Как я попала в индийскую бизнес-школу

В 2012 году я окончила программу Sofaer iMBA Тель-Авивского университета, которая ежегодно участвует в международной программе обмена студентов из десятка MBA-школ из разных стран. В рамках обмена школа принимает студентов со всего мира и предлагает лучшим возможность провести один семестр в другой бизнес-школе. Одним из счастливчиков стала и я, поехав учиться в Indian Business School (ISB) в Хайдарабаде. Сама ISB относительно молода (существует с 2001 года), но уже зарекомендовала себя среди крупных компаний Индии и лидеров рынка бизнес-образования по миру (по версии Financial Times за 2011 год заняла 13-е место в числе самых престижных бизнес-школ мира). Обучение в другой стране и на другом континенте – это совершенно неповторимый опыт. Об этой своей поездке я бы и хотела вам рассказать.

Так возникла ИндияПосле первого семестра студентам предлагают подать заявки на участие в программе обмена. Участие бесплатно – это одно из условий программы обмена. Но студент оплачивает все расходы, связанные с прибытием и проживанием в стране обучения. Далеко не все проходят отбор: в каждый университет могут послать только одного студента, и на самые «горячие» программы была серьезная конкуренция. К тому же, для возможности принять участие в этой «гонке» нужно показать высокий средний экзаменационный бал по уже пройденным курсам. Я решила участвовать, а в силу того, что я долго работала и жила в Китае, решила, что выбрать обучение в Азии будет правильным шагом для моего опыта. Я была неожиданно удивлена, когда из администрации пришло письмо, подтверждающее, что я прошла финальный отбор и что Индийская школа одобрила мою заявку! Оставались документальные формальности.

A_Kovalevich2.jpgДо Хайдарабада я добралась комфортно, самолетом, успев бегло посетить знаменитый индийский треугольник Дели-Агра-Джайпур. На кампусе школы меня встретили очень радушно. Нужно сказать, что индусы – дружественный, теплый и радостный народ. За все время обучения я никогда не чувствовала себя одиноко. В Хайдерабадском кампусе обучается более 500 человек (в основном – индусы), и многие из них очень открыто и радостно встречали нашу группу студентов по программе обмена. Кроме меня, по программе прибыло порядка 20 человек, но я оказалась единственной женщиной в группе. Русскоговорящих не было, в основном, по одному студенту от каждого университета: итальянец, немец, австралиец, швейцарец из швейцарской бизнес-школы, швейцарец из китайской бизнес-школы; американцы и пакистанцы.

Могу только представить наши немного сконфуженные и напряженные лица по прибытии. Однако студенты школы не оставляли нас без внимания. Любые бытовые вопросы: где купить сим-карту, как и что оплатить, где закупать продукты, где стирать одежду – можно было адресовать первому встречному и получить открытый и полный ответ. Более того, тебе не только расскажут, но и покажут, где и что делать.

Культурные особенности – это, наверное, первое, что замечаешь в стране. Меня больше всего конфузил индийский жест покачивания головой, напоминающий движение болванчика. Диапазон значений жеста начинался с «нет/не знаю» и заканчивался «ок/хорошо». Как хочешь – так и понимай. У нас и европейцев для подобного жеста не натренированы мышцы. Однако, освоив этот жест, очень просто создать ощущение, словно ты уже давно в стране и все здесь понимаешь, что мне лично очень помогало торговаться. Торговца украшениями в Джайпуре я этим жестом ввела в такой транс, что он мне продал свой товар по удивительно низкой даже для индийца цене. А ведь и делать-то ничего не надо было – на любую его цену я раскачивала головой из стороны в сторону – что хочешь, то и понимай, как хочешь, так и толкуй.

Индийская «Силиконовая» долина

Для меня обучение в Индии было интересно, прежде всего, тем, что сам город Хайдарабад, где расположена бизнес-школа, считается вторым центром индийской «Силиконовой» (Кремниевой) долины. Изначально кампус школы базировался только в Хайдарабаде – южной Индии, но несколько лет назад был открыт для обучения второй кампус – на севере, недалеко от Дели. Напротив ISB располагается офис с территорией Microsoft, чуть поодаль офисы Google и других high-tech компаний. Поэтому технологическая среда, наверное, была одним из важных факторов моего выбора. Помимо этого, Индия, как и Китай (где я в свое время жила и работала), очень привлекательна с точки зрения бизнеса. Мне хотелось за короткий срок почувствовать деловую атмосферу и понять культурные особенности страны. А самый простой способ это сделать – погрузиться в соответствующую среду. Бизнес-школа, в этом смысле, подходит как нельзя лучше, так как является высококонцентрированной деловой средой. К слову сказать, за время своего обучения в Индии я участвовала в одном из IT-саммитов по проблеме развития интернет- и мобильных технологий. Саммит устраивался университетом, и в нем принимали участие представители крупного IT-бизнеса и представители государства. И не смотря на то, что в основном обсуждались прикладные проблемы, все равно всплывала тема большей интеграции MBA программ и самой ISB, как одного из крупных исследовательских центров, в разные индустрии, о необходимости «заказа» на исследовательские проекты со стороны индустрий.

Дикие кабаны, павлины и английский язык

A_Kovalevich1.JPGПреподавание ведется исключительно на английском языке. Кстати, в Индии английский язык имеет статус универсального, на нем говорят практически все. Здесь его в шутку называют индиш, из-за сильного индийского акцента. А вообще, в Индии официально признано 17 языков. И очень часто жители, скажем, севера, говорят на хинди и не могут понять жителей юга, говорящих исключительно на тамили или телугу. Остается английский. Я жила в квартире с тремя индианками. Между собой они общались на английском не из вежливости ко мне, а ровно потому, что это был единственный для них общий язык.

Быт студента устроен так, чтобы не отвлекать оного от самого главного – учения. В кампусе, вокруг учебного здания, по кругу располагаются студенческие деревни. Это трехэтажные жилые здания, предназначенные для проживания студентов по типу общежития или для проживания семей. Семей здесь очень много. Детишки и супруги составляют неотъемлемую часть студенческого пейзажа. И это здорово, потому что люди могут позволить себе обучение без отрыва от своих родных. Я проживала в так называемом Quard, или квартире на четырех человек. У каждого из нас была своя комната (около 14 кв. м) с достаточно новой мебелью. В гостиной размером с малое футбольное поле мы легко могли собрать порядка 30 человек. О таких общежитиях российский или израильский студент даже мечтать не может. Быт существенно облегчался ежедневной уборкой, включенной в обслуживание квартир. Для особо ленивых можно было заказать сервис по покупке продуктов и приготовлению еды, причем это было вполне доступно студентам. Кроме этого, на территории закрытого охраняемого кампуса располагался свой спортивный комплекс, бассейн, рестораны и кафе, небольшой продуктовый магазин,– все удобства, для того чтобы студенты не отвлекались от учебы. А в качестве бонуса прилагалось свое озеро, дикие кабаны, павлины и прочая дикая живность.

С 8 утра до полуночи

Стоимость обучения по полному курсу MBA колеблется в районе $50 тыс., что, по индийским меркам, баснословно высокая сумма. Большинство студентов для оплаты обучения берет ссуды. Для проживания же много денег не нужно: в Индии оно существенно дешевле проживания в Москве, Питере или Тель-Авиве. Но, опять же, все очень сильно зависит от студента. В Индии можно вкусно пообедать на $3-5, а можно на $50-100.

Процесс обучения в индийской школе бизнеса практически полностью построен на обсуждении кейс-стади и материалов, выданных к прочтению заранее. Мне часто не хватало лекторской части, когда профессор дает некоторые системные оценки того или иного бизнес-предмета. Вторая особенность – очень интенсивный процесс обучения. Выбирая бизнес-школу, я по наивности думала, что мне удастся не только поучиться, но еще и Индию посмотреть. На второй неделе обучения стало понятно, что это невозможно. Школа имеет репутацию одной из сложных и интенсивных, и в этом плане не дает никаких поблажек студентам. Шесть недель каждого полусеместра мне приходилось учиться с 8 утра до полуночи, как правило, без выходных. Потому что выходные не для того чтобы отдохнуть, а для того чтобы наверстать упущенное и прочитать вперед нужные статьи.

Аукцион преподавателей и студентов

Как и в любых школах, качество преподавателей - вопрос чисто субъективный. Индийская школа в этом плане имеет долгую традицию оценки преподавателей студентами и присвоения им рейтинга, на который студенты ориентируются при выборе курсов. Перед каждым полусеместром проводится bidding, своеобразный аукцион курсов. Каждому студенту в начале года выдается определенное количество балов, которые он использует для участия в аукционе. Аукцион проводится в определенное время онлайн. Студенты используют индивидуальные логины для входа в систему, где они видят все доступные в полусеместре курсы и текущую ставку в баллах на тот или иной курс. В зависимости от рейтинга преподавателя, интересности и востребованности курса ставки растут. Аукцион проводится в течение трех часов. В первую неделю полусеместра у студентов есть возможность опробовать все выбранные курсы и повторно участвовать в аукционе. Мне долго была непонятна необходимость подобной системы, но, несмотря на то, что я ее считаю излишней, это еще один из инструментов имитации реальности, распределения ресурсов и более ответственного подхода к обучению.

В школе существует специальный отдел, который занимается рекрутментом для всех студентов. Со второй половины обучения каждую неделю разные крупные компании типа Google, Microsoft, HSBC и местных банков проводят презентации и открывают вакансии для будущих выпускников школы. Насколько я понимаю, большинство студентов еще до окончания программы заключает договоренности и контракты с будущими работодателями. В силу того, что я не думала оставаться в Индии, я прошла стороной этот процесс. От студентов по обмену я слышала только об одном, который планировал оставаться в Индии. Он был гражданином Австралии, но по происхождению индус.

Чтобы люди влюблялись в города…

Сейчас я участвую в проекте TravelMe – городские аудиогиды для мобильных телефонов. Не смотря на то, что интернет полон разного рода информацией по тем или иным городам, местам, достопримечательностям, не смотря на то, что есть бесплатная Wikipedia, я считаю, что этого не достаточно для многих самостоятельных путешественников. А вот приезжаете вы, скажем, в Иерусалим. Скачали аудиогид в смартфон, и он вас ведет по городу, позволяя избежать необходимости с кем-то договариваться об экскурсиях, рано вставать, что-то читать на бегу. Нужен только смартфон, который и так уже под рукой. В проекте я стремлюсь к созданию такого контента и таких аудиогидов, чтобы люди влюблялись в города.

Таким образом, я не думала оставаться в Индии: я совсем недавно переехала в Израиль и планировала какое-то время задержаться тут, развивая свой проект. Но! Индия, безусловно, интересная и перспективная с точки зрения бизнеса страна с огромным количеством точек входа. Однако есть и свои нюансы – Индия крайне неоднородна с точки зрения языка, культуры и потребительских паттернов.

Расскажите коллегам:
Эта публикация была размещена на предыдущей версии сайта и перенесена на нынешнюю версию. После переноса некоторые элементы публикации могут отражаться некорректно. Если вы заметили погрешности верстки, сообщите, пожалуйста, по адресу correct@e-xecutive.ru
Комментарии
Нач. отдела, зам. руководителя, Москва

было бы интересно посмотреть на видео, как выглядит фирменное индийское качание (или мотание) головой))))

Менеджер, Санкт-Петербург

Очень интересная статья! :) По работе сейчас тоже развиваю несколько бизнес-проектов с Индией, поэтому интересно все, что касается этой страны и ее жителей.
Согласна, что никогда не понять, что конкретно они говорят ''да'' или ''нет'', а еще есть ощущение, что никто не хочет брать на себя ответственность за принятое решение или ответ на какой-то значимый вопрос.
И про разные языки на территории Индии я тоже слышала от них же, а еще слышала, что преподавание в школах у них сейчас ведется, в основном, на английском!..:))

Редактор, Москва
Комментарии участников нашей группы в Facebook Сергей Боровков Когда уже и мы создадим нечто подобное? Ведь есть успешные проекты создания научных и обучающих центров и в Индии и в Японии. Про Америку с Европой просто говорить обидно. Есть и у нас нехилые кластерные научные центры в Новосибирске, Красноярске, Питере. Только нет желания их усилить и вывести на более высокий уровень. Ведь это готовые бренды! Бухнули в Сколково и что? Обидно за скудомыслие наших власть придержащих. Может и жестко, но от души. Алина Ковалевич · Project Manager в TravelMe Мне кажется, что у нас университеты очень оторваны от реальности и реального бизнеса. то есть они конечно с бизнесом/индустриями взаимодействуют, но все равно на личностном уровне. В Индии, конкретно, крупные игроки видят в бизнес университетах свои кузницы кадров. Обсуждается условный ''заказ'', вводнятся релевантные курсы. Особенно это касается IT. Мне кажется, что российский бизнес был бы тоже рад такому сотрудничеству. Это взаимовыгодно и для бизнеса и для университета. Не думаю, что нужно ждать государства и государственной отмашки для этого дела. Irina Sabitova · Москва Если не ошибаюсь, Сколково - это плод инициативы и серьезных финансовых и интеллектуальных вложений солидных бизнесменов. При этом (по остальным потенциальным центрам), думаю, что это особенность России - пассивное ожидание на разных уровнях: ''Когда же придет государственный сильный дядя и усилит это хорошее потенциальное начинание...'' Кроме того, при огромном уважении к нашим научным и обучающим центрам (и сама могу привести сотни позитивных примеров, когда ''мы на высочайшем уровне''), все же склонна думать (и опять же - на основании конкретных многочисленных примеров из профессиональной практики), что эти самые ''потенциальные центры'' во многих случаях даже при солидных вливаниях со стороны в целом не потянут на тот международный уровень обучения-образования-исследований, который востребован сегодня мировой бизнес-практикой. По многим и разным причинам. А те, которые ''потянут'' - уже действуют, взаимодействуют и т.д. В том числе с венчурными фондами.... Olga Pavlovna было интересно читать, так как сама на втором курсе университета попала на три месяца по программе обмена студентов в г.Бангалор, в Alliance Business Academy. Уверена, что автора сильно ограничил размер статьи, потому что у меня впечатлений от этой страны, особенностей жизни и обучения хватило бы на книгу :-) Алина Ковалевич · Project Manager в TravelMe Конечно, статья меня ограничила, особенно в рассказах об особенностях культуры. Это как американские горки, каждый день столько впечатлений, что уже не помнишь, что было вчера. Я очень рада, что мне попал такой шанс. Я долго жила в Китае, училась в Индии, это безусловно бесценный опыт. Владимир Старцев · СПб МАПО Очень интересная статья, в особенности о системе построения обучения и о рейтинге преподавателей. Нам бы хоть кусочек такого опыта - это ''тяжелый вздох'' преподавателя российского ВУЗа в Санкт-Петербурге Алина Ковалевич · Project Manager в TravelMe ''Тяжелые вздохи'' есть везде))) поверьте, я училась в Москве, Шанхае, Тель-Авиве и Хайдерабаде)) Вопрос только в доли ''тяжелых вздохов'' на общий процесс обучения. Владимир Старцев · СПб МАПО Алина, не в самих ''вздохах'' дело. У нас в стране много талантливых и креативных педагогов. Но... Процесс образования давно напоминает МВД или другие силовые структуры: ''хочешь быть с нами, - работай по нашим законам''. Это взгляд изнутри, поверьте. Как и в науке, впрочем (я доктор наук). Или Вы со мной не согласны? Алина Ковалевич · Project Manager в TravelMe Я в России училась давно. Думаю, что ситуация поменялась, а для осознаных комментариев, все-таки ей нужно владеть. Хотя в том же Тель-Авивском университете я вижу больше деловой активности, и большей интегрированности с бизнес-средой, чем я видела это в Москве (опять же, это было очень давно). Если то, что вы говорите о процессе образования - правда, то это действительно грустно. Не построить экономинку на принципах МВД, только на креанитве, инициативности и осознанности. Анна Михнина · СПБГУ С точки зрения бизнеса Индия - страна с беспрецедентным уровнем коррупции. Даже Россия не сравнится. Это обстоятельство также следует учитывать, лелея амбициозные мечты по реализации своих проектов в данном государстве. В остальном написано верно. (Я живу в Индии уже месяц, довелось пообщаться с экспатами из России, местными олигархами и приезжими предпринимателями из разных стран Алина Ковалевич · Project Manager в TravelMe Мне уж к счастью, не удалось с ней столкнуться, хотя я поняла, что она корупционна не только из-за корупционности как таковой, сколько из-за общей невысокой эффективности управления. А потом, Индия совершенно разная с точки зрения культур и ментальности.
Владимир Крючков Владимир Крючков Преподаватель, Москва

Алине спасибо за материал и удачи!

Petr Sverchkov Petr Sverchkov Системный администратор, Украина

Kakoy bred..........proplachennay statiya nichego obzego s realnostiu.........
Dyrilka dlya ''Vanki-dyrochka''.............prosnites ludi i protrite glaza........

Руководитель проекта, Москва

Алина, неожиданно и радостно было вдруг увидеть эту статью на главной странице портала.
Очень интересный опыт! По ощущением - стала бы нанимать выпускника этой школы на топовую позицию?
Как двигается проект Travel.me?

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Новости образования
МИРБИС стал лауреатом Национальной премии «Бренд года в России 2024»

Премия «Бренд года в России» нацелена на признание и поддержку достижений организаций, формирующих стандарты и векторы развития в своих отраслях.

Исследование: почему девушки решают учиться IT

Большинство опрошенных студенток IT в старшей школе учились в профильных классах – с IT или физико-математическим уклоном.

Высшая школа бизнеса ВШЭ и ТМХ завершили модуль по обучению руководителей

В ходе обучения более 50 сотрудников ТМХ осваивают важные навыки, связанные с маркетингом, финансовым менеджментом, развитием команд и принятием управленческих решений.

В Высшей школе бизнеса ВШЭ стартовал новый поток обучения кейс-методу

Кейс-метод – одна из основных образовательных технологий ведущих мировых бизнес-школ.

Дискуссии
Все дискуссии
HR-новости
РБК представил рейтинг работодателей 2024

Средняя заработная плата в компаниях — участниках рейтинга составила около 155 тыс. руб. в месяц.

Названы самые привлекательные для молодежи индустрии

Число вакансий для студентов и начинающих специалистов выросло за год на 15%.

Россияне назвали главные условия работы мечты

Основные требования – широкий социальный пакет, а также все условия для комфортного пребывания в офисе.

Власти Москвы заявили об отсутствии безработных в столице

При этом дефицит кадров наблюдается во всех отраслях.