Да, в свое время бухгалтера, перефразировав слоган из известного рекламного ролика, застенчиво прятали улыбки и думали каждый о своем… бухгалтерском учете. Однако если из первой части фразы убрать частицу «не», окончание предложения едва ли изменится. Вы уже успели догадаться, что под словом «мы» в данном контексте имеются в виду наши налоговые органы и прочие проверяющие инстанции.
Итак, предположим, вы – генеральный директор, а может быть главный бухгалтер, или вы собственник (учредитель), и держите в руках решение о проведении в отношении вашей организации выездной налоговой проверки. Еще интереснее, если такое решение вы держите впервые. У вас трясутся руки и потеют ладони, першит в горле, в голове наскакивают друг на друга мысли и вопросы: что делать, почему решили проверить нас, как мы пропустили тревожные сигналы о том, что возможна проверка нашей организации, какие будут штрафы? Поскольку вы – высшее руководство, паника проходит быстро, и вы начинаете конструктивно думать и принимать решения.
Надеюсь, что данная статья вам поможет найти правильные решения. Сразу оговорюсь, что статья выражает только мнение автора, то есть мое. Я просто делюсь личным опытом и наблюдениями. Тем не менее, если данная статья будет полезна хотя бы одному читателю, значит, мой труд был не напрасен.
Итак, можно долго анализировать, рискует ли ваша компания попасть в списки организаций, «в отношении которых запланированы выездные мероприятия». Это, конечно, достаточно увлекательное занятие, и оно является прекрасным заработком для теоретиков, которые будут собирать данные, анализировать, обобщать, делать выводы, писать заключения и рекомендации… А главное тратить безвозвратное и мимолетное, оттого такое драгоценное время.
Несколько лет назад налоговые службы официально опубликовали концепцию системы планирования выездных налоговых проверок, в которой и изложили действующие и по сей день 12 критериев оценки риска попадания организации в списки для проведения выездных проверок.
От себя скажу, что, на мой взгляд, едва ли не все организации заведомо попадают под эти 12 критериев. А те счастливчики, которые не попали, могут все же стать объектом повышенного внимания проверяющих органов по другим критериям, так называемым «скрытым», и все равно в итоге присоединиться к общей массе.
Поэтому мучить себя и своих сотрудников нудным изучением уровня риска попадания в списки на текущий год – совершенно бессмысленная трата времени, средств и сил. Вполне достаточно ответить на несколько простых вопросов:
1) Давно ли в отношении вашей организации проводилась предыдущая налоговая проверка? Соответственно, если недавно, то вероятность выездной налоговой проверки в ближайшее время невысока.
2) Каковы обороты вашей организации? Если обороты организации до 60 млн руб. в год, то вряд ли вы очень интересны проверяющим органам.
3) Безусловно, если общая налоговая нагрузка вашей организации менее 2% от оборота за несколько непрерывно следующих лет, то это вызовет искренний интерес налоговых служб.
4) Очевидные вам «нехорошие» («проблемные») поставщики также не останутся незамеченными проверяющими органами.
Первое, что необходимо осознать каждому руководителю (главному бухгалтеру, собственнику и так далее) – что организовать проверку могут в любой момент и, поверьте, документы на право проведения проверки будут абсолютно в порядке.
Второе, вы и ваша бухгалтерия должны быть готовы к проверке всегда. Это значит, что бухгалтера должны быть морально готовы, хорошо мотивированы, лояльны к организации (ведь им придется в этот период засиживаться ох как допоздна и отвечать на каверзные вопросы инспекторов) и, конечно, бухгалтерский учет должен вестись добросовестно и полно.
Третье, нужно отдавать себе отчет, что налоговые органы пришли за результатом, и без этого самого результата они не уйдут. Да, я верю, что вы белые и пушистые, но вы уверены в своих поставщиках так же, как в себе? А в поставщиках своих поставщиков, простите за тавтологию? Причем тут они? Не причем, но это вам, да-да, именно вам, придется доказывать в суде. Не верите? Можете проверить, если хотите. Если не хотите, читайте дальше.
Если у вас, уважаемый читатель, все это в голове давно нашло свое место, и вы воспринимаете это как аксиому и реальную действительность, то вы уже прошли самую трудную часть пути к успешному разрешению ситуации. Потому как изначально именно от понимания этих трех вещей зависят ваши последующие решения, действия, количество затраченного времени, средств и итог развития ситуации.
Знаю: «Все это почитать, конечно, интересно, – скажете вы, – Но как определить, каков размер того самого результата, за которым пришли налоговые органы?».
В первую очередь необходимо понять, что проверяющие органы – это такие же организации, как и те, в которых трудимся мы с вами. У них тоже есть бюджеты, есть и структура, в которую входят и рядовые сотрудники, силами которых в основном и проводятся проверки, и руководство, которое ставит планы, а потом контролирует их выполнение. Точно так же, как и мы, при составлении планов на текущий год, проверяющие органы руководствуются экономической ситуацией в стране, показателями инфляции, законодательством, ну и, конечно, оборотами тех налогоплательщиков, которые зарегистрированы в данной инспекции.
Вот к примеру, с 2010 года уголовная ответственность должностного лица организации наступает тогда, когда выявлено, что сокрытая сумма налогов составляет (далее цитирую) «за период в пределах трех финансовых лет подряд более 2 млн руб. при условии, что доля неуплаченных налогов и (или) сборов превышает 10% подлежащих уплате сумм налогов и (или) сборов, либо превышающая 6 млн руб.» (Статья 199 УК РФ). До 2010 года такая ответственность наступала, если сокрытая сумма налогов составляла 500 тыс. руб. и выше. Казалось бы, налогоплательщикам в Уголовном Кодексе сделаны послабления. Однако на практике почему-то с 2010 года встретить решения инспекций о взыскании недоимок менее чем на 2 млн руб. становиться все сложнее и сложнее.
По секрету скажу, что если вам начислили взысканий на 2-5 млн руб., то вы счастливчик… Конечно, это только в том случае, если годовой доход вашей компании на порядок выше этих сумм. Проанализировав несколько десятков виденных мной и моими коллегами решений о привлечении к ответственности по итогам проверок, мы пришли к выводу, что в среднем доначисления составляют, как правило, 7-12% от годового оборота компании. Отмечу, что все анализируемые компании относились к среднему и малому бизнесу с годовыми оборотами до 1 млрд руб. Теперь посмотрим на показатели прибыльности компаний. В последнее время практически всем известен такой показатель, как EBITDA (показатель объема прибыли до вычета расходов по процентам, уплаты налога на прибыль и амортизационных отчислений), пришедший в наш финансовый лексикон с американского континента. Кто не сторонник западных веяний, рассчитайте рентабельность бизнеса, или просто оцените в процентах соотношение прибыли к обороту. Сколько процентов от годового оборота у вас получилось? Осмелюсь предположить: 10%? 20%? Вряд ли больше. Теперь сопоставимость цен, надеюсь, понятна.
Также следует отметить тот факт, что проверка бухгалтерского учета налоговыми органами носит весьма формальный характер. Как вы думаете, как часто в ходе проверки инспектора консультируют или дают какие-либо рекомендации? Политкорректно скажем, нечасто… Данное время они используют исключительно для выявления неправомерных сделок. Поскольку время проверки законодательством ограничено, а документов очень много, то и ищут что-нибудь весомое в стоимостном выражении. А это, как правило, крупные сделки, оформленные с нарушением норм законодательства, но чаще «недобросовестные» поставщики, и, конечно, «схемы ухода от уплаты налогов».
В подавляющем большинстве случаев доначисление налогов происходит по сделкам, заключенным с «недобросовестными» поставщиками, в том числе и с использованием «схем».
При выявлении таких сделок налоговые органы исключат из состава налоговых вычетов по НДС все суммы данного налога по сделкам с «недобросовестными» поставщиками, а также исключат все затраты по таким сделкам из состава расходов, уменьшающих налогооблагаемую прибыль организации. Также инспекторы начислят штраф в размере 20% от суммы неуплаченных налогов (ст.122 НК РФ) и пени за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налогов.
Итак, если вы знаете или предполагаете наличие у вас в поставщиках таких «недобросовестных» организаций, то рассчитать сумму доначислений несложно. Предположим:
С – сумма денежных средств, перечисленная «недобросовестному» поставщику.
Тогда
НДС = С/1,18*18%
Налог на прибыль = С/1,18*20%
Штраф = (НДС+Налог на прибыль)*20%
Пени = (НДС+Налог на прибыль)*КДП*ДСР*1/300, где
КДП – количество дней просрочки платежа
ДСР – действующая ставка рефинансирования Банка России
Общая сумма доначислений будет складываться из сумм НДС, налога на прибыль, штрафа и пени.
Теперь по поводу поставщиков ваших поставщиков, другими словами, контрагентов второго порядка. Например, если у вашего основного поставщика, которому вы перечисляете значительную часть оборотных средств, есть поставщик с признаками «недобросовестного», то проверяющие органы попытаются обвинить вас в использовании «схемы по уходу от уплаты налогов», и доказательства этого весьма компрометирующего вас факта обязательно отразят в своем акте по результатам проверки. Само наличие такого поставщика у вашего поставщика никаким вашим нарушением по сути не является. Поэтому вменить вам в вину этот факт можно, только если инспектора докажут, что была «схема», о которой вы заведомо знали. В подавляющем большинстве случаев доказательства наличия «схемы» сводятся к написанию налоговыми органами в акте неуместных и голословных выдержек из законодательства. Однако не радуйтесь раньше времени, напомню, что свою позицию вы будете отстаивать в суде и именно суду доказывать безосновательность выводов налоговых органов.
Таким образом, если вы приблизительно знаете объемы таких сделок у вашего поставщика, то и рассчитать будущие налоговые претензии тоже можете с достаточной точностью. Хочу отметить, что, как правило, большинство даже если и не знает приблизительные объемы таких сделок у своих поставщиков, то приблизительно догадывается, каковы эти самые объемы.
Ну, например, у вас ресторан. И шеф-повар сказал, что сырники «по-домашнему» можно готовить только из домашнего творога и никак иначе. И шеф-повара вы менять не хотите, вы так долго его искали, и он так вкусно готовит, просто пальчики оближешь. Вот теперь вы и ищите поставщика самого что ни на есть домашнего творога и обязательно проверяете его юридическую правоспособность. Вот уже месяц не можете найти подходящего (кто домашний творог не поставляет, у кого с юридической правоспособностью не все хорошо), а шеф-повар на вас укоризненно смотрит уже не только по утрам, но и в обед, и в конце рабочего дня, когда говорит «до завтра, всего доброго». И вот тогда, вечером, вам случайно звонит по телефону по какому-то совершенно неважному вопросу (вы уже и забыли по какому), брат жены вашего брата. И вы, совершенно не зная зачем, жалуетесь ему на свою трудную жизнь и рассказываете и про сырники «по домашнему», и про повара, и про поставщиков домашнего творога, которых вы никак не можете найти. А он тут и говорит, что продуктовой торговлей давно занимается и фирму уже пять лет назад открыл, и он в ней гендиректор, и с документами все нормально, и налоги платит добросовестно, и поставить вам домашний творог готов хоть завтра. Вот вы и решаетесь заключить с ним долгосрочный договор. И поставки пошли, и ваши денежки на его счет потекли. И набежало за год много. И наверняка вам не раз приходила в голову мысль, откуда он берет этот самый домашний творог. С учетом тех скидок, что он для вас делает, выходит, что и взять он может этот творог только на рынке у старушек, торгующих с лотка. Да нет, уговариваете вы себя, с его опытом наверняка он смог найти себе хорошего (не проблемного) поставщика по ценам ниже, чем продает вам. Эти мимолетные, случайно, но регулярно посещающие вас мысли вы никогда особо не задерживаете в своей голове. Ведь цены вас устраивают, поставщик проверенный. Чего еще хотеть? Поэтому и акт о результатах налоговой проверки для вас станет неприятным сюрпризом. Ведь вы думали, что у вас все хорошо! А оказалось он и в правду брал этот самый творог у старушек на рынке, поскольку взять его больше просто неоткуда. И платил бабушкам наличными. И бабушки, конечно же, товарные накладные ему никакие не делали и чеки ККМ не предоставляли, и как ИП зарегистрированы не были. А чтобы получить наличные, платил он «нехорошей» фирме… Вот вам и «схема»…
Что касается крупных сделок, то здесь я имею в виду не только сделки, подпадающие под определение крупных, предложенное нам статьей 78 ФЗ «Об акционерных обществах», цитирую сокращенно: «Крупной сделкой считается сделка … или несколько взаимосвязанных сделок, связанных с приобретением, отчуждением или возможностью отчуждения обществом … имущества, стоимость которого составляет 25 и более процентов балансовой стоимости активов общества, определенной по данным его бухгалтерской отчетности на последнюю отчетную дату, за исключением сделок, совершаемых в процессе обычной хозяйственной деятельности общества, сделок, связанных с размещением посредством подписки (реализацией) обыкновенных акций общества, и сделок, связанных с размещением эмиссионных ценных бумаг, конвертируемых в обыкновенные акции общества…»
Сюда же я бы присоединила сделки тех компаний, у которых годовые обороты невелики, но состоят из нескольких крупных сделок, каждая из которых на сумму приблизительно от 4 млн руб. Для кого-то такие сделки и не являются крупными по определению ФЗ «Об акционерных обществах», поскольку весь бизнес только и состоит из подобного рода сделок, а то и выше. А у кого-то таких операций за весь год было всего две: одна – ремонт офиса, другая – рекламная кампания в целях вывода своего бренда на рынок. Но для проверяющих органов найти пару таких сделок в вашем бухучете – уже большая удача, независимо от того, все сделки у вас на такие суммы или только несколько. Временных затрат мало, суммы к доначислению подходящие, поводов признать сделку документально не подтвержденной предостаточно. Вот, например, как документально обосновать и оформить рекламные расходы. Только выдержек из законодательства наберется на один том «Войны и мира» Льва Толстого. А это все бухгалтеру и юристу еще надо прочитать, понять, донести и обосновать руководству факт необходимости составления стольких документов, ну и, конечно, оформить. Естественно, в таком количестве нюансов и документов всегда можно найти и ошибки, и неправильное оформление, и отсутствие какого-либо «очень важного» обосновывающего документа. Опять же, повторюсь, доказывать правомерность и достаточность всех документов, которыми вы оформили ту или иную сделку, вам придется в суде.
Теперь немножко об этапах проведения проверки и последующих за этим событиях…
1. Начало проверки. Руководителя налогоплательщика вызывают в инспекцию и вручают под подпись решение о проведении выездной налоговой проверки и требование о предоставлении документов (информации).
2. Проведение проверки. Длительность – не более двух месяцев, в некоторых случаях, предусмотренных законодательством, может быть продлена до четырех, а в «исключительных случаях» до шести (пункт 6 статьи 89 НК РФ). Продление оформляется решением о продлении срока проведения выездной налоговой проверки, которое вручается под подпись руководителю организации.
В ходе проверки проверяющие органы имеют право приостанавливать проверку в случаях, указанных в пункте 9 статьи 89 НК РФ. Оформляется приостановление двумя решениями:
- в день приостановления - решением о приостановлении проведения выездной налоговой проверки, которое вручается руководителю под подпись в день его вынесения;
- в день возобновления - решением о возобновлении проведения выездной налоговой проверки, которое также вручается руководителю под подпись в день его вынесения.
«Общий срок приостановления проведения выездной налоговой проверки не может превышать шесть месяцев» (пункт 9 статьи 89 НК РФ).
3. Окончание проверки. Оформляется справкой о проведенной выездной налоговой проверки. Справка вручается под подпись руководителю в день окончания проверки (пункт 15 статьи 89 НК РФ).
4. Подготовка акта выездной налоговой проверки. Срок подготовки акта – два месяца со дня окончания, то есть вручения справки о проведенной выездной налоговой проверки (пункт 1 статьи 100 НК РФ).
5. Вручение акта выездной налоговой проверки. Срок вручения акта – 5 дней со дня готовности, то есть даты акта (пункт 5 статьи 100 НК РФ). Акт вручается под подпись руководителю организации.
6. Подготовка налогоплательщиком возражений по акту выездной налоговой проверки. Срок подготовки и подачи возражений – 15 дней со дня получения акта. (Пункт 6 статьи 100 НК РФ)
7. Ознакомление проверяющими органами с возражениями.
8. Совместное рассмотрение (налогоплательщик + инспекция) материалов налоговой проверки, акта выездной налоговой проверки. Для совместного рассмотрения инспекцией назначается определенный день, о чем она в свою очередь должна письменно уведомить налогоплательщика.
На ознакомление и совместное рассмотрение отводится до 10 дней со дня подачи в налоговый орган возражений (пункт 1 статьи 101 НК РФ).
9. По результатам рассмотрения может быть несколько вариантов:
9.1. Налоговый орган принял доводы, изложенные в возражении (полностью или частично). Ну да, такое тоже, видимо, у кого-то бывает. Так вот, если в возражениях налогоплательщик оспаривал все выводы налогового органа, и на совместном рассмотрении налоговый орган полностью согласился с возражениями налогоплательщика, то налоговым органом выносится решение о не привлечении к ответственности налогоплательщика. На этом все неурядицы и горести такого налогоплательщика-счастливчика заканчиваются. От души поздравляем!
9.2. Налоговый орган сомневается относительно доводов налогоплательщика, изложенных в возражениях, или, может быть, не уверен в полноте своих аргументов. В этом случае налоговый орган имеет право провести дополнительные мероприятия налогового контроля, о чем соответственно и выносит решение. Оно так и называется – решение о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля. Решение передается руководителю налогоплательщика в тот же день, в который проходило совместное рассмотрение материалов налоговой проверки. Срок для дополнительных мероприятий налогового контроля не может превышать одного месяца (пункт 6 статьи 101 НКРФ).
В день окончания проведения дополнительных мероприятий налогового контроля налогоплательщик совместно с налоговым органом рассматривает материалы дополнительных мероприятий налогового контроля. Уведомление о вызове налогоплательщика для рассмотрения материалов дополнительных мероприятий налогового контроля вручается руководителю налогоплательщика под подпись.
На рассмотрении материалов дополнительных мероприятий налогового контроля принимается одно из решений (или в соответствии с пунктом 9.1. или, вероятнее, в соответствии с пунктом 9.3.). Таким образом, переходим к пункту 9.3.
9.3. Налоговый орган не соглашается с возражениями и остается при своей точке зрения. Тогда выносится решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Все решения, указанные в пунктах с 9.1. по 9.3., выносятся по итогам совместного рассмотрения материалов налоговой проверки в тот же день.
10. На основании решения о привлечении к ответственности налогоплательщик готовит апелляционную жалобу в вышестоящее управление. Для подготовки и отправки апелляционной жалобы НК РФ отводит налогоплательщику 10 дней со дня вручения ему такого решения (пункт 9 статьи 101 НК РФ). Именно по истечении 10 дней решение о привлечении к ответственности налогоплательщика вступит в силу, и тогда оспорить его у вас уже не будет права, так как апелляционный порядок обжалования через вышестоящее управление с 2010 года обязателен. Два экземпляра жалобы нужно отправить в свою инспекцию (один экземпляр они оставят у себя, а второй в течение трех дней отправят в управление), третий экземпляр с пометкой о получении налоговым органом вы оставляете себе.
11. Далее управление рассматривает вашу жалобу в течение одного месяца. Указанный срок может быть продлен до 15 дней (пункт 3 статьи 140НК РФ). Дальше очень интересно: «О принятом решении в течение трех дне, со дня его принятия сообщается в письменной форме лицу, подавшему жалобу». Это значит, что управление можетнаправить свое решение или через нижестоящую инспекцию, в которой зарегистрирован налогоплательщик, или напрямую непосредственно вам. Решение управления может удовлетворять апелляционную жалобу налогоплательщика или не удовлетворять. Если не удовлетворяет, то решение о привлечении к ответственности, вынесенное проверяющим налоговым органом, вступает в законную силу.
На этом жизнеутверждающем этапе можно сказать, что выездная налоговая проверка и непосредственно связанные с ней события завершены.
Но, как вы понимаете, завершение одного жизненного этапа плавно переходит в начало другого… Так и здесь, это еще не все!
О событиях, которые произойдут дальше, я напишу чуть позже. А пока - за работу!
Фото: freeimages.com
Что сказать?
Спасибо!
Минёт меня чаша сия?
Большое спасибо!!!
Чтобы эффективно проходить налоговые проверки нужно:
1. хорошо представлять себе механизм принятия решений налоговиками
2. иметь много хороших информаторов
3. закладывать ошибки в учет, выявление которых снижает налоговую базу
4. закладывать ошибки в декларации, выявление которых снижает налоговую базу
5. виртуозно использовать свои права, предоставляемые НК РФ
6. подняться на «вершину» с которой видны коллизии НПА
7. в совершенстве знать не только НК РФ и ПБУ, но и УК, УПК, ГК, ГПК и КоАП.
8. не пользоваться 1С - для этого есть другие решения
Каждый из этих разделов требует отточенного совершенства.
К сожалению, не заметил, что выпускники экономических факультетов в этом продвинулись.
Видимо, нужна все-таки физика, а не обществознание.
Когда-то в далеком 1992 году налоговой для отчета сдавали один листочек.
Что изменилось с тех пор?
Многое.
Но суть осталась прежняя.
У Ходорковского, как известно, было много аудиторов и бухгалтеров. В итоге, он сам, как оказалось, был просто профан в этой науке.
Хочешь жить спокойно – плати налоги.
На самом деле это вовсе несложно.
По поводу самой статьи..
1. В статье изложены общеизвестные и общедоступные положения законадательства и его применения. А также данный советы общего плана - надо быть готовым и т.д. и т.п.
2. Непонятен пассаж про недобросовесных поставщиков.
2.1. Какой смысл прикидывать возможную суммы налоговых претензий по таким сделкам? Самого себя попугать? быть готовым? к чему? Если человек сознательно уходил от налогов по таким схемам, он знал на что шел. Если человек не при делах, чего страшилки придумывать?
2.2. Правоприменительная практика постоянно меняется. Был период, когда налоговики раскручивали цепочки недобросовестных поставщиков и суды их поддерживали. Сейчас ситуация меняется - те же суды всё чаще требуют от налоговиков доказательств заинтересованности надогоплательщика в таких схемах.
3. На днях ФНС объявила о сокращении числа выездных проверок (чуть ли не в разы) и о том, что эффективность работы налоговых теперь будет оцениваться не по сумме доначислений, а по сумме доначислений, устоявшей в суде (или признанной налогоплательщиком)
Молчит г-н Кукушин, не отвечает на мои вопросы. Наверное, не слышит их на своей ''вершине''.
Так вот, по моему твердому убеждению, п.3 и п.4 совета г-на Кукушина никоим образом не могут помочь при похождении налоговой проверки, более того, эти советы не просто бесполезные, но и вредные. Если г-на Кукушина заинтересует почему, я отвечу.
также замечу, что использование (равно как и неиспользование) 1С никоим образом не может повлиять на налоговые последствия.
Политико-экономическая ситуация на Украине
http://vimeo.com/90524505
[VIDEOS]http://vimeo.com/90524505[/VIDEOS]