В каких случаях стоит создавать оффшорную компанию

Оффшорная компания может эффективно использоваться для оптимизации разнообразных видов бизнеса. В последнее время наибольшую привлекательность представляет создание иностранного предприятия:

  • как холдинговой компании (для владения недвижимым имуществом или торговыми марками, создания нового бизнеса или регистрации компании как акционера существующего бизнеса);
  • как компании для международной или сугубо внутрироссийской торговой;
  • или даже производственной деятельности;
  • для выстраивания и юридической фиксации отношений между собственниками предприятия путем создания соглашения акционеров, разработанного и действующего по принципам, заложенным в английской правовой модели.

Рассмотрим по-порядку:

Оффшорная холдинговая компания создаётся для владения различными видами бизнеса. Как правило, такая компания учреждает другие оффшорные и не оффшорные иностранные компании, является владельцем пакета акций этих компаний, получает дивиденды, может продавать эти акции без налогообложения. Иногда преследуется решение задач оптимального вывода из холдинга непрофильного бизнеса, в других случаях — листинг на иностранной бирже, в-третьих — оптимизация владения и управления бизнесом, повышение степени защиты от рейдеров, неправомерных претензий конкурентов или других недоброжелателей.

На этапе создания российского предприятия несколькими партнерами решаются задачи скорейшего начала общего дела. Однако история знает немного примеров, когда предприятия существуют десятки лет, многие из них распадаются через какое-то менее длительное время. Тогда возникает проблема цивилизованного «развода», который, к сожалению, чрезвычайно редко решается цивилизовано и спокойно, к удовлетворению всех партнеров. Это происходит из-за того, что российское корпоративное законодательство пока несовершенно, и даже если акционеры пропишут определенные сценарии в соответствующем соглашении, исполнить эти договоренности, а тем более побудить потенциального нарушителя следовать им, будет практически невозможно. А вот английская юридическая практика накопила достаточно опыта в решении такой задачи. Поэтому и вынуждены люди создавать соглашения акционеров на уровне предприятия той юрисдикции, где действует английская система общего права. Это может быть оффшорная компания, в которой они являются открытыми акционерами (многие оффшорные юрисдикции ранее были британскими колониями). Если же есть потребность зафиксировать свои договоренности в европейской стране, выбирается Кипр или Мальта (только российский Минфин и финансовые ведомства еще пары-тройки стран считают эти государства, с 2004 входящие в ЕС, оффшорами), или добрая старая Англия. А бывает, что каждый из партнеров регистрирует на себя оффшорную компанию, и затем эти оффшоры учреждают европейское предприятие, и соглашение акционеров подписывается на «уровне» оффшоров.

Благодаря тому, что госорганы оффшорных юрисдикций, как правило, не интересует, кто является акционером компании, информация об акционере доступна только ему, адвокату, подававшему документы для регистрации, да банку, в котором у компании открыт счет. Таким способом достигается анонимность владения. Если же использовать институт номинальных директоров и секретаря, можно добиться и анонимного управления бизнесом в большинстве юрисдикций, даже в тех, где реестр директоров и акционеров компаний открыт публике. Номинальные акционеры владеют пакетом акций компании в пользу реального бенефициара, взаимоотношения между ними регулируется трастовым соглашением. Номинальными директорами могут быть юридические лица, что разрешается англосаксонским правом, однако в большей части это физические лица.

В крупных адвокатских и консалтинговых компаниях номиналы — это не «люди с улицы», а сотрудники этой компании, которые, как правило, никогда не бывают в России и не являются россиянами. По закону именно директор решает все вопросы, однако в случае номинального директора он лишь выполняет письменные решения бенефициара. Например, он может подписать контракт от имени бенефициара и по его прямому распоряжению. При этом контракт должен быть проверен юристом консалтинговой компании на предмет законности, и соответствия уровню допустимого риска. Вместе с тем, так как в случае судебного разбирательства все претензии будут обращены к директору, а суд не воспринимает понятие «номинальный», такой директор может отказаться выполнять волю бенефициара, если считает, что выполнение команды приведет к нарушению закона или создаст риски недопустимого уровня. Последнее позволяет органам страны регистрации считать, что окончательные решения по управлению предприятием принимаются не в России, а именно в этой стране, и компания имеет налоговое резидентство той страны, резидентами которой являются ее директора, пусть и номинальные.

Однако вернемся к соглашению акционеров. В нем прописывают принципы и сценарии взаимоотношений на определенный период, озвучивая и согласуя интересы каждого из партнеров, в том числе и при выходе кого-то из бизнеса или смерти (то, что все люди не вечны, окружающие начинают осознавать, как правило, лишь после наступления печальных событий). Этим соглашением защищаются и интересы наследников владельцев предприятия, приписываются процедуры передачи им доли в компании или выплаты справедливой компенсации этой доли. Не надо забывать и то, что все разногласия решаются на территории, например, Кипра, в суде, которому нет дела до российского «административного ресурса», наличия денег или иных «убедительных аргументов» для продавливания «выгодного» для одной из сторон решения.

Неожиданные возможности раскрываются перед предпринимателями тогда, когда они начинают «погружаться в тему» налогового планирования на специализированных семинарах и бизнес-встречах с профессионалами, имеющих многолетний опыт консалтинга в этой теме, создания и обслуживания тысяч оффшорных и европейских холдинговых предприятий. Оказывается, что действующее российское законодательство позволяет в некоторых случаях извлекать доходы из российских источников без обязанности платить российский налог на прибыль, получать зарплату без уплаты российского ЕСН. А источником таких доходов может быть как российское имущество, так и внутрироссийская торговля или даже производство!

Все варианты эффективного применения иностранных предприятий россиянами и иностранными инвесторами не описать не только в этой статье, но и в подробном исследовании. Каждый день приносит новые и новые примеры.

Есть ли недостатки у оффшорных компаний?

С точки зрения «пользователей», основным недостатком оффшоров является повышенное внимание со стороны проверяющих и (иногда) подозрительность со стороны деловых партнеров. Но это нивелируется путем использования в схеме между оффшором и российским предприятием компании из респектабельной юрисдикции в качестве холдинговой компании, торгового агента, обычного посредника, чья роль заключается лишь в одном: не дать увидеть, кто же получает максимальный эффект от бизнес-схемы. А таковым, как правило, и является безналоговый оффшор, и, конечно, его выгодоприобретатель, то есть реальный владелец и управляющий.

С точки зрения всех налоговых органов, главный недостаток оффшоров и их вред в том, что в казну не поступает достаточное количество налогов. Но сколько их должно поступать, чтобы мытари наконец насытились?

«Основные направления налоговой политики на 2009-2011 годы», которые правительство рассмотрит на заседании 14 февраля 2008 года, положат конец практике снижения налоговой нагрузки на экономику, проводившейся в течение последних 8 лет. По словам автора фискальной реформы, замглавы Минфина Сергея Шаталова, снижение налогов прекращается». («Коммерсантъ» № 13(3830 от 30.01.2008)

Однако 8 февраля Президент России на расширенном заседании Госсовета представил послание «О стратегии развития России до 2020 года». Новостные ленты цитируют строки из выступления В.Путина: «В целом мы должны стремиться к дальнейшему снижению налогового бремени» (самые длительные аплодисменты). Значит, мытари снова хотели завести страну не туда! Значит, мнение бизнеса и Президента совпадают: налоги неоправданно высоки! Но как же выживает бизнес при существующих налогах? — Применяя такой механизм как оффшорные компании, используя методики налогового планирования. Каждый может платить в бюджет столько, сколько допустимо для того, чтобы предприятие развивалось, а не прозябало под непомерным налоговым гнетом. Надо лишь овладеть знаниями в налоговом планировании и одновременно оставаться патриотом России, чтобы знать меру в налоговой оптимизации.

Стоимость создания компании зависит от ряда факторов:

  • в какой стране регистрируется компания;
  • есть ли ежегодная госпошлина, и каков ее размер;
  • хочет ли клиент обеспечить анонимность владения и управления;
  • в каком банке открывается счет, сколько счетов необходимо для работы;
  • заказано ли дальнейшее сопровождение или нет;
  • требует ли законодательство страны регистрации предприятия вести бухучет, делать аудит, и заказано ли все это;
  • и, как бывает с любым товаром или услугой, не ее цену влияет и то, серьёзная ли адвокатская фирма исполняет заказ по созданию компании, или нет. Увы, на рынке продают и компании «секонд хенд», иногда с «проблемами», которые потом приходится решать новому владельцу. Вывод: не хотите таких проблем — обращайтесь к серьёзным регистраторам, успешно работающим на рынке не один год. А хотите комплексного обслуживания — ищите такую консалтинговую группу, в которой есть подразделения, способные оказать разностороннюю поддержку Вам и Вашей иностранной фирме.

Не проблема заказать регистрацию иностранной компании или приобрести готовую. Самые недалекие могут даже найти «самого дешевого регистратора» (что бывает с дешевым товаром, россияне познали уже давно, но до сих пор для кого-то фактор цены действует как удав на кролика).

Компания — не картина: повесил на стену, и висит. Она должна работать. Работать эффективно, разносторонне, универсально, с лихвой оправдывая свое предназначение и расходы владельца на регистрацию и ежегодную поддержку. Поэтому главное — есть ли эта поддержка, каково ее качество. Какую ценность для бизнеса имеет вовремя полученный совет, оперативная консультация настоящего специалиста? Продешевить с выбором обслуживающей структуры, понадеяться на «авось» — в бизнесе смерти подобно. Особенно это важно не для оффшорных компаний, а для предприятий, созданных в Европе: в Англии, Нидерландах, Дании, Австрии, Ирландии, Швейцарии, Гибралтаре, Люксембурге, на Кипре и Мальте... В этих странах есть как важное преимущество — респектабельность, так и возможность не платить налоги с некоторых видов получаемых доходов. Но есть и непростая система налогообложения, обязателен бухучет и аудит. И если оказанием требуемых услуг занимаются люди, не выросшие в соответствующей стране, не ставшие в ней дипломированными специалистами, ошибок и нарушений не избежать, а это приводит к крупным штрафам и даже аресту счетов.

Часто к нам приходят клиенты других компаний с просьбой открыть банковский счёт. Дело в том, что банки соблюдают принцип «знай своего клиента», поэтому каждого клиента должны рекомендовать провайдеры, сами достойные доверия банкиров. Кое-где еще присутствует мнение, что можно скрыть имя реального владельца от всех, включая банк, где будет открыт счет. Можно найти статьи, настоятельно рекомендующие открывать счета даже на поддельные копии паспортов. Это — опасное заблуждение. Как правило, в период открытия счета или вскоре после этого сам банк или лицо, рекомендующее клиента, по известным им признакам без труда определят, что владелец «липовый», и откажут ему в сотрудничестве, а то и обратят все, что находится на счету, в доход банка. А если вдруг это не случилось, то кто гарантирует, что такой «подставной бенефициар» в какой-то момент не совершит что-то в своих шкурных интересах, а не в пользу настоящего владельца компании?

Как управляют компанией из-за границы?

Управление сводится к генерированию сути контрактов, составлению и подписанию их, выпуску инвойсов и управлению банковскими счетами. Все это могут делать номинальные лица по письменным инструкциям клиентов. Но часто большую часть этой работы берет на себя непосредственный владелец компании, действуя на основании доверенности, выпущенной по его инструкции директорами. Доверенность может быть генеральной или с ограничениями полномочий, с правом открытия банковских счетов или без него.

Бенефициар, как правило, назначается управляющим по счёту компании. Если счетом управляют ответственные лица обслуживающей компании, то это обеспечивает большую анонимность при управлении предприятием, ведь информация о бенефициаре будет доступна не каждому банковскому клерку, а лишь ограниченному числу банковских менеджеров.

Некоторые думают, что крупные регистраторы привлекают к себе излишнее внимание. Даже если это и так, то надо учесть, что в крупных компаниях продуманы и постоянно совершенствуются регламенты, соблюдение которых позволяет не привлекать излишнее внимание к клиентам. А в случае попыток контролирующих органов третьих стран надавить на менеджеров крупных консалтинговых или адвокатских компаний, у последних всегда найдется мощный адвокатский и административный ресурс, который не позволит обращаться с ними неуважительно… Поэтому клиент такой компании может чувствовать себя в большей безопасности.

Но я бы отметил другой аспект, обеспечение безопасности. Важно, где хранится информация о клиенте. Если ее нет в России, клиент «может спать спокойно».

Для россиян очень важен и язык общения с иностранными юристами и банком. Вы знаете отлично английский юридический сленг? Вы можете как четко выразить свою мысль, так и понять своего консультанта, адвоката или банкира? У Вас с ними одинаковый менталитет и стиль мышления? Конечно, для Вас важно, чтобы в обслуживающей структуре было достаточно опытных русскоговорящих специалистов с отличным юридическим, банковским, финансовым образованием. А сможете ли Вы оперативно встретиться с ними, если возникнет такая потребность? Они должны быть доступны по переписке, телефону, видеоконференции. Они должны быть оперативны, конкретны и креативны.

Часто идеи ценятся больше знаний, значит, среди этих специалистов должны быть и признанные «идеологи оффшоризации», идеи которых не опишешь ни в каком, даже самом объемном труде. Но и печатные методические материалы консультационной фирмы могут быть весьма полезны ее клиентам, ведь все вопросы не задашь при встрече, да и не всегда хочется платить за время консультанта, который в беседе рассказывает о каких-то проверенных вариантах.

Что до лидеров на рынке, то в силу «интимности» вопроса, сложно выделить лидера и аутсайдера. В конечном счёте, всё упирается в выбор клиента и его понимание собственных нужд, необходимость и, возможность заказа широкого спектра сопутствующих услуг.

Может ли оффшорная компания кредитоваться в зарубежных банках? Да может. Однако для этого нужно выполнить условия банков, которые те ставят перед потенциальными заемщиками. А так как эти условия могут выполнить далеко не все, то я бы посоветовал на первых порах надеяться на собственные силы, а не банковские кредиты.

Как выбрать оффшорную зону?

Здесь нет жестких канонов, однако встречаются и «традиционные» виды деятельности конкретной юрисдикции. Например, в Панаме часто регистрируются морские суда, на Бермудах — авиационная техника. Для владения недвижимостью больше подходят Сейшелы, для международной торговли — Британские Виргинские острова. Нидерланды — традиционный центр создания холдингов и место транзита инвестиций. Кипр поистине многофункционален и уникален из-за особенностей своей налоговой системы и развитой сети международных налоговых соглашений, что позволяет выгодно направлять через кипрские компании капиталы инвесторов в разные страны, в том числе и в Россию. Для правильного выбора юрисдикции регистрации компании консультанту необходимо понять, какой деятельностью Вы собираетесь заниматься, как использовать компанию и как получать доходы.

Часто оффшорную компанию называю «кошельком», ведь на её счетах аккумулируются значительные денежные средства. Но оффшор может быть и эффективным инструментом инвестирования. Капиталы можно направить в виде процентного займа, вклада в уставный капитал, взноса в совместную деятельность, имущества по договору лизинга, финансирования при исполнении агентского или комиссионного договора… И здесь наиболее грамотно применять компанию, которая может воспользоваться режимом межправительственного соглашения об избежании двойного налогообложения. Доходы такой компании, как правило, не подлежат налогообложению в России, а за рубежом можно построить схему так, что и там налоги будут минимальны, или их не будет вовсе.

Нужно ли отчитываться перед российской налоговой службой за доход, полученный от деятельности иностранной компании? Если Вы открытый акционер и получаете дивиденды, то это необходимо. При получении дивидендов из-за рубежа россияне с 1 января 2008 года обязаны уплатить российский налог по ставке 9% (до этой даты существовала ставка 15%). Если же доход оффшорной компании реинвестирован в бизнес, то Вы лично его не получили, значит и отчитываться в России не за что, и налогообложения у Вас не возникает. Оффшорная компания находится под иностранной юрисдикцией, она и обязана отчитываться лишь там, а также в тех странах, где у нее имеются определенные виды имущества и/или деятельность приводит к образованию постоянного представительства.

На практике россияне (как и иностранцы), ведущие бизнес через оффшорные фирмы, успешно пользуются заработанными ими деньгами. С оффшорных счетов приходят инвестиции в местный бизнес, а также оплачиваются расходы на небольшие радости жизни. Некоторые получают и дивиденды, тоже на счета, открытые в иностранных банках. Но лица, которым это известно, не работают в российских надзорных органах и поэтому не передают им такую информацию. А сам владелец оффшорной фирмы, как правило, не склонен рассказывать всем об этой стороне своей жизни. По крайней мере, пока, ведь государство в лице чиновников еще не доказало, что его отношение к бизнесу стабильно благожелательно.

Резюмируя, можно сказать так: оффшор или европейская холдинговая фирма — это непростой инструмент для работы, а каждый сложный инструмент должен быть не только качественным, но нуждается в правильной настройке, обслуживании и грамотных руках пользователя. Тогда он будет эффективным, долговечным и с лихвой оправдает ожидания мастера.

Фото: freeimages.com

Расскажите коллегам:
Эта публикация была размещена на предыдущей версии сайта и перенесена на нынешнюю версию. После переноса некоторые элементы публикации могут отражаться некорректно. Если вы заметили погрешности верстки, сообщите, пожалуйста, по адресу correct@e-xecutive.ru
Комментарии
Участники дискуссии: Аюр Ербактанов
Руководитель управления, Тюмень

'а то и обратят все, что находится на счету, в доход банка'обнадеживает

Руководитель управления, Тюмень

''а то и обратят все, что находится на счету, в доход банка''
обнадеживает

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
Все дискуссии
HR-новости
Названы топ-10 социально ответственных компаний России

За год значительно выросло число компаний, которые при запуске проекта ставят цель решить социальную или экологическую проблему.

Исследование: как IT-специалисты приходят в профессию

90% опрошенных сотрудников IT-компаний — выпускники профильных технических вузов.

Исследование: как разные поколения выбирают работу

Зумеры сильнее акцентируют внимание на work-life balance, миллениалы – на зарплате, а для поколения X важнее стабильность и надежность компании.

Сколько компании тратят на обучение топ-менеджеров

Треть компаний выделяют на обучение одного топ-менеджера от 500 тыс. руб. в год.