Нетворкинг и бизнес

Что нужно современному топ-менеджеру для успешного ведения бизнеса? Конечно, знания, управленческие навыки, лидерские качества... Но это еще не все. Одним из основных критериев являются связи и умение их «нарабатывать». В бизнес-сфере этот навык получил название нетворкинг, и он активно преподается на различных программах бизнес-образования. Нетворкинг является процессом налаживания деловых контактов в целях образования отношений, которые затем перерастут в бизнес.

Для чего управленцы идут на курс по нетворкингу, какие цели они перед собой ставят, какой багаж знаний и навыков выносят из аудитории и как применяют,- Executive рассказывает Алексей Кекулов, преподаватель авторского курса «Нетворкинг» программы MBA, эксперт и автор серии статей на тему «нетворкинг - что могут связи».

networking.jpgExecutive: Что представляет из себя нетворкинг в вашем понимании?

Алексей Кекулов : Каждый специалист немного по-своему трактует понимание слова нетворкинг. Некоторые делят его на позитивный и общепринятый. Строго говоря, я не встречал четкого определения этому понятию. Для меня нетворкинг является частью моей жизни, которая связана с другими составляющими моего богатства. Один знакомый доктор рассматривает богатство человека, как совокупность шести факторов: здоровье, любимое дело, пространство для жизни, семья и род, материальное благополучие и взаимоотношения с обществом. Вот этот последний пункт для меня является нетворкингом. Понятно, что он может быть совсем отдельным звеном, а может объединять собой другие. Скажем, вы можете, общаясь с соседом, улучшать свое пространство для жизни. Иногда и здоровье, если это связано с воздухом, звуками и пр. Разобравшись, что вы можете улучшить в себе как личности, сможете улучшить и семейный очаг, и часто материальное благополучие.

Схему работы я бы разделил условно на два направления: личность как таковая и алгоритмы действий. Работу с личностью я давать не берусь, хватает и религий сегодня, и других учителей. А вот алгоритмы я и сам использую.

Executive: Популярен ли нетворкинг в России?

А.К.: Если брать издалека, то он всегда глубоко сидел в наших людях. Другое дело, что называлось это всегда по-разному: связи, рекомендации, доброе имя купца, партия и пр. Сторонники обходиться без него слегка лукавят перед самими собой. Кто из нас не искал хорошего доктора или возможность отвезти ребенка в школу/садик через знакомых? У нас все погрязли в нетворкинге, если хотите. Звучит грубо, но, если откинуть сантименты, то это так и есть. Мы порой не ищем определений и формулировок, но используем его все. В зависимости от понимания, результат у всех разный. Хотя, и это тут не главное.

Executive: В каких отраслях связи имеют важнейшее значение, а в каких второстепенное?

А.К.: Я больше склоняюсь к тому, чтобы выделить популярные позиции, где нетворкинг очень важен. Сказать же что в остальных местах он менее важен – было бы некорректно с моей стороны. Как показала практика, сферы, связанные с малодоступными товарами и услугами, просто окружены накатом нетворкеров. И чем более это дефицитно, тем более ориентировано на «связи». Помимо общего такого направления, можно выделить группы людей, таких как: банкиры, чиновники, журналисты, предприниматели и другие. Эти люди сами ищут все новые и новые знакомства. Специфика их профессий накладывает отпечаток. Они, если хотите, нетворкеры по следствию. То есть их род деятельности катализирует последствия в виде формирования личности как нетворкера.

Можно было бы предположить, что некоторые закрытые профессии несут в себе и закрытость от нетворкинга. Такие профессии, как технический аналитик, IT-специалисты, рабочие, которые выполняют труд в одиночку, - часто вялые нетворкеры. Казалось бы, их профессия не требует от них общения с людьми. Но ведь профессия – это максимум два из шести составляющих нашего богатства, если вернуться к началу нашей беседы. У меня есть знакомые, которые стараются отгородиться от людей, и это не мешает их профессии. Вместе с тем, и не помогает. Кроме того, они, и правда, выглядят как ограниченные люди. Посмотрите на замечательных профессоров, которые сейчас в свои 60 лет имеют много заслуг… и мало друзей, и мало здоровья, и мало денег.

Пусть читатель сам решит, в какой области деятельности нетворкинг ему наиболее важен.

Executive: Почему вы решили преподавать данный курс?

А.К.: Собственно, я всегда был общительным человеком. Мой отец много переезжал с нами по разным городам. Это помогло мне быстрее входить в контакт с людьми. Когда я открыл свой бизнес, меня часто спрашивали, какова моя профессия. Я учился в двух полярных вузах. В одном – на математика, в другом – на дизайнера. Мне хотелось жить полной жизнью. Делать все, что приносит радость. На вопрос о профессии мне часто хотелось сказать: моя профессия – дружить. Сейчас мне легче, я нашел этому определение…

Executive: Какими навыками нетворкинга должен обладать человек, чтобы быстрее продвигаться, выше подниматься и добиваться большего за меньшее время?

А.К.: Скорее, тут уместно было бы спросить: что может помочь в нетворкинге. Разумеется, в первую очередь – привлекательность личности для людей. Если к этому добавится еще и полезность – то это в разы усиливает шансы на мощное развитие нетворкинга. А вообще, считаю это таким видом деятельности, где любой ваш недостаток может стать уникальностью для вашего круга общения. Останавливает тут другое – страх и лень.

Executive: К вам приходят аутичные люди?

А.К.: Никогда не задумывался, благодарю за вопрос. Тут, как и везде встречаются люди, неуверенные в себе, они часто ищут толчок со стороны. У кого-то это временно, у кого-то прижилось. Знаете, это похоже на то, как иногда прыгают с парашютом из самолета.

Executive: Насколько курс нетворкинга необходим на современных программах бизнес-обучения?

А.К.: Вы задели болезненную тему для меня… дело в том, что я сам учился в бизнес-школе и думал: почему никто не знакомится между собой, с преподавателями, не заводят теплых отношений. Я был бы рад, если бы у нас в свое время был курс или, хотя бы, пару мастер-классов.

Executive: Что включено в программу образовательного курса?

А.К.: Алгоритмы условно можно разделить на несколько пунктов:

  • поиск контактов и определение кругов;
  • расширение сети контактов, начало отношений;
  • поддержание связей в желаемом ключе;
  • управление информацией о людях, коммуникациях, встречах.

Каждый из них рассматривается с разной глубиной для разных аудиторий. Часто у людей имеется хорошая база. Если аудитория небольшая, то мы общаемся по их ожиданиям: они сразу задают темы и глубину этих тем. И мы идем по этому пути, избегая монотонных повторений того, что люди уже знали до меня.

Executive: На какую бизнес-среду направлено обучение и ваша будущая книга?

А.К.: В первую очередь - на людей, которые для себя уже осознали или догадываются, что личными и корпоративными связями можно управлять, у них имеются для этого инструменты и некие «шаблоны», если можно так выразиться. Часто я слышу после выступлений высказывания, что они хотели бы услышать больше, что слишком мало было освещено за три часа аудиторных занятий. Причем, их вдохновил сам подход, а это, пожалуй, порой важнее, нежели сами знания. Люди могут как иметь долгосрочные планы/цели/мечты, так и не иметь их… Выделять какие-то социальные слои, бизнес, научные или политические аудитории тут тоже невежливо. Нетворкинг я бы сравнил с одеждой – как ответить на вопрос, на кого мода направлена сегодня? Вместе с тем, меня быстрее понимают люди открытые, имеющие примерно такой же жизненный опыт. Но это уже связано не с самим предметом, а с языком изложения материала.

Executive: С какими целями на ваши занятия идут слушатели?

А.К.: Я стараюсь создать условия, при которых обычные зеваки приходят редко. Чаще всего люди хотят детальнее углубиться в имеющихся познаниях или получить общее представление «по верхам» обо всем. Первые задают весьма конкретные, порой острые вопросы. Вторые слушают и внимают все.

Executive: Бывает, что люди уходят с занятий, поняв, что им это не нужно?

А.К.: Да, бывает. Я замечал, как на некоторых открытых мероприятиях люди были не совсем «со мной». Они, вроде, и тут, и в это же время выбегают звонить, что-то делать. Признаться, лично отзывов от людей, что это им не интересно, я не слышал. Может, из вежливости,- такие отзывы порой имеются в комментариях на мои статьи. Я не даю полного бизнес-образования и никогда не отслеживал, кто из слушателей открыл свой бизнес после меня. Поймите правильно, это лишь один из многих инструментов, который можно использовать в бизнесе.

Executive: Есть ли практические занятия, и как они проходят?

А.К.: Практические занятия я не проводил, хотя знаю, что проводят тренинги. На мой взгляд, они направлены больше на работу с личностью: лидерство, раскрытие экстраверта, выступления, преодоления страхов. Там требуется другая подготовка ведущего и другой формат работы с аудиторией. Буквально к нетворкингу я их не отношу.

Executive: Как поддерживать бизнес-контакт, не превращая его в дружбу?

А.К.: А почему дружба – это плохо? Это частая позиция: «хочешь потерять друга – начни с ним бизнес». У меня много примеров, когда бизнес рождал дружбу. Мой друг, Александр Субботин, когда-то пришел ко мне работать, а потом мы открыли совместную компанию. Дружим до сих пор.

Executive: Как вы думаете, был бы курс нетворкинга более эффективным в тандеме с преподаванием актерского мастерства?

А.К.: Да, это в частности я имел ввиду, когда отвечал на вопрос о практических занятиях. Актерское мастерство может помочь в этом деле. Однако я бы посоветовал при всем этом оставаться собой, не переигрывать. Но это тренеры лучше меня расскажут вам на самих курсах.

Executive: Какова роль социальных сетей в нетворкинге (типа E-xecutive)?

А.К.: Для современных людей это один из излюбленных инструментов. Разумеется, есть как плюсы, так и минусы. Вместе с тем, я использую социальные сети, и мне они приносят добрые плоды. В частности, и Executive, и Good2work я активно использую уже достаточно долгое время. Совсем недавно моя знакомая выложила по моей рекомендации свою статью в закрытой сети good2work. Чуть позднее она увидела выложенный пост с ее статьей в Facebook и комментарием от Юрия Барзова, где он рекомендует ее для публикаций в журнале «Сноб» своему знакомому Андрею Шмарову. А она как раз мечтала там публиковаться. Вот так вот тесен мир в социальной среде… особенно, если в этой среде есть какая-то избранность, ограниченность.

Фото: bizfam.ru

Расскажите коллегам:
Эта публикация была размещена на предыдущей версии сайта и перенесена на нынешнюю версию. После переноса некоторые элементы публикации могут отражаться некорректно. Если вы заметили погрешности верстки, сообщите, пожалуйста, по адресу correct@e-xecutive.ru
Комментарии
Николай Романов Николай Романов Нач. отдела, зам. руководителя, Люксембург

Автора безусловно следует поздравить, - ему удалось найти совершенно новый, никем еще не занятый и весьма перспективный бизнес-сектор для практической деловой самореализации. Вернее, для реализации одного из направлений бизнес-образования, который на 100% из 100% созвучен с веяниями современного российского рынка и тенденциями развития бизнеса, а также потребностями молодого поколения и растущего числа пользователей компьютерных сетей, поскольку создает практическую основу и обоснование для их общения, увлечения этим общением и т.д. А теперь еще и в корпоративной среде. Т.е. это та самая золотая жила, активная эксплуатация которой может позволить ему не только стать весьма известным человеком, но и неплохо заработать.

Следует также отметить, что автору, пока еще не поздно, было бы неплохо написать и издать книгу на эту тему, - закрепленный таким образом успех и первенство были бы гарантированы и на будущее, - тем более, если бы книга была хорошо, с пользой и умно написана. По крайней мере, имя ведущего специалиста во вновь открытой для России области ему было бы гарантировано. Как и успех среди потенциальных желающих прослушать этот курс (главное, - было бы что слушать в плане наполнения курса).

Что до самого «нетворкинга», то схожие по содержанию темы сегодня включены в крайне ограниченном и схематичном виде в программы GR MBA. Но и то, - очень схематично. Другой вопрос, насколько автор сумеет удержаться на гребне данной перспективной темы. Поскольку конкуренция однозначно будет со временем весьма серьезной. И это несмотря на то, что в России на сегодняшний день нет предпосылок для активного использования «нетворкинга» крупными коммерческими предприятияими или в коммерческих целях. Однако сама идея настолько интересна и внешне привлекательна, что рекламируемая программа МВА однозначно будет иметь весьма шумный успех и большую популярность. Несмотря на фактически полную пустоту в перспективе ее практического воплощения в реальном бизнесе.

Что до практического применения «нетворкинга» в бизнесе, то в России данное направление пока не имеет серьезных перспектив для крупных компаний и их бизнеса, играя больше роль «сарафанного радио». В отличие от крупных компаний на Западе, где такими компаниями и их конголмератами формируются целые разделы социальных сетей и иных аналогов под те или иные потребительские сферы. За рубежом серьезный бизнес уже сравнительно давно освоил перспективы использования социальных сетей для своих нужд. Но повторюсь еще раз, - в России пока таких перспектив не просматривается никак. Хотя на популярности курса, - уверен, - это не отразится никак. Идея слишком завораживающая, чтобы не обращать на себя внимание.

Николай Ю.Романов

Сергей Гончаров Сергей Гончаров Старший консультант, Москва
оригинальная статья - * Создано: 21.02.2011 23:24:30 комментарий на статью - Николай Романов Создано: 21.02.2011 23:24:31 ''отредактировано модератором''
Руководитель проекта, Москва

На мой взгляд статья абсолютна пустая. ''Реклама'' своего курса в МВА. Данная тема давно уже существует, в данном случае соглашусь с автором, что в России без связей даже ребенка в детский сад не отдашь.
Что такое «нетворкинг», а по-русски полезные связи знают все, но вот как грамотно их нарабатывать, чтобы не было игрой в одни ворота стоит учить еще со школы. Думаю, что курс в МВА уже поздно.

Светлана И +209 Светлана И HR-директор, Санкт-Петербург
Сергей Гончаров пишет: оригинальная статья - * Создано: 21.02.2011 23:24:30 комментарий на статью - Николай Романов Создано: 21.02.2011 23:24:31 еще немного и на е-xe появятся каменты в стиле ''первыйнах!''.
23.24.30 - это не время создания статьи. За секунду до размещения первого комментария появляется пресс-релиз обсуждаемой статьи. Автоматом, как я понимаю.
Менеджер по маркетингу, Украина

не далее, как на прошлой неделе, в отделе ''литература для саморазвития'' (почему там- не знаю, но не в бизнес-литературе) в книжном супермаркете видела 2 книги переводные на эту тему. тема интересная, но без учета специфики просто применить некоторые советы из этих книг было бы нереально!
если честно- ''как заводить друзей и оказывать влияние на людей'' тема настолько вечная и всегда актуальная, что развивать ее в разных направлениях можно до бесконечности
имхо- много зависит от личности и склада характера. если я приезжаю с конференции обменявшись меньше чем 50-60 визитками (на 100 участников), то считай что зря ездила... при этом френдить кого-то целенаправленно даже по внерабочим интересам считаю лишним

Экономист, Сингапур

Налаживание и поддержание связей требует времени.
Чем больше ''network'' - тем больше времени он съедает.
''отредактировано модератором''

Генеральный директор, Нижний Новгород

Господи, где я :o

Менеджер, Швейцария

Возможно, для запада, где даже соседи по кабинету друг с другом не общаются, эта тема и актуальна, но не для России, где бизнес-пиплы друг другу и сватья и братья :-)) У нас ''нетворк'' в крови.
Правительство с этим борется, а автор пропагандирует :-)))

Руководитель проекта, Москва

Недавно была на одном мероприятии. Выступал человек, не буду назвать фио, профессия - решать проблемы от юридических. до крупно финансовых. Неоднократно повторял. что чем толще ваша записная книжка, тем больше вопросов вы сможете решить. Главное, чтобы там были нужные телефоны нужных лиц. :) Но при этом не забывайте, что вы сами должны быть таким лицом, которое может решить ряд вопросов, а не просто коллекционером нужных телефонов.

Нач. отдела, зам. руководителя, Казахстан
Сергей Гончаров пишет: еще немного и на е-xe появятся каменты в стиле ''первыйнах!''.
Н. Ю. Романов как столп нахинга е-хе по сабжу: судя по описанию аффтар этим словом назвал обыкновенные межличностные коммуникации. Из 100% ответов только процентов 5% (всего лишь один коротенький абзац) посвящен непосредственно ''нетворкингу'' - в соцсетях. Засим, тема нераскрыта. Аффтар верните мне 10 минут потраченных на этот креатифф ! )) зы. кстате, фдисяткенах! замыкаю пьедестальчик!
Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Новости образования
Эксперты ВШБ НИУ ВШЭ обсудили результаты исследования о корпоративной среде

Экспертный диалог состоялся в рамках XXVIII ежегодного коммуникационного форума РАСО «Дни PR – 2024».

ВШБ НИУ ВШЭ выступила на Первом Московском форуме дополнительного образования

Форум стал важной вехой в обсуждении актуальных вопросов ДПО, его цифровизации и новых образовательных решений, востребованных на рынке.

ВШБ НИУ ВШЭ представила исследование об открытых инновациях в России

Исследование выявило, как компании используют внешние идеи, ресурсы и партнерства для создания и продвижения продуктов и технологий.

МИРБИС стал лауреатом Национальной премии «Бренд года в России 2024»

Премия «Бренд года в России» нацелена на признание и поддержку достижений организаций, формирующих стандарты и векторы развития в своих отраслях.

Дискуссии
Все дискуссии
HR-новости
Исследование: как разные поколения выбирают работу

Зумеры сильнее акцентируют внимание на work-life balance, миллениалы – на зарплате, а для поколения X важнее стабильность и надежность компании.

Сколько компании тратят на обучение топ-менеджеров

Треть компаний выделяют на обучение одного топ-менеджера от 500 тыс. руб. в год.

56% россиян поддерживают наем сотрудников с ограниченными возможностями

При этом только 40% опрошенных считают, что их офис приспособлен для людей с ограниченными возможностями здоровья.

Россияне назвали главные причины для увольнения

Топ причин для увольнения у опрошенных в возрасте 18-34 лет отличается от респондентов, которым 35-49 лет.