Любой кризис рождает новые экономические и управленческие инструменты. Нобелевский лауреат Пол Энтони Самуэльсон по этому поводу писал: «Наука подобна паразиту: чем больше число больных, тем больше достижений в физиологии и патологии, а из патологии возникает терапия. 1932 год был дном Великой депрессии, и из его грязной почвы позже вырос новый предмет, который сегодня мы называем макроэкономикой».
Нынешний глобальный экономический кризис тоже оставит след в будущих управленческих технологиях. Это неизбежно хотя бы потому, что решить в полной мере все проблемы нынешнего кризиса старыми управленческими подходами невозможно, уверен декан факультета стратегического управления ИБДА РАНХиГС при Президенте РФ Александр Чеканский.
Слушатели бизнес-школ теперь могут получать ровно столько теории, сколько им требуется, говорит Александр Чеканский
Как действовать менеджеру в эпоху изменений: изучать существующие инструменты управления или углубляться в основы технологий, в теорию, чтобы создать новые инструменты?
«Если владеете практическими навыками, то в сегодняшней обстановке чувствуете себя комфортно, ― говорит Чеканский. ― Но как только обстановка меняется, вам требуются новые инструменты, которых прежде не было. Если же обладаете теоретической и исследовательской подготовкой, если видите суть происходящего, то можете адаптировать старые инструменты под новые условия, вовремя реагировать на изменения или даже создавать новые технологии».
Карьера и глубокие знания больше не противоречат друг другу
По наблюдениям Чеканского, слушателей бизнес-школ можно разделить на три условных типа.
Люди первого типа нацелены на быструю карьеру ― они приходят в бизнес-школу за набором практических навыков и хотят научиться принимать быстрые эффективные решения. Как правило, они выбирают MBA.
Люди второго типа смотрят на вещи более основательно. Они хотят понять, как появился и развивался инструментарий, который они получают в бизнес-школе. Им интересны преимущества и недостатки технологий, история менеджмента, пути развития теорий. Эту теоретическую базу они получают на магистерских программах.
«Люди третьего типа и на карьеру нацелены, и важность теоретической подготовки осознают, ― продолжает Чеканский. ― Раньше им приходилось выбирать между MBA и магистратурой. Но с недавних пор практические навыки MBA и теоретическую базу магистратуры можно получать параллельно, причем всего за два года».
Новый продукт ИБДА РАНХиГС получил название «MBA + Магистратура менеджмента». Объединить получение двух степеней в одной программе стало возможным после того, как государство в начале 2012 года сложило с себя полномочия регулятора в российском бизнес-образовании. С 2012 года право аккредитовывать программы и контролировать качество образования переходит к Консорциуму по бизнес-образованию. Подписи под декларацией уже поставили РАБО, АМР, АРБ, РСПП, «Деловая Россия», ТПП.
Бизнес-школы убирают из программ излишнюю теорию
«Государственные нормы отсекали самые некачественные программы MBA, ― объясняет Чеканский. ― И эти же нормы сдерживали развитие сильных игроков. Программы MBA, ориентированные на государственную аккредитацию, оказывались перенасыщены теорией. Теперь государственных требований нет, поэтому мы «отрезали» избыточную теорию от MBA и сократили сроки проведения программы с двух до полутора лет. Но не просто «срезали» теорию, а перенесли фундаментальный теоретический блок в магистерскую часть».
Другими словами, теперь программа MBA длится полтора года, а после трех семестров каждый слушатель выбирает один из двух путей.
Первый путь ― человек остается на четвертый семестр, прослушивает курс фундаментальной теории, проходит исследовательский семинар по менеджменту, подготавливает магистерскую диссертацию и по итогам двух лет получает вместе с дипломом MBA государственный диплом о прохождении второй ступени высшего образования с присвоением степени магистра менеджмента.
Второй путь ― после трех семестров слушатель получает диплом MBA, посвящает себя карьере, а через два-три года, возможно, осознав необходимость теоретической подготовки, восстанавливается на программе, дослушивает четвертый семестр и уже тогда получает государственный диплом о высшем образовании и степень магистра.
Топы перестают тратить время на вопросы среднего менеджмента
Программы Executive MBA выигрывают от устранения государственного регулирования особенно заметно. Ранее государственные нормы для EMBA и MBA были общими. Из-за этого в программах EMBA, которые ориентированы на руководителей и собственников серьезных компаний, приходилось уделять излишнее внимание технологиям управления локальными бизнес-процессами.
«Программы MBA рассчитаны на менеджеров среднего звена, которых следует учить принимать конкретные управленческие решения, управлять бизнес-процессами, ― поясняет Чеканский. ― Топам, которые идут на EMBA, нужен общий взгляд на развитие бизнеса, им нужно овладеть технологиями разработки генеральной стратегии компании, управления большими коллективами. По новым правилам мы смогли очистить EMBA от частностей и деталей, которые руководителям самого высокого ранга не нужны, потому что бизнес-процессами занимаются подчиненные. За счет этого программы EMBA тоже сократились до трех семестров. А все желающие могут взять четвертый семестр теоретической подготовки и получить степень магистра».
Отмена государственного диплома повышает качество слушателей
«Отмена государственного диплома МВА приведет к сокращению спроса на эти программы, ― признается Чеканский. ― Немалая часть слушателей шла в бизнес-школы не за реальными знаниями, а за государственными документами. Таких «охотников за корочками» на программах МВА станет меньше. Особенно пострадает дешевый сегмент рынка МВА, потому что люди покупают дипломы там, где дешевле. Но с качественной точки зрения на рынке произойдут позитивные изменения. Уровень слушателей на программах вырастет».
Дипломы лучших европейских и американских университетов (к примеру, Оксфорда, Кембриджа, Гарварда), как правило, не являются государственными. Однако в России государственный статус диплома до сих пор воспринимается работодателями, да и самими слушателями как некая гарантия качества. Учебу многих людей либо частично, либо полностью оплачивают работодатели, и кадровики могут отказаться оплачивать учебу на негосударственный диплом. В результате страдают многие слушатели программ МВА.
Обучения по схеме «МВА + магистратура» или «Executive МВА + магистратура» позволят решить эту проблему, полагает Чеканский. Будущий слушатель бизнес-школы получает право выбора в зависимости от ситуации и цели получения образования: либо получить практические знания и негосударственный диплом MBA, либо усилить теоретическую базу и получить дополнительно к диплому MBA государственный диплом магистра.
Источник изображения: pixabay.com