Дмитрий Песков: «Вузы больше не являются основным поставщиком кадров для национальной экономики»

Директор направления «Молодые профессионалы» Агентства Стратегических Инициатив (АСИ) Дмитрий Песков выступил перед ректорами российских вузов в рамках программы «Новые лидеры высшего образования», открывшейся в ноябре 2012 года в Московской школе управления «Сколково»:

Двумя ключевыми процессами, которые сегодня задают государственную и общественную политику по изменению системы высшего образования, являются: «Государственная программа по развитию образования», подписанная премьер-министром, с одной стороны, и – дорожная карта по переходу к национальной системе компетенций и квалификаций (НСКК), которая разрабатывалась экспертами, предпринимательским сообществом и которая, видимо, будет утверждена президентом в начале 2013 года. Во всяком случае, е е основные параметры были поддержаны президентом в ноябре 2012 года.

Итак, образование отныне является составной частью формирования человеческого капитала в стране наряду с другими процессами, например, такими, как миграция, сертификация, стандартизация. Основной целью развития экономики, сформулированной государством на ближайшие 10 лет, поставлено создание в стране 25 млн. новых модернизированных рабочих мест высокой производительности.

По оценкам более чем 100 экспертов, работавших над дорожной картой НСКК, вся система высшего образования в этой модели способна дать обществу от 4,5 до 6 млн. человек при наиболее благоприятных сценариях. Скорее, от 2 до 3 млн. человек. Миграция даст от 700 тыс. до 1 млн. До 15 млн. человек обеспечит переподготовка на базе бизнеса.

На текущий момент бизнес категорически не удовлетворен качеством подготовки студентов и вынужден переходить от модели корпоративных к собственным полностью подконтрольным университетам, начиная с инженерных, заканчивая управленческими.

Мы находимся как раз в одном из университетов, который был создан бизнесом из-за неспособности обычных университетов эту задачу реализовать. Подобного рода проекты есть сегодня практически у всех крупных российских корпораций.

Еще от 5 до 7 млн. человек – это так называемое неформальное дополнительное образование. Это то, что говорилось в части электронного образования с использованием принципа самообразования. Это люди самой высокой мотивации. Это те, кто способен в современном мире самостоятельно ставить себе задачи, добиваться и контролировать их выполнения, и это не те, кто идет сегодня в вузы.

Вот средства, за счет которых Россия сегодня способна перейти к современному рынку труда и образования. Первый принципиально важный момент – это система планирования, то есть профессионального ориентирования и развития школьников и молодежи. Сегодня эта система в стране отсутствует. В целом вузы получают студентов случайным образом. Менее 20% вузов имеют налаженную связь с лучшими выпускниками из школ, и буквально, 5-7 преимущественно московских вузов забирают себе лучших.

PeskovD.jpg

Будут работать связки систем бизнес-школа через голову вуза. Будут развиваться механизмы профориентации и работы с талантливой молодежью через систему кураторов из представителей успешного бизнеса и госуправления.

Каждая из вещей, о которой я говорю, уже является конкретным реализуемым уже сегодня проектом. Например, онлайновые система сегодня реализуется АФК «Система» и называется «Лифт в будущее». Проект также поддержан президентом России.

Точно так же, как в системе плохо управляемой госсобственности: ФГУП, МУП, госкорпораций, будут развиваться системы, аналогичные независимым советам директоров, которые будут ставить под контроль финансовые потоки вузов и принятие под контроль стратегических решений. Эта процедура будет происходить через расширение полномочий попечительских советов и через отбирание у вузов права на итоговую оценку выпускников.

Модель, при которой студента оценивают те же преподаватели, которые учили его в течение 4 или 6 лет и которые в целом ряде случаев получали от него взятки, будет постепенно упраздняться. По мере готовности объединений предпринимателей и промышленников по отраслям система контроля будет передаваться этим органам. Контроль должен быть независимым.

Принципиально важно спасти хороших студентов плохих вузов. Неприемлема модель, в которой ректору некогда думать о лидерах, потому что у него конвейер из 40 тыс. студентов.

Государство не может позволить себе учить худших за счет лучших. Двое из ста выпускников не идут на биржу труда, а создают свой бизнес, новые рабочие места, платят налоги и развивают национальную экономику. Их надо поддерживать. Если в вашем вузе нет системы развития лидеров, предоставления им возможности для предпринимательства, ваш вуз плохой, его стоит закрыть.

Для хороших студентов должны быть созданы надвузовские системы получения компетенций. Одним из примеров этой практики должен стать новый федеральный онлайновый университет с мощностью не менее 1 млн. человек в год. Он будет одним из ответов страны на угрозу потери образовательного суверенитета.

Этот университет должен позволять студентам добирать те компетенции, которые они не могут получить в своих вузах. Такой вуз не должен выдавать соответствующих дипломов, но результаты пройденных в этом университет курсов должны засчитываться в рамках Болонской системы в дипломах других вузов.

Должны быть убраны любые законодательные преграды к праву бизнеса преподавать на своей территории. Мы активнейшим образом этим занимаемся. Согласно советской формуле, знания должны идти к станкам, а не станки к знаниям. Для того, чтобы реализовать системную подготовку кадров для возрождения российской промышленности, мы должны приблизить профильные университеты к тем местам, где работают их выпускники.

Экономически преступна модель, при которой государство вкладывается в образование инженеров в Москве, а выпускники этого вуза потом идут торговать телефонами в салон сотовой связи. В настоящий момент ни один из российских вузов не обеспечивает качественную среду для своих студентов, - систему общежитий, библиотек, спортивных и иных комплексов - которая бы позволяла им хоть как-то участвовать в мировой конкуренции. Вузы не хотят инвестировать в обновление своей инфраструктуры.

Например, после того, как одна из ведущих консалтинговых компаний предложила одному известному томскому вузу, претендующему на попадание в топ-100 мировых университетов, создать программу частных инвестиций в университетские общежития, в ответ на что один из проректоров в частом разговоре сказал: «Зачем мне этим заниматься, когда я могу сделать это при помощи госфинансирования».

Мы считаем, что нужно создать новую сеть вузовских кампусов, причем вузы не могут иметь отдельные кампусы. Мы считаем, что от 3 до 5 вузов должны конкурировать на одном кампусе образовательными программами. Это существенно повысит экономическую эффективность модели образования. Но вуз не должен самостоятельно строить кампус.

Сейчас здания строятся по лекалам 1960-1970-х годов, отставших от ведущих представлений и технологий, не пригодных для современного учебного процесса. Поэтому мы будем отстаивать перед руководством страны позицию: строительство любого масштабного кампуса должно проходить по признанным международным гайдлайнам архитектурного строительства в рамках открытых конкурсов с международным участием.

Сегодня ни один из российских вузов не выдвинул инициативу подобного конкурса и не выразил готовность ее использовать. В России сегодня крайне низкий уровень горизонтальной миграции. Мы не способны сегодня интегрировать в систему образования лучших студентов из соседних государств.

Дорожная карта предполагает схему, при которой лучшие студенты российских вузов, отучившиеся на «отлично» будут автоматически получать российское гражданство. Крайне слаба также и горизонтальная мобильность по новым прорывным отраслям экономики.

Следующий важный механизм – это стандартизация. Сегодня Россия является одной из немногих стран мира, в которой все еще существует система образовательных стандартов. Во всем другом мире система образования опирается на профессиональные стандарты, которые разрабатываются профильными профсообществами. В России профсообщества, как и вузовские, очень слабы. Тем не менее, нами запущены массовые программы разработки профстандартов по модели жизненного цикла. Вузы в них опять же не участвуют, работодатели хотят делать это самостоятельно.

Другой важный принцип – это сертификация или независимое подтверждение качества образования.

На мой взгляд, по причине крайней слабости профсообществ и неспособности ликвидировать коррупционные проявления в этой модели, программа Минобрнауки по созданию центров сертификации не принесет результата.

Мы запускаем как минимум два проекта сейчас, которые будут способствовать с нашей, точки зрения, появлению таких островков качества. Один из них – «Прозрачное образование». Это проект по обязательной выкладке в онлайн курсовых, дипломных, магистерских, кандидатских, докторских работ. Причем она спроектирована так, что на нее не будет потрачено ни копейки госсредств. Каждому из вузов будет предложено выкладывать эти работы на сайт вуза. Ведущие национальные поисковые системы создадут соответствующие вертикальные минипоисковики, которые раз в две недели будут обходить все эти страницы, индексировать эти работы и помещать в свою поисковую базу.

Компания «Яндекс», объявляющаяся первым соразработчиком этой системы, создаст открытый IPI для конкурентных систем антиплагиата, и мы объявим конкурс на лучшую обработку результатов выдачи этих работ. Мы будем рекомендовать, и есть поручение премьер-министра, включить это требование в процедуру аккредитации вузов. На основании этой системы будет сформировано то, что можно назвать «электронной трудовой книжкой», на основании которой каждый работодатель будет иметь доступ к диплому студента, но и ко всем учебным работам.

Кроме того, будут созданы формы поддержки предпринимательской активности студентов, в том числе – отдельный президентский фонд поддержки студенческих (и не только) проектов в сфере информационных технологий и интернета, который заработает в следующем году, и будет опираться на сеть платформ по развитию предпринимательства, не на базе вузов, а на базе технопарков с сильными предпринимательскими кластерами.

Программа, которая также позволит создать островки качества в высшем образовании – это «Глобальное образование». Президент дал поручение: обеспечить подписание этого указа до конца года. Программа заработает немедленно после этого. Проектный офис располагается в «Сколковском институте науки и технологий» (СколТех).

Мы направили предложения всем вузам по подготовке команд изменений и определения направлений, по которым они могут эти команды переподготовить на базе ведущих мировых университетов».

Впервые опубликовано на сайте АСИ

Расскажите коллегам:
Эта публикация была размещена на предыдущей версии сайта и перенесена на нынешнюю версию. После переноса некоторые элементы публикации могут отражаться некорректно. Если вы заметили погрешности верстки, сообщите, пожалуйста, по адресу correct@e-xecutive.ru
Комментарии
CIO, Москва

Забавно выглядит рассуждение о том чего нет. Высшая школа давно требует реформы, в том виде как она предлагается, теми кто на это деньги даёт - это не реформа, а её убийство. Идёт зачистка и потом уже видимо, что само прорастёт, то и останется. А тут выскакивает некто и говорит - знаю как... Ну так временно прикрыть глаза всем на это, ещё одной идеей, чтобы не так больно было... Без ориентауции общества на интелект, оставив современную тенденцию - заработать любой ценой, ничего не поможет. А Вы ребята как не рядитесь - ВСЁ в музыканты не годитесь. Бездуховность блин - цитирую Макаревича. Задайте себе простой вопрос - почему в МГУ покупают экзамены, а в ВЫСШЕЙ школе экономики, нет. Может в ''консерватории'' что-то поправить...

Нач. отдела, зам. руководителя, Москва
Прочитал... Однако...
...составной частью формирования человеческого капитала в стране наряду с другими процессами, например, такими, как ...сертификация, стандартизация.
Формировать человеческий капитал за счет сертификации и стандартизации?? Наверное, авторы концепции ''людей-винтиков'' аплодируют стоя.
Двое из ста выпускников не идут на биржу труда, а создают свой бизнес, новые рабочие места, платят налоги и развивают национальную экономику.
Не понял. Другими словами, 98 из ста выпускников идут на биржу труда?? Автор это серьезно? Интересно также, какое такое ''развитие национальной экономики'' обеспечивают 23-летние выпускники вузов путем создания ''собственных бизнесов и новых рабочих мест''?
Должны быть убраны любые законодательные преграды к праву бизнеса преподавать на своей территории.
А разве это запрещено?
Экономически преступна модель, при которой государство вкладывается в образование инженеров в Москве, а выпускники этого вуза потом идут торговать телефонами в салон сотовой связи.
Во-первых, это противоречит предыдущей идее автора о ''развитии национальной экономики путем создания выпускниками собственых бизнесов''. Вчерашний выпускник инженерного вуза в современной России имеет куда больше шансов создать ЧП по торговле телефонами, чем найти нормальную и нормально оплачиваемую работу по специальности где-нибудь в КБ. Интересно, автору никогда не приходило в голову, что в том, что выпускники-инженеры идут торговать телефонами, виноваты отнюдь не вузы? И уж во всяком случае далеко не только они.
Вузы не хотят инвестировать в обновление своей инфраструктуры.
Я извиняюсь, но хочется спросить: в какой стране и на какой планете живет автор?? Неужели кто-то всерьез считает, что российские вузы не строят общежития, спортивные центры и библиотеки потому, что ''не хотят''?? Вспоминается цитата из М.А.Булгакова про то, как он ходил в гости к нэпманам: - Почему бы Вам не купить себе новые брюки? А заодно и шапку! - Это ''а заодно'' окончательно меня доконало... Действительно, а почему бы каждому российскому вузау не построить себе по спорткомплексу? А заодно и по современной библиотеке...
мы будем отстаивать перед руководством страны позицию: строительство любого масштабного кампуса должно проходить по признанным международным гайдлайнам архитектурного строительства
Тут не поспоришь. Строительство кампусов по гайдлайнам архитетурного строительства спасет российское образование! :) ''Электронная трудовая книжка...'' Ну да. Вот это - самая главная проблема. Работодателю никак не получить доступ ко всем студенческим работам. А как получат - все сразу изменится. :)
Нач. отдела, зам. руководителя, Санкт-Петербург

Но, главное-то осталось за кадром, высшая школа, читай молодежь, не закроет потребность в 25 млн. кадров.
Думаю не открою тайны АСИ, именно эта тема была кулуарно активна на краудсорсинговой площадке по НСКК. т.е. нужно повышать квалификацию и переучивать средневозрастное поколение... а может быть и нынешних 40-летних, но при близком рассмотрении - ни властью ни работодателями это не осознается: одни плодят стартапы для нацеленные только на студентов, а другие через фильтры HR ведут свою кадровую политику вытесняя всех кто старше 37...

Нач. отдела, зам. руководителя, Москва
Владислав Лещинский пишет: главное-то осталось за кадром
Как обычно.
Директор по рекламе, Москва

количество только неофициальных мигрантов по оценкам экспертов уже 3-5 миллионов http://ria.ru/society/20121015/902613691.html
Алексей Кудрин считает, что их больше http://lenta.ru/news/2012/12/18/migrants/

Но это неважно, важно вот что - кто то развивает компетентностно отраслевой подход, а кто обязан на это реагировать? Покажите мне того, кто в России неожиданно позитивно прореагирует на работы в этой области?

Пример.
Несколько лет по согласованию с EFCCE проводили исследование компетенций в работающих международных коммуникационных агентствах, не Российских, а крупных международных брэндов.
Получился материал отраслевого значения - все о компетентностном отраслевом подходе в целой отрасли. Куда теперь с этим?

Кто в России не спрячется и не отложит эту тему ''на ближайшие годы''??? Кто скажет ''отлично это как раз то, что сегодня нужно?
Все спичи Автора о нацеленности и реальности провозглашенных целей совершенно случайно не отвлечение внимания? В стиле ''нам не нужен результат, нам нужна деятельность вокруг темы'' )))

??? Какие такие люди в министерстве, кто ???

Адм. директор, Москва
Лев Соколов пишет: мы будем отстаивать перед руководством страны
Дмитрий Федоров пишет: ??? Какие такие люди в министерстве, кто ???
Да, вот это особенно любопытно: какие такие и кто перед кем?
Финансовый директор, Тула

Если ВУЗы - не основной поставщик, то кто? Средняя школа + мастер-наставник (а что еще может предложить бизнес)?
Кстати о двух процентах.
Неужели не понятно, что специалист не только не должен быть предпринимателем, но и, по большому счету, не может им быть. Это разные сферы деятельности. Никто не требует от скрипача, артиста балета, певца, художника, чтобы он создавал мелкий бизнес и рабочие места. Более того, если кто-то будет такое говорить, его сочтут дебилом. Но почему тогда подобные, мягко говоря, неадекватные претензии предъявляются специалистам: инженерам, программистам и так далее, и тому подобное. Если человек работал в период учебы (не подрабатывал час-два, а действительно работал, что сейчас мы видим сплошь и рядом), следует признать, что он имеет неполноценное образование. Он никак не мог освоить напряженную программу ВУЗа (да еще нашего). Его просто нельзя допускать к руководящим должностям, требующим специального образования. Следует также признать, что человек, получивший хорошее образование, заведомо неконкурентоспособен в мелком бизнесе, не требующем высокой квалификации – торговля, услуги. Более того, использовать хорошего специалиста, как бизнесмена – это все равно, что часами забивать гвозди. Это разные сферы деятельности, неужели непонятно. Хороший специалист не может профессионально завязывать контакты, общаться, пить, наконец. Иначе он перестанет быть хорошим специалистом. Это очень дорогой ресурс. И не его вина, что наша экономика является примитивной, организована по клановому принципу и не нуждается в хороших специалистах (до очередной Саяно-Шушенской). Поэтому сейчас наилучший бизнес для специалиста – это получить какое-никакое образование и прорваться на Запад, чтобы обменять это образование на дензнаки. Стоит ли государству оплачивать образование своих граждан, не знаю. Это, скорее всего, определяется уровнем государства. У полудикого племени не только нет денег на оплату образования своих соплеменников, но и нет потребности – образованные наденут костюмы и перестанут охотиться, выкапывать коренья и т.д. Более того, они не смогут жить в диких природных условиях. Как говорящие попугаи, просидевшие десятки лет в клетке, не смогут жить в диких джунглях. Там их искусство никому не нужно.
Поэтому наше государство деньги то швыряет, а купить на них ничего не может. В городах потопы от мелкого дождичка, под асфальт уходят Камазы, и так далее и тому подобное. А все потому, что Пан Инженер (Пан Архитектор, Пан Специалист, Пан Профессор) у нас отсутствует как класс. Одни «эффективные» менеджеры. Управляющая система по определению должна быть сложнее, чем управляемая. Из этого можно сделать вывод – простая управляющая система упрощает до примитива систему, которой она управляет. И мы увидели эскиз-проект такого ''упрощения''.

Владимир Крючков Владимир Крючков Преподаватель, Москва
Наблюдал метод работы г-на Пескова на форсайте - Комеди клаб от науки. Согласен с г-жой Старых (на Фейсбуке) - пока не увеличат финансирование высшей школы до достойного уровня (особенно - зарплаты преподавателей), и не уменьшат нагрузку преподавателей, все меры и реформы - пустая говорильня. Практически все ВАКовские журналы - платные. Почитайте их, смеха ради. Процентов 80 этих журналов за деньги печатают всё, практически не редактируя. О каком развитии науки в вузах может идти речь? Из последнего вузовского маразма: в одном из вузов, где я совместительствую, нам пообещали годовую премию. Всем понятно, что вуз вынужден увеличить оплату преподавателям таким путем, чтобы увеличить показатели рейтинга. Но даже здесь не удержались - мы должны из этих денег купить частным порядком ISBN для издания собственной методички :) Г-ну Пескову - горячий привет!
Директор по рекламе, Москва

Владимир, какие такие зарплаты преподавателей? )))

Недавно Министр обр. выступал на тему и объяснил, что маленькие зарплаты - у плохих преподавателей. И как то исключил из высокой оценки тем самым отраслевиков из индустрии, которые преподавали не считаясь с з.п. ''по велению'' черте чего там - сентиментальной утопической мечтательности.

Хотя следующая фраза была что то вроде ''И мы ждем когда из индустрии придут преподавать высокооплачиваемые преподаватели, специалисты, которые в принципе не будут преподавать за низкую оплату.

Генеральный директор, Москва

НАИМЕНОВАНИЕ
Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов
ЦЕЛЬ
Создание возможностей для самореализации молодых амбициозных лидеров, способных вывести Россию на передовые позиции в мире
ЗАДАЧИ
Продвижение проектов и инициатив быстрорастущего среднего бизнеса и в социальной сфере.
Развитие и увеличение количества лидеров из среднего бизнеса и социального сектора.
..............................................................................

Несколько замечаний к Наименованию, Целям и Задачам

1.Агенство - ''представительное учреждение, представительство, отделение более крупного учреждения, предприятия, фирмы, ведающее их делами''. Какое же ''более крупное учреждение'' стоит над этим учреждением? Догадаться не просто: Учредитель - Российская Федерация, ни больше (создатели оказались скромными, а могли бы указать в учредителях например, Земной Шар или Вселенную), но и ни меньше, целое государство за спиной. Т.е., действует от имени всех его граждан, ''ведают делами'' государства РФ, хотя граждане об этом и не догадываются.

2. Раньше считалось, что стратегических инициатив государственного масштаба много не может быть. Слишком дороги они, хотя и призваны решать серьезные задачи, без которых государство жить не может.
Например, Стратегическая оборонная инициатива США (СОИ — Strategic Defense Initiative) - долгосрочная программа научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ. Основной целью СОИ являлось создание научно-технического задела для разработки широкомасштабной системы противоракетной обороны. Даже Америка не вынесла СОИ, но результаты получила, пусть не те, которые ставились (в т.ч., и для обмана СССР, приглашая его в свои СОИ, в чем и преуспели).

Да и СССР свои стратегические инициативы регулярно выдавал, не ограничиваясь словами, например, ГОЭЛРО, Индустриализация, коллективизация, самолетостроение, космическая и атомная программы, химизация, и т.д.

Или, не к ночи будь помянута, приватизация. Тоже ведь дала результат, правда, не всем понравилось (и не должно всем нравиться). На эти программы трудилась вся страна, надрывала силы, и приходила к намеченным в стратегии целям. Одни 500 дней чего стоят, хотя и перевыполнили. А перестройка, модернизация, реформы, инновации - разве это не могучие стратегические программы? Поэтому, ввиду тяжести, веса, значимости их много быть не может, их вожди - президенты лично перебирали, отбирали, пылинки сдували, прежде чем запустить.

3. Но, оказывается - Россия - щедрая душа - по названию видно, что у вышеизложенного Агенства стратегических инициатив много быть может. Каких - мы увидим, попытаемся. Да и судьи - то кто, кто взвешивать возьмется и решать, что для Учредителя - Российской Федерации хорошо, а что плохо? Кроме АСИ, кто? То-то... Да ведь и курица по зернышку клюет, для себя организовать тройку - пяток подходящих инициатив, пусть помельче, совсем не грех...

4. Однако, как это сделать? Цепочка определений: Агентство - стратегических инициатив - по продвижению новых проектов. Получается, что Агенство в интересах РФ выдвигает пучок стратегических инициатив (что вполне возможно), но вот претыкание: инициативы по продвижению новых проектов, это как? М.б., так, есть новые проекты со своими руководителями и командами, которые ждут-не дождутся появления АСИ, которое под эти проекты срочно очередную стратегическую инициативу запустит?
Припоминая истины проектного управления, как ни объясняй, все равно выходят сплошные помогайлы, получается 5-ое колесо в телеге и зачем стандартным процессам проектного управления (если есть новые проекты) еще стратегическая инициатива? Похоже на процесс транспортировки бревна Лениным на ленинском субботнике... Страсть как хочется бескорыстно помочь хорошим людям - м.б., в этом ответ?

5. Вернемся к цели АСИ. ''Создание возможностей для самореализации молодых амбициозных лидеров, способных вывести Россию на передовые позиции в мире''. Дано:
а) молодые амбициозные лидеры (МАЛ)
б) способные вывести Россию на передовые позиции в мире

Условие а) безусловно выполнимо, таких лидеров, которые сами себя считают лидерами, готовые вместе с АСИ выводить Россию на позиции, отыскать можно, даже без интернета. Хотя, и здесь все относительно, и молодость, и амбиции, и лидерство..., все быстро портящийся продукт

Затруднения есть по п. б), откуда АСИ может знать, что МАЛ способны вывести Россию на передовые позиции в мире? На основании каких компетенций АСИ будет решать, вышли или еще нет на передовые позиции отряды МАЛ? И где эти позиции расположены? В сфере науки? Технологии? Электроники? Машиностроения? Авиации? Нано, био? ........ И как АСИ тут будет со своими стратегическими инициативами толкаться, когда там свои серьезные люди по инновациям имеются, один сколковград чего стоит....

Но все проще, АСИ, оказывается, концентрирует свои стратегические инициативы на социальной сфере, типа детские площадки во дворах устроить или старушек, которые рискнули дожить до преклонных лет через интернет навещать. В этом поле еще пахать и пахать...

Но не только собес. И за образование берется АСИ, помогать желает чиновникам от Минобраза, при этом хлеб у них благородно не отбивает, а со своим приходит, что не часто встречается.

И что же принесут эти добрые люди (МАЛ) в сферу образования и что потребуют взамен? Хотя эта тема требует отдельного исследования, все же можно отметить сильнейшие стратегические инициативы, например, ''Экономически преступна модель, при которой государство вкладывается в образование инженеров в Москве, а выпускники этого вуза потом идут торговать телефонами в салон сотовой связи.''

Как же предлагается бороться с подобной экономической преступностью? Очень просто: ''Мы считаем, что нужно создать новую сеть вузовских кампусов, причем вузы не могут иметь отдельные кампусы.''

Т.е., АСИ затевает строительство кампусов, чтобы выпускаемые инженеры шли мимо телефон салонов прямо на стройку.
Это и есть могучая стратегическая инициатива для МАЛ (молодых амбициозных лидеров) с целью выхода на передовые позиции в мире, с большими (очень большими) государственными деньгами.
Да, под такие стратегические инициативы можно значительно перевыполнить задачу АСИ по ''развитию и увеличению количества лидеров из среднего бизнеса и социального сектора.''

И т.д., и т.п, и т.д.......................

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Новости образования
Исследование: почему девушки решают учиться IT

Большинство опрошенных студенток IT в старшей школе учились в профильных классах – с IT или физико-математическим уклоном.

Высшая школа бизнеса ВШЭ и ТМХ завершили модуль по обучению руководителей

В ходе обучения более 50 сотрудников ТМХ осваивают важные навыки, связанные с маркетингом, финансовым менеджментом, развитием команд и принятием управленческих решений.

В Высшей школе бизнеса ВШЭ стартовал новый поток обучения кейс-методу

Кейс-метод – одна из основных образовательных технологий ведущих мировых бизнес-школ.

Опубликован новый рейтинг самых влиятельных вузов России

В итоговый список вошло 75 университетов из 22 субъектов страны.

Дискуссии
Все дискуссии
HR-новости
РБК представил рейтинг работодателей 2024

Средняя заработная плата в компаниях — участниках рейтинга составила около 155 тыс. руб. в месяц.

Названы самые привлекательные для молодежи индустрии

Число вакансий для студентов и начинающих специалистов выросло за год на 15%.

Россияне назвали главные условия работы мечты

Основные требования – широкий социальный пакет, а также все условия для комфортного пребывания в офисе.

Власти Москвы заявили об отсутствии безработных в столице

При этом дефицит кадров наблюдается во всех отраслях.