Жан-Филипп Мюллер: «Россияне – идеальные студенты для европейских бизнес-школ»

Студенты бизнес-школ хотят получать не знания в чистом виде, а навыки для их применения на практике и успешной интеграции в деловое сообщество. Жан-Филипп Мюллер, генеральный директор Международного университета Монако, формулирует это так: «Добавленной стоимостью для учебного заведения является не сама информация, а способ ее распространения, манера взаимодействия с учениками и развитие у них новых навыков». В соответствии с запросами рынка, в феврале 2015 года Международный университет Монако и Факультет финансов и банковского дела РАНХиГС при Президенте РФ приступают к реализации совместной англоязычной программы Executive MBA Private capital management and luxury industry, что совпало с проведением года России в Монако. Жан-Филипп Мюллер отвечает на вопросы Executive.ru.

Executive.ru: Как бы вы оценили состояние европейского бизнес-образования сегодня?

Жан-Филипп Мюллер: Сегодня оно очень востребовано: проблемы европейской экономики создали ситуацию, в которой бизнес-образование просто необходимо для всех, кто хочет работать в успешных компаниях. Рынок европейского образования стал высококонкурентным, школы соревнуются между собой, авторитетные издания вроде Financial Times составляют их рейтинги. Студенты много путешествуют, своими глазами видят школы Франции, Германии, Швейцарии и так далее – так что им есть, с чем сравнивать. С другой стороны, студентам становится все труднее платить за обучение ввиду сложившейся экономической ситуации. В некоторых странах (например, в Великобритании) плата за обучение растет и растет, и не каждая семья может позволить себе расстаться с такой суммой. Это тоже сказывается на конкуренции: ведь каждая школа в погоне за эффективностью должна предоставлять стипендии и обеспечивать выпускников достойной работой, а сделать это не так легко, особенно в кризис. Наш университет, например, ежегодно выдает 5% всех студенческих взносов в виде стипендий, а больше позволить себе мы не можем. Кроме того, сейчас для европейского бизнес-образования открываются новые возможности на международном уровне, многие школы создают филиалы в Китае, Индии и других азиатских странах. Десять лет назад учебные заведения соревновались между собой на национальном уровне, сейчас эта модель поменялась и разрослась до глобальных масштабов.

Executive.ru: Как эта смена модели вкупе с кризисной ситуацией сказываются на мотивации и поведении студентов?

Ж.-Ф.М.: Студенты стали больше заботиться о своем будущем. Они очень хотят получить диплом, усердно учатся и прилагают все усилия, чтобы собрать деньги для оплаты обучения. Они становятся требовательнее, им нужно, чтобы все было высочайшего качества: курсы, оборудование, дополнительные возможности… Студенты хорошо мотивированы и хотят взять по максимуму из образования: стипендии, консультанты, дополнительные программы… По сравнению с прошлыми годами учащиеся стали заметно более активными, ответственными и целеустремленными.

Executive.ru: В Университете Монако подчеркивают важность гуманистического подхода к образованию. В чем суть этого подхода и что он дает учащимся, помимо психологического комфорта?

Ж.-Ф.М.: Гуманистический подход является одним из обязательных условий современного образования. Монако – это мультикультурное княжество, в котором проживают представители 129 национальностей. Наша бизнес-школа международная в самом прямом смысле: в ней учатся студенты 70 разных национальностей. Из них самая большая группа – французы, составляет всего 19% от общего числа учащихся, следующие за ними итальянцы – 15%, затем русские – 11%, а далее США, Германия и прочие. Человеческое измерение для нас исключительно важно. Наличие мультикультурного контекста является отличительной особенностью хорошей бизнес-школы – ведь суть менеджмента заключается в умении понимать людей из самых разных культур. Если вы хотите, например, сотрудничать с Россией или с Китаем в сфере маркетинга, если вы хотите управлять международной командой, вы должны хорошо понимать этих людей. Когда студенты живут и учатся вместе, они многое узнают друг о друге и проникаются духом взаимоуважения. Площадь княжества Монако составляет всего 2 км. кв., все в этой «маленькой деревне» друг друга знают. Естественно, я знаком в лицо со всеми студентами своего университета, каждое утро здороваюсь с ними и часто разговариваю. Это не только способствует созданию благоприятного психологического климата, но и является эффективным инструментом для обучения менеджменту. Человеческий фактор и хорошие отношения в коллективе никогда не потеряют своей значимости. Культурное разнообразие, взаимное уважение и доверительные человеческие отношения заложены в нашем ДНК.

Executive.ru: Студенты бизнес-школ приходят в учебные заведения не только за знаниями, но и за контактами. Насколько развит нетворкинг в сфере европейского бизнес-образования в целом и Университета Монако в частности?

Ж.-Ф.М.: Наша бизнес-школа является частью большой образовательной группы INSEEC, так что я пользуюсь преимуществами обоих форматов. Когда мне выгодно быть маленьким и автономным, я действую в масштабах Международного университета Монако. Когда мне нужен нетворкинг, я подключаюсь к нашей большой группе, у которой открыты учебные заведения в Париже, Бордо, Лионе, Шамбери, Женеве, Монако, Лондоне, Чикаго, Сан-Франциско и Шанхае, в которых в общей сложности учится 15 тыс. студентов. Если мне необходимы инвестиции, я обсуждаю этот вопрос с генеральным директором группы. Когда я должен найти кампусы за рубежом (например, для второкурсников бакалавриата, которые отправляются в другую страну на один семестр), я и с этой задачей справлюсь. Но для студентов я более полезен, когда действую в компактном формате университета. По своему опыту, могу сказать, что такая комбинация получается самой выигрышной для всех сторон: небольшая организация в составе влиятельной группы.

Executive.ru: На ваш взгляд, какие инновации, внедренные в западное бизнес-образование за последние несколько лет, можно считать самыми важными?

Ж.-Ф.М.: Онлайн-обучение и MOOCs. Они создали абсолютно новое восприятие бизнес-образования. Раньше главным продуктом и главным активом бизнес-школ был их профессорско-преподавательский состав, который в аудитории доносил знания до студентов. Сейчас эти знания можно найти онлайн, находясь в какой угодно точке мира. Добавленной стоимостью для учебного заведения является не сама информация, а способ ее распространения, манера взаимодействия с учениками, помощь в развитии их знаний и их интеграции в предпринимательскую деятельность, повышение квалификации учащихся и развитие у них новых навыков.

Онлайн-курсы меняют бизнес-модель образования. Чтобы прослушать качественный курс по приват-банкингу или рисковым инвестициям, достаточно владеть английским языком и иметь доступ к интернету. Зачем же тогда, спросите вы, нужны бизнес-школы? Дело в том, что в школах мы не просто даем студентам информацию, а помогаем применять ее на практике, развивать собственные проекты и становиться успешными предпринимателями. Это способ научить их взаимодействию с внешним миром – для чего, кстати, Монако подходит идеально. Когда во время Гайдаровского форума я прошелся по кампусу РАНХиГС, мне показалось, что он больше, чем все княжество Монако. Но при этом на территории 2 км. кв. в Монако находятся 5 тыс. фирм, довольно большое международное бизнес-коммьюнити. Для студентов главной добавленной стоимостью является как раз возможность организовать взаимоотношения с деловым миром и использовать свои знания для вхождения на рынок труда. Информацию в чистом виде можно легко найти на сайте, а как применить ее с пользой для себя и своих проектов – этому научит бизнес-школа. Во время кризиса эта потребность становится еще более насущной. Позицию студентов можно выразить примерно так: «Ок, мистер директор, я поступлю в вашу школу. Но обещайте мне, что я точно смогу найти работу!».

Executive.ru: Как кризис влияет на содержание программ бизнес-школ?

Ж.-Ф.М.: Я думаю, ситуация более-менее одинаковая и в Международном Университете Монако, и в других школах. Мы делаем акцент на развитии предпринимательских способностей, потому что в этот период студенты особенно в них нуждаются. Мы вводим в учебную программу курсы, поощряющие креативное мышление и обучающие управлению инновациями. Развитие предпринимательства и помощь в создании нового бизнеса – это наша социальная роль и ответственность перед обществом.

Executive.ru: Какие новые специальности бизнес-образования представляются вам наиболее перспективными и почему?

Ж.-Ф.М.: Понятие специальности и профессии актуально в короткой перспективе, а в условиях современного быстро меняющегося мира я бы предпочел говорить о навыках. Самый важный навык для молодых специалистов сегодня – это уметь быть инноваторами, каждый день и на всех уровнях, создавать новые идеи, находить новые решения, разрывать шаблоны, отвечать на все новые вопросы и справляться с новыми вызовами. Предположим, сейчас мой студент выйдет из университета, и будет работать менеджером – но кто сумеет предсказать, чем он будет заниматься через 15-20 лет? В процессе обучения мы должны дать им навыки, которые будут актуальны всегда и позволят выпускникам проводить собственные исследования, именно поэтому мы поощряем исследовательскую работу, уже начиная с бакалавриата. Также необходимо развивать критическое мышление: есть такая-то проблема, надо разобраться в ее сути и найти решение – это тоже чрезвычайно важный навык.

Executive.ru: Таким образом, в долгосрочной перспективе мы увеличиваем нестабильность. Современная кризисная ситуация нестабильна, а молодые выпускники, ориентированные на инновации и разрыв с прошлым, привносят в нее еще больше непредсказуемости.

Ж.-Ф.М.: Это философская проблема. Как я уже говорил, без инноваций сегодня обойтись нельзя: креативная деструкция помогает найти новые пути роста для экономики. Очень важно уметь организовать новые сферы деятельности и обеспечить им рост с помощью новых технологий. Новые технологии разрушают какие-то отрасли и уничтожают в них рабочие места, зато одновременно открывают другие и создают новые возможности. Единственный способ этими возможностями воспользоваться – это создавать новый бизнес, быть предпринимателем и инноватором. Да, я согласен с тем, что так мы поддерживаем нестабильность. Но сегодня уже невозможно вообразить себе мир, в котором компании существуют по 40-50 лет, как это было в ХХ веке. Современные технологии меняются слишком часто, и с этим ничего не поделать. Мы должны донести до студентов, что перемены создают контекст для возможностей, для создания нового бизнеса и развития новых мощностей. Это способ реорганизоваться и найти ответы на вызовы. Во Франции и в Европе в целом мы посвящаем много времени тому, чтобы подготовить студентов к работе в большой компании, в которой они занимают определенную позицию, чтобы с возрастом продвигаться все выше. Сегодня молодые люди часто меняют работу, каждые два-три года. Это не самый легкий путь, но он позволяет найти наилучшие возможности для развития. Именно поэтому я говорю, что важнее всего научить студентов справляться с рисками, быть предпринимателями и инноваторами.

Executive.ru: Какие вызовы стоят перед европейской экономикой и бизнесом сегодня? Как бы вы определили эти вызовы в терминах STEP-анализа?

Ж.-Ф.М.: С экономической точки зрения, основная проблема Европы сегодня – полное отсутствие роста. Главный вызов для нас сегодня заключается в том, чтобы найти новые пути роста и продавать свои продукты в развивающиеся страны (например, в Китай или Южную Америку). Либо содействовать развитию инноваций и создавать спрос на новые продукты в самой Европе. Вторая проблема, которую я хотел бы озвучить, содержит в себе решение первой – но это решение не такое уж и простое. Нам необходимо управлять экономикой на общеевропейском уровне, чего не происходит сегодня. Евросоюз формально существует, но каждая страна продолжает действовать в своих интересах, что не всегда соответствует целям глобальной европейской экономической политики. Следующая проблема заключается в старении населения: в Европе становится все больше пожилых людей и все меньше молодежи, с каждым годом работающему населению все сложнее содержать неработающее. То, что люди живут все дольше – это хорошая новость, но на их обеспечение надо откуда-то брать средства. Признаться честно, мы плохо представляем себе, где взять деньги на покрытие этой статьи расходов, и все европейские страны сейчас ведут активные дебаты по этому вопросу. Мне самому, наверное, будет очень нелегко уйти на пенсию! Старой Европе пора меняться, пора становиться более инновационной и менять правила игры.

Executive.ru: Что вдохновило вас на создание программы двойного диплома с российским вузом?

Ж.-Ф.М.: С нашей точки зрения, это напрашивалось само собой. Между Россией и Монако существует особая культурная связь, в княжестве и на юге Франции временно или постоянно проживает множество русских. Как я уже говорил, в моем университете русские студенты – это третья по численности национальная группа. Очень кстати 2015 год объявлен годом России в Монако. Почему именно РАНХиГС и почему именно такая программа? РАНХиГС – это крупный университет, который развивает чрезвычайно важную деятельность, полезную специалистам, занятым в сфере управления. Мы решили организовать совместную программу Executive MBA по управлению частным капиталом и люксовой индустрией, так как педагогическая деятельность в этой сфере имеет для нас огромное значение. Для нас это способ развития наших взаимоотношений на деловом уровне – создать партнерство в сфере МВА со специализацией на частных инвестициях и люксовом секторе. В Монако накоплен богатый опыт работы в этой сфере и развита легитимность – но и в России данный сектор быстро растет, а с ним растет и спрос на частные банковские услуги и управление состоянием.

Executive.ru: Каково ваше впечатление о российском образовании и потенциале российских студентов на международном рынке труда?

Ж.-Ф.М.: Впечатление очень хорошее. У меня учатся студенты со всего мира, и я вижу разницу в том, какое место отводится образованию в той или иной культуре. По моим ощущениям, для россиян образование и научная степень имеют очень большое значение, глубоко укорененное в национальной культуре. Я бы охарактеризовал русских студентов как трудолюбивых, образованных, способных, уважительных и позитивно настроенных. У меня не бывает с ними проблем, у них отличный потенциал. Возможно, преуспеть на международном уровне для них важнее, чем для остальных: заметно, что русские очень хотят быть космополитами, хотят работать за рубежом и много путешествовать. Это очень любопытное явление, которое, вероятно, обусловлено историей вашей страны. Также у русских студентов ярко выражена предпринимательская жилка – насколько я понимаю, это тоже исключительно важно в вашей стране сегодня. Вы стремитесь постоянно развиваться, создавать что-то, преуспевать, зарабатывать деньги. Так что, вы идеальные студенты для бизнес-школы! Нам нужны целеустремленные и амбициозные люди. Многие наши выпускники живут в России, и я, когда приехал открывать новую программу в РАНХиГС, пригласил их собраться всем вместе за чашкой кофе. Я помню, как они несколько лет назад поступали в наш университет с целью получить хорошую работу после выпуска – и они ее получили, чем я очень горжусь. На мой взгляд, россиянам также нужно и executive education, ведь ваши молодые менеджеры (а не только студенты) весьма амбициозны. МВА позволяет им овладеть новыми навыками и инструментами, которые помогают выпускникам оставаться эффективными в условиях все возрастающей глобальной конкуренции. Сегодня россияне превратились в достойных соперников для своих европейских и американских коллег. За это их и люблю.

Расскажите коллегам:
Эта публикация была размещена на предыдущей версии сайта и перенесена на нынешнюю версию. После переноса некоторые элементы публикации могут отражаться некорректно. Если вы заметили погрешности верстки, сообщите, пожалуйста, по адресу correct@e-xecutive.ru
Комментарии
CIO, Москва

Было очень интересно. Спасибо!
Прочитав статью и, сопоставив факты, поймал мысль, что лучшее МБА сегодня - это простой совковый ВУЗ вчера.

''Ж.-Ф.М.: Понятие специальности и профессии актуально в короткой перспективе, а в условиях современного быстро меняющегося мира я бы предпочел говорить о навыках. Самый важный навык для молодых специалистов сегодня – это уметь быть инноваторами, каждый день и на всех уровнях, создавать новые идеи, находить новые решения, разрывать шаблоны, отвечать на все новые вопросы и справляться с новыми вызовами.''

Ведь именно этому раньше учили в ВУЗах СССР в первую очередь и на подсознательном уровне.
Детские фотки в зачетках, на костылях перед преподами, за 3-ое суток затолкать 2 семестра во временную память причем порой реально на ''отлично'' весь курс дисциплины...
Вспомнили? :)

Аналитик, Москва
...Международного университета Монако...англоязычной программы Executive MBA Private capital management and luxury industry, что совпало с проведением года России в Монако.
Хорошее образование для какой-нибудь светской львицы, например, такой как Виктория Боня. У нее как раз есть недвижимость в Монако. В любом случае, находясь в качестве обучающегося, она бы привлекла много других студентов. А если бы она преподавала на это программе какой-нибудь свой курс, то от желающих обучиться просто не было бы отбоя. :-))))
IT-менеджер, Москва

Увы, но позвольте не согласиться. Возможно россияне - удобные ученики, нетребовательные, платежеспособные (особенно кто пошел после школы). Но последние годы показали - что в связи с тем что вектор экономики разворачивается на Китай и Азию - бизнес-школа и MBA начинет цениться и ''телефонной книжкой'' - перечнем контактов, которые потом можно с пользой использовать.
Выпускники азиатских MBA быстрее находят работу, быстрее устанавливают контакты. Да и качество университетов резко выросло. Если в 2013 году в рейтинге Financial Times Global MBA Rankings 2013 из ста лучших бизнес-школ мира 6 были в Китае:
8 место - Hong Kong UST Business School (Гонконг, Шэньчжэнь)
15 место - CEIBS (Шанхай, Пекин)
27 место - Chinese University of Hong Kong (Гонконг)
31 место - University of Hong Kong
66 место - Peking University: Guanghua
89 место - Fudan University School of Management
http://rankings.ft.com/businessschoolrankings/global-mba-ranking-2013
то в 2014 году - их уже 11 (!!)

http://rankings.ft.com/businessschoolrankings/global-mba-ranking-2014

Говоря про опрос - да, образование в кризис - не помешает - у каого есть запасы ''отсидеться'' пару лет - поучиться. Но только в Азии !

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Новости образования
ВШБ НИУ ВШЭ получила Гран-при в двух номинациях премии «СМАРТ пирамида — 2024»

Премия ежегодно вручается ведущим образовательным организациям и платформам за вклад в развитие человеческого капитала.

Нейросеть «Яндекса» научили оценивать школьные олимпиады

Применение YandexGPT позволило сократить этап оценки работ с трех месяцев до одного.

Сбер и ВШБ ВШЭ провели форум о трендах в сфере HR

Более 100 профессионалов встретились на площадке бизнес-школы для обсуждения трендов, новых подходов к работе с персоналом и трансформации корпоративной культуры.

Впервые в МИРБИС трем преподавателям присвоили статус профессоров бизнес-практики

Статус присуждается экспертам с ученой или квалификационной степенью, многолетним опытом преподавания и подтвержденными результатами в бизнесе и корпоративном секторе.

Дискуссии
Все дискуссии
HR-новости
Исследование: чего ждут российские IT-специалисты от работодателей

Половина сотрудников в IT мечтают о гибриде, но большинство опрошенных вынуждены работать в офисе.

Предлагаемые в России зарплаты выросли на 25% за год

Быстрее всего зарплаты в 2024 году росли у водителей, сварщиков и промоутеров — в 1,5–2 раза.

90% работодателей готовы нанимать неопытных специалистов

Представители бизнеса считают, что перспективные кандидаты, готовые к обучению, могут стать настоящим активом для компании.

Половина россиян оказалась в состоянии выгорания к концу 2024 года

Наиболее распространенные симптомы выгорания — постоянное чувство усталости и раздражительность.