Какой должна быть бизнес-школа, чтобы вы захотели в ней учиться? Лучшие школы мира ежегодно соревнуются в гонке за то, чтобы привлечь как можно больше качественных студентов. Для этого они получают подтверждения соответствия своих программ международным стандартам, проводят тщательный вступительный отбор, помогают трудоустраиваться своим выпускникам, отслеживают, как меняется их карьера и зарплата после окончания обучения, запрашивают у них рекомендации и т.д. Показателей много, и новичку в них легко запутаться. E-xecutive.ru составил для вас список терминов, на которые стоит обращать особое внимание при изучении профилей бизнес-школ.
Термин | Значение |
Международная аккредитация | Подтверждение соответствия программ школ международным критериям и стандартам. Triple Crown Accreditation (аккредитация «Тройной короны») – признание бизнес-школы или программы всеми тремя структурами: 1. AACSB – Ассоциация по развитию университетских школ бизнеса (США); 2. AMBA – Международная ассоциация программ МВА (Великобритания); 3. EFMD – Европейский фонд развития менеджмента (Западная Европа) |
AACSB International | Американская ассоциация университетских школ бизнеса – влиятельная и авторитетная аккредитующая организация по оценке качества образования в сфере делового администрирования и менеджмента. Первые стандарты по аккредитации AACSB были утверждены в 1919 году. Сегодня организация занимается аккредитацией по всему миру, и в ее портфеле находится более 500 акцептированных бизнес-школ. |
EFMD | Европейский фонд развития менеджмента – авторитетная международная ассоциация по европейской аккредитации бизнес-школ, которая работает в сфере аккредитации более 30 лет. Аккредитует не только бизнес-школы как единый комплекс, но и программы MBA, корпоративные университеты и технологии электронного обучения. |
Association of MBAs | Эта международная организация основана в 1967 году, занимается аккредитацией бизнес школ и программ MBA, аналогично американской AACSB и европейской EFMD. На сегодняшний день аккредитация АМВА присвоена 161 бизнес-школе в 72 странах мира. Только одна программа из семи получает аккредитацию. Причина в том, что организация придерживается достаточно принципиальной и бескомпромиссной политики по отношению к рассматриваемым программам. |
Full-time MBA | Традиционные программы MBA, рассчитанные на «очное» обучение с отрывом от производства. |
Part-time MBA | Программы MBA, которые рассчитаны на «очное» обучение, но без отрыва от производства, т.е. в вечернее время или с использованием модульного построения программы. |
Executive MBA | Программы MBA, которые ориентированы на руководителей высшего звена и предусматривают значительный опыт работы слушателей. |
Online MBA | Программы MBA, которые используют методы дистанционного обучения (стали возможны с появлением Интернета). |
DBA | На программу доктора делового администрирования, как правило, приходят топ-менеджеры и государственные служащие, чтобы, опираясь на исследовательские методы, внести существенный вклад в развитие практики корпораций, транснациональных компаний, региона и отрасли на высоком управленческом уровне. Обучающиеся углубленно изучают и анализируют актуальные проблемы в бизнесе, новейшие методы стратегического менеджмента, особенности управления инновациями, применения IT-технологий, международного бизнеса. По завершении обучения кандидат на получение степени DBA пишет и защищает диссертацию на актуальную тему, связанную с его профессиональной деятельностью. |
Рейтинги бизнес-школ | Рейтинг бизнес-школ – это комплекс показателей, которые свидетельствуют о качестве образования, перспективах и популярности школы среди студентов. По сути, это «шкала престижа»: чем выше степень заведения в любом из авторитетных рейтингов, тем больше конкурс при поступлении и выше стоимость обучения. Составлением рейтингов бизнес-школ обычно занимаются деловые СМИ. Наиболее авторитетными считаются мировые рейтинги от Business Week, The Financial Times, Forbes, Wall Street Journal, QS. |
GMAT | Тест, посредством которого определяется способность успешно обучаться в бизнес-школах. Был разработан Graduate Management Admission Council (GMAC), куда вошли представители девяти ведущих школ бизнеса США. Впервые применен в 1953 году. В настоящее время используется в более чем 1500 бизнес-школах мира. Ежегодно тестирование проходят более 200 тыс. человек. Прохождение теста во всем мире платное, результаты действительны в течение пяти лет. |
GPA | Grade Point Average – средний балл успеваемости, среднее арифметическое оценок из диплома по 4-х балльной шкале, с учетом количества часов по каждому предмету. |
TOEFL | Это международный экзамен на знание американского варианта английского языка для иностранцев. Тест создан в 1970-х годах филологами из Центра Educational Testing Service (ETS) Принстонского университета. TOEFL необходим для поступления в зарубежные учебные заведения, для участия во многих программах зарубежных стажировок, в учреждениях, где преподавание ведется на английском языке. Ежегодно TOEFL сдают более полумиллиона человек. |
Заработная плата выпускников (US$) | Средний размер заработной платы выпускника бизнес-школы (в долларах США) через три года после окончания обучения. |
Увеличение заработной платы выпускников (%) | Средняя разница между зарплатой выпускника до получения бизнес-образования и после, в процентах. |
Рейтинг отдачи на вложения в образование | Позиция рассчитывается исходя из: - размера заработной платы выпускников после получения образования, - стоимости обучения и других денежных сборов бизнес-школы, - суммы денег, которые не были заработаны за период обучения, - длительности периода обучения. |
Рейтинг продвижения в карьере | Позиция рассчитывается в зависимости от изменений старшинства должности и размера компании до и после получения бизнес-образования. Включает данные за последние три года. |
Рейтинг достижения целей обучения | Позиция рассчитывается в зависимости от степени достижения выпускниками своих целей, ради которых они получили бизнес-образование. Включает данные за последние три года. |
Рейтинг сервиса трудоустройства выпускников | Позиция рассчитывается в зависимости от оценки выпускниками эффективности работы службы трудоустройства бизнес-школы. |
Трудоустройство выпускников в течение трех месяцев после окончания обучения (%) | Процент выпускников от общего числа учащихся, трудоустроившихся в течение трех месяцев после окончания обучения. В скобках приведен процент выпускников от общего числа учащихся, которым бизнес-школа была в состоянии предложить варианты трудоустройства. |
Рейтинг рекомендаций выпускников | Позиция рассчитывается в зависимости от выбора выпускниками трех бизнес-школ, выпускников которых они готовы были бы, в свою очередь, нанять на работу. |
Женщины в преподавательском составе (%) | Количество преподавателей женского пола в бизнес-школе, в процентах. |
Студентки (%) | Количество студенток (учащихся женского пола) на full-time программах бизнес-школы, в процентах. |
Женщины в правлении (%) | Количество женщин в руководящем составе бизнес-школы, в процентах. |
Иностранцы в преподавательском составе (%) | Количество преподавателей с гражданством иного государства в бизнес-школе, в процентах. |
Иностранные студенты (%) | Количество студентов с гражданством иного государства на full-time программах бизнес-школы, в процентах. |
Иностранцы в правлении (%) | Количество руководителей с гражданством иного государства в бизнес-школе, в процентах. |
Рейтинг мобильности выпускников (работа в других странах) | Позиция рассчитывается в зависимости от того, работают ли выпускники в других странах в течение трех лет после окончания бизнес-школы. |
Рейтинг объема стажировок студентов в других странах | Позиция рассчитывается в зависимости от того, какое количество стажировок, программ обмена опытом, исследовательских проектов и других образовательных активностей было в последнем выпускном классе бизнес-школы проведено в других странах. |
Количество дополнительных языков, необходимых для получения степени | Количество языков, помимо основного, которые должен знать учащийся для того, чтобы окончить бизнес-школу. |
Преподаватели с докторскими степенями (%) | Количество преподавателей с докторской степенью в бизнес-школе, в процентах. |
Рейтинг количества выпускников докторантов | Позиция рассчитывается в зависимости от того, какое количество выпускников бизнес-школы получили докторские степени за последние три года. |
Рейтинг научной активности (публикации) | Позиция рассчитывается в зависимости от количества статей, опубликованных преподавателями full-time MBA программ в списке 45 авторитетных журналов за последние годы. |
Юлия Мельникова, специально для E-xecutive.ru
В статье не указано на что влияют данные критерии и какие показатели считаются в пределах нормы.
Сергей, добрый день! С пункта о размере гонораров выпускников школ до пункта о рейтинге научной активности перечислены критерии, которые оценивают среди прочих в рейтинге FinancialTimes. Эти критерии влияют на общий рейтинг школ FT. Т.к. это рейтинг лучших 100 бизнес-школ мира - трудно говорить о норме.
Если Ваш вопрос по нормам касается gmat/gpa - то у большинства школ нет ''нормы'' как таковой, выбирают лучших из кандидатов в студенты и/или устанавливают требования к минимальному баллу. У каждой школы эти значения свои.
Не до конца понимаю Ваш вопрос, уточните, о каких все же критериях и нормах идет речь - тогда смогу ответить точнее. Спасибо!