Образование 3.0
В последней моей статье «Журналистика 2.0» из серии, посвященной умирающим профессиям, я писал о журналистике. Настало время и образования! 24 марта 2013 года очередной российский министр по образованию и науке Дмитрий Ливанов гневно обрушился на Академию Наук, назвав ее бесперспективной в XXI веке. Министр цинично противопоставил молодость вузовской науки, в которой задействованы студенты, и старость академической, где «правят бал» дряхлеющие старцы. Казалось бы, банальная проблема отцов и детей, о чем говорить? Но поговорить есть о чем. И результат этого разговора может не понравиться министру, бывшему ректору исследовательского технологического вуза. Мы выясним, что как раз вузовское образование бесперспективно в XXI веке. А академическая деятельность – это форма организации из будущего.
Под современное образование заложено сразу три мины, фитили которых уже начали гореть. И эти мины взорвут существующие формы обучения, которые кажутся устоявшимися и незыблемыми. Первая из мин, самая слабенькая по силе, связана с электронным обучением, с использованием в образовании дистанционных курсов и интерактивных программ обучения. Казалось бы, что здесь особенного: дистанционные курсы существуют уже давно, но пока не конкурируют с очным образованием. Бояться нечего. Но это не так! Да, не конкурируют, поскольку по качеству пока не лучше обычных курсов, да и изготавливаются кустарным образом. Но что будет, когда электронное обучение станет конкурентным, когда к созданию электронного контента подключаться крупные университеты мира и бизнес?
И подключаются! Небольшой, но уже всем известный стартап Coursera, который инициировали профессора Стэндфордского университета Дафни Коллер и Андре Нг, объединил десятки крупнейших университетов мира и дал им возможность бесплатно размещать на единой платформе свои электронные лекции, к которым получают доступ сотни тысяч студентов со всех уголков Земли. Конкуренция на рынке электронного образования заставила университеты конкурировать в производстве контента. А массовый доступ к электронным ресурсам сделал такую конкуренцию столь же жесткой, как и среди высокотехнологичных компаний (Google, Facebook), предоставляющих информационный сервис. Более того, средства социальных коммуникаций взяли на себя часть нагрузки на преподавателей: порой продвинутый студент яснее объясняет материал сокурсникам, чем «слабый» преподаватель.
Не надо иметь футурологические способности, чтобы предсказать, что университеты (конечно, постепенно!) начнут превращаться в своего рода киностудии по производству электронного обучающего контента, а знаменитый ППС (профессорско-преподавательский состав) станет больше похож на актерскую гильдию, из которой формируется «съемочная» группа под той или иной образовательный проект. Появятся преподаватели, выполняющие роль режиссеров, научных консультантов, сценаристов и т.п., немалую часть работы будут делать программисты, художники. Не обойдется и без продюсеров (сейчас ими работают ректоры, а в будущем их круг будет шире). Останутся, конечно, и те, кто работает с учениками лично – но в тех областях знаний, которые не тиражируются, и в тех предметах, где обучают самому сокровенному – умению мыслить. И, скорее всего, это будут не профессиональные преподаватели, а ученые, способные передавать свой опыт мышления. Просто методисты будут работать в съемочных группах.
Что же станет с университетами в эту эпоху? Они умрут! В том виде, в котором они сейчас всем известны. В Лондоне и других городах Англии можно найти огромные заброшенные территории со зданиями из красного кирпича: бывшие заводы и фабрики, которые закрылись в 1960-х годах XX столетия. Им на смену пришли небольшие высокотехнологичные предприятия, разместившиеся в лесопарковых зонах пригородов. На них производят те самые комплектующие, которые раньше делались в цехах заводов, только делают их для предприятий всего мира, на высокоинтеллектуальных станках с числовым программным управлением. Крупное производство осталось только там, где продукция сама по себе крупногабаритна. Во всех других случаях гигантизм перестал быть нужным, перестанет быть нужным и в образовании. Я сам выходец из МГУ, здания на Воробьевых горах – родные стены для меня и пока еще родные для моих детей. Но будут ли они родными для моих внуков? Вряд ли! Территориальному объединению людей в гигантских университетских зданиях будет противопоставлено сетевое объединение ученых и студентов. И в этом смысле за Сетевой Академией Наук будущее, как бы ни выступал против этого российский министр.
Но есть еще мины с более мощным зарядом, взрыв от которых изменит всю систему образования. Одна из них: наступающая эпоха знаний. Доля знаний в товарах растет. Уже сегодня в современных средствах коммуникаций стоимость сборки и комплектующих (например, в смартфонах) составляет около 10%, остальное – дизайн и разработка. Доля технологий растет даже в добывающих отраслях. Но знания, в отличие от обычных товаров, бесконечно тиражируются. Это не фрукты, которые можно съесть или которые могут испортиться. Они не пропадают и могут свободно передаваться. А это значит, что экономика новой эпохи, будет в основном связана с получением и передачей знаний. То есть с наукой и образованием! Уже сегодня образованием начали заниматься на предприятиях, появились корпоративные университеты. Растет число курсов повышения квалификации, бизнес школ и т.д. Скоро учиться будут все, а не только школьники и студенты! Вузы и школы теряют монополию на образование!
Но самая мощная «мина» связана с коллективным потреблением и производством знаний. Уже сегодня нельзя найти ни одного ученого, который бы успевал прочитать все статьи по своей теме. Эпоха знаний приводит к тому, что знания, даже в узкой области, не могут быть потреблены в одиночку. Люди вынуждены будут кооперироваться в получении информации, создавать такие профессиональные сети, которые будут выступать в роли единого организма. И тогда образование станет основным процессом, поддерживающим жизнедеятельность таких сетевых сообществ. И это совсем не Университеты! Не будет ни преподавателя, ни студента, ни ученого, ни ученика: будет единый организм, в котором каждый индивид реализует свои компетенции, развивает их, учиться сам и учит других…
Это совсем далекое будущее. Но оно наступит!
Доброе утро!
'' Но знания ... бесконечно тиражируются.'' ''Они ... могут свободно передаваться. ''
На практике - не всё так. За приобретение знаний мы отдаем время. И не каждый человек может постигнуть выбранную им же науку, большей частью из-за размытости приоритетов, сумбурности информации и её устаревания. С обучением взрослых очень много проблем на практике.
Я вот уже не первый год бьюсь над проблемой - где бы взять парочку взрослых, которые могут выучить то, что я уже знаю. Я даже готова подождать, а мой работодатель - оплачивает. Но воз и ныне там.
Правильнее было бы сказать не ''умрет'', а ''изменит формы''. О чем, собственно, сам автор и пишет.
Насколько я помню своё обучение в ВУЗе, там меня ''учили читать книжки'' (цитирую преподавателей). Причём это делали ВСЕ преподаватели. И позволю себе одно сравнение:
В тренажёрном зале годовой абонемент превышает или сопоставим со стоимостью оборудования, которое использует каждый для себя. Прекрасно это осознавая, мы всё же идём в зал и платим, не моргнув глазом. За что? За самодисциплину и тренера! Нас там нянчат.
Как говорится, ИМХО...
В какие храмы науки мы в ближайшем будущем будем ходить и какие жертвы будем приносить на алтарь знания? Я думаю, это действительно будет некий гармоничный симбиоз очных и заочных сетевых сообществ людей и инфраструктура, способствующая быстрому доступу и обмену знаниями. Самое главное - чтобы не пропадало само желание учиться и учить других, одновременно учась у них.
Все же желательно не забывать, что новое знание рождается у конкретной личности, которая помещена в соответствующий культурный бульон (или является частью единого организма в терминологии автора).
Борис, спасибо за интересную тему.
Для аккуратного прогноза о будущем университетом еще хорошо бы спрогнозировать спрос.
А именно, зачем люди будут поступать в университеты?
Согласен с Вами, что ради получения знаний это не нужно.
Нужные компетенции всегда можно получить комбинируя самообразование и практику.
Но знания и раньше не были главной целью - ''образование, это то, что у вас останется, после того, как вы забудете все, чему вас учили''.
Для сравнения - очень похожая ситуация со школами (у меня дети школьного возраста, поэтому эта тема ближе). Еще на первой встрече с родителями шестилеток завуч прямо сказала, что их целью не является научить детей читать и писать, это они должны уметь и так... Тем не менее школа вполне пользуется авторитетом, и конкурс достаточно большой.
Ни одно интерактивное сетевое образование, по моему мнению, в подметки не годится личному общению ученика и учителя.
Единственное, что сейчас бросает тень на весь результат работы преподавателей - отсутствие ответственности за результат.
Если говорить про обучение быдла (простите за жесткость), которому навешивается ярлык самолюбования и беспросветного невежества (отсутствие смирение здесь играет ведущую роль), таки да, конечно. Как же еще вдолбить в голову человеку идею о том, что можно делать все, что захочется, потому что ты - носитель истины. Оттуда выращивание класса потребителей с большой буквы П. Уже сейчас вокруг куча людей, считающих, что нет знания о том как воспитывать детей, о том, как правильно строить отношения с мужем/женой. Они думают, что только из их личного опыта может быть получен верный результат, а результат 60% разводов и вырождение нации, дети-придурки и забитые до отказа приюты и детдома.
Чем обезличеннее система воспитания и обучения, тем лучше результат - пей, ешь, гуляй, ну ты сам все знаешь.
Иной учитель может сказать два слова, но вложить в эти слова такой смысл, какого не будет ни в одном 100-часовом тренинге. Эти два слова могут изменить жизнь человека, поменять восприятие. У меня так было, потому и говорю.
А то, что свежие и невоспаленные тщеславием умы гораздо полезней и перспективней для будущего, нежели загустевшие и застоявшиеся в собственном превосходстве и понимании, что ничего нового уже не придумают (я о разного рода академиках), так я согласен.
Живость ума, способность принимать и обдумывать новое, склонность учиться постоянно и смирение так необходимое для обучения - благодетели прогрессирующей личности.
Интересно, кто-нибудь готов с этим спорить?
Прежде всего, спасибо автору за поднятую тему - безусловно, актуальную.
За мелким шумом, создаваемым Минобразом и имитирующим реформы высшего образования, теряются серьезные проблемы, нерешение которых отодвигает российское образование все дальше и дальше на мировую периферию.
Что же касается самой статьи:
1. Излишне броский заголовок. Боюсь, что к нему приложила руку редакция сайта, поскольку ''умирающая профессия'' могла прийти в голову скорее журналисту, чем информационщику. Провокация отвлекающая, а не привлекающая. Скорее, уводящая от основной проблемы.
2. Вся статья, от начала до конца, свидетельствует о том, что профессия преподавателя не умрет, а выйдет на новый уровень. И потребует существенного повышения уровня требований к профессуре (далее буду преподавателей обозначать профессурой, поскольку методологические проблемы образования решать именно ей). Столкнувшись с вызовом ''википизации'' образования, профессура вынуждена будет какое-то время работать ''на два фронта'' - давая настоящие знания и грамотно фильтруя вал полуграмотных текстов, заполонивших интернет. Придется провести немалую работу по ''SEO-оптимизации'' настоящих знаний. Отсидеться в ''башне из слоновой кости'' не получится.
3. Да простит меня автор, видимо, он закончил ВМК - мехматянин так легко не отмахнется от традиционного ''живого общения'' преподавателя со студентом. ИМХО
4. [COLOR=blue=blue]''А это значит, что экономика новой эпохи, будет в основном связана с получением и передачей знаний. То есть с наукой и образованием! Уже сегодня образованием начали заниматься на предприятиях, появились корпоративные университеты''[/COLOR].
Ничего нового - в советское время везде существовали подразделения профессиональной подготовки и повышения квалификации кадров. Были даже заводы-втузы. Это - не черта нового времени, а возврат к отработанной системе. Просто сейчас их принято помпезно называть ''университетами'' (а кадры - human resources) :)
5. Что же касается новой тенденции - ''коллективного потребления и производства знаний''. Это очередной миф, связанный с неумением отличать данные от информации. Настоящих знаний производится немного - а вот ''информационный шум'' увеличился в разы - и это создает иллюзию бурного роста знаний. Пена осядет и все встанет на свои места. В образовании и науке тоже появилась масса ''Свет из Иванова''. И это пройдет :)
Пока остановлюсь - иначе придется писать новую статью.
Еще раз спасибо автору.
Согласен с мнением тех, кто считает, что личное общение учителя и ученика ничем не заменишь. Шлифовать отдельные навыки можно разными способами, но привить любовь к профессии, можно только личным примером. Тем, кто стоит на стороне ''неживых'' форм образования, видимо, не очень повезло с учителями. На своем портале я недавно проводил опрос ''ВУЗ 2013'', так вот около 40% респондентов разочаровались в своем выборе профессии и специальности. Кто виноват: школа? ВУЗ? Родители?