Зачем управленцу нужна теория в эпоху кризисов

Любой кризис рождает новые экономические и управленческие инструменты. Нобелевский лауреат Пол Энтони Самуэльсон по этому поводу писал: «Наука подобна паразиту: чем больше число больных, тем больше достижений в физиологии и патологии, а из патологии возникает терапия. 1932 год был дном Великой депрессии, и из его грязной почвы позже вырос новый предмет, который сегодня мы называем макроэкономикой».

Нынешний глобальный экономический кризис тоже оставит след в будущих управленческих технологиях. Это неизбежно хотя бы потому, что решить в полной мере все проблемы нынешнего кризиса старыми управленческими подходами невозможно, уверен декан факультета стратегического управления ИБДА РАНХиГС при Президенте РФ Александр Чеканский.

Слушатели бизнес-школ теперь могут получать ровно столько теории, сколько им требуется, говорит Александр Чеканский

Как действовать менеджеру в эпоху изменений: изучать существующие инструменты управления или углубляться в основы технологий, в теорию, чтобы создать новые инструменты?

«Если владеете практическими навыками, то в сегодняшней обстановке чувствуете себя комфортно, ― говорит Чеканский. ― Но как только обстановка меняется, вам требуются новые инструменты, которых прежде не было. Если же обладаете теоретической и исследовательской подготовкой, если видите суть происходящего, то можете адаптировать старые инструменты под новые условия, вовремя реагировать на изменения или даже создавать новые технологии».

Карьера и глубокие знания больше не противоречат друг другу

По наблюдениям Чеканского, слушателей бизнес-школ можно разделить на три условных типа.

Люди первого типа нацелены на быструю карьеру ― они приходят в бизнес-школу за набором практических навыков и хотят научиться принимать быстрые эффективные решения. Как правило, они выбирают MBA.

Люди второго типа смотрят на вещи более основательно. Они хотят понять, как появился и развивался инструментарий, который они получают в бизнес-школе. Им интересны преимущества и недостатки технологий, история менеджмента, пути развития теорий. Эту теоретическую базу они получают на магистерских программах.

«Люди третьего типа и на карьеру нацелены, и важность теоретической подготовки осознают, ― продолжает Чеканский. ― Раньше им приходилось выбирать между MBA и магистратурой. Но с недавних пор практические навыки MBA и теоретическую базу магистратуры можно получать параллельно, причем всего за два года».

Новый продукт ИБДА РАНХиГС получил название «MBA + Магистратура менеджмента». Объединить получение двух степеней в одной программе стало возможным после того, как государство в начале 2012 года сложило с себя полномочия регулятора в российском бизнес-образовании. С 2012 года право аккредитовывать программы и контролировать качество образования переходит к Консорциуму по бизнес-образованию. Подписи под декларацией уже поставили РАБО, АМР, АРБ, РСПП, «Деловая Россия», ТПП.

Бизнес-школы убирают из программ излишнюю теорию

«Государственные нормы отсекали самые некачественные программы MBA, ― объясняет Чеканский. ― И эти же нормы сдерживали развитие сильных игроков. Программы MBA, ориентированные на государственную аккредитацию, оказывались перенасыщены теорией. Теперь государственных требований нет, поэтому мы «отрезали» избыточную теорию от MBA и сократили сроки проведения программы с двух до полутора лет. Но не просто «срезали» теорию, а перенесли фундаментальный теоретический блок в магистерскую часть».

Другими словами, теперь программа MBA длится полтора года, а после трех семестров каждый слушатель выбирает один из двух путей.

Первый путь ― человек остается на четвертый семестр, прослушивает курс фундаментальной теории, проходит исследовательский семинар по менеджменту, подготавливает магистерскую диссертацию и по итогам двух лет получает вместе с дипломом MBA государственный диплом о прохождении второй ступени высшего образования с присвоением степени магистра менеджмента.

Второй путь ― после трех семестров слушатель получает диплом MBA, посвящает себя карьере, а через два-три года, возможно, осознав необходимость теоретической подготовки, восстанавливается на программе, дослушивает четвертый семестр и уже тогда получает государственный диплом о высшем образовании и степень магистра.

Топы перестают тратить время на вопросы среднего менеджмента

Программы Executive MBA выигрывают от устранения государственного регулирования особенно заметно. Ранее государственные нормы для EMBA и MBA были общими. Из-за этого в программах EMBA, которые ориентированы на руководителей и собственников серьезных компаний, приходилось уделять излишнее внимание технологиям управления локальными бизнес-процессами.

«Программы MBA рассчитаны на менеджеров среднего звена, которых следует учить принимать конкретные управленческие решения, управлять бизнес-процессами, ― поясняет Чеканский. ― Топам, которые идут на EMBA, нужен общий взгляд на развитие бизнеса, им нужно овладеть технологиями разработки генеральной стратегии компании, управления большими коллективами. По новым правилам мы смогли очистить EMBA от частностей и деталей, которые руководителям самого высокого ранга не нужны, потому что бизнес-процессами занимаются подчиненные. За счет этого программы EMBA тоже сократились до трех семестров. А все желающие могут взять четвертый семестр теоретической подготовки и получить степень магистра».

Отмена государственного диплома повышает качество слушателей

«Отмена государственного диплома МВА приведет к сокращению спроса на эти программы, ― признается Чеканский. ― Немалая часть слушателей шла в бизнес-школы не за реальными знаниями, а за государственными документами. Таких «охотников за корочками» на программах МВА станет меньше. Особенно пострадает дешевый сегмент рынка МВА, потому что люди покупают дипломы там, где дешевле. Но с качественной точки зрения на рынке произойдут позитивные изменения. Уровень слушателей на программах вырастет».

Дипломы лучших европейских и американских университетов (к примеру, Оксфорда, Кембриджа, Гарварда), как правило, не являются государственными. Однако в России государственный статус диплома до сих пор воспринимается работодателями, да и самими слушателями как некая гарантия качества. Учебу многих людей либо частично, либо полностью оплачивают работодатели, и кадровики могут отказаться оплачивать учебу на негосударственный диплом. В результате страдают многие слушатели программ МВА.

Обучения по схеме «МВА + магистратура» или «Executive МВА + магистратура» позволят решить эту проблему, полагает Чеканский. Будущий слушатель бизнес-школы получает право выбора в зависимости от ситуации и цели получения образования: либо получить практические знания и негосударственный диплом MBA, либо усилить теоретическую базу и получить дополнительно к диплому MBA государственный диплом магистра.

Источник изображения: pixabay.com

Расскажите коллегам:
Эта публикация была размещена на предыдущей версии сайта и перенесена на нынешнюю версию. После переноса некоторые элементы публикации могут отражаться некорректно. Если вы заметили погрешности верстки, сообщите, пожалуйста, по адресу correct@e-xecutive.ru
Комментарии
Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Новости образования
Опубликован новый рейтинг самых влиятельных вузов России

В итоговый список вошло 75 университетов из 22 субъектов страны.

«Яндекс» запустил линейку ИИ-помощников для обучения

С 1 декабря доступ к нему получат более 6 миллионов учащихся школ.

В Высшей школе бизнеса НИУ ВШЭ открыли Базовую кафедру ORO

Агентство маркетинговых исследований ORO и ВШБ НИУ ВШЭ заключили соглашение о стратегическом партнерстве.

Половина студентов используют ИИ в обучении и исследованиях

Положительное влияние текстовых генеративных технологий на обучение отмечают 47% студентов. 

Дискуссии
Все дискуссии
HR-новости
Forbes назвал лучших работодателей России

В него вошли 167 компаний, которые разделили на четыре группы: «платина», «золото», «серебро» и «бронза».

Спрос на специалистов со знанием корейского языка вырос в 3 раза

Чаще всего таких работников ищут в сфере пищевой промышленности, транспортного машиностроения, строительства, туризма и гостиничного бизнеса.

Исследование: что мешает карьерному росту россиян

Только 15% опрошенных россиян не видят барьеров для карьерного роста в компании.

Большинство россиян меняют работу раз в 5-10 лет

Сильнее всего сменить работодателя опрошенных мотивирует повышенная заработная плата.