Что нужно современному топ-менеджеру для успешного ведения бизнеса? Конечно, знания, управленческие навыки, лидерские качества... Но это еще не все. Одним из основных критериев являются связи и умение их «нарабатывать». В бизнес-сфере этот навык получил название нетворкинг, и он активно преподается на различных программах бизнес-образования. Нетворкинг является процессом налаживания деловых контактов в целях образования отношений, которые затем перерастут в бизнес.
Для чего управленцы идут на курс по нетворкингу, какие цели они перед собой ставят, какой багаж знаний и навыков выносят из аудитории и как применяют,- Executive рассказывает Алексей Кекулов, преподаватель авторского курса «Нетворкинг» программы MBA, эксперт и автор серии статей на тему «нетворкинг - что могут связи».
Executive: Что представляет из себя нетворкинг в вашем понимании?
Алексей Кекулов : Каждый специалист немного по-своему трактует понимание слова нетворкинг. Некоторые делят его на позитивный и общепринятый. Строго говоря, я не встречал четкого определения этому понятию. Для меня нетворкинг является частью моей жизни, которая связана с другими составляющими моего богатства. Один знакомый доктор рассматривает богатство человека, как совокупность шести факторов: здоровье, любимое дело, пространство для жизни, семья и род, материальное благополучие и взаимоотношения с обществом. Вот этот последний пункт для меня является нетворкингом. Понятно, что он может быть совсем отдельным звеном, а может объединять собой другие. Скажем, вы можете, общаясь с соседом, улучшать свое пространство для жизни. Иногда и здоровье, если это связано с воздухом, звуками и пр. Разобравшись, что вы можете улучшить в себе как личности, сможете улучшить и семейный очаг, и часто материальное благополучие.
Схему работы я бы разделил условно на два направления: личность как таковая и алгоритмы действий. Работу с личностью я давать не берусь, хватает и религий сегодня, и других учителей. А вот алгоритмы я и сам использую.
Executive: Популярен ли нетворкинг в России?
А.К.: Если брать издалека, то он всегда глубоко сидел в наших людях. Другое дело, что называлось это всегда по-разному: связи, рекомендации, доброе имя купца, партия и пр. Сторонники обходиться без него слегка лукавят перед самими собой. Кто из нас не искал хорошего доктора или возможность отвезти ребенка в школу/садик через знакомых? У нас все погрязли в нетворкинге, если хотите. Звучит грубо, но, если откинуть сантименты, то это так и есть. Мы порой не ищем определений и формулировок, но используем его все. В зависимости от понимания, результат у всех разный. Хотя, и это тут не главное.
Executive: В каких отраслях связи имеют важнейшее значение, а в каких второстепенное?
А.К.: Я больше склоняюсь к тому, чтобы выделить популярные позиции, где нетворкинг очень важен. Сказать же что в остальных местах он менее важен – было бы некорректно с моей стороны. Как показала практика, сферы, связанные с малодоступными товарами и услугами, просто окружены накатом нетворкеров. И чем более это дефицитно, тем более ориентировано на «связи». Помимо общего такого направления, можно выделить группы людей, таких как: банкиры, чиновники, журналисты, предприниматели и другие. Эти люди сами ищут все новые и новые знакомства. Специфика их профессий накладывает отпечаток. Они, если хотите, нетворкеры по следствию. То есть их род деятельности катализирует последствия в виде формирования личности как нетворкера.
Можно было бы предположить, что некоторые закрытые профессии несут в себе и закрытость от нетворкинга. Такие профессии, как технический аналитик, IT-специалисты, рабочие, которые выполняют труд в одиночку, - часто вялые нетворкеры. Казалось бы, их профессия не требует от них общения с людьми. Но ведь профессия – это максимум два из шести составляющих нашего богатства, если вернуться к началу нашей беседы. У меня есть знакомые, которые стараются отгородиться от людей, и это не мешает их профессии. Вместе с тем, и не помогает. Кроме того, они, и правда, выглядят как ограниченные люди. Посмотрите на замечательных профессоров, которые сейчас в свои 60 лет имеют много заслуг… и мало друзей, и мало здоровья, и мало денег.
Пусть читатель сам решит, в какой области деятельности нетворкинг ему наиболее важен.
Executive: Почему вы решили преподавать данный курс?
А.К.: Собственно, я всегда был общительным человеком. Мой отец много переезжал с нами по разным городам. Это помогло мне быстрее входить в контакт с людьми. Когда я открыл свой бизнес, меня часто спрашивали, какова моя профессия. Я учился в двух полярных вузах. В одном – на математика, в другом – на дизайнера. Мне хотелось жить полной жизнью. Делать все, что приносит радость. На вопрос о профессии мне часто хотелось сказать: моя профессия – дружить. Сейчас мне легче, я нашел этому определение…
Executive: Какими навыками нетворкинга должен обладать человек, чтобы быстрее продвигаться, выше подниматься и добиваться большего за меньшее время?
А.К.: Скорее, тут уместно было бы спросить: что может помочь в нетворкинге. Разумеется, в первую очередь – привлекательность личности для людей. Если к этому добавится еще и полезность – то это в разы усиливает шансы на мощное развитие нетворкинга. А вообще, считаю это таким видом деятельности, где любой ваш недостаток может стать уникальностью для вашего круга общения. Останавливает тут другое – страх и лень.
Executive: К вам приходят аутичные люди?
А.К.: Никогда не задумывался, благодарю за вопрос. Тут, как и везде встречаются люди, неуверенные в себе, они часто ищут толчок со стороны. У кого-то это временно, у кого-то прижилось. Знаете, это похоже на то, как иногда прыгают с парашютом из самолета.
Executive: Насколько курс нетворкинга необходим на современных программах бизнес-обучения?
А.К.: Вы задели болезненную тему для меня… дело в том, что я сам учился в бизнес-школе и думал: почему никто не знакомится между собой, с преподавателями, не заводят теплых отношений. Я был бы рад, если бы у нас в свое время был курс или, хотя бы, пару мастер-классов.
Executive: Что включено в программу образовательного курса?
А.К.: Алгоритмы условно можно разделить на несколько пунктов:
- поиск контактов и определение кругов;
- расширение сети контактов, начало отношений;
- поддержание связей в желаемом ключе;
- управление информацией о людях, коммуникациях, встречах.
Каждый из них рассматривается с разной глубиной для разных аудиторий. Часто у людей имеется хорошая база. Если аудитория небольшая, то мы общаемся по их ожиданиям: они сразу задают темы и глубину этих тем. И мы идем по этому пути, избегая монотонных повторений того, что люди уже знали до меня.
Executive: На какую бизнес-среду направлено обучение и ваша будущая книга?
А.К.: В первую очередь - на людей, которые для себя уже осознали или догадываются, что личными и корпоративными связями можно управлять, у них имеются для этого инструменты и некие «шаблоны», если можно так выразиться. Часто я слышу после выступлений высказывания, что они хотели бы услышать больше, что слишком мало было освещено за три часа аудиторных занятий. Причем, их вдохновил сам подход, а это, пожалуй, порой важнее, нежели сами знания. Люди могут как иметь долгосрочные планы/цели/мечты, так и не иметь их… Выделять какие-то социальные слои, бизнес, научные или политические аудитории тут тоже невежливо. Нетворкинг я бы сравнил с одеждой – как ответить на вопрос, на кого мода направлена сегодня? Вместе с тем, меня быстрее понимают люди открытые, имеющие примерно такой же жизненный опыт. Но это уже связано не с самим предметом, а с языком изложения материала.
Executive: С какими целями на ваши занятия идут слушатели?
А.К.: Я стараюсь создать условия, при которых обычные зеваки приходят редко. Чаще всего люди хотят детальнее углубиться в имеющихся познаниях или получить общее представление «по верхам» обо всем. Первые задают весьма конкретные, порой острые вопросы. Вторые слушают и внимают все.
Executive: Бывает, что люди уходят с занятий, поняв, что им это не нужно?
А.К.: Да, бывает. Я замечал, как на некоторых открытых мероприятиях люди были не совсем «со мной». Они, вроде, и тут, и в это же время выбегают звонить, что-то делать. Признаться, лично отзывов от людей, что это им не интересно, я не слышал. Может, из вежливости,- такие отзывы порой имеются в комментариях на мои статьи. Я не даю полного бизнес-образования и никогда не отслеживал, кто из слушателей открыл свой бизнес после меня. Поймите правильно, это лишь один из многих инструментов, который можно использовать в бизнесе.
Executive: Есть ли практические занятия, и как они проходят?
А.К.: Практические занятия я не проводил, хотя знаю, что проводят тренинги. На мой взгляд, они направлены больше на работу с личностью: лидерство, раскрытие экстраверта, выступления, преодоления страхов. Там требуется другая подготовка ведущего и другой формат работы с аудиторией. Буквально к нетворкингу я их не отношу.
Executive: Как поддерживать бизнес-контакт, не превращая его в дружбу?
А.К.: А почему дружба – это плохо? Это частая позиция: «хочешь потерять друга – начни с ним бизнес». У меня много примеров, когда бизнес рождал дружбу. Мой друг, Александр Субботин, когда-то пришел ко мне работать, а потом мы открыли совместную компанию. Дружим до сих пор.
Executive: Как вы думаете, был бы курс нетворкинга более эффективным в тандеме с преподаванием актерского мастерства?
А.К.: Да, это в частности я имел ввиду, когда отвечал на вопрос о практических занятиях. Актерское мастерство может помочь в этом деле. Однако я бы посоветовал при всем этом оставаться собой, не переигрывать. Но это тренеры лучше меня расскажут вам на самих курсах.
Executive: Какова роль социальных сетей в нетворкинге (типа E-xecutive)?
А.К.: Для современных людей это один из излюбленных инструментов. Разумеется, есть как плюсы, так и минусы. Вместе с тем, я использую социальные сети, и мне они приносят добрые плоды. В частности, и Executive, и Good2work я активно использую уже достаточно долгое время. Совсем недавно моя знакомая выложила по моей рекомендации свою статью в закрытой сети good2work. Чуть позднее она увидела выложенный пост с ее статьей в Facebook и комментарием от Юрия Барзова, где он рекомендует ее для публикаций в журнале «Сноб» своему знакомому Андрею Шмарову. А она как раз мечтала там публиковаться. Вот так вот тесен мир в социальной среде… особенно, если в этой среде есть какая-то избранность, ограниченность.
Фото: bizfam.ru
Автора безусловно следует поздравить, - ему удалось найти совершенно новый, никем еще не занятый и весьма перспективный бизнес-сектор для практической деловой самореализации. Вернее, для реализации одного из направлений бизнес-образования, который на 100% из 100% созвучен с веяниями современного российского рынка и тенденциями развития бизнеса, а также потребностями молодого поколения и растущего числа пользователей компьютерных сетей, поскольку создает практическую основу и обоснование для их общения, увлечения этим общением и т.д. А теперь еще и в корпоративной среде. Т.е. это та самая золотая жила, активная эксплуатация которой может позволить ему не только стать весьма известным человеком, но и неплохо заработать.
Следует также отметить, что автору, пока еще не поздно, было бы неплохо написать и издать книгу на эту тему, - закрепленный таким образом успех и первенство были бы гарантированы и на будущее, - тем более, если бы книга была хорошо, с пользой и умно написана. По крайней мере, имя ведущего специалиста во вновь открытой для России области ему было бы гарантировано. Как и успех среди потенциальных желающих прослушать этот курс (главное, - было бы что слушать в плане наполнения курса).
Что до самого «нетворкинга», то схожие по содержанию темы сегодня включены в крайне ограниченном и схематичном виде в программы GR MBA. Но и то, - очень схематично. Другой вопрос, насколько автор сумеет удержаться на гребне данной перспективной темы. Поскольку конкуренция однозначно будет со временем весьма серьезной. И это несмотря на то, что в России на сегодняшний день нет предпосылок для активного использования «нетворкинга» крупными коммерческими предприятияими или в коммерческих целях. Однако сама идея настолько интересна и внешне привлекательна, что рекламируемая программа МВА однозначно будет иметь весьма шумный успех и большую популярность. Несмотря на фактически полную пустоту в перспективе ее практического воплощения в реальном бизнесе.
Что до практического применения «нетворкинга» в бизнесе, то в России данное направление пока не имеет серьезных перспектив для крупных компаний и их бизнеса, играя больше роль «сарафанного радио». В отличие от крупных компаний на Западе, где такими компаниями и их конголмератами формируются целые разделы социальных сетей и иных аналогов под те или иные потребительские сферы. За рубежом серьезный бизнес уже сравнительно давно освоил перспективы использования социальных сетей для своих нужд. Но повторюсь еще раз, - в России пока таких перспектив не просматривается никак. Хотя на популярности курса, - уверен, - это не отразится никак. Идея слишком завораживающая, чтобы не обращать на себя внимание.
Николай Ю.Романов
На мой взгляд статья абсолютна пустая. ''Реклама'' своего курса в МВА. Данная тема давно уже существует, в данном случае соглашусь с автором, что в России без связей даже ребенка в детский сад не отдашь.
Что такое «нетворкинг», а по-русски полезные связи знают все, но вот как грамотно их нарабатывать, чтобы не было игрой в одни ворота стоит учить еще со школы. Думаю, что курс в МВА уже поздно.
не далее, как на прошлой неделе, в отделе ''литература для саморазвития'' (почему там- не знаю, но не в бизнес-литературе) в книжном супермаркете видела 2 книги переводные на эту тему. тема интересная, но без учета специфики просто применить некоторые советы из этих книг было бы нереально!
если честно- ''как заводить друзей и оказывать влияние на людей'' тема настолько вечная и всегда актуальная, что развивать ее в разных направлениях можно до бесконечности
имхо- много зависит от личности и склада характера. если я приезжаю с конференции обменявшись меньше чем 50-60 визитками (на 100 участников), то считай что зря ездила... при этом френдить кого-то целенаправленно даже по внерабочим интересам считаю лишним
Налаживание и поддержание связей требует времени.
Чем больше ''network'' - тем больше времени он съедает.
''отредактировано модератором''
Господи, где я :o
Возможно, для запада, где даже соседи по кабинету друг с другом не общаются, эта тема и актуальна, но не для России, где бизнес-пиплы друг другу и сватья и братья :-)) У нас ''нетворк'' в крови.
Правительство с этим борется, а автор пропагандирует :-)))
Недавно была на одном мероприятии. Выступал человек, не буду назвать фио, профессия - решать проблемы от юридических. до крупно финансовых. Неоднократно повторял. что чем толще ваша записная книжка, тем больше вопросов вы сможете решить. Главное, чтобы там были нужные телефоны нужных лиц. :) Но при этом не забывайте, что вы сами должны быть таким лицом, которое может решить ряд вопросов, а не просто коллекционером нужных телефонов.