Вызов традициям, или Почему МВА идет в онлайн?

Динамичность рынка и отсутствие свободного времени сегодня являются одними из наиболее актуальных причин отказа от MBA-образования. Лекции и семинары, домашние задания, учебные поездки по России и за рубеж… все это сильно отвлекает от основной работы. Многие из тех, кто решается пойти в бизнес-школу, но не может оставить бизнес, с трудом выкраивают время на обучение. В то же время онлайн-технологии в образовании достигли того уровня, когда бизнес-школы могут позволить себе их применять, а слушатели получают возможность учиться по свободному графику, выбирая то время, когда им это удобно. «Мы поняли, что с помощью онлайн технологий можем сделать действительно классный продукт, отвечающий всем критериям программы МВА», - говорит Ярослав Павлов, директор программ дистанционного обучения в Институте бизнеса и делового администрирования РАНХиГС. Осенью 2014 года бизнес-школа запускает новую программу iMBA, где часть обучения будет проходить онлайн. Какое оно – образование будущее? Какие знания можно передать через Сеть, а какие – только через личный контакт? Как быть с теми слушателями, кто нуждается в «пинках»? Как избежать ошибок при создании онлайн курсов?

Executive.ru: На кого рассчитана программа iMBA?

Ярослав Павлов: В первую очередь, на тех, кого можно назвать динамичным и продвинутым, с позитивным отношением к современным технологиям и отсутствием стереотипов, вроде «онлайн образование – это легко, можно не напрягаться». Напрягаться придется, и очень много. В целом мы рассчитываем на достаточно широкий спектр управленцев, как среднего, так и более высокого уровня, владельцев бизнеса. Возрастной разброс от 26 и до 40 лет (… и старше, так как нижний порог задают требования по опыту работы, а верхнего порога нет). Наша программа призвана помочь слушателям шагнуть в эру новых технологий, начать понимать, как их использовать и как с их помощью повышать эффективность бизнеса. При этом в программе нет технологического уклона, технологии органически вписаны в учебный процесс.

Executive.ru: Какова структура программы iMBA?

Я.П.: Программа состоит из двух частей: онлайновой и очной. Весь онлайновый контент вынесен в начало обучения и длится шесть месяцев (250 часов). Очная часть длится 400 часов и поделена на четыре модуля. Она стартует не с нуля, а на базе того, что вы изучили онлайн.

Онлайновая программа существует в двух форматах. Первый – вы проходите сначала обучение онлайн, а потом продолжаете очное обучение и в итоге получаете диплом MBA. Второй – вы учитесь только онлайн на программе «Точка роста» (по сути, это онлайновый модуль программы iMBA – несмотря на интегрированность с очной частью в рамках iMBA, онлайновый модуль является полноценной программой) и получаете диплом о профессиональной переподготовке.

Executive.ru: В чем суть программы «Точка роста»?

Я.П.: Данная программа призвана стать точкой роста вашей карьеры. Она позволяет систематизировать и расширить имеющиеся у вас знания и навыки. Кроме того, вы органически развиваете свою IT-компетентность: без нагромождения технических терминов и схем, в «фоновом режиме» вы улучшаете понимание того, как современные технологии могут упростить вашу жизнь и усилить бизнес. В результате вы значительно превосходите конкурентов по двум ключевым показателям: систематичность и техническая компетентность. Это и становится залогом вашего карьерного роста. Если вы хотите большего, вы можете продолжить обучение на программе iMBA.

tochka-rosta.jpg

Executive.ru: Почему только часть программы iMBA проходит онлайн? Почему вы сохранили очный модуль?

Я.П.: Потому что мы понимаем ценность живого общения. А еще мы стремимся обеспечить синергию двух моделей обучения. Один из основных принципов программы: интеграция онлайновой и очной части обучения. Практически все онлайн-курсы (кроме одного) продолжаются очно. Это позволяет слушателям лучше осмыслить пройденное, поделиться личным опытом, обсудить связь практики участников с изученным материалом, а также лично проконсультироваться с преподавателем.

У интеграции двух форматов есть еще одно преимущество: в аудиторию на очные занятия слушатели приходят очень хорошо подготовленными. Все вспомнили теорию, систематизировали практические знания, полностью освоили терминологию и говорят на одном языке. Это дает потрясающий эффект, качество обсуждений в аудитории выходит на очень высокий уровень, какой сложно встретить даже на очень сильных МВА программах.

IMBA_5i.jpg

Executive.ru: Немецкий ученый Дерек Ф. Абель считает, что курсы MBA делятся на «ориентированные на действия» (финансовый, управленческий учет и т.д.) и «ориентированные на то, чтобы думать» (лидерство, создание команды и т.д.). И что дистанционный потенциал есть только у первых. Каково ваше мнение?

Я.П.: В этой концепции есть здравое зерно, но я не согласен. У всех курсов есть свои перспективы, и у всех они ограничены. Наивно предполагать, что «финансовый учет» в онлайне будет также эффективен, как в смешанном формате. Потом, совершенно не согласен, что «лидерство» и «создание команды» нельзя преподавать онлайн. Виртуальная команда – это разве не команда? Разве в виртуальных организациях не требуется лидерство? Я думаю, что деление должно осуществляться по другому принципу. Конечно, есть вещи, которые можно донести только с учетом индивидуального взаимодействия, харизмы преподавателя. Но это касается только определенной части материала. Поэтому я бы не сказал, что у каких-либо курсов нет перспектив в онлайне, скорее, у них нет перспектив исключительно в онлайне. Именно поэтому мы делаем ставку на формат blended – в нем можно вести абсолютно любые курсы.

Executive.ru: Но у вас ведь есть один предмет, который не продолжается в очной части?

Я.П.: Да, это курс «Управление виртуальными командами». Он идет только в онлайн-части. Потому, что заведомо настроен на виртуальную среду и направлен на то, чтобы помочь слушателям освоить навыки работы и управления в дистанционных командах. Мы будем затрагивать различные вопросы работы в дистанционных командах: технические, вопросы доверия, вопросы ответственности и т.д. Сегодня это актуально практически для всех: от больших компаний с множеством филиалов, до маленьких фирм, имеющих в штате (или на подряде) несколько удаленных сотрудников.

Нужно понимать, что управление командами бывает двух типов. Можно управлять командой подчиненных, а можно – равных себе. Второе – намного сложнее и закладывает навыки для первого. Работая в виртуальной команде равных во время своего обучения, человек одновременно находится и в роли «руководителя», и в роли «подчиненного». Он учится делить ответственность, делегировать полномочия, доверять исполнителям — без всего этого не построить эффективной команды.

Executive.ru: На форуме E-xecutive.ru было высказано мнение, что «онлайн обучение подходит не всем. Есть студенты, которых нужно контролировать, организовывать, практически заставлять учиться, угрожая отчислением и т.д.». Вы согласны с этим в рамках МВА?

Я.П.: Когда мы говорим о «взрослых студентах», управленцах, предпринимателях, то тут таких, кому нужен внешний дополнительный стимул к обучению, — крайне мало. Как правило, «нуждающиеся в пинках» люди хотят не учиться, а только получить корочку. Это не наша аудитория. Мы делаем программу для тех, кому нужны серьезные практические знания.

Executive.ru: А как планируете отсекать «халтурщиков»?

Я.П.: Они будут отсекаться на этапе отбора на программу. Кроме того, откровенные халтурщики не выдержат уже первых онлайн-курсов. А значит, они будут отчислены. Мы понимаем занятость наших слушателей, но навстречу идем только тем, кто действительно мотивирован учиться. Это крайне необходимо для обеспечения высокого качества обучения.

Executive.ru: Как на iMBA будет проходить контроль знаний?

Я.П.: Инструменты контроля разные. От микро-тестов после каждого видео-блока курса, до заданий на оценку (мини эссе, решение кейсов различной сложности). Кроме того, мы используем разные обучающие форматы, такие как групповые работы, очные экзамены, деловые игры, тесты.

Executive.ru: Как построен график обучения в онлайновой части программы?

Я.П. Общая концепция заключается в том, что человек достаточно свободно может регулировать свой график обучения, в том числе, когда проходить курсы, в каком количестве. Ограничение одно: дедлайны по окончанию курса. Тем не менее, нельзя забывать, что свободный график – тоже график. Для того, чтобы упростить жизнь слушателей, тьюторы помогают освоить новые элементы планирования, которые нацелены на работу в свободной динамической среде, и дать поддержку в плане построения персональной траектории обучения. При этом нужно понимать, что никто не будет ничего делать за вас, но вы никогда не останетесь без помощи.

Executive.ru: Кто из преподавателей будет вести онлайновую часть?

Я.П.: Те же, кто будет вести офлайновую часть. Это наш звездный состав преподавателей вместе с ректором ИБДА Сергеем Мясоедовым. Плюс мы пригласили известных бизнес-тренеров: Алексея Каптерева (будет вести курс «Мастерство презентации») и Сергея Бехтерева, автора первой в России книги по майнд-менеджменту.

Данное видео знакомит вас с одним из курсов программы «Кросс-культурный менеджмент»,
который ведет ректор ИБДА РАНХиГС Сергей Мясоедов.


Расскажите коллегам:
Эта публикация была размещена на предыдущей версии сайта и перенесена на нынешнюю версию. После переноса некоторые элементы публикации могут отражаться некорректно. Если вы заметили погрешности верстки, сообщите, пожалуйста, по адресу correct@e-xecutive.ru
Комментарии
Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Новости образования
ВШБ НИУ ВШЭ получила Гран-при в двух номинациях премии «СМАРТ пирамида — 2024»

Премия ежегодно вручается ведущим образовательным организациям и платформам за вклад в развитие человеческого капитала.

Нейросеть «Яндекса» научили оценивать школьные олимпиады

Применение YandexGPT позволило сократить этап оценки работ с трех месяцев до одного.

Сбер и ВШБ ВШЭ провели форум о трендах в сфере HR

Более 100 профессионалов встретились на площадке бизнес-школы для обсуждения трендов, новых подходов к работе с персоналом и трансформации корпоративной культуры.

Впервые в МИРБИС трем преподавателям присвоили статус профессоров бизнес-практики

Статус присуждается экспертам с ученой или квалификационной степенью, многолетним опытом преподавания и подтвержденными результатами в бизнесе и корпоративном секторе.

Дискуссии
Все дискуссии
HR-новости
Исследование: чего ждут российские IT-специалисты от работодателей

Половина сотрудников в IT мечтают о гибриде, но большинство опрошенных вынуждены работать в офисе.

Предлагаемые в России зарплаты выросли на 25% за год

Быстрее всего зарплаты в 2024 году росли у водителей, сварщиков и промоутеров — в 1,5–2 раза.

90% работодателей готовы нанимать неопытных специалистов

Представители бизнеса считают, что перспективные кандидаты, готовые к обучению, могут стать настоящим активом для компании.

Половина россиян оказалась в состоянии выгорания к концу 2024 года

Наиболее распространенные симптомы выгорания — постоянное чувство усталости и раздражительность.