Результаты в любой сфере бизнеса зависят от эффективности использования ресурсов. Например, финансовых, которые я приравниваю к кровеносной системе, так как денежный поток очень похож на систему подачи крови в организме. Кровеносная система обеспечивает жизнедеятельность организма компании. В условиях рыночной экономики, да еще в период экономического спада, эффективность использования основных и оборотных средств должна иметь первоочередное значение. От этого зависит финансовое состояние компании и результаты ее деятельности.
Разумеется, важна оптимизация структуры капитала, кредиторской и дебиторской задолженности – направленность компании на использование дебиторской и кредиторской задолженности как инструмента. И важнее всего из этого, на мой взгляд, оборачиваемость. Перечислять виды оборачиваемости ресурсов, и как с ними работать, не буду. Я бы хотел разобрать, что такое оборачиваемость, и зачем она нужна.
Чем оборачиваемость активов похожа на колесо
Пойду нестандартным методом и вместо определения оборачиваемости приведу сравнение. Сравнение, как вы думаете, с чем? С колесом. Наверное, у меня оно родилось, потому что я много лет занимался продажей шин. Но сравнение оборачиваемости с оборотом колеса, на мой взгляд, самое подходящее.
Итак, колесо само по себе – это определенный ресурс. Запасы товара на складе, кредиторская задолженность или дебиторская задолженность, оборотный актив, собственный капитал или иной ресурс – это неважно.
Колесо крутится, и каждый полный оборот – это оборот одного из ресурсов. Допустим, колесо – оборотные активы, которые равны 10 млн рублей. Выглядит это так:
Отрезком обозначим расстояние, пройдя которое, колесо делает полный оборот. Отрезок этот на рисунке напоминает дорогу, по которой это колесо катится и делает оборот, допустим, за месяц.
Маржинальная прибыль, которую приносит колесо, равна 20%, то есть 2 млн рублей. На колесе и на отрезке оборота мы обозначим прибыль заштрихованной областью:
Полный оборот, как мы условились, происходит за месяц. Значит, оборачиваемость оборотных активов в 10 млн рублей осуществляется за месяц и приносит компании 2 млн рублей маржинальной прибыли. Коэффициент оборачиваемости в нашем варианте равен «1». А рентабельность по маржинальной прибыли – 20%.
Рентабельность активов – индикатор доходности и эффективности деятельности компании – рассчитывается он по формуле:
Ra = P / A * 100%,
- где Ra — рентабельность активов.
- P — прибыль за период.
- A — средняя величина активов за период.
Таким образом, рентабельность активов равна:
2 000 000 / 10 000 000 * 100% = 20%.
А если начать крутиться быстрее?
Что будет, если наши оборотные активы внезапно сократятся в четыре раза? Они станут маленьким колесом и будут равны 2,5 млн рублей:
Как мы видим, колесо стало меньше, отрезок оборота тоже. Прибыль теперь составляет:
2 500 000 * 20% = 500 000.
А это значит: чтобы получить прибыль, равную 2 млн рублей, нам необходимо будет оборачивать активы в четыре раза быстрее. И делать это за тот же месяц:
Если мы сможем это сделать, то наша прибыль будет прежней, рентабельность маржинальной прибыли составит те же 20%. А рентабельность активов будет равна:
2 000 000 / 2 500 000 * 100% = 80%.
Это означает, что эффективность использования финансового ресурса вырастет в четыре раза. Следовательно, чем выше оборачиваемость, тем выше прибыльность. Оборачивая четыре раза прежние оборотные активы в размере 10 млн рублей, мы смогли бы получить уже прибыль 8 млн руб., а объемы продаж увеличить до 40 млн руб.
В последнем проекте именно таким способом нам удалось выйти на плановые показатели без дополнительного финансирования. В то время как у компаний нашей отрасли средняя оборачиваемость равна 60 дням, а лучший известный мне показатель равен 45 дням, наша компания смогла достигнуть среднегодового показателя 20 дней, а в самый лучший период – 14 дней.
Понравилась наглядность схем. .
Вопрос армянскому радио: - Что нужно сделать, чтобы коровы меньше ели и давали больше молока? - Меньше кормить и чаще доить.
В этой статье тоже все просто - ресурсы чаще оборачивай и выйдешь на плановые показатели. Но показатели чего? Бизнес создается для прибыли, и не факт, что 10% рентабельности на типовую резину с оборачиваемостью 14 дней принесет больше денег, чем 40% на низкопрофильную для спорткаров с оборачиваемостью 60 дней.
Безусловно, надо повышать скорость операционных процессов в логистике, договариваться с поставщиком о снижении размера закупаемой партии и более частой подсортировке и т.д. Но нужно быть крайне осторожным с неоднородным по рентабельности ассортиментом, даже если у вас в команде есть мастера ABC-XYZ-анализа - в погоне за оборачиваемостью вы не заметите, как снизится ROI.
Алексей, спасибо за мнение, вы все верно говорите. Статья посвященная важности данного инструмента, через пару дней выйдет книга и там будет уже последовательность всех инструментов.