Даже если ваша карьера уверенно идет в гору, это еще не значит, что можно остановиться и расслабиться. Нужно обязательно периодически устраивать себе встряску мозгов, освежая знания, меняя обстановку и окружение, получая новый опыт от российских и зарубежных коллег. Мария Елютина за 11 лет построила успешную карьеру маркетолога в банковском секторе. Но убедилась, что даже когда все идет гладко, есть моменты, когда нужно остановиться, встряхнуться, по-новому взглянуть на свою жизнь и переоценить свои возможности. Executive.ru побеседовал с выпускницей программы Executive MBA о ее карьерных и профессиональных успехах и о том, зачем она пошла учиться в Kingston MBA Moscow/РАНХиГС – одну из двух зарубежных школ, присутствующих на московском рынке.
Executive.ru: Как развивалась ваша карьера маркетолога в банковском секторе?
Мария Елютина: Совершенно случайно увидела вакансию, размещенную в «Ведомостях», - специалист в отдел маркетинга в розничное подразделение «Пробизнесбанка». Это был 2003 год – время активного развития розничного банкинга в России. Для развития розничного направления в «Пробизнесбанк» была приглашена команда специалистов с огромным международным опытом, и мне повезло с ними работать. Именно там я осваивала азы потребительского кредитования. Следующий этап – позиция менеджера департамента маркетинга в банке «Ренессанс Капитал Потребительское Кредитование» (сейчас «Ренессанс Кредит»). Здесь я занималась всем спектром маркетинговых задач: от создания продукта, развития и укрепления партнерских отношений с розничными компаниями, рекламы и продвижения до клиентского сервиса. К розничному проекту группы BNP Paribas («БНП Париба Восток») я присоединилась на самом начальном этапе их развития в России. Я отвечала в банке за функцию маркетинга и работала с тремя сегментами: розничный бизнес, средний и малый бизнес и корпоративное направление. Там я доросла до позиции директора по маркетингу в России. В Банк HSBC меня пригласили на позицию директора по маркетингу и коммуникациям в России. Для меня это оказался идеальный работодатель с точки зрения и команды, и проекта, и задач, и корпоративной культуры, и бренда, так как HSBC в тот момент был банком №1 в мире. Опыт, полученный там, был колоссален. Мы работали с массовым и премиальным розничными сегментами, а также с сегментом владельцев крупного капитала.
Executive.ru: Почему решили получить бизнес-образование? Что или кто повлияли на ваше решение?
М.Е.: Однажды, во время работы в BNP Paribas, мы делали очередное маркетинговое исследование, и мне порекомендовали в качестве партнера исследовательскую компанию Daily Dozen. C генеральным директором этой компании – Василиной Гутьеррес – мы познакомились на этой почве и подружились. Именно от нее я впервые услышала о бизнес-школе Kingston – совершенно случайно, в какой-то неформальной беседе. Василина стала одним из первых слушателей и выпускников российского филиала Kingston, еще будучи сотрудником крупной компании. Обучение дало ей качественный толчок, подтолкнуло к изменениям. То, что раньше казалось невозможным, стало возможным. В результате, после окончания обучения, она оставила корпоративную карьеру и основала свою компанию, которая успешно работает и по сей день. Я почему-то очень хорошо запомнила тот наш с Василиной разговор, который впоследствии подтолкнул меня к важному решению в отношении собственной карьеры.
Executive.ru: И все же, зачем вам понадобилось обучение? Ведь вы строили вполне успешную карьеру?
М.Е.: Темп работы был очень интенсивным до того момента, как HSBC решил закрыть розничный бизнес в России. Это был 2010 год, - время, когда сразу несколько иностранных игроков банковского рынка ушли из России. В какой-то момент работы стало меньше, и высвободился пласт свободного времени, который нужно было заполнить чем-то полезным. Я вообще люблю все свободные пласты сразу чем-то заполнять, почему бы и не бизнес-образованием? Откровенно говоря, мной двигало чистое концентрированное любопытство: столько говорят о бизнес-школах, столько людей там учатся, кто-то хвалит, кто-то ругает. Узнать, как на самом деле обстоят дела с бизнес-образованием, можно было одним-единственным способом – попробовать самой.
Executive.ru: Как выбирали школу? Почему не поехали учиться за рубеж?
М.Е.: От варианта обучения full-time за рубежом я сразу отказалась: по разным причинам я не была готова уехать из страны на продолжительное время. Модульное образование за рубежом меня тоже смущало, потому что предполагало постоянные поездки и длительное отсутствие. Поэтому я решила, что моя бизнес-школа географически должна находиться в России, но сам процесс обучения должен строиться на накопленном зарубежном опыте. Российские программы МВА я по этой причине не рассматривала в принципе. Ведь только время, выверяя, создает произведения искусства; только с годами могут выкристаллизовываться принципы и подходы качественного образования. Поэтому для меня выбор школы был предельно прост: Стокгольмская школа экономики или Kingston. В итоге в шорт-листе остался Kingston исключительно по национальному признаку: у меня в принципе английское образование вызывает большее доверие.
Executive.ru: Каковы особенности поступления в Kingston?
М.Е.: В 2010 году я приехала на знакомство со школой. Приемная комиссия настоятельно порекомендовала мне идти не на МВА, а на Executive MBA. Почему? Соразмерно моему опыту. Тут важно отметить, что принцип обучения в бизнес-школе во многом строится на получении знаний не только у преподавателей, но и на обмене опытом между студентами. Поэтому очень важно, чтобы на курсе были представлены люди не только одного профессионального и интеллектуального уровня, но и из разных индустрий и разных бизнес функций. В этом случае процесс обучения становится и интереснее, и эффективней. Курс и группы внутри него стараются формировать с учетом этих параметров.
Вступительное испытание состояло из собеседования, проверки знания английского языка, написания эссе, предоставления нескольких рекомендаций (как от руководителей, так и от коллег: кто работал с вами на должности того же уровня, что и вы).
Executive.ru: Что впечатлило или поразило в первые дни обучения?
М.Е.: В первый день обучения нас встретило грозное «вступительное слово». «Не стоит строить иллюзий», - сказали нам. Предупредили о том, что работать придется реально много. Что все вечера и выходные – учеба. Что придется много читать. Что долгий сон – непозволительная роскошь. Что придется жертвовать какими-то личными интересами. Что нужно предупредить членов семьи о том, что мы будем постоянно заняты учебой в течение почти двух лет. Были страшилки о дедлайнах, плагиате и отчислении. Были рассказы о том, как пользоваться электронной библиотекой. Сам образовательный процесс, кстати, сильно виртуализирован: вся библиотека онлайн, многоступенчатая и непростая система поиска литературы,Dropbox для сдачи заданий, взаимодействие с одногруппниками и преподавателями в промежутке между модулями по Skype и т.д. В итоге все оказалось не так страшно. Моя жизнь не превратилась в унылую череду дней. Но я благодарна школе, что нас морально подготовили на входе.
Executive.ru: А как пугали отчислением?
М.Е.: На вступительном слове нам рассказали, что плагиат считается самым страшным преступлением в школе. Все работы, которые вы пишете на протяжении обучения, вы загружаете в специальную систему, где их проверяют преподаватели и где они потом хранятся. Там же идет автоматическая проверка на плагиат. Система может просигналить вам о сомнительных кусках в тексте еще на моменте загрузки. Если вы уверены в себе (если писали точно сами), вы можете это проигнорировать и нажать «ок». Но если вас «запалили», - отчисление.
Вторым самым страшным преступлением является несоблюдение дедлайнов. Часть процесса обучения – научить людей рассчитывать свое время и ответственно относиться к обязательствам, которые вы на себя взяли. Если до указанного времени вы не положите свою работу в Dropbox, после вы уже не сможете этого сделать. История о том, что болел – принес справку, – не работает. Если вы понимаете, что никак не уложитесь в срок по уважительным причинам, можно предупредить школу заранее. Вам пойдут навстречу. Если вы никого не предупредили заранее и не успели сделать работу, - виноваты вы. Наказание: отчисление. Но у нас ни тех, ни других прецедентов не было.
Executive.ru: Каковы особенности обучения?
М.Е.: На EMBA обучение полностью на английском языке. Преподаватели все – иностранцы. Они приезжают на модуль (5-6 дней), взаимодействуют с вами в формате лекций и семинаров, а потом дают задание, тему письменной работы и уезжают. Следующий модуль – через 1,5 месяца. Обычно модуль включает три курса, поэтому к следующему приезду преподавателей вам нужно сделать три объемных работы: по каждому из пройденных курсов. То есть у вас по две недели на работу. Времени на отдых нет.
На модулях вас ждет много работы в группах и много дедлайнов. У нас были случаи, когда мы с группой сидели в аудитории до 12 ночи. Добровольно. В школе вы настолько втягиваетесь, обсуждая, споря, ругаясь, доказывая свою точку зрения и в итоге договариваясь, - что время пролетает незаметно.
Executive.ru: Звездные преподаватели были? Кто из них особенно впечатлил вас?
М.Е.: Почти все преподаватели были по-своему звезды. Особенно запомнился Робин Мэтьюс. Большинство профессоров стремятся передать свои знания ученикам и студентам. На мой взгляд, Мэтьюс свою задачу видит в ином (хотя, конечно, он может со мной не согласиться). Все его знания в принципе невозможно передать, потому что они не поместятся ни в какие рамки курса. Его задача – заставить вас думать. Зацепить чем-то ваши мозги, чтобы они – не важно, будет это в присутствии профессора или намного позднее – продолжили рефлексировать. Пока Мэтьюс находился с нами в аудитории, он старался инициировать эти «занозы в мозгу», спровоцировать на размышление, выбирая творческие и непривычные способы проведения лекции или семинара. И это работало.
Executive.ru: Кто был с вами в группе?
М.Е.: На команды вас разбивает школа, согласно вашему опыту, профессиональной деятельности, личностным характеристикам. Группы обязательно диверсифицированы. Например, состав моей команды: я – банковский маркетолог; чиновник; IT-директор; юрист из FMCG сектора; главный редактор крупного журнала. У людей с таким разным опытом и точка зрения на многие вещи абсолютно разная. Но это дает возможность каждому видеть вещи под другим углом.
Executive.ru: Как изменилась ваша карьера после обучения?
М.Е.: У меня и до поступления в бизнес-школу все складывалось неплохо, меня полностью все устраивало, поэтому и каких-то особых изменений не произошло: я не ушла из банковской сферы, не стала частным предпринимателем, не поднялась на ступень выше по должности. Но я и не ставила себе таких целей. Тут фокус в том, что каждый получает в бизнес-школе то, ради чего он туда идет: если вы хотите получить профессиональные знания – вы их получите; личного роста – пожалуйста; расширить круг общения – будет; переворот в сознании – будет и это; просто встряхнуться – встряска обеспечена. В моем случае: хотите удовлетворить свое любопытство – удовлетворите сполна. Для меня это был действительно очень интересный опыт и отличная зарядка для мозгов.
Тем не менее так вышло, что из HSBC я ушла в процессе обучения из-за закрытия розницы в банке и присоединилась к новому проекту «Бинбанка» - предоставление банковских услуг через дистанционные каналы – в качестве директора по маркетингу и продажам. А с декабря 2013 года я работаю в PayPal в качестве директора по маркетингу в России.
Executive.ru: Кому бы вы порекомендовали пойти на МВА или ЕМВА?
М.Е.: Всем. В первую очередь, жадным до знаний, впечатлений, эмоций, желающим расходовать свой ресурс конструктивно. А еще, как ни странно, сотрудникам на государственной службе, потому что они смогут погрузиться в мир реального конкурентного бизнеса.
Executive.ru: Ваш девиз профессионального успеха?
М.Е.: Помните слова песни Вячеслава Бутусова? «Воздух выдержит только тех, кто верит в себя. Ветер дует туда, куда прикажет тот, кто верит в себя».
Вопрос к HR-ам:
Сориентируйте, пожалуйста, сколько в среднем составляет размер ежемесячной компенсации директора по маркетингу средне-крупного банка?
Жизнь - это череда дней и это однозначно. А чтобы было не уныло я, например, использую такие компоненты, как вино и женщины.
Как это унылый день? Вот меня, например, на работе повысили. Зарплату, правда, оставили прежнюю, но зато выдали стул с более высокими ножками...