Зачем делить докторские степени между бизнесом, государством и наукой?

Нужно ли удовлетворять растущий спрос бизнеса в общественном признании при помощи докторских и кандидатских степеней? Как внедрить новые научные и профессиональные степени, признаваемые во всем мире, без ярого сопротивления действующих докторов наук? И как быть со старыми степенями? Почему государство – это квинтэссенции респектов в России, и готово ли общество смириться с отходом государства от контроля качества образования? На эти вопросы 5 июня 2013 года в рамках конференции «О создании в России новой системы научных и профессиональных степеней» ответили Леонид Евенко, ректор Высшей школы международного бизнеса РАНХиГС при Президенте РФ и член Европейского совета по качеству бизнес-образования (EQUAL), и Сергей Мясоедов, ректор Института бизнеса и делового администрирования РАНХиГС при Президенте РФ и президент Российской ассоциации бизнес-образования (РАБО).

Репутацию зарабатывать – не науку двигать

В современной трехуровневой системе образования бакалавриат является социализацией и введением в специализацию, магистратура – доведением до хорошего профессионального уровня в какой-то области, а докторантура/аспирантура – подготовкой научно-исследовательских и педагогических кадров. Потребителем первых двух уровней выступает бизнес, который заинтересован и в людях, только входящих в профессию (бакалавриат), и в хороших профессионалах (MBA и Executive MBA). Когда мы говорим о третьем уровне, то кто тут бенефициар, задается вопросом он? Тут-то на сцену и выходит успешный бизнесмен, который имеет хорошую материальную поддержку и хочет проводить исследования для улучшения деятельности своей компании. Поэтому параллельно третьему уровню (доктор/кандидат) мы можем расположить дополнительное образование в виде программ DBA – доктор бизнес администрирования, DPA – доктор государственного администрирования, PhD – доктор философии.

Образование третьего уровня имеет образовательную и репутационную составляющие. У доктора наук и доктора делового администрирования разные цели и приоритеты. Первый заинтересован в продвижении науки, для него это – цель жизни. Есть и репутационная компонента, но она вторична. Если мы говорим про DBA, то возникает вопрос: а почему занятый делом и обеспеченный финансово человек должен решать какие-то проблемы науки? Главное для него в вопросе образования становится личностное развитие и репутационный аспект. «Эта состоявшаяся личность, этот успешный бизнесмен и является нашим бенефициаром. И главным критерием тут служит не оценка его знаний – помилуйте, кто будет у него принимать экзамен – профессор, который знает теорию? Критерием служит результат исследования – раскрытия им определенной проблемы бизнеса, которая заденет его за живое, которая будет ему близка», - говорит Евенко.

Как мотивировать людей учиться и проводить исследования? Этого пока во всем мире не умеют делать, - констатирует он. Если на программе DBA из 25 человек к середине курса остается 12, а до защиты доходит только семь, – это свидетельствует не о том, что школа плохо организовала образовательный процесс, а о том, что изначально не имела понятия, для кого эта программа. Что нужно сделать? Выявить цели и интересы самого человека, который пришел учиться. Развить свой бизнес, продвинуться в карьере, решить научную проблему, создать новый механизм мотивации или пересмотреть свой жизненный путь? Любой из этих мотивов может стать стимулом к обучению. И не надо ничего навязывать.

Предыдущие степени действуют, и их никто не отменяет

Сергей Мясоедов предложил сконцентрироваться не столько на контенте и содержании обсуждаемых степеней, сколько на тех проблемах, которые стоят перед общественным объединением вкупе с Национальным аккредитационным советом по деловому образованию россии (НАСДОБР) с точки зрения продвижения новой системы. И обозначить это следующим вопросом: «А где у нас, собственно, проблема?» Большинство современных докторов наук очень гордятся, что они ими стали, и считают это следующей ступенью своей научной зрелости. Однако нельзя не согласиться, что эта система не идеальна, и к ней есть весомые претензии. Это наличие коррупции на уровне защиты диссертации; существенное проседание уровня реальной научности работ; вручение степеней людям, не дотягивающим своими знаниями до нужного уровня; несоответствие мировым стандартам и невовлеченность в общемировое научное пространство (практически нет публикаций по общественным наукам, которые курсировали бы по научным зарубежным журналам). Будучи в прошлом закрытым обществом, сегодня мы оказываемся на обочине общемирового движения.

Какие задачи стоят на первой очереди у фокус-группы, разрабатывающей план внедрения новых квалификаций? Первая состоит не в том, чтобы разработать контент программ DBA, DPA или PhD. А в том, что может последовать довольно мощное общественное сопротивление, если не объяснить нынешним кандидатам и докторам наук, что это делается не против них. Не для того чтобы обрушить предыдущую систему, а для того чтобы развивать страну в будущем. «В Казахстане внедрение новых степеней было введено очень грамотно, так как параллельно было объявлено, что все предыдущие степени действуют, и их никто не отменяет, - говорит Мясоедов. - И будут действовать до тех пор, пока будут жить люди, их получившие. А если хотите получить PhD, нужно помимо российского руководителя-консультанта-эксперта-куратора обязательно иметь зарубежного, у которого есть практика работы с PhD». Как быть с проблемами языка, спросите вы? Национальные степени в России существовали всегда, а вот если хотите международную – учите английский язык.

Еще одна проблема внедрения состоит в том, что в российском обществе накопился большой уровень недоверия друг к другу – за реформенные годы (лихие 1990-е) в бизнесе одни группы людей активно кидали другие группы людей. А это значит, что новый виток в системе должен идти через общественное обсуждение, многочисленные интервью, привлечение стейкхолдеров: представителей бизнеса, органов госвласти, - которые должны понять, что появляется возможность нового трека общественного признания, считает Сергей Мясоедов. Нужна стратегия популяризации новых программ. При этом путь взаимодействия между министерством или ВАКом должен лежать через университет. Если вузы возьмут на себя разработку концепта, то признание новых степеней пойдет гораздо быстрее.

Государство – это квинтэссенция респектов в России

Относительно государственности/негосударственности новых программ Сергей Мясоедов высказался так: да, в мире негосударственное обучение котируется выше, но в России традиция до сих пор другая, и у людей другие ожидания. «Государство у нас – это квинтэссенции респектов. И мое понимание, что если мы сейчас не привлечем поддержку широкого круга стейкхолдеров, начиная с государства, и оно не подтвердит, что поддерживает нас, то в ближайшие 20 лет мы популярности программ не добьемся». То же было бы и с MBA, если бы оно вовремя не получило поддержку государства. И только сейчас, спустя много лет, стало ясно, что MBA может плыть самостоятельно. Для DBA, в частности, Мясоедов четко видит выход в тесном частно-государственном партнерстве. «Это удивительно, как прослойки управленцев и бизнесменов российского среднего и крупного бизнеса с оборотом от $50 млн до $500 млн в возрасте около 40 лет, поднявшиеся за последние 15 лет, хотят понять – а как сделать так, чтобы общество их признало? У них должна быть возможность продолжить саморазвитие на фоне проектной общественно-значимой деятельности.

По мнению Леонида Евенко, контролировать качество программы DBA должно профессиональное сообщество. Почему? Потому, что бизнес-образование – это не часть сферы образования, а часть инфраструктуры для бизнеса. И тут важнее роль общества и общественный контроль. В то же время нужно, чтобы были и узкие специалисты, которые могли бы оценить не только практический результат, но и научный уровень работы и самого соискателя. Поэтому роль таких общественных организаций, как Высшая аттестационная комиссия Минобразования РФ (ВАК) и НАСДОБР, тоже крайне важна. Поэтому, уверен Евенко, новые степени нужно сертифицировать так: степень присваивает вуз, но с учетом признания ВАКовского совета. «Пусть это будет самая демократичная программа. Давайте, сделаем эксперимент и попробуем разные варианты. Создадим экспертный совет по DBA, который будет определять наиболее оптимальный формат программы», - говорит он.

Выступление Леонида Евенко и Сергея Мясоедова записано на конференции «О создании в России новой системы научных и профессиональных степеней»

Расскажите коллегам:
Эта публикация была размещена на предыдущей версии сайта и перенесена на нынешнюю версию. После переноса некоторые элементы публикации могут отражаться некорректно. Если вы заметили погрешности верстки, сообщите, пожалуйста, по адресу correct@e-xecutive.ru
Комментарии
Генеральный директор, Москва

Анна, спасибо за познавательную и полезную запись интервью наших уважаемых деканов!
Уверен, что оно поможет тем, кто решил ''остепениться'' в будущем, и тем, кто выбирает для себя программу бизнес-образования.

* * *
Сообщение отредактировано модератором.
Нарушение пункта 7 Декларации Сообщества: реклама в форуме.

Владимир Крючков Владимир Крючков Преподаватель, Москва
Игорь Сапрыкин пишет: Среди последних могут быть и желающие пройти обучение на программах профпереподготовки и МВА ''Маркетинг'' в нашем Центре ''Бизнес и маркетинг'' РАНХиГС при Президенте РФ!
:)
IT-консультант, Москва

С учетом последних событий не уверена, что трех лет хватит на создание новой системы обучения и воспитания грамотных людей. За последние годы система образования настолько нивелирована, что в среде российского бизнеса звание кандидата или доктора наук де-факто имеет негативный подтекст. Да и с МВА уже не лучше. По роду деятельностей (их несколько) приходится часто сталкиваться с аспирантами, кандидатами и докторами наук, а также с выпускниками МВА как российских, так и зарубежных. Из них единицы действительно являются учеными и высококлассными специалистами. А уж что и как пишут... Не говоря об ошибках в использовании русского языка. Жаль бедных студентов, для котоых такие аспиранты проводят семинары, сами не понимая о чем. С другой стороны есть специалисты, имеющие авторитет в той или иной среде, у которых есть либо альтернативная квалификация, либо просто грамотные наработки. Но им формально учиться некогда. Если этого не учесть, если не сломать уже сложившуюся ситуацию, ничего не получится.

Генеральный директор, Москва
Татьяна Орлова пишет: Да и с МВА уже не лучше.
Татьяна, приветствую Вас! В чем-то Вы конечно же правы, но мы не опускает руки и работаем над повышением качества бизнес-образования, усиливая практическую составляющую , создавая слушателям возможности мыслить и созидать. Произошли изменения и в аккредитационной процедуре - теперь решение о старте той или иной программы принимают представители ведущих профессиональных сообществ, экспертов, которые способны грамотно оценить актуальность и прикладной характер открываемой программы. Давайте через 3 года вернемся к этому разговору и обсудим снова) До встрече 6 июля 2016 года также ночью, в 3 часа 5 минут здесь же) С уважением И.С
Владимир Крючков Владимир Крючков Преподаватель, Москва
Игорь Сапрыкин пишет: В чем-то Вы конечно же правы, но мы не опускает руки и работаем над повышением качества
Где-то я это уже слышал: 1) Рогозин после падения Протона. 2) Мутко после Олимпиады в Лондоне. 3) Сердюков перед отставкой. 4) Чубайс после Саяно-Шушенской ГЭС. 5) Медведев нон-стоп :)
Владимир Крючков Владимир Крючков Преподаватель, Москва
Игорь Сапрыкин пишет: Анна, спасибо за познавательную и полезную запись интервью наших уважаемых деканов!
И, заметьте, сделанную совершенно бескорыстно, только из чувства глубокого уважения к РАНХ :)
Креативный директор, Москва
Вести с полей: Сегодня сообщество Диссернет оперирует уже не штучными проверками шалостей отдельных чиновников, политических знаменитостей или научно-образовательных бонз, как на старте своей работы, а огромными проектами тотальных конвейерных экспертиз. Мы можем утверждать, что в целом закончили серию поголовных «ковровых проверок» разных сортов и фасонов российских чиновников высшего звена. На сервере Диссернета — в надежном месте, скрытом от посторонних глаз, но удобном для использования в дальнейшей работе, сегодня лежат таблицы с итогами проверки разнообразных научных экзерсисов: — всех депутатов Государственной Думы — всех членов Совета Федерации — всех фигурантов «первой сотни» президентского резерва управленческих кадров — всех Полномочных представителей Президента в федеральных округах — всех губернаторов российских регионов — всех мэров городов-миллионников — всех мэров городов-полумиллионников — всех мэров городов-стотысячников — всех сотрудников аппарата мэрии Москвы — всех ректоров университетов — всех руководителей некоторых особо заинтересовавших нас федеральных ведомств Источник: http://www.echo.msk.ru/blog/serguei_parkhomenko/1121860-echo/
Владимир Крючков Владимир Крючков Преподаватель, Москва
Андрей Семеркин пишет: — всех ректоров университетов
А вот это - упущение. Обычно заказные диссеры защищают проректоры. И только часть из них становится ректорами. Проверять надо докторские диссертации проректоров. Но работа проделана громадная и результаты впечатляют. Андрей Геннадьевич, спасибо за ссылку!
Игорь Леонидов Игорь Леонидов Менеджер, Москва

Разрешение экономической ситуации на Украине
http://vimeo.com/90524505
[VIDEOS]http://vimeo.com/90524505[/VIDEOS]

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Новости образования
Исследование: почему девушки решают учиться IT

Большинство опрошенных студенток IT в старшей школе учились в профильных классах – с IT или физико-математическим уклоном.

Высшая школа бизнеса ВШЭ и ТМХ завершили модуль по обучению руководителей

В ходе обучения более 50 сотрудников ТМХ осваивают важные навыки, связанные с маркетингом, финансовым менеджментом, развитием команд и принятием управленческих решений.

В Высшей школе бизнеса ВШЭ стартовал новый поток обучения кейс-методу

Кейс-метод – одна из основных образовательных технологий ведущих мировых бизнес-школ.

Опубликован новый рейтинг самых влиятельных вузов России

В итоговый список вошло 75 университетов из 22 субъектов страны.

Дискуссии
Все дискуссии
HR-новости
РБК представил рейтинг работодателей 2024

Средняя заработная плата в компаниях — участниках рейтинга составила около 155 тыс. руб. в месяц.

Названы самые привлекательные для молодежи индустрии

Число вакансий для студентов и начинающих специалистов выросло за год на 15%.

Россияне назвали главные условия работы мечты

Основные требования – широкий социальный пакет, а также все условия для комфортного пребывания в офисе.

Власти Москвы заявили об отсутствии безработных в столице

При этом дефицит кадров наблюдается во всех отраслях.