Как не бросить обучение на полпути?

Каждый, кто начинал какое-то масштабное дело, знает: самое сложное – не приступить к нему, а не бросить начатое на полпути. Именно поэтому большинство благих начинаний заканчивается ничем.

На старте все выглядит прекрасно. Допустим, вы наконец-то решили выучить английский язык. Вы выбираете солидную языковую школу, скупаете в ближайшем книжном магазине все оксфордские учебники и подписываетесь на десяток англоязычных пабликов – «для души». У вас есть четкая цель – выучить язык, и вы готовы лететь к ней на всех парусах.

Этого запала обычно хватает на несколько месяцев, но потом темп замедляется. Вы решаете пропустить занятие, потому что слишком устали / приболели / не в настроении. Пропустив один урок и увидев, что небо не упало на землю, вы пропускаете еще один, и еще, и еще. Перспектива провести вечер за учебником однозначно проигрывает встрече с друзьями. Новый роман Ю Несбе оказывается куда увлекательнее англоязычного чтения. И через полгода вы вовсе бросаете уроки, потому что заметного результата нет, да и необходимость в нем перестает казаться насущной. Как-то же вы жили до сих пор без английского? Проживете и дальше.

История печальная, но очень типичная. Вам, как и многим до вас, не хватило дисциплинированности. Конечно, есть от природы дисциплинированные люди, которые не сворачивают с намеченного пути, пока не добьются своего. Это они худеют на пять размеров, бросают курить раз и навсегда, становятся чемпионами по кикбоксингу и с нуля изучают языки до уровня носителя. Но таких людей очень мало. У большинства не хватает силы воли, и винить себя за это не стоит.

Где взять дисциплинированность?

Однако откуда же берутся миллионы тех, кто все же не бросил дело на полдороги и дошел до цели? Все они перепоручили функции врожденной дисциплинированности кому-то другому. Они вышли в это плавание не в одиночку: с ними был кто-то, кто не позволит им расслабиться и остановиться. В спорте это тренер, в обучении – наставник или куратор. Задача этих людей – не только помочь вам сформулировать предельно точную цель и разработать план ее достижения, но и поддерживать мотивацию на должном уровне.

В нашей языковой школе мы видим такое практически каждый день. У нас есть корпоративное направление для обучения сотрудников компаний, больших и не очень. И наши преподаватели часто сталкиваются с тем, что у студента нет ясных целей, а значит, нет и мотивации. К тому же все они – взрослые занятые люди, у которых постоянно не хватает времени. Что можно сделать, чтобы студент не бросил обучение и достиг желаемого?

Три этапа для достижения успеха

1. Начать важно с цели. Расплывчатая цель – «выучить английский» – слишком туманна и неконкретна, чтобы быть хорошей мотивацией. Поэтому лучше всегда разбивать ее на конкретные и более осязаемые мини-цели. К примеру, «выступить в июне с докладом перед зарубежными партнерами и ответить на их вопросы», «выступить с презентацией своего проекта». Это позволяет сконцентрироваться на определенных моментах и не распыляться на лишнее, да и успех будет более осязаемым.

Пример: «Необходимо 15.07.18 на стратегической сессии компании представить итоги полугодия и планы своего департамента на английском языке, уметь ответить на вопросы и раскрыть детали». Это вполне понятная цель.

2. Постановка задач. Не просто «учить английский», а «подняться до уровня Upper Intermediate», «составить отчет на английском» или «выучить 300 слов из профессиональной лексики». Имея на руках готовые задачи, преподаватель вместе с учеником составляют план занятий и уже точно понимают, сколько времени займет их выполнение и как часто нужно заниматься.

Пример: текущий уровень языка – уверенный Intermidiate. Значит, для успеха нужна правильная лексика, четкая структура доклада и много репетиций прямо по разделам. Составляем список необходимых слов, готовим доклад, чтобы осталось добавить только цифры.

3. Изучение лексики и грамматики, отработка навыков слушания и разговорных навыков. На этом этапе проще всего сойти с дистанции. Однако человек, у которого есть план, бросает занятия менее охотно: когда видишь прогресс и понимаешь, что для достижения промежуточной цели осталось полшага, становится жалко потраченного времени и возникает желание завершить начатое. Роль наставника также становится очень важной. Его дело не только учить, но и следить за мотивацией и, если ученик теряет интерес, перемотивировать. Кроме того, он следит за уровнем нагрузки: нередко люди взваливают на себя больше, чем могут унести, и быстро перегорают. Но лучше снизить темп, чем бросить дело вовсе. А если обстоятельства вынуждают пропустить занятие, он следит за тем, чтобы урок был отработан в любом случае. Именно так и можно достичь успеха.

Пример: приступаем к черной работе – заучиваем, говорим, тренируем. Когда у вас есть собеседник для языковых спарингов и наставник, то на каждое ваше «я приболел», «улетаю в командировку» он скажет: «Без проблем. Когда отработаем?». И не даст вам сорваться с намеченного плана. И вот через два месяца вы не только имеете «табель посещений» три раза в неделю, но и уже уверенно выступаете со своим докладом. Конечно, если вы «самодисциплинированный герой», то этот успех будет возможен и без человека, который станет вашим родителем, ведущим за руку. Но, как показывает практика, лишь 3% людей самостоятельно доходят до цели.

Самостоятельно, без наставника, большинство людей просто не могут пройти все три этапа – если сформулировать цель худо-бедно могут многие, то составить план под силу не всем (вы ведь сами не знаете, что нужно изучать), а придерживаться его могут лишь единицы. Лучше все же довериться профессионалам, но не просто переложить на них всю ответственность, а совместно добиваться желаемого.

Расскажите коллегам:
Комментарии
Генеральный директор, Нижний Новгород

Цитата - Самостоятельно, без наставника, большинство людей просто не могут пройти все три этапа – если сформулировать цель худо-бедно могут многие, то составить план под силу не всем (вы ведь сами не знаете, что нужно изучать), а придерживаться его могут лишь единицы. Лучше все же довериться профессионалам, но не просто переложить на них всю ответственность, а совместно добиваться желаемого

Хм. Тема крайне актуальная. Вот (пример) меня на середине пути (английский) жаба заела, обучающихся вместе со мной (мои рассылки) было уже 15 000. Но платных рассылок не нашел и прекратил помогать себе и другим.

Автор предлагает две вещи -

1. метод МарьИванны (чтобы учились при наставнике ) - https://www.e-xecutive.ru/career/labormarket/13174... Но у метода есть проблема - работает метод на кротком отрезке времени (учились мы как-то английскому у немца, по русски ни бум бум) - но вскоре бросили. И все время нужно усиление принуждения.

2. Процесс управления обучением. Надеюсь, что автор представляет структуру, где обучают Инглиш. Если это так, то ученики скорее дадут уроки наставникам как управлять - они же менеджеры-профи, то есть по этой части странная услуга. Я ее уверенно отметаю как ненужную. Что касается методик - их пруд пруди, выбирай лучшую.

3. Есть ли решение проблемы - конечно, его разработал психолог Ю.М.Орлов - метод воспитания силы воли в рамках ненасильственной парадигмы управления (собой).

И куча других (я знаю четыре необычных) методов эффективного самообразования. В частности особенно эффективных методов освоения языка. Недавно попытался присоединиться к проекту Открытого образования. Выдержал 1 урок - не думал, что до сих пор есть преподаватели иностранного языка, обучающие по советской системе (по ней - ни один человек после обычной школы не знал английский, если не занимался специально дополнительно - то есть фактически не в школе).

За открытие актуальной темы - автору заслуженный плюсик.


Владимир Зонзов +10253 Владимир Зонзов Директор по производству, Украина
Владимир Токарев пишет:
За открытие актуальной темы - автору заслуженный плюсик.

Я тоже облайкал эту статью. Ибо она написана со знанием дела. Но, к этому знанию добавлю своё: Обучайтесь тому, что немедленно применяете в своей текущей работе.

Владимир Зонзов +10253 Владимир Зонзов Директор по производству, Украина

А если текущая работа не требует приобретения новых знаний? – Значит, вы позволяете себе заниматься повторами-тиражированием применения уже имеющихся знаний-умений. А это – застой в профессиональном развитии.

Но, как получать работу, которая будет побуждать вас профессионально развиваться? – По опыту знаю, что в любой работе, на любом предприятии, количество проблем всегда превышает количество их «решателей». Поэтому, часть проблем, существенных для развития предприятия, остаётся в состоянии типа «не до них сейчас»; а другая часть проблем вообще не замечается. Значит, работнику желательно стараться видеть не только «свою» работу, а и «общую картину» работы предприятия. Тогда он наверняка увидит какую-то из существенных проблем и сообразит, как её можно решить. Дальнейшее часто проходит в соответствии с принципом «инициатива – наказуема». Предложение «зоркого сокола» принимается и на него же возлагается ответственность за её решение. Естественно, ответственность обеспечивается повышением статуса и ресурсами (материальными, трудовыми). Конечно, подобная активность приемлема скорее в предприятиях с матричной структурой управления. И эта активность приводит к получению не административных полномочий, а полномочий руководителя проекта.

Но, не всё происходит так благостно, как может показаться из предыдущего абзаца. Проявление инициативы работника должно быть мотивированным и не должно грубо нарушать субординацию. Для этого, «зоркий сокол» должен стараться видеть «общую картину» работы с позиций своего непосредственного руководителя и с позиций других руководителей.

А наличие наставника? – Это крупная удача в профессиональной карьере, если он есть. Но, чаще наставником оказывается сама работа и люди, участвующие в ней. Присматривайтесь к тому, как работают другие. Наверняка у них есть чему поучиться. К примеру:

  • В самом начале моей работы, мой руководитель подсказал мне: «Любая новая работа должна начинаться с нового скоросшивателя». С этого появилась привычка к архивированию хода выполнения работ. А через несколько лет этот архив стал играть значительную роль в ускорении выполнения новых заказов. Потому что, многие новые заказы относились к уже известным-разработанным типам. А коль конструкция рабочих элементов известна, то для выполнения таких заказов требовались всего лишь уточняющие расчеты. Такие расчеты выполнялись руками подчинённых.
  • Начальник испытательного участка умел быстро делать числовые оценки в процессе анализа рабочих ситуаций. Я тоже стал стараться делать это. И обнаружил, что в результате таких оценок приобретается образное представление о деталях ситуаций. А это не только улучшает понимание ситуации, но и обеспечивает её «архивирование» в «копилку опыта». Мы лучше запоминаем числа связанные с образами, чем числа связанные с терминами. Например, что вам скажет число «водоизмещение корабля 50 тыс.тонн»? – Ничего, пока 50 тыс.тн связаны с термином «корабль». А если вы сделаете числовую оценку правдоподобных размеров объёма вытесненной воды, то получите представление о габаритах такого корабля. Что существенно облегчит понимание и запоминание слов «водоизмещение корабля 50 тыс.тонн».

.====================================.

Так что, желательно стремиться к новым работам, стараясь избегать повторов-тиражирования старых. Новые работы будут побуждать вас к приобретению новых знаний-умений. Что неизбежно проявится в вашем профессиональном развитии, в результативности ваших работ. С другой стороны, потребность в новых знаниях-умениях увеличит спрос на работу тех, кто трудится на "ниве образования". Тем более, что нынешние средства общения (к примеру: вебинар; скайп) значительно облегчают персонифицирование процесса передачи-приобретения новых знаний-умений.

Генеральный директор, Великобритания

Тоже могу только согласиться с автором по всем пунктам и особенно в том, что касается правильной постановки цели. Сомневаюсь, что принадлежу к тем самым трём процентам, просто очень люблю языки и видимо в ответ они мне даются, но дисциплина всё равно необходима. И в этом ничто так не помогает как конкретная цель и действительная применимость навыка в полях. Ну или за столом переговоров. Или и там и там.

Здорово написано. Очень чётко и конструктивно.

Researcher, Москва

Начну с критики статьи.

Тема, заявленная в первом абзаце, однозначно указывает, что для обучения нужен УЧИТЕЛЬ (наставник, тьютор… и т.д) но в дальнейшем не ясно, а собственно, ЗАЧЕМ он нужен.

Если рассматривать тему ОБУЧЕНИЯ широко и применительно к профессионально-административному росту, то пример с английским языком ОЧЕНЬ неудачный,

А "Три этапа для достижения успеха" … вообще то не о том. Не об ОБУЧЕНИИ, а о любой задаче/работе встречающейся у человека в жизни. А появившийся в тексте "наставник" вообще ни к селу ни городу.

Считаю (личное мнение) что статья очень слабенькая и, если бы не первое предложение я бы ее и не прочитал.

Теперь к теме первого предложения:"… нужен наставник".

Имея педагогический опыт (18 лет в ВУЗе) поведаю, что в педагогике существует классификация ошибок Толлингеровой. Там есть понятие "громадной ошибки". Это когда студент изучает общеизвестную тему, но делает вывод прямо противоположный ожидаемому и общепринятому. Считается, что это громадная ошибка методики преподавания и преподавателю нужно срочно что-то менять.

Но мы о другом…

Для людей самообразовывающихся (например, студенты-заочники, любопытствующие книгочеи или люди вынужденные осваивать непривычную сферу знаний в силу особенностей их работы самостоятельно) это ситуация типичная. Они учат что-то, читают что-то , но понимают не так, акцентируют внимание не на том, второстепенное принимают за главное.

И мы это "неправильное понимание" наблюдаем даже в статьях этого сайта.

К примеру, это статьи на тему "цифровизации". Вроде и слова, и предложения правильные, но понять смысл сказанного невозможно. Его, смысла там и нет так-как САМООБРАЗОВАВШИЙСЯ человек начитался всякой-всячины, понял как понял ну и говорит… .Этим в основном страдают консультанты, которым нужно быть в тренде… Этакие просвещенные дилетанты


Владимир Зонзов пишет:
Обучайтесь тому, что немедленно применяете в своей текущей работе.

С одной стороны - соглашаюсь на 124%. Но… Но только если это не касается консультантов (тренеров, …).

Консультанты, это касается в основном КНИЖНЫХ консультантов не имеющих личного опыта в теме, традиционно занимаются получением знаний через САМООБРАЗОВАНИЕ. И в этом есть проблема.

Например не имея опыта руководства компанией и прочитав несколько книг по менеджменту, они кидаются заработать, обучать других. Учтивая понятие "громадной ошибки" это же почти бедствие.

Я уже не говорю о полных извращенцах, работающих под лозунгом "обучайся сам, обучая других".

Генеральный директор, Великобритания
Валерий Овсий пишет:
Я уже не говорю о полных извращенцах, работающих под лозунгом "обучайся сам, обучая других".

Так есть такой анекдот!

"Что ж за глупые студенты! Я, пока объяснял, уже сам всё понял!"

Владимир Зонзов +10253 Владимир Зонзов Директор по производству, Украина

>> Валерий Овсий пишет (29 апреля 2018, 19:21): "Тема, заявленная в первом абзаце, однозначно указывает, что для обучения нужен УЧИТЕЛЬ (наставник, тьютор… и т.д. ..."

Первый абзац (преамбула-аннотация) пишется, обычно, редактором.

>>> Валерий Овсий пишет (29 апреля 2018, 19:21): "С одной стороны - соглашаюсь на 124% ..."

Меня больше бы устроило 128%. :)

Михаил Кузнецов +7139 Михаил Кузнецов Аналитик, Москва
автор пишет:
Расплывчатая цель – «выучить английский» – слишком туманна и неконкретна

Насчет целей... Objective, goal, target,... - а у нас все называют целью. Для примера из статьи мне больше нравится objective.

Я бы вообще переводил это слово как объективироваться. Особенно это становится понятно когда вы делаете крутой поворот на мотоцикле (на машине не так очевидно). Нужно при этом смотреть через плечо ровно в ту точку на дороге , которая находится на выходе из поворота. Будете смотреть вперед по касательной - уедете не туда, в кустики.

Если вы решительно и смело объективировались, то руки и ноги сделают все абсолютно правильно, не переживайте за них . Всем удачи на дорогах .

Владимир Зонзов +10253 Владимир Зонзов Директор по производству, Украина
Валерий Овсий пишет (29 апреля 2018, 19:21):
Я уже не говорю о полных извращенцах, работающих под лозунгом "обучайся сам, обучая других".


К процитированному замечанию В.И.Овсия, мне вспомнилось авторское предисловие в книге Дж.Займана «Современная квантовая теория». Вот цитаты из этого предисловия:

  • По правде говоря, следует признаться, что я не являюсь специалистом по большинству вопросов, рассматриваемых в настоящей книге. В течение почти двадцати лет я ухитрялся создавать видимость работы по теории твёрдого тела, обладая лишь немного более серьёзным аналитическим оснащением, чем то, которое можно приобрести с помощью 3-го издания «Квантовой механики Дирака». Но, этот обман не мог продолжаться до бесконечности. Перейдя на работу в Бристоль в 1964 году, я предложил прочитать курс лекций по теоретико-полевым методам в физике твёрдого тела, как для собственной пользы, так и для того, чтобы ознакомить с этими методами наших студентов, экспериментаторов и теоретиков.
  • Когда пришло время повторить эти лекции в следующем году, я решился записать их более аккуратно, возможно с целью опубликования. Первые три главы помогли мне уяснить многое из того, что я ранее понимал лишь наполовину. Это побудило меня расширить поставленные прежде рамки и выучиться многим другим вещам, о которых я не знал по существу ничего. Этому приятному делу самообразования были посвящены мои занятия в течение зимних месяцев последних двух лет, когда я писал остальные главы, и на этой основе читал лекции.
  • В оправдание своей дерзости – выпуска в продажу работы столь неквалифицированного автора – позвольте мне сказать, …

И Займан прямо говорит, что у него вызывало затруднения в понимании предмета:

  • Нет ничего более отталкивающего для нормального человека, чем клиническая последовательность определений, аксиом и теорем, … . Логическая строгость, …, чрезвычайно ценна, но она едва ли может появиться прежде, чем мы ухватили саму идею

Займан указывает средство для преодоления таких затруднений:

  • ... в каждом конкретном случае наилучшее изложение часто можно найти только в том труде, в котором даётся приложение нового метода к той или иной конкретной области физики.

Дополню сказаное Займаном. Знания бывают: «не совсем новые»; и «совсем новые»:

  • Первые можно рассуждениями вывести из уже известных знаний. Это – дедукция.
  • Вторые – нельзя вывести. К таким знаниям нужно просто привыкнуть, в процессе их применения. Этот путь усвоения новых знаний называют индукцией.
Индукция весьма желательна и в первом случае. Потому как проще-легче сначала понять идею на простом примере; а затем, эта идея будет «нитью Ариадны» в дебрях дедуктивных рассуждений.

Кстати, почему тексты консультантов так часто скучны? - Потому что, отсутствие практического опыта не даёт им возможности предварять их тексты "нитями Ариадны".

.====================================.

Комментарий В.И.Овсия и этот мой отклик, не должны бы перегружать тему обсуждаемой статьи. Да, автор не сказала ничего нового. Но, хорошо уже то, что она разумно ограничила предмет статьи; который изложила неплохо.

Можно, конечно, сказать, что обсуждаемая статья -- это копирайт. ... Но, что мы хотим, если интернет затоплен «копирайтами» – текстами, в которых чужое переписано «своими словами».

Генеральный директор, Турция
Владимир Зонзов пишет:
Но, к этому знанию добавлю своё: Обучайтесь тому, что немедленно применяете в своей текущей работе.

Жизнь не состоит из одной работы. У разносторонних людей есть масса тем, которым можно учиться и которые не относятся никаким боком к работе...

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Новости образования
ВШБ НИУ ВШЭ получила Гран-при в двух номинациях премии «СМАРТ пирамида — 2024»

Премия ежегодно вручается ведущим образовательным организациям и платформам за вклад в развитие человеческого капитала.

Нейросеть «Яндекса» научили оценивать школьные олимпиады

Применение YandexGPT позволило сократить этап оценки работ с трех месяцев до одного.

Сбер и ВШБ ВШЭ провели форум о трендах в сфере HR

Более 100 профессионалов встретились на площадке бизнес-школы для обсуждения трендов, новых подходов к работе с персоналом и трансформации корпоративной культуры.

Впервые в МИРБИС трем преподавателям присвоили статус профессоров бизнес-практики

Статус присуждается экспертам с ученой или квалификационной степенью, многолетним опытом преподавания и подтвержденными результатами в бизнесе и корпоративном секторе.

Дискуссии
Все дискуссии
HR-новости
Исследование: чего ждут российские IT-специалисты от работодателей

Половина сотрудников в IT мечтают о гибриде, но большинство опрошенных вынуждены работать в офисе.

Предлагаемые в России зарплаты выросли на 25% за год

Быстрее всего зарплаты в 2024 году росли у водителей, сварщиков и промоутеров — в 1,5–2 раза.

90% работодателей готовы нанимать неопытных специалистов

Представители бизнеса считают, что перспективные кандидаты, готовые к обучению, могут стать настоящим активом для компании.

Половина россиян оказалась в состоянии выгорания к концу 2024 года

Наиболее распространенные симптомы выгорания — постоянное чувство усталости и раздражительность.