации |
Отражает плату на формирование целевых региональных фондов, направленных на финансирование программ ввода новых газораспределительных сетей в рамках регионов |
Устанавливается региональными органами исполнительной власти в субъектах Российской Федерации |
5 |
Плата за снабженческо-сбытовые услуги |
Отражает плату за оказание услуг региональных поставщиков газа за оказание услуг по поставке природного газа конечным потребителям |
Устанавливается ФАС России для каждого регионального поставщика газа на каждый период регулирования |
Кроме того, существует дифференциация тарифов внутри таких составляющих, как транспортировка газа и снабженческо-сбытовых услуг. Они определяются в зависимости от величины годового потребления газа промышленными предприятиями. В таблице 2 представлен пример такой дифференциации на примере одного из регионов.
Таблица 2. Тарифы на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям на территории Челябинской области
Тарифы на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям (руб./1000 куб. м) по группам потребителей с объемом потребления газа (млн. куб. м/год) |
||||||
Свыше 500 |
От 100 до 500 включительно |
От 10 до 100 включительно |
От 1 до 10 включительно |
От 0,1 до 1 включительно |
От 0,01 до 0,1 включительно |
До 0,01 включительно |
312,91 |
334,81 |
478,31 |
585,96 |
693,6 |
705,55 |
735,46 |
Тарифы, действующие с 01.07.2017 года, на основании Приказа ФСТ России №146-э/9.
На рисунке 2 показан диапазон региональных оптовых цен на газ, действующих с 1 июля 2017 года. Оптовые цены приняты без учета стоимости калорийности. В диаграмме также не учтена стоимость транспортировки газа и посредническо-сбытовых услуг. Это связано с тем, что величина посредническо-сбытовых услуг в среднем одинакова во всех регионах России. А тарифы по транспортировке газа в рамках одного региона могут иметь различные значения, что объясняется наличием в республиках и областях нескольких газотранспортных организаций.
Рисунок 2. Региональные тарифы на природный газ для промышленных потребителей
Тарифы, действующие с 01.07.2017 года. Масштабы диаграммы изменены
Как видно из диаграммы, в расчете участвуют 65 субъектов Федерации из существующих 85. Это связано с отсутствием централизованной газификации в Красноярском крае, Республике Бурятия, Республике Тыва, Республике Хакасия, Амурской области, Приморском крае, Камчатском крае и ряде других регионов.
Величины тарифов на природный газ для разных регионов существенно отличаются – подчас в два раза. Для примера, в Краснодарском крае это 4634 руб./тыс. куб. м, а в Ямало-Ненецком автономном округе 2489 руб./тыс. куб. м.
Средняя стоимость природного газа по России за исследуемый период составила 4204 руб./тыс. куб. м. При этом в 28 регионах показатель стоимости природного газа наблюдается ниже среднего значения, в 37 регионах – выше среднего. Различия региональных тарифов на поставку газа отражает различия инвестиционного потенциала каждого региона.
Также, как видно из диаграммы региональных тарифов, стоимость газа зависит от территории, в пределах которой расположены регионы. Для примера, самые высокие тарифы на газ наблюдаются в Южном и Северо-Кавказском Федеральных округах. Самые низкие тарифы на газ наблюдаются в Уральском и Сибирском Федеральных округах.
Рисунок 3. Тарифы на природный газ для промышленных потребителей в различных федеральных округах
Тарифы, действующие с 01.07.2017 года
На диаграмме, показанной на рисунке 3, видна зависимость тарифов от Федерального округа. Это связано с расстоянием округов от источников добычи природного газа, основная часть которых находится в ХМАО, ЯНАО и Тюменской области. Таким образом, из-за большого расстояния, на которое приходится доставлять газ из Уральского Федерального округа в центральные и южные районы страны, тарифы в Центральном и Северо-Кавказском Федеральном округах самые большие в России. Рейтинги регионов с самой высокой и самой низкой стоимостью природного газа представлены в таблицах 3 и 4.
Таблица 3. Десять регионов с самыми низкими тарифами на природный газ
№ в рейтинге |
Регион |
Федераль-ный округ |
Тариф руб./тыс. куб. м |
Средний тариф в группе |
Средний тариф в РФ |
Отличие от среднего тарифа по РФ, в руб./тыс. куб. м |
Отличие от среднего тарифа по РФ, в % |
1 |
Ямало-Ненецкий автономный округ |
УРФО |
2 489 |
3 461 |
4 204 |
-1 715 |
-41% |
2 |
Ханты-Мансийский автономный округ - Югра |
УРФО |
2 929 |
-1 275 |
-30% |
||
3 |
Тюменская область |
УРФО |
3 296 |
-908 |
-22% |
||
4 |
Республика Коми |
СЗФО |
3 567 |
-637 |
-15% |
||
5 |
Курганская область |
УРФО |
3 592 |
-612 |
-15% |
||
6 |
Астраханская область |
ЦФО |
3 676 |
-528 |
-13% |
||
7 |
Пермский край |
ПФО |
3 703 |
-501 |
-12% |
||
8 |
Архангельская область |
СЗФО |
3 771 |
-433 |
-10% |
||
9 |
Свердловская область |
ЮФО |
3 788 |
-416 |
-10% |
||
10 |
Оренбургская область |
ПФО |
3 803 |
-401 |
-10% |
Тарифы, действующие с 01.07.2017 года
Таблица 4. Десять регионов с самыми высокими тарифами на природный газ
№ в рейтинге |
Регион РФ |
Федеральный округ |
Тариф руб./тыс. м3 |
Средний тариф в группе |
Средний тариф в РФ |
Отличие от среднего тарифа по РФ, в руб./тыс. м3 |
Отличие от среднего тарифа по РФ, в % |
56 |
Ростовская область |
ЮФО |
4 631 |
4 634 |
4 204 |
427 |
10,2% |
57 |
Республика Адыгея |
ЮФО |
4 634 |
430 |
10,2% |
||
58 |
Республика Дагестан |
СКФО |
4 634 |
430 |
10,2% |
||
59 |
Республика Ингушетия |
СКФО |
4 634 |
430 |
10,2% |
||
60 |
Кабардино-Балкарская Респ. |
СКФО |
4 634 |
430 |
10,2% |
||
61 |
Карачаево-Черкесская Респ. |
СКФО |
4 634 |
430 |
10,2% |
||
62 |
Респ. Северная Осетия - Алания |
СКФО |
4 634 |
430 |
10,2% |
||
63 |
Чеченская Республика |
СКФО |
4 634 |
430 |
10,2% |
||
64 |
Краснодарский край |
ЮФО |
4 634 |
430 |
10,2% |
||
65 |
Ставропольский край |
СКФО |
4 634 |
430 |
10,2% |
Тарифы, действующие с 01.07.2017 года
На основании полученных рейтингов проведем сравнительную оценку годового экономического эффекта (или экономических потерь) от размещения инвестиционного проекта в том или ином регионе России. Для этого экономический эффект/убыток рассчитаем на основе типового проекта промышленного предприятия, которое в среднем потребляет 15 000 тыс. куб. м природного газа в год. Как видно на рисунке 4, в ЯНАО ежегодный экономический эффект может составить 25,7 млн рублей. А в случае размещения проекта в Краснодарском или Ставропольском крае относительный убыток может ежегодно достигать 6,5 млн рублей.
В случае, если расчет делается для предприятия, имеющего более высокие объемы потребления газа, экономический эффект/убыток будет меняться в пропорциональной прогрессии.
Рисунок 4. Ежегодный экономический эффект/убыток от размещения инвестиционного проекта в разных регионах
В качестве заключительного вывода можно констатировать, что учет фактора региональной стоимости природного газа в процессе выбора региона размещения площадки инвестиционного проекта имеет существенное влияние на эффективность проекта в целом, как в краткосрочном, так и в стратегическом периоде.
Интересная статья. Из нее получается, что размещение инвестиционного проекта на Ямале гораздо выгоднее, чем размещение аналогичного проекта в Краснодаре. Потому как газ в ЯНАО(где он, собственно говоря, и добывается) в два раза дешевле. Тот факт, что, например, средняя зарплата в ЯНАО в три раза выше средней краснодарской зарплаты автор, видимо, в расчет не берет. Равно как и климатические особенности, плотность населения, качество трудовых ресурсов, развитость инфраструктуры и т.д. и т.п. :-)
Константин,
ну как вот так Вы, человек старался, подготовил много важных цифр, действительно наглядно их представил, сделал сильнейший вывод
"Различия региональных тарифов на поставку газа отражает различия инвестиционного потенциала каждого региона"
а Вы про климат, трудовые ресурсы, инфраструктуру ...
Коллеги, замечания справедливы. В статье имелось ввиду что стоимость газа является одним из факторов для инвестиционной привлекательности. Если для размещения инвестиционного проекта для объекта будет актуально потребление газа, например для металлургического предприятия, то ценовое предложение по поставке газа будет ключевым фактором при принятии решения. Если предприятие газ не потребляет, данный фактор не будет иметь решающей роли.
Давайте рассуждать более предметно, ориентируясь на Вашу статью. Доля природного газа в структуре себестоимости 1 тонны стали на уровне 2%. Если допустить, что технологически можно разместить металлургическое производство на Ямале, то даже затраты на другие ТЭР (электроэнергия, теплоэнергия) могут перекрыть экономию по цене на газ. Кроме того, и расход самого газа в таких условиях тоже может увеличиться. Я даже не упоминаю про очевидный рост других расходов: ФОТ, транспортно-логистических затрат и т.д. Таким образом, любой бизнес/инвест-проект - это многофакторная модель. Каждый раз считать надо.
Более того, доступность/близость ресурсов - это достаточно устаревший фактор для принятия решения о размещении бизнеса. Именно близость к рынку сбыта сейчас в тренде (в том числе, и в металлургии).
Анатолий,
Вы сделали качественную и, вероятно, полную в своей области работу. Проблема возникает в момент, когда Вы пытаетесь объявить фактор стоимости газа решающим.
А Вы не считаете что стоимость газа в перспективе может и поменяться?
Марат добрый день!
Изменение стоимости газа в регионах конечно же возможно. При этом индексация тарифов производится во всех регионах России пропорционально
Анатолий, есть продукты для обоснования рентабельности выпуска которых Вашей статьи будет достаточно это:
аммиак, аммиачная селитра, азотная кислота, желтый фосфор, синтетический каучук, химические волокна, пластмассы, боевые отравляющие газы и фреоны.
Для остальных продуктов необходимо будет делать более сложные расчеты.