Публикацию по материалам статьи Top MBA Career Guide подготовил Олег Ляхович
Свыше 100 тыс. человек по всему миру ежегодно принимают решение о получении степени MBA. Преимущества, которые дает МВА, очевидны. Но как выбрать «правильную» бизнес-школу, соответствующую вашим индивидуальным потребностям? Чтобы облегчить процесс поиска, используйте систему, состоящую из пяти шагов.
Шаг № 1. Зачем мне MBA?
Самым первым шагом должен стать анализ ваших личных мотивов для получения степени MBA. Что вам ближе – изменение профессиональной сферы или прогрессирующий карьерный рост? Что для вас важнее - рост зарплаты или международный опыт? Является ли вашей первоочередной целью расширение своего образовательного уровня и кругозора, или же приобретение навыков, необходимых для карьерного роста? Честная самооценка поможет вам сэкономить множество времени и энергии и позволит, в конечном счете, сделать правильный выбор.
Исследования QS World MBA Tour и Topmba.com свидетельствуют, что большинство соискателей по всему миру получают MBA из карьерных соображений. Изменение профессиональной сферы - вторая причина, по которой профессионалы стремятся получить степень МВА, и для этой категории рост заработной платы имеет меньшее значение. Исключительно в образовательных целях МВА получают немногие, хотя по данным за 2005 год их число увеличилось.
Исследование мотиваций получения MBA % | 2003-2004 | 2004-2005 |
Возможность изменить карьеру/профессиональную сферу | 48,0% | 40,2% |
Улучшение карьерных перспектив | 83,4% | 71,0% |
Повышение заработной платы | 37,6% | 29,4% |
Стремление начать собственный бизнес | 27,3% | 24,8% |
Получение новых навыков | 69,6% | 54,8% |
Получение новых знаний/образование | 10,0% | 22,2% |
Источник: TopMBA.com Applicant Research 2003/4-2004/5
Шаг № 2: Где вы хотите работать после получения МВА?
Вторым шагом в процессе выбора бизнес-школы должна стать попытка сузить число сфер деятельности, которые вам интересны. Для этого вы должны максимально реалистично взглянуть на ваши нынешние способности и навыки. Вы должны четко понимать, где вы хотите работать после окончания учебы. Например, если вы хотите стать консультантом по менеджменту или инвестиционным банкиром с начальной зарплатой более $90 тыс., существует всего 50 или 60 международных бизнес-школ, из которых 50% находятся в США, где такие компании производят активный рекрутинг. Если вы хотите работать в конкретной стране, возможно, вам лучше получить MBA именно в ней, поскольку это облегчит общение с местными рекрутерами и даст возможность общения с сообществом выпускников.
Шаг № 3: Какая форма обучения мне подходит и сколько оно будет стоить?
На сегодняшний день программы MBA, предполагающие полную занятость, остаются наиболее популярными. Количество заочных и Executive MBA программ также растет, но все же остается малочисленным в сравнении с традиционными. Стандартный период для получения традиционной международной степени MBA в США составляет два года. Стоимость обучения в таких школах, как Wharton, Harvard и Stanford составляет около $35 тыс. в год.
В Европе London Business School предлагает двухгодичную программу, тогда как IMD, INSEAD, Cranfield, Warwick и другие ведущие программы рассчитаны на один год.
В Европе годовая стоимость MBA может колебаться от Ј5 тыс. до Ј31 тыс., но вам также необходимо учесть дополнительные расходы на учебные материалы и проживание. Тем не менее существуют возможности получить финансовую помощь, которая может сделать даже самые дорогие программы доступными. Стипендии предоставляются целым рядом организаций, а многие местные банки предлагают беспроцентные кредиты на период обучения. Поэтому обращаясь в выбранную вами школу, наведите справки о возможных вариантах финансирования.
Если вы хотите совместить работу с обучением по программе MBA, круг подходящих для вас школ существенно сужается. В этом случае ваш выбор - это программы заочного, Executive, и дистанционного обучения (информацию об Executive MBA можно почерпнуть в путеводителе TopExecEd Guide). В одних только британских образовательных учреждениях в настоящее время по программам МВА дистанционно проходят обучение более 25 тыс. человек. Средняя стоимость дистанционного обучения, продолжительность которого составляет 3-8 лет, варьируется в пределах от 4 тыс. ф. ст. до 20 тыс. ф. ст. Согласно данным The MBA Career Guide, наиболее часто HR-директора компаний упоминают такие школы, предоставляющие возможность дистанционного обучения, как Aston, Durham, Henley, Heriot-Watt, Manchester Business School, Open Business School, Strathclyde и Warwick.
Шаг № 4: Какими критериями руководствоваться при выборе школы?
Данные исследований свидетельствуют, что потенциальные соискатели на степень МВА руководствуются вполне определенными критериями при выборе бизнес-школы. Наиболее распространенными среди них являются:
- Международная репутация. Наиболее важный оценочный фактор, индикатор качества программы - репутация среди рекрутеров. Как правило, чем лучше репутация школы, тем выше зарплата выпускника. Однако слабые кандидаты, не обладающие достаточным профессиональным опытом, не должны иметь иллюзий относительно возможностей престижной бизнес-школы. Важно трезво оценивать собственные сильные и слабые стороны, иначе завышенные ожидания по отношению к зарплате могут привести к разочарованию при поисках работы.
- История трудоустройств. Помощь соискателям в поисках работы – также один из ключевых критериев выбора. Каждая бизнес-школа имеет департамент по трудоустройству. Некоторые из них специально привлекают компании для интервьюирования студентов. Например, Wharton School в Филадельфии сотрудничает с 400 компаниями, из которых примерно 300 – американские, а 100 – европейские рекрутеры. INSEAD и LBS привлекают от 100 до 200 компаний, большинство из которых является международными рекрутерами. Более 100 бизнес-школ являются подписчиками TopMBA/Careers, ведущей онлайновой сети для студентов МВА. Однако, если верить статистике, сегодня большинство обладателей MBA находят работу через поиск вне кампуса.
- Доход с инвестиций. Кандидаты не ищут дешевых MBA (лишь 10% в своем выборе руководствуются низкой стоимостью). Большинство из них стремятся к долгосрочным карьерным преимуществам, измеряемым ускоренным карьерным ростом и уровнем зарплаты. Вся проблема – в том, как это измерить.
- Наличие стипендий. Большинство соискателей MBA признают, что стипендия не была бы лишней, но и не является необходимым условием при выборе программы MBA. Тем не менее, получение частичной или полной стипендии может сыграть важную роль при выборе той или иной школы.
- Специализации и стиль обучения. При выборе бизнес-школы многие сужают круг возможных предпочтений, сопоставляя сильные стороны той или иной школы и свои собственные интересы. Хотя большинство школ предлагают программы MBA общего менеджмента, все большее их число уделяет особое внимание конкретным специализациям.
- Рейтинги. Конечно, рейтинги оказывают влияние на репутацию бизнес-школы, но в связи с тем, что в последние годы их число резко увеличилось, наблюдается рост скептицизма со стороны соискателей. Многие потенциальные студенты, не слишком доверяя рейтингам, желают «копнуть поглубже».
- Качество факультетских исследований. Репутация бизнес-школы как производителя оригинальных исследований поднимает ее общий престиж, но все же не является принципиально важным критерием выбора, поскольку не дает соискателю очевидных карьерных преимуществ.
- Данные об участниках. Более высокий общий профессиональный уровень, средний бал GMAT, количество иностранных участников, их образовательный уровень, необходимые языки, успешность выпускников – все это немаловажные факторы.
- Местоположение. Чем большее число соискателей становятся мобильны, тем выше при выборе бизнес-школы котируется ее местоположение. Нередко соискатель получает рекомендацию пройти обучение именно в том регионе, где он собирается работать, поскольку и поиск работы будет легче, и доступ к организациям выпускников – проще.
- Длительность курса. Выбор между годичной и двухгодичной программами никогда не дается легко. Научитесь ли вы большему, если будете учиться дольше? Скорее всего. Сэкономите ли вы деньги, выбрав более короткий курс? Только в краткосрочной перспективе.
Перечень критериев, отмеченных соискателями степени МВА как «очень важные», %
Критерий | % |
Международная репутация/престиж | 85% |
История трудоустройств | 81% |
Доход с инвестиций | 80% |
Наличие стипендий | 75% |
Специализации и стиль обучения | 71% |
Место в последнем рейтинге | 65% |
Качество исследований | 59% |
Данные об участниках | 55% |
Местоположение | 50% |
Длительность курса и гибкость графика | 45% |
Шаг № 5: Какие источники информации использовать?
Соискатели MBA сталкиваются с огромным числом рейтингов и других источников информации. Рейтинги – популярный метод определить репутацию школы, но их много и данные в них иногда существенно отличаются. Согласно результатам исследования для большинства (80%) потенциальных студентов программ МВА наиболее полезным источником информации о бизнес-школе оказались личные встречи с их представителями. В качестве второго по значимости источника были названы рейтинги журнала Business Week и путеводителя TopMBA Career Guide. Третьими по информативности оказались web-сайты и брошюры университетов.
Резюмируя все изложенное выше, выбрать «правильную» бизнес-школу вам помогут пять шагов:
- Задумайтесь о собственных истинных мотивах. Зачем вам нужен МВА?
- Решите, где вы хотите работать после получения МВА.
- Определите, какая форма обучения подходит именно вам. Выясните стоимость обучения и возможные источники финансирования.
- Выделите собственные критерии, по которым вы будете выбирать бизнес-школу.
- В качестве источников информации о бизнес-школах используйте наиболее авторитетные рейтинги и информацию «из первых рук».
Источник
изображения: photogenica.ru