«Демографическая яма» и вузы: как сохранить качество высшего образования?

Александр Сафонов

Система высшего образования напрямую связана с поколенческой структурой общества. Советская высшая школа была ориентирована на то, что подавляющее большинство выпускников школ сразу переходили к производственной деятельности, а высшее образование получали лишь наиболее активные из них и намного позднее, например, через рабочие факультеты. Научно-техническая революция и реальность Холодной войны изменили высшее образование, перенаправленное на массовый выпуск квалифицированных специалистов, поступавших в вуз напрямую после школы и получавших работу «по распределению». Постепенно получение высшего образования стало восприниматься как обязательное условие для достойной карьеры.

высшее образование

Постсоветская реальность 1990-х годов с резким падением рождаемости и промышленного производства объективно лишили массовое высшее образование смысла с точки зрения трудоустройства по специальности, – отказ от планового хозяйства вызвал отмену распределения. Однако общественный запрос на бесплатное высшее образование для выпускников школ остался и даже вырос – отсутствие рабочих мест для молодежи позволяло использовать университеты для снятия потенциальной напряженности и социализации нового поколения.

Декан экономического факультета МГУ Александр Аузан пишет: «Смотрите: наша школа выпускает в мир хороших, но не вполне образованных людей. При этом наша экономика и в хорошо образованных людях не очень нуждается, потому что она сырьевая. Возникает проблема социального сейфа. Куда девать молодежь, которая еще ничего не умеет и не нужна?... Согласно гипотезе Рональда Инглхарта (известный американский социолог, возглавляет лабораторию в НИУ ВШЭ – авт. ), ценности у людей кристаллизуются в ранней взрослости — от 18 до 25 лет. Это возраст пребывания в университетах. Именно это, скорее всего, и есть сфера позиционирования успешных российских университетов. Их миссией является не только высокая специальность, но и культура — они из нее делают капитальный результат, это делается из существующей культурной рамки, действующей в системе образования» (Александр Аузан, «Миссия университета: взгляд экономиста». Похожее мнение: Ярослав Кузьминов, Дмитрий Семенов, Исак Фрумин, «Структура вузовской сети: от советского к российскому «мастер-плану»).

Министр образования Дмитрий Ливанов признает: «У нас высшее образование выполняет не только прагматическую функцию подготовки профессионалов, но и социальную функцию, связанную с тем, что для большинства наших семей высшее образование — это социальный императив. Они не видят другого будущего для своих детей, кроме будущего, связанного с получением высшего образования». Вузы приветствовали подобную стратегию как возможность сохранения профессорского состава и потенциальный резерв для возможного роста экономики. Консерватизм академических кругов, самосознание в качестве хранителей культурных ценностей подчеркивает мнение члена-корреспондента РАО, профессора РГПУ Алисы Валицкой: «Российское учительство – особая субкультурная группа, к которой принадлежит большая часть отечественной интеллигенции. Именно она выполняет функцию воспроизводства интеллектуального потенциала страны, духовно-нравственного воспитания нации, хранения и воспроизводства ее культурного генофонда» (Алиса Валицкая, «Интеллектуальный потенциал России и педагогическое образование»).

Российское высшее образование успешно справлялось с запросом общества в 2000-е годы, когда поступала многочисленная возрастная когорта 1980-х годов рождения. Однако в последние несколько лет число выпускников школ начало быстро сокращаться, что напрямую отразилось на вузах. «Снижение численности молодежи вследствие демографических проблем прошлых лет» (Основы государственной молодежной политики РФ на период до 2025 года – от 29 ноября 2014 года) входит в число важнейших вызовов, отмечаемых государственной властью. Уже несколько лет намечается новый подъем рождаемости, но понадобится примерно десятилетие, чтобы этот тренд отразился на количестве абитуриентов.

Статистика показывает, что падение числа молодежи примерно на 45% вызвало снижение числа студентов только на 20%. То есть высшее образование стало еще более тотальным, теперь охватывает не только успешных выпускников школ, но и менее способную молодежь. Мониторинг качества приема в вузы 2013 года демонстрирует низкий уровень подготовки первокурсников по инженерно-техническим и сельскохозяйственным направлениям.

Правительство РФ и Министерство образования и науки в настоящий момент проводят комплекс мер, призванных исправить кризисное положение:

1. Поиск критериев для оценки эффективности вузов и конкретных преподавателей, закрытие либо реорганизация организаций, предоставляющих некачественное образование;
2. Большая автономия университетов в разработке образовательных программ – возможность вузам объединять в модульные группы студентов различных направлений подготовки и тем самым оптимизировать учебный процесс;
3. Открытие программ прикладного бакалавриата – упрощенное, доступное и экономичное высшее образование. Интеграция вузов, колледжей и школ;
4. Жесткая ориентация на связь между высшим образованием и последующим трудоустройством;
5. Международная открытость высшего образования – попытка восполнить сокращение отечественных абитуриентов путем привлечения иностранных студентов.

Международный образовательный рынок

Как справиться с демографическим спадом и не растерять потенциал высшего образования, который будет необходим через десятилетие при новом подъеме? Очевидный выход – привлечение иностранных студентов как из стран СНГ, так и дальнего зарубежья. Поддержка государства, традиционные культурные связи и сравнительно высокий уровень естественнонаучных, медицинских и инженерных направлений позволяют надеяться на спрос. Но как подготовить к этому вузы?

Международное образование, не признающее государственных границ, - не только сулит потенциальные преимущества, но и представляет значительный вызов российскому образованию. Вместе с привлечением студентов и преподавателей из-за рубежа возникает риск оттока наиболее сильных и активных в более развитые центры США, Европы, Японии. Приведем пример подобной двойственности. Резкое снижение курса рубля сделало российское образование более доступным для иностранных студентов. В то же время это стимулирует эмиграцию преподавателей, аспирантов и старшекурсников, привлеченных более высокими зарплатами за рубежом, а российские вузы вынуждены сворачивать программы международного обмена (стажировки, двойные дипломы, приглашенные иностранные профессора) из-за отсутствия средств.

Не случайно замминистра образования и науки РФ Александр Повалко в интервью «Gazeta.ru» эмоционально отмечает: «В Германии, в Австрии высшее образование практически все бесплатное, достойная стипендия. Восточная Европа активно продвигает свои университеты, все заинтересованы в привлечении качественных, подготовленных абитуриентов. То, что наши студенты туда не ринулись, объясняется двумя причинами: незнанием языка и ленью. Но в какой-то момент абитуриенты все это поймут и поедут туда. И тогда мы столкнемся не с внутренней конкуренцией, а с конкуренцией на глобальном рынке».

При поддержке Министерства образования и науки РФ проводится проект 5-100. 15 вузов-участников стремятся к росту позиций в мировых рейтингах университетов (рейтинги Times, QS, ARWU), что должно повлечь за собой международное признание качества образования и приток иностранных студентов. Отметим, что объективность рейтингования неоднократно ставилась под вопрос руководством вузов, недовольным сравнительно низкими позициями своих организаций.

Рейтинг

Организатор

Times Higher Education’s global rankings (THE)

Times

QS University Rankings

Quacquarelli Symonds

Academic Ranking of World Universities (ARWU)

Шанхайский университет

Webometrics Ranking of World Universities

Cybermetrics Lab

Табл. Ведущие мировые рейтинги университетов

Сегодня вузы экспериментируют с привлечением иностранных студентов. Выделим основные стратегии:

  • Развитие в качестве международных научных центров: совместные научные проекты, обмен опытом в формах стажировок и международных конференций, усиление публикационной активности в мировых профильных изданиях, высокая цитируемость в специализированных базах Scopus, Web of Science, РИНЦ. При поддержке Министерства образования это направление развивается национальными исследовательскими университетами.
  • Открытие специализированных институтов и факультетов, ориентированных на русскоязычную подготовку иностранцев. К многолетним лидерам РУДН и МГИМО постепенно присоединяются новые университеты, в т.ч. региональные.
  • Развитие филиалов за рубежом (прежде всего, в странах СНГ) – стратегия МГУ, открывшего представительства в Баку, Душанбе, Ташкенте и Астане. Ему следует МЭСИ с филиалами в Ереване, Минске и Риге.
  • Введение в учебный процесс курсов на иностранных языках. По опыту СПбГУ и ВШЭ, для этого нужно активно повышать квалификацию собственных преподавателей, вводить материальные и репутационные стимулы, активно привлекать приглашенных профессоров.
  • Присоединение к международным программам «двойных дипломов», обозначающих для студентов возможность чередования обучения в российском и зарубежном вузе. Хотя сейчас подобные программы востребованы, скорее, отечественными студентами, в будущем они могут помочь наладить обратный поток обучающихся.
  • Активное взаимодействие с посольствами и такими культурными центрами, как немецкий Институт имени Гете, Центр франко-российских исследований, испанский Институт Сервантеса, португальский Институт Камоэнса, китайский Институт Конфуция.

Текущая негативная международная политическая и экономическая конъюнктура, к сожалению, привела к определенному свертыванию образовательных проектов, но дальнейшая интернационализация академической среды представляется будущим отечественного образования.

Расскажите коллегам:
Комментарии
Аналитик, США

«Демографическая яма» и вузы: как сохранить качество высшего образования?

Есть вопрос и есть ответ :
''1. Поиск критериев для оценки эффективности вузов и конкретных преподавателей, закрытие либо реорганизация организаций, предоставляющих некачественное образование; ''

Решительнее закрывать ''ВУЗы'' ,в которых дипломы покупаются.

Остальные предложения тоже достойны внимания.

Менеджер, Санкт-Петербург
Виктор Большаков пишет: Решительнее закрывать ''ВУЗы'' ,в которых дипломы покупаются.
Виктор, а где ( в каких Вузах) дипломы не по купаются? Ведь абсолютно бесплатного образования нигде нет... И тот кто платит за обучение (бюджет, студент или его спонсор) по сути своей покупает диплом...
Адм. директор, Санкт-Петербург

Не согласен с автором относительно места высшего образования, его социальной роли и практической направленности в 1990- 2000 годы, а также с представленным обоснованием причин и следствия.
Согласен с деканом экономического факультета МГУ Александр Аузан, который пишет: ''Смотрите: наша школа выпускает в мир хороших, но не вполне образованных людей. При этом наша экономика и в хорошо образованных людях не очень нуждается, потому что она сырьевая...'' В результате делаются попытки готовить специалистов ''широкого профиля'', выпускаемых в никуда, следствие - экономисты возглавляют КБ и технические производства, технари идут в продажники, а юристы становятся высшими управленцами...
С заявлением, что ''Российское учительство – особая субкультурная группа, к которой принадлежит большая часть отечественной интеллигенции...'' - также можно поспорить, но это тема другой ветки.

Правительство РФ и Министерство образования и науки в настоящий момент проводят комплекс мер, призванных исправить кризисное положение:

1. Поиск критериев для оценки эффективности вузов и конкретных преподавателей, закрытие либо реорганизация организаций, предоставляющих некачественное образование; - УЖЕ ОБЪЯВЛЕНЫ НЕЭФФЕКТИВНЫМИ ДЕСЯТКИ ВУЗов, А МЫ ВСЁ ЕЩЁ В ПОИСКЕ КРИТЕРИЕВ?
2. Большая автономия университетов в разработке образовательных программ – возможность вузам объединять в модульные группы студентов различных направлений подготовки и тем самым оптимизировать учебный процесс; - ПО-МОЕМУ, РАНЬШЕ ПЕРВЫЕ ДВА КУРСА И ОБУЧАЛИСЬ ПО ОСНОВНЫМ ДИСЦИПЛИНАМ ''ПОТОКАМИ''
3. Открытие программ прикладного бакалавриата – упрощенное, доступное и экономичное высшее образование. Интеграция вузов, колледжей и школ; -КУДА УЖ УПРОЩЁННЕЕ, СУДЯ ПО ПОЛУЧЕННЫМ ЗНАНИЯМ И НАВЫКАМ!
4. Жесткая ориентация на связь между высшим образованием и последующим трудоустройством; -ПУСТЫЕ СЛОВА
5. Международная открытость высшего образования – попытка восполнить сокращение отечественных абитуриентов путем привлечения иностранных студентов. - Я СИЛЬНО ИЗВИНЯЮСЬ, ДЛЯ ЧЕГО? ЗА СЧЁТ НАШЕГО БЮДЖЕТА ГОТОВИТЬ СПЕЦИАЛИСТОВ В ДРУГИЕ СТРАНЫ- В ЧЁМ ВЫГОДА?

Я не вижу прямой связи между демографическими всплесками и качеством образования - начального, среднего и высшего, и считаю это очередным ''притянутым за уши'' оправданием!

Владимир Сикира +993 Владимир Сикира Директор по развитию, Сочи
Сергей Алейников пишет: Я не вижу прямой связи между демографическими всплесками и качеством образования - начального, среднего и высшего, и считаю это очередным ''притянутым за уши'' оправданием!
... Согласен полностью...
1. Поиск критериев для оценки эффективности вузов и конкретных преподавателей, закрытие либо реорганизация организаций, предоставляющих некачественное образование;
... Про повышение эффективности говорили, что потребность в специалистах была уже вчера... а их ещё учить надо несколько лет... Кроме того, речь идёт о том, что образование должно опережать рост технологического развития... отсюда и следующий пункт...
2. Большая автономия университетов в разработке образовательных программ – возможность вузам объединять в модульные группы студентов различных направлений подготовки и тем самым оптимизировать учебный процесс;
... Это говорит ещё и о создании университетских лабораторий и программ обучения, которые задают новые направления развития... Благодаря чему специалисты, выпускники - уже имеются... Требуется более тесная связь с предприятиями и НИИ, относительно инновационных технологий... Отсюда вытекает следующий пункт...
3. Открытие программ прикладного бакалавриата – упрощенное, доступное и экономичное высшее образование. Интеграция вузов, колледжей и школ;
... Возможно, что преподавателям нужно больше уделять внимание поискам новых инновационных направлений... Кроме того, имеется ввиду взаимосвязи между разными направлениями... Например. Программирование и 3D графика архитектуры... существует уже 20 лет... а у нас только только выходят на уровень видео визуализации проектов... Отсюда вытекает и следующий пункт...
4. Жесткая ориентация на связь между высшим образованием и последующим трудоустройством
... Если есть новые технологии, и уже есть специалисты в этих технологиях, то в системе модернизации, они уже вписываются... В системе организации бизнеса - нет... Поскольку не работает инвестирование бизнеса в инновации... Приходиться идти по схеме получения грантов от государства... Длительный процесс с ограниченными ресурсами... Отсюда вытекает и следующий пункт...
5. Международная открытость высшего образования – попытка восполнить сокращение отечественных абитуриентов путем привлечения иностранных студентов.
... В объединённых группах, наши- не наши, под будущий инновационный проект, можно получить инвестирование от зарубежного бизнеса...
Директор по рекламе, Москва
предлагаю уйти от логической основы ''ситуация и проблемы'' -> ''критерии оптимизации и отсева лишних'' и попробовать основу ''ясная и понятная, детально и точно описанная цель - необходимая и достаточная картина идеального будущего'' -> ''методы, способы и ресурсы достижения этой цели'' пока картина будущего описывается не точно все дорожные карты ведут в туман
Руководитель управления, Санкт-Петербург

Цель, сформулированная по SMART.

Руководитель проекта, Томск
Дмитрий Федоров пишет: предлагаю уйти от логической основы ''ситуация и проблемы'' -> ''критерии оптимизации и отсева лишних'' и попробовать основу ''ясная и понятная, детально и точно описанная цель - необходимая и достаточная картина идеального будущего'' -> ''методы, способы и ресурсы достижения этой цели'' пока картина будущего описывается не точно все дорожные карты ведут в туман
Согласен. В управленческом смысле проблема - разрыв между целью и конкретной ситуацией. Если цель не определена, картина (образ) идеального будущего не нарисована стейкхолдерами, - то какую проблему мы решаем? Туман! А кто стейкхолдеры? Сегодня - Государство в лице чиновников Минобра. Могут ли они в одиночку, из Москвы, сформировать адекватный единый и общий ''образ будущего'' для образования в такой большой и разнообразной стране? Снова туман! Поэтому и единые критерии эффективности вузов и отдельных преподавателей корректно определить на мой взгляд невозможно - для разных вузов и регионов они разные. Значит нужна децентрализация управления - большая автономия вузов, как собственно в развитых странах и происходит. И еще про конкретные ситуации. Каждый вуз, как организация, находится на своей стадии жизненного цикла, со своими проблемами и болезнями. Как говорят доктора - абсолютно здоровых нет - есть недодиагностиованные. На разных стадиях, при разном ''возрасте'' - не одинаковые методы управления. На росте - централизация, при старении и бюрократизации - наоборот децентрализация нужна. Чтобы понять что делать - нужна корректная оргдиагностика каждого конкретного вуза. Ежегодно, как в Нидерландах например. В России этого нет. Даже у вузов, вошедших в программу 5-100 имеет место ''самолечение'' без диагноза или при очень поверхностной диагностике. - Опять туман. Вот и бродит наше образование как тот ''ежик в тумане'' из мультика ...
Профессор, Чебоксары

Здравствуйте, все! Хочу привести одну выдержку из статьи (краткий перевод и вывод - ниже, после выдержки)
Statistical analysis and data mining were the top skills that got people hired in 2014 based on LinkedIn analysis of 330 million LinkedIn member profiles.

We live in an increasingly data driven world, and businesses are aggressively hiring experts in data storage, retrieval, and analysis. Across the globe, statistics and data analysis skills were highly valued. In the US, India, and France, those skills are in particularly high demand.

What is data science?
Data scientist performs research and analysis on data and helps companies to improve business by predicting growth, trends and business insights based on huge amounts of data. Armed with data and analytical results, a top-tier data scientist will then communicate informed conclusions and recommendations across an organizations leadership structure. Successful big data scientists will be in high demand and will be able to earn very nice salaries.

Перевод: методы науки о данных - это единственные методы, которые можно использовать при решении проблемы образования в России (и не только).

Вывод: чтобы не только решить, но и для того, чтобы хотя бы просто поставить задачи создания современной системы образования в России, надо сначала создать многофакторные вычислительные модели образовательного процесса (желательно в каждом вузе отдельно)!

Адм. директор, Санкт-Петербург
Виктор Абруков пишет: надо сначала создать многофакторные вычислительные модели образовательного процесса
Источник финансирования? Выгодоприобретатель?
Руководитель проекта, Москва
Ситуация типичная. На фоне абсолютно дикой реформы, направленной на деградацию российского образования, активно пропагандируются непонятные ценности и звучат громкие лозунги. 1. Наше образование не имеет цели. Для кого выпускают студентов такие ВУЗы, как МАИ, МИРЭА, Бауманка, если в нашей стране идёт ликвидация КБ и закрытие тяжёлого производства? Например выпуск МАИ в год порядка 3000... У нас в Москве все действующие авиаКБ имеют столько сотрудников. А есть ещё МГТУ ГА и ряд других ВУЗов. Так кому нужны эти выпускники? 2. Наше образование не взаимодействует с внутренним рынком. Выпускаемые специалисты - низкого качества и не соответствуют требованиям работодателей. Зато мы лезем куда-то на внешний рынок. 3. МинОбраз постоянно верстает программы, методики, проводит невнятные реорганизации. Тот же МАИ за последние 20 лет реогранизовывался 3 раза, получил невнятную болонскую систему, перешёл на ЕГЭ... Эдакое ''нетрезвое управление''. 4. И на фоне всего этого нам говорят о самостоятельности ВУЗов, иностранных рейтингах и сетуют на паление качества. Ливанов даже просил ВУЗы подтянуться до качества советских... А зарплаты преподавателям советские когда будут? В общем - лозунги есть, работы нет.
Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Новости образования
ВШБ НИУ ВШЭ получила Гран-при в двух номинациях премии «СМАРТ пирамида — 2024»

Премия ежегодно вручается ведущим образовательным организациям и платформам за вклад в развитие человеческого капитала.

Нейросеть «Яндекса» научили оценивать школьные олимпиады

Применение YandexGPT позволило сократить этап оценки работ с трех месяцев до одного.

Сбер и ВШБ ВШЭ провели форум о трендах в сфере HR

Более 100 профессионалов встретились на площадке бизнес-школы для обсуждения трендов, новых подходов к работе с персоналом и трансформации корпоративной культуры.

Впервые в МИРБИС трем преподавателям присвоили статус профессоров бизнес-практики

Статус присуждается экспертам с ученой или квалификационной степенью, многолетним опытом преподавания и подтвержденными результатами в бизнесе и корпоративном секторе.

Дискуссии
Все дискуссии
HR-новости
Исследование: чего ждут российские IT-специалисты от работодателей

Половина сотрудников в IT мечтают о гибриде, но большинство опрошенных вынуждены работать в офисе.

Предлагаемые в России зарплаты выросли на 25% за год

Быстрее всего зарплаты в 2024 году росли у водителей, сварщиков и промоутеров — в 1,5–2 раза.

90% работодателей готовы нанимать неопытных специалистов

Представители бизнеса считают, что перспективные кандидаты, готовые к обучению, могут стать настоящим активом для компании.

Половина россиян оказалась в состоянии выгорания к концу 2024 года

Наиболее распространенные симптомы выгорания — постоянное чувство усталости и раздражительность.