Любая компания, которая заботится о профессиональном развитии сотрудников, рано или поздно задумывается о введении корпоративного курса английского языка. Это и правильно, ведь знание английского на должном уровне просто необходимо в реалиях современных бизнес-процессов. Однако потребность управленцев и даже самих сотрудников не гарантирует успех, поскольку каждая организация сталкивается с рядом типичных проблем. Мы проанализировали самые распространенные из них и пришли к ряду эффективных решений, используя опыт дистанционного обучения.
1. Не бойтесь возлагать ответственность
Многие HR-менеджеры жалуются, что сотрудники, даже изначально заинтересованные в изучении английского языка, прекращают посещать занятия в рамках компании. Причин может быть много: недостаток разговорной практики в групповом формате, разница в уровнях английского языка сотрудников, непомерные/недостаточные одинаковые домашние задания, а в конце концов – низкая результативность курса. Учитывая, что корпоративный английский оплачивается компанией, труд преподавателей часто обесценивается, как и все, за что не приходится платить из своего кармана.
Компаниям нужны доказательства, что выбранная модель обучения ведет к нужному результату и гарантирует высокую степень мотивации сотрудников. А в случае, если эффект не достигнут по причине человеческого фактора (в данном случае – по причине прогулов учащихся), у компании должна быть возможность взыскать часть вложенных средств.
Нужно не только обеспечить гарантии руководителям, но и не распугать всех сотрудников. Как контролировать успеваемость и при этом не стать цербером? Рекомендуемое решение – ввод LMS (Learning Management System – автоматизированная система управления обучением), которая позволяет применить принцип индивидуальной ответственности – в каждый момент курса можно выгрузить данные о посещаемости занятий, выполнению домашнего задания, а ответственные управленцы принимают решение – накладывать какую-либо ответственность на недобросовестного сотрудника или нет. При необходимости руководитель может указывать определенный процент оплаты при контроле над успеваемостью.
2. Не забывайте, что каждый участник курса индивидуален
Возложение ответственности может помочь с посещаемостью, но никак не индивидуализирует процесс обучения. На групповых занятиях чаще всего работают сильные ученики, а преподаватель не имеет возможности фокусироваться на тех, кто отстает по причине слабого начального уровня знаний. Даже в крупных компаниях, как правило, достаточно сложно разделить сотрудников на несколько групп по диагностическим показателям.
Главное, чтобы обучение было сфокусированным на результате. Сотрудники записываются на занятия коллективно, а занимаются индивидуально – в соответствии с поставленными целями и задачами.
Показательным примером можно назвать компанию JCR Pharmaceuticals (Япония). JCR занимается исследованиями, разработкой, производством и распространением биофармацевтических препаратов и регенеративных технологий с фокусом на редких болезнях. Среди 26 сотрудников JCR, записавшихся на курс Native English Institute (NEI), были специалисты по продажам и эксперты из различных лабораторий. Один из сотрудников готовился к предстоящей встрече с британскими представителями акционера. Трудность была даже не в уровне владения английским языком, а в недостатке уверенности в разговорной речи. После успешных переговоров Цушима-сан «наконец освободился от давнего страха опозориться, совершить непростительные ошибки в английском». Мы видим, что онлайн-платформа не просто позволяет более плотно контролировать сотрудников и повысить результативность курса в целом, но и отвечает индивидуальным потребностям каждого сотрудника.
3. Разнообразьте процесс обучения
Ни один курс не обходится без домашнего задания, ведь отработка полученных знаний чуть ли не важнее посещаемости. Ради мотивации некоторые компании решают сделать контент более развлекательным, а кто-то даже совсем отказывается от дополнительных заданий – лишь бы только ходили. Но как тогда говорить об эффективности? К сожалению, просто переход в режим «онлайн» не помогает. Мы исследовали опыт людей, которые уже сталкивались с онлайн-обучением и остались недовольны. Нас очень интересовал вопрос: почему они прекратили занятия и не выполняют рекомендации преподавателей? Мария, специалист в области IT, рассказала: «Однажды, когда я готовилась к экзамену TOEFL, репетитор (крупной частной языковой школы на российском рынке) потратила все занятие на урок, который я уже проходила. Я потеряла и время, и деньги».
Решение может быть «вшито» в онлайн-платформу. Например, NEI вводит блок Extra English – это домашнее задание, которое учитывает интересы и языковые трудности каждого участника курса. Даже если человек занимается по программе в течение многих месяцев, возможность повторения одного и того же материала полностью исключается. Дело в том, что система запоминает, кто из студентов какие уроки уже проходил, а заложенный алгоритм не допускает повторов. Можно подобрать уникальные задания для каждого студента в соответствии с его возрастом, особенностями произношения, пробелами в знаниях грамматики и даже личными интересами.
4. Убедитесь, что сами воспринимаете корпоративный курс всерьез
Многие компании замечают, что занятия проходят в слишком расслабленной атмосфере, сопровождаются нерабочей обстановкой и в последствии также не приводят к нужному результату. К сожалению, не всегда сами управленцы серьезно относятся к вопросу организации корпоративного обучения. Иногда самый простой способ – взять уже существующую модель и адаптировать ее под частные бизнес-нужды компании. Такой подход не всегда работает. Наша позиция – не бояться инноваций, особенно – в обучении, когда тысячи людей каждый день получают образование дистанционно. Конечно, мы всегда имели в виду главный «минус» онлайн-обучения – недостаток «присутствия», личного контакта с преподавателем. Но существуют методики погружения в языковую среду, которую можно реализовать, даже находясь за сотни километров друг от друга. У каждого студента есть личный кабинет, где хранятся записи всех его занятий, а у организаторов корпоративного обучения – свой «пульт управления» для отслеживания прогресса. Преподаватели также имеют возможность следить за результативностью курса для каждого студента, еженедельно назначать ему новые, индивидуально подобранные задания: видеозаписи, тесты по грамматике, фонетические упражнения и прочее.
Не секрет, что получить навык свободного общения на английском языке непросто, особенно когда мы говорим о бизнес-задачах. Но с опытом работы с организациями мы поняли, что существующие трудности совсем скоро перестанут существовать. Нужно лишь не забывать об основных принципах: индивидуальный подход, ответственность при выборе обучающей программы и смелость решений, позволяющая отойти от традиционных моделей корпоративных курсов.
Фото в анонсе: pixabay.com