Какой вид налогового режима выбрать участнику маркетплейса

Маркетплейс – это платформа электронной коммерции, которая обеспечивает широкому кругу производителей, продавцов и дистрибьюторов комплексную инфраструктуру и технологии эффективной интернет-торговли. Основное преимущество маркетплейса для бизнеса – возможность быстрого масштабирования, расширения целевой аудитории и выхода на новые рынки без дополнительных затрат на рекламу.

Маркетплейсы пользуются популярностью у покупателей, поскольку предоставляют им максимально возможный ассортимент товаров по конкурентным ценам, а также гарантированные условия оплаты и доставки.

На современном этапе маркетплейс признается одной из наиболее удачных бизнес-моделей, что обусловливает их широкое распространение и разнообразие. В зависимости от типа реализуемых товаров принято различать следующие категории маркетплейсов:

  • маркетплейсы, предлагающие разнообразные товары (Ozon, AliExpress);
  • маркетплейсы, специализирующиеся на сфере услуг (Uber, Booking.com);
  • площадки для реализации видео- и музыкального контента (Yelp, Spotify);
  • инвестиционные краудфандинговые платформы (Kickstarter, Planeta).

Как регулируются отношения между продавцом и маркетплейсом

Отношения между продавцом (исполнителем) и владельцем маркетплейса определяются договором. Например, это может быть договор возмездного оказания услуг, один из посреднических договоров (агентский договор, договор комиссии и др.), непоименованный или смешанный договор. Это следует из п. 2 ст. 1, пп. 1 п. 1 ст. 8, п. 1 ст. 420, п. п. 2, 3 ст. 421 ГК РФ. В соответствии с договором маркетплейс получает вознаграждение в виде 5–15% от суммы сделки, а также дополнительную оплату за услуги хранения и транспортировки.

Продавцы, действующие на маркетплейсе, признаются самостоятельными экономическими субъектами, которые получают доход от своей коммерческой деятельности и являются налогоплательщиками в соответствии с действующим законодательством.

Они должны быть зарегистрированы в качестве юридического лица (ст.48 ГК РФ) или индивидуального предпринимателя (ст.23 ГК РФ). Зарегистрированный субъект предпринимательской деятельности использует код по ОКВЭД 47.91 «Торговля розничная по почте или по информационно-коммуникационной сети Интернет». В отдельных случаях допускается участие в маркетплейсах самозанятых граждан, осуществляющих продажу собственной продукции и имеющих годовой доход до 2,4 млн руб.

Соответственно, основными налоговыми режимами для участников маркетплейсов являются:

  • общий режим налогообложения с уплатой налога на прибыль, НДС и других обязательных налоговых платежей;
  • упрощенная система налогообложения (УСН) с уплатой налога – для экономических субъектов с годовым доходом не более 219,2 млн руб.;
  • налог на профессиональный доход – для самозанятых граждан.

Применение патентной системы налогообложения при торговле через маркетплейсы не допускается, поскольку на основании пп. 1 п. 3 ст. 346.43 НК РФ данный режим не могут использовать субъекты розничной торговли, осуществляющие деятельность вне стационарной торговой сети через компьютерные сети. 

Рассмотрим специфику различных налоговых режимов для участников маркетплейсов подробнее.

В чем суть общего налогового режима

При использовании общего режима налогообложения участники маркетплейсов, зарегистрированные в качестве юридических лиц, должны уплачивать налог на прибыль, НДС, а также налог на имеющееся у них недвижимое имущество. Маркетплейс, работающий по агентскому договору, в налоговом учете должен признать доходы от реализации в сумме агентского вознаграждения, а также расходы, связанные с исполнением поручения и не возмещаемые принципалом (поставщиком товаров/услуг).

При этом поступления и выплаты, связанные с исполнением поручения и возмещаемые принципалом, в налоговом учете маркетплейс не признает. Следовательно, налоговой базой для расчета налога на прибыль является сумма агентского вознаграждения без НДС.

Порядок обложения НДС маркетплейса зависит от того, как он действует по агентскому договору: от своего имени или от имени заказчика (принципала). Если от имени принципала, то нужно только рассчитать и начислить НДС с агентского вознаграждения. Оформлять и регистрировать счета-фактуры по товарам (работам, услугам) принципала не нужно. Если же маркетплейс действует от своего имени, то он сам должен выставлять покупателям счета-фактуры по товарам (работам, услугам) принципала. 

Индивидуальный предприниматель, использующий общую систему налогообложения, вместо налога на прибыль организаций уплачивает налог на доходы физических лиц по ставке 13% (ст.224 НК РФ), при этом исчисление и уплата НДС осуществляется на общих основаниях.

Очевидно, что общая система налогообложения обеспечивает максимально высокую налоговую нагрузку на участника маркетплейса, поэтому большинство экономических субъектов предпочитают переходить на упрощенную систему налогообложения, позволяющие уплачивать налог УСН вместо налога на прибыль, НДС и налога на имущество, используемое в предпринимательской деятельности. 

В чем суть упрощенной системы налогообложения

Для применения УСН необходимо, чтобы доход за налоговый период не превышал 200 млн руб., скорректированный на коэффициент-дефлятор (в 2022 году максимальный уровень дохода на данном налоговом режиме составляет 219,2 млн руб.). Ограничения устанавливаются также на остаточную стоимость имущества (150 млн руб.) и максимальную численность сотрудников (130 человек). 

При выборе УСН маркетплейсы в доходах учитывают только свое вознаграждение и дополнительную выгоду, а поступающие к ним деньги, которые в последствии должны передавать продавцам или принципалу – не учитывают, так как они маркетплейсам не принадлежат (п. 1 ст. 248, пп. 9 п. 1 ст. 251, п. 1, пп. 1 п. 1.1 ст. 346.15 НК РФ).

При режиме УСН объект «доходы минус расходы» со ставкой налога 15 % в расходах стоит учитывать только свои затраты, которые не возмещает принципал. Возмещаемые затраты, а также переданные продавцам и принципалу деньги не учитываются, так как это расходы не маркетплейса (п. 1 ст. 252, п. 9 ст. 270, п. п. 1, 2 ст. 346.16 НК РФ).

Если у маркетплейса режим УСН объект «доходы» со ставкой налога 6 %, то никакие расходы в рамках агентских договоров он не учитывает (п. 1 ст. 346.18 НК РФ).

В случае, если маркетплейс действуете от своего имени и его принципал – плательщик НДС, то у маркетплейса появляются обязанности по НДС по учету операций в рамках агентского договора (п. 3.1 ст. 169, п. п. 5, 5.1, 5.2 ст. 174 НК РФ).

Наиболее подходящим налоговым режимом для участника маркетплейса является упрощенная система налогообложения с объектом «доходы» и уплатой налога по ставке 6%, так как, как правило, маркетплейсы не обладают высокой долей расходов по отношению к доходам. 

Юридические лица на УСН уплачивают страховые взносы за своих сотрудников в размере 30% от величины их заработной платы. Индивидуальные предприниматели обязаны уплачивать фиксированные страховые взносы за себя, независимо от суммы полученных доходов, а также аналогичные платежи за своих сотрудников. Сумма единого налога по УСН может быть уменьшена на величину внесенных в бюджет страховых взносов.

Единый налог по УСН уплачивается ежеквартально не позднее, чем через 25 дней после окончания отчетного периода. Обязанность по сдаче декларации наступает ежегодно до 30 апреля следующего года. 

Каковы условия для самозанятых на маркетплейсах

Крупные торговые интернет-площадки (например, интернет-магазин Wildberries) активно предлагают самозанятым размещать свои товары на выгодных условиях. К примеру, со сниженной комиссией или скидками на доставку. Но самозанятым надо помнить о двух правилах.

  • Правило 1. Самозанятым запрещено заниматься перепродажей чужих товаров. Они могут продавать только собственную продукцию, которая полностью или частично сделана своими руками. Кстати, хендмейд – это не обязательно то, что человек сделал сам с нуля. Если он купил партию белых футболок и нанес на них рисунки, это тоже считается собственной продукцией.
  • Правило 2. Доход самозанятого не должен превышать 2,4 млн руб. в год. А вот лимитов для ежемесячного дохода нет: самозанятый может получить в сентябре 10 000 руб., в октябре – ничего, а в ноябре – сразу полмиллиона.

Нарушение этих правил чревато лишением статуса самозанятого. Либо с даты первой перепродажи, либо с даты превышения лимита в 2,4 млн руб. – в зависимости от того, что произошло раньше. Снятие с учета в качестве самозанятого повлечет доначисление НДФЛ, а возможно, и взносов, если человек – ИП. Также надо будет подать отчетность о полученных доходах.

* * *

Таким образом, участники маркетплейсов являются самостоятельными экономическими субъектами, использующими общий или упрощенный режим налогообложения, либо уплачивающими налог на профессиональный доход. 

В связи с ростом числа мошеннических действий в сети Интернет покупка товаров через маркетплейс является сравнительно безопасной, поскольку потребитель всегда может оставить жалобу на действия недобросовестного продавца, а также воспользоваться иными возможностями, которые ему предоставляет оператор онлайн-площадки.

Появление маркетплейсов внесло существенные коррективы в привычный экономический уклад, изменив сферы торговли и потребительских услуг, а в скором времени изменит и область финансов, особенно восприимчивую к инновационным решениям.

Статья подготовлена управляющим партнером Defense Solutions, адвокатом Дмитрием Ефремовым. Вы можете получить консультацию и узнать больше об услугах адвоката Дмитрия Ефремова на его странице.

Партнерский материал

Расскажите коллегам:
Комментарии
Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
Все дискуссии
HR-новости
Исследование: чего ждут российские IT-специалисты от работодателей

Половина сотрудников в IT мечтают о гибриде, но большинство опрошенных вынуждены работать в офисе.

Предлагаемые в России зарплаты выросли на 25% за год

Быстрее всего зарплаты в 2024 году росли у водителей, сварщиков и промоутеров — в 1,5–2 раза.

90% работодателей готовы нанимать неопытных специалистов

Представители бизнеса считают, что перспективные кандидаты, готовые к обучению, могут стать настоящим активом для компании.

Половина россиян оказалась в состоянии выгорания к концу 2024 года

Наиболее распространенные симптомы выгорания — постоянное чувство усталости и раздражительность.