«В России на данный момент более динамичная атмосфера, и, порой, открывается больше возможностей, чем в значительно более упорядоченном американском бизнес мире»,- считают выпускники зарубежных бизнес-школ из числа «возвращенцев». Почему около половины выпускников возвращается жить и работать в Россию? Чем не устроила жизнь за рубежом, ведь многие только и ищут шанса уехать из России подальше? Какие перспективы своего карьерного и личностного роста они видят здесь? Оправдываются ли их ожидания? Executive решил побеседовать с теми, кто знает о зарубежном MBA не понаслышке, вернулся или собирается вернуться, строит свою карьеру предпринимателя, стартапера и консультанта.
Владимир Клепиков, студент University of Michigan Ross School of Business, класс 2012, прошел рекрутинговые в московский офис одной из международных консалтинговых компаний.
Сергей Архипов, выпускник MIT Sloan School of Management и Harvard Kennedy School , основатель стартапа «Едим В Городе.ру».
Олег Гончаренко, выпускник INSEAD, консультант в международной консалтинговой компании (менеджмент консалтинг).
Сергей Фаге, выпускник Stanford, соучредитель и генеральный директор компании «Островок.ru».
Executive: Почему поехали учиться за границу? Какие мотивы вами двигали?
Владимир Клепиков: «Отвечу вопросом на вопрос: а в России есть бизнес-школы, входящие в мировой ТОП, в которых также грамотно были бы выстроены процессы обучения, нетворкинга и рекрутинга? Скажу честно, у меня есть и российское МВА, полученное в 2003 году, так что мне есть с чем сравнивать, в том числе, поэтому я и выбрал топовую школу в Штатах. Это необыкновенный опыт жизни, учебы, общения за границей. Он очень сильно меняет восприятие мира и расширяет профессиональный и личный networking».
Сергей Архипов: «К 30-и годам я достиг своего потолка профессионального роста в медиа-бизнесе – на тот момент второе лицо в одном из крупнейших полиграфических холдингов России – и понял, что топ-школы МВА предоставляют для меня лучшие возможности для профессионального развития и смены карьерной стратегии».
Олег Гончаренко: «Во-первых, международное образование помогает получить доступ к передовым методам обучения. К сожалению, в странах СНГ такого уровня обучения пока нет. Во-вторых, INSEAD дает возможность совместного обучения со студентами из более чем 70-ти стран мир. Это позволяет не только узнать опыт коллег из других стран/индустрий, но также понять/узнать новые культуры. И, в-третьих, международное образование более структурировано и применимо в конкретных бизнес-ситуациях, в то время как наше обучение более академическое».
Сергей Фаге: «За границу уехал по семейным обстоятельствам. Что касается мотивации, могу сказать, что образование в США намного практичнее, чем в России. Американская образовательная программа предполагает решение бизнес-кейсов, а не выучивание теории».
Executive: Кем и где работали за границей? Чем не устроила жизнь за рубежом, ведь многие только и ищут шанса уехать из России подальше? Не жалеете потраченного времени?
В.К.: «На этот вопрос ответа у меня пока не будет, т.к. за границей не работал. Изначально была цель – после получения МВА вернуться в РФ в консалтинг на соответствующую позицию (в настоящий момент в московские офисы топовых консалтинговых компаний без хорошего западного МВА на определенные позиции попасть практически невозможно), и я ее достиг, но впереди еще один год учебы и рекрутинга, там и посмотрим. Так как я еще не закончил обучение, то вопрос, где работать после МВА, пока еще до конца не определен. Ехал я туда с четкой целью вернуться в РФ, но сейчас уже не так уверен, а топовое МВА в Штатах предоставляет иностранцу возможность очень хорошо трудоустроиться в этой стране».
С.А.: «Пока учился в Гарварде, организовал стартап в солнечной энергетике совместно с друзьями из MIT и российскими учеными. Много работали над поиском финансирования, выиграли полуфинал в самом крупном и престижном в США конкурсе бизнес-планов CleanTech Open, получили от партнера Bingham & McCutchen LLP крупнейшую юридическую практику в альтернативной энергетике, почти шесть месяцев вели переговоры с крупнейшим венчурным фондом Kleiner Perkins, но финансирования под нашу идею получить так и не удалось. Вернулся в Россию и, благодаря полученным знаниям и опыту запуска стартапа в США, запустил «Едим В Городе.ру». Я верю, что Интернет-экономика – это фундаментальное средство, которое позволит вытащить страну из пропасти коррупции и технологической отсталости. Интернет – это открытость информации и свобода доступа».
О.Г.: «Я не работал за рубежом. Я из Украины, и четко понимал, что максимальной реализации своих карьерных амбиций я смогу достичь в Москве. Это быстрорастущий рынок с большими возможностями для специалистов с дипломом MBA. Также по менталитету мне гораздо ближе динамика России, нежели темп жизни в Европе. Образование – это самые надежные и самые выгодные инвестиции. Говорить о том, что это «потраченное» время, будет не совсем корректно. Это – время, «проведенное» в обучении и постоянном решении бизнес-задач, которые сейчас мне помогают в работе. Могу добавить только одно – год, который пролетел в INSEAD, я точно могу назвать лучшим годом своей жизни».
С.Ф.: «С 2006 года работал в главном офисе Google в Калифорнии и был самым молодым в своем классе на программе MBA Стэнфордского Университета. До возвращения в Россию был основателем и генеральным директором компании по видеокоммуникациям Tokbox, где совместно с партнером привлек $14 млн от венчурного фонда США Sequoia Capital и инвесторов, включавших основателей/топ менеджеров YouTube, Google, PayPal, Cisco».
Нет предела совершенству
Executive: Что больше всего запомнилось из учебной или рабочей практики и, возможно, дало понять, что «там» не лучше, чем «тут»?
В.К.: «Я бы вообще вопрос так не ставил, везде есть свои особенности: в РФ они одни, в Штатах – другие. Сравнивать их напрямую, с моей точки зрения, не правильно, – каждый выбирает для себя, и что для одного недостаток, то для другого наоборот, плюс. Там просто по-другому, кто-то к этому привыкает, принимает правила игры и живет ничем не хуже, чем здесь, а для кого-то этот процесс дается сложнее и до конца все равно не удается перестроиться. У меня была похожая ситуации, так как до этого в Америке не был никогда, все сначала казалось чужим, странным и не привычным, а потом ничего, привыкаешь и вроде как оно так все и должно быть».
С.А.: «Из учебы запомнилась первая сессия в MIT, которая состояла исключительно из письменных экзаменов, где задачи были абсолютно не похожие на те, что мы разбирали в классах. Лучшие западные университеты не дают студентам клише, и зубрить конспекты просто бессмысленно. Зато на устном экзамене один на один с преподавателем, единственном за все время и поэтому диковинном для американских студентов, я чувствовал себя в привычной атмосфере ответа экзамена по билету».
О.Г.: «Мне запомнились очень яркие люди, с которыми я учился. Это мой самый основной «take away», который я не смог бы получить ни при каких иных обстоятельствах. Общение со многими коллегами продолжается и сегодня. Круг общения – это то, что формирует вас как личность. Здесь нет предела совершенству, и я благодарен школе за ту возможность, которую я получил, проходя обучение».
С.Ф.: «В Кремниевой Долине рынок высоко конкурентный, потому там сложно находить талантливых профессионалов и привлекать их в свой бизнес. В России же открытый рынок с минимальной конкуренцией, здесь пока мало онлайн-бизнесов, особенно в сфере travel, и очень много талантливых специалистов. Этим Россия и привлекательна для меня».
Executive: Много знаете таких, как вы – «возвращенцев»?
В.К.: «Знаю таких людей предостаточно. Если смотреть неофициальную статистику, то после получения МВА в Штатах обратно в РФ возвращаются процентов 50% ребят из России и стран СНГ».
С.А.: «Из моего класса MIT вернулись двое; из Гарвардского класса – только я. Причина не в том, что выпускники не хотят возвращаться, просто для тех, кто выбрал карьеру в корпоративном мире, возможностей для профессионального роста на западе больше, чем в России».
О.Г.: «Многие из моих друзей вернулись в Россию. Основной мотив для большинства из них – в России больше возможностей, и жизнь здесь более интересная и динамичная».
С.Ф.: «Нет, не много. Но могу заметить, что мои однокурсники из Стэнфорда, которые возвратились работать сюда, намного успешнее, чем те, кто остался там. Здесь они управляют большими компаниями, а там находятся на менеджерских позициях. Я думаю, что со временем число «возвращенцев» будет расти».
Хорошо там, где мы есть
Executive: Какие привилегии жизни и работы вы видите на родине? Можно ли сказать, что вам тут комфортнее (знание языка, культуры, менталитета)?
В.К.: «Хмм … привилегиями я бы это не назвал, это скорее особенности того, что вы родились здесь и выросли, но вам ничего не мешает освоить язык той страны, где вы учитесь, и попытаться интегрироваться в общество. Кому-то это дается сложнее, кому-то проще, а кто-то вообще этим не заморачивается. Поэтому да, я согласен с тем, что вначале кажется, что комфортнее работать там, откуда вы приехали. Но здесь опять мы возвращаемся к вопросу о том, насколько быстро вы сможете принять правила игры той страны, в которой проходите обучение. И как только вы переходите через этот барьер, то становится, в принципе, все равно».
С.А.: «В России для выпускников западных университетов нет привилегий жизни и работы – или, по крайней мере, я о таких не знаю. Да, на рынке труда мы стоим дороже тех, у кого российский диплом, но это не из-за бумажки-диплома. Зарубежное образование дает одно преимущество перед теми, кто никогда не выходил из рамок системы – мы можем смотреть на привычные вещи под другим углом и видеть возможности».
О.Г.: «Однозначно, язык и культура – мои основные преимущества перед коллегами из других стран. Ведение бизнеса в России связано с пониманием культурных особенностей и менталитета, без знания которых, бизнесмен/менеджер не может быть успешен априори. Так же, и это не секрет, спрос на специалистов в России по прежнему превышает предложение, что делает карьеру более динамичной, а выбор направлений – шире».
С.Ф.: «На самом деле, знание языка, культуры, менталитета у меня лучше американское, чем русское... Где комфортнее, сказать сложно, для меня это не принципиально».
Executive: Еще Н.А.Некрасов задался вопросом, «Кому на Руси жить хорошо?» Кем, по вашему мнению, надо быть по профессии, чтобы Россия была «домом»?
В.К.: «Кем угодно, если вам нравится делать то, что вы делаете, ведь в этом случае абсолютно все равно, в какой географической области мира вы находитесь».
С.А.: «Предпринимателю у нас явно сложнее. Государство делает для поддержки предпринимательства гораздо меньше, чем, например, в США. Под поддержкой я понимаю не деньги. Главные условия для развития предпринимательства – это свобода передвижения рабочей силы, капитала и ресурсов. Ни в одном из этих трех фундаментальных направлений для успехов развития экономики Россия пока не достигла успехов».
О.Г.: «Вопрос риторический. Каждый человек выбирает ту страну, где ему комфортнее всего. Сейчас и на ближайшие пять лет я вижу Россию как место своей карьеры».
С.Ф.: «Нужно быть узкопрофильным специалистом высокой квалификации, и тогда вы будете востребованы. Я знаю много таких экспертов в России, которые зарабатывают хорошие деньги».
Executive: И все же, в какой стране видите дальнейшее будущее для себя и своих детей?
В.К.: «С точки зрения семьи, США – намного более комфортная, безопасная, и благоустроенная страна, чем РФ. Это не только мое мнение, но и мнение многих ребят, которые уезжали на время получения МВА туда с семьями. С позиций собственного развития и роста – в РФ на данный момент более динамичная атмосфера, и порой открывается больше возможностей, чем в значительно более упорядоченном американском бизнес мире».
С.А.: «В России, конечно!»
О.Г.: «Я не связываю свое будущее с какой-то конкретной страной. Мы живем в настолько динамичном мире, что сегодня я могу работать в Москве, завтра я буду на проекте в Амстердаме, а на выходных встречусь с друзьями в Лондоне. Ограничение местом проживания ограничивает вас в возможности увидеть многообразие жизненных путей. Моей родиной всегда будет Украина, а время покажет, где я буду через пять лет. Жизнь полна неожиданных поворотов, к которым необходимо быть просто готовым».
С.Ф.: «Про детей я пока не думаю, а что касается меня, ближайшие 5-10 лет я планирую провести в России. Я вижу свою жизнь в двух или более странах».
За помощь в организации интервью благодарим компанию MBA Strategy
Также смотрите:
Камиль Курмакаев: «Российским предпринимателям не хватает образца для подражания»
Япона мама
В США комфортно и безопасно? Страна находящаяся на грани дефолта и уже много лет в состоянии войны, недавно там ''уничтожили'' мифического Бен-Ладана, появляются города призраки вроде Детроита, так как производство выведено в страны третьего мира, безработица растет, своих выпусников более чем достаточно, да и уволить человека легко ''ты уволен'' и все дела, думаю это порождает массу злоупотреблений.
Я с уважением отношусь к Джобсу, Баффету и т.д. Но согласитесь говорить о стабильности и радужном будущем страны которая практически заместила свою экономику печатным станком, не приходится.
А у нас в СНГ несмотря ни на что, еще сохранился благоговейный трепет перед словами ''Западное образование''. Хотя далеко не все применимо к нам и далеко не все выпусники западных бизнес школ без практического опыта являются подарком небес для отчественного предприятия. Но даже здесь им уже не предлагают сходу руководящих позиций.