Бизнес признан товаром. Со всеми последствиями

В 2014-2015 годах в законодательство России были внесены изменения и дополнения, касающиеся отношений между участниками обществ с ограниченной ответственностью, продавцом и покупателем бизнеса, инвестором и соискателем инвестиций. Новшества коснулись отдельных статей Гражданского Кодекса РФ и закона «Об обществах с ограниченной ответственностью». Наиболее важные, основополагающие, на мой взгляд, события – введение понятия «корпоративный договор» и придание бизнесу статуса товара на рынке купли-продажи (инвестирования).

1. Корпоративный договор стал сильнее устава

Корпоративный договор – документ, который может быть подписан между участниками общества при его создании, при смене учредителей или при входе в состав участников стратегического или финансового инвестора. Специалисты считают его, хотя и с оговорками, аналогом акционерного соглашения, используемого в английском праве.

Корпоративный договор – документ, расширяющий и дополняющий устав компании и содержащий положения, о которых договорились участники общества (ГК РФ ст. 67.2). Он не требует государственной регистрации (достаточно нотариального заверения), и в нем могут быть прописаны условия, не соответствующие тому, что прописано в уставе компании. При этом революционность данного новшества состоит в том, что корпоративный договор имеет приоритет над уставом, и в спорных моментах суд будет ссылаться именно на него.

Распространена практика, когда венчурный инвестор покупает 10% доли в стартапе, но претендует на 30% доли в прибыли. Теперь этому можно придать правовой статус. В корпоративном договоре прописываются обязанности участников общества и штрафные санкции за их невыполнение. Опционы на покупку/продажу долей становятся вполне законными. В принятых поправках четко указан порядок исполнения опционов как для инвесторов в стартап, так и для миноритарных акционеров и даже для менеджмента компании. Кстати, теперь банк-кредитор имеет право стать стороной корпоративного договора и записать в него свои условия.

2. У предприятия может быть несколько директоров

Наконец-то решена так называемая проблема «50/50», когда при регистрации бизнеса доли делятся «по-братски», а любая ссора в дальнейшем заводит в юридический тупик. Отныне у компании может быть единоличный исполнительный орган в количестве, превышающем единицу. Другими словами, вполне законно иметь двух, трех и более директоров: от каждого из участников, от инвестора и соискателя инвестиций и даже от крупного кредитора. Причем директора могут действовать во всей полноте полномочий каждый, или совместно, или в рамках определенных полномочий (ГК РФ ст. 53.1.).

3. Предварительные договоренности стали юридически значимыми

Тем, кто когда-либо выступал в роли одной из сторон в сделке купли-продажи бизнеса, хорошо известно, как важно договориться «на берегу» и прописать в предварительном договоре порядок проверки и передачи бизнеса, чтобы избежать впоследствии ненужных разбирательств и потерь. Теперь предварительному договору придан статус дорожной карты (term-sheet), его положения приобретают юридическую силу, а споры по нему могут служить предметом судебных разбирательств, вплоть до отмены сделки.

Такую же силу имеет институт возмещения потерь (indemnity), что значительно снижает риски, возникающие после перехода бизнеса новому владельцу. В своей практике я использовал инструменты, защищающие права покупателя (инвестора), не имеющие юридической силы: депонирование части суммы на случай возникновения финансовых претензий после смены владельца, заявление об отсутствии внебалансовой кредиторской задолженности, обязательство об отказе от конкуренции. Теперь финансовые риски можно прописать отдельным пунктом в нотариально заверенном договоре, а сумму вероятного возмещения хранить на счете нотариуса. Особую роль играет tax indemnity, минимизирующий потери от возможных претензий налоговых органов. (ГК РФ ст.406.1).

4. Бизнес получил статус товара

Действующее предприятие наконец-то признано товаром на рынке купли-продажи бизнеса. И этот специфический товар тоже может терять свою стоимость, особенно после совершения сделки купли-продажи. Покупатель теперь вправе потребовать от продавца подписать заверения об обстоятельствах, (проще говоря – заверение об отсутствии «подводных камней»), а их выявление может быть оценено в виде снижения стоимости бизнеса вплоть до отказа от покупки (ГК РФ ст. 431.2).

5. Вместо задатка – обеспечительный платеж

Существующая много лет процедура задатка, так нелюбимая предпринимателями в силу сложности, нечеткости формулировок, риска возврата в двойном размере и дороговизне банковского счета «эскроу», дополнена вполне «вегетарианским» обеспечительным платежом (ГК РФ ст. 381.1).

Оформление договоренностей и разрешение споров

Обязанность заверять корпоративные договоры, предварительные договоры (term sheet), хранить обеспечительный платеж и принимать в залог доли покупаемого бизнеса возложена на нотариусов. А решать спорные вопросы, кроме суда общей юрисдикции и арбитражного суда, можно в третейских судах, созданных при общественных организациях и предпринимательских объединениях. Не забывайте включать третейскую оговорку в договор купли-продажи бизнеса.

Призываю использовать новшества российского законодательства для вывода сделок и отношений между предпринимателями и инвесторами в правовое поле, повышать юридическую грамотность и оттачивать переговорные способности.

Читайте также:

Расскажите коллегам:
Комментарии
Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
5
Игорь Семенов
Скажите, используются ли при ремонте материалы и если да, то кто их покупает - вы или ваш  ИП-под...
Все дискуссии