SWOT российского MBA, или Восемь проблем из настоящего

«Что дальше?» – это, пожалуй, самый популярный вопрос 2012 года. В поисках ответа на него компании, отраслевые ассоциации, региональные власти применяют все доступные им технологии. Волна форсайтов прокатилась по России. Не обошла она и бизнес-образование: 1 июля 2012 года наш портал принял участие в организации форсайтной сессии «Российское бизнес-образование-2030», в ходе которой была намечена картина развития рынка на отдаленную перспективу.

Размеры отрасли президент Российской ассоциации бизнес-образования, декан Института бизнеса и делового администрирования РАНХиГС профессор Сергей Мясоедов определяет так: «Около 130 бизнес-школ и центров, свыше 60 аккредитованных Министерством образования РФ программ МВА, дюжина иностранных игроков, зарубежные аккредитации». Развитие этого сегмента находится в центре внимания Консорциума по развитию делового образования России, перспективы сектора моделировались на форсайтной сессии.

Однако технология форсайта не умеет «чувствовать» короткие горизонты, она применима лишь на отрезке от пяти до 50 лет. Между тем бизнес-школам, их слушателям и выпускникам не менее важно понимать, что ждет российское бизнес-образование в ближайшем, а не отдаленном будущем. Поэтому в дополнение к форсайту Executive.ru провел свой опрос, предложив экспертам из числа управленцев, выпускников и представителей российского бизнес-образования оценить состояние в отрасли, задав им несколько «неудобных» вопросов. Мы пригласили к участию в опросе преподавателей и выпускников 12 московских и питерских бизнес-школ, а также действующих менеджеров – участников Сообщества E-xecutive.ru, обладающих статусом «эксперт». Откликнулись не все, тем не менее, ответы, присланные экспертами в редакцию, позволили определить «болевые точки» российского бизнес-образования.

Мы построили опрос по следующей схеме: всем экспертам было предложено назвать пять проблем российского MBA (открытый вопрос). После этого все ответы были сгруппированы по темам. Получилась следующая картина:

Недостаточно жесткий отбор на входе

Игорь Сапрыкин, директор Центра «Бизнес и маркетинг» ФИМим РАНХиГС при Президенте РФ: Некачественный отбор слушателей (по уровню знаний, по профессиональным качествам, наличию профессионального опыта, образованию и т.п.)

Владимир Морыженков, научный руководитель программы EMBA «Государственного университета управления»: Вал низкообразванной молодежи. Выпускникам миллениума сейчас около 30-35 лет. Получать образование дальше им тяжело. Причина – множество суррогатов образования и тренингов, натаскивающих на временный успех.

Елена Беляева, директор МВА ИМИСП и МВА Финансы: Разный уровень подготовки слушателей в группах и вытекающие отсюда сложности: как для преподавателя, так и для слушателя. Это определяется текущим уровнем развития российского бизнеса и общества, а также ограниченностью спроса (отсутствием реального конкурса).

Финансовые барьеры

Выпускник российской бизнес-школы, не пожелавший раскрывать своего имени: Отсутствие финансовой доступности. Возможно, необходимо активнее подключать банки для выдачи кредитов именно на обучение по программе МВА.

Владимир Крючков: Несуразно высокая цена отсекает одаренных людей.

Наличие «суррогатных» программ

Владимир Крючков: Имеет место использование в РФ международно-известного бренда/стандарта МВА без обеспечения соответствующего уровня преподавания и достаточного уровня потребности экономики в специалистах соответствующей квалификации.

Елена Беляева: На рынке предлагается множество программ, обозначенных как «МВА», но, по сути, таковыми не являющихся. Суррогатное предложение дискредитирует «полноценные» программы, предлагаемые серьезными провайдерами.

Разрывы между ожиданиями слушателей и реальными результатами

Елена Беляева: Несоответствие ожиданий и реальности. Слушателей, которые приходят с открытого рынка, условно можно разделить на две категории. «Романтики» верят, что наличие степени МВА поможет им продвинуться, занять достойное место в жизни.

Самоактуализирующиеся» – достигли многого: компании, деньги, должности, – и немножко заскучали; рассчитывают, что обучение на программе МВА даст им новый жизненный импульс. В реальности, скорее, оправдываются ожидания второй группы. Наличие степени МВА на открытом рынке труда – скорее, проблема, чем преимущество. Соискателям со степенью МВА многие работодатели заведомо приписывают излишнюю амбициозность, иногда потенциальные руководители опасаются конкуренции со стороны таких кандидатов. Поэтому сложно надеяться на «автоматическую» конвертацию степени МВА в карьерный рывок. Однако, в долгосрочной перспективе, это работает: мы все чаще видим в резюме новых «назначенцев» упоминание о прохождении программы МВА. Представители второй группы, как правило, достигают своей цели. Об этом можно судить по откровениям наших выпускников.

Михаил Григорьев, выпускник МИМ ЛИНК: Завышенные ожидания студентов при весьма скромных результатах после окончания.

Вероника Ярных, руководитель программы «Инновационный HR-менеджмент» в центре МВА РГГУ: Отсутствует понимание, что же именно должно стать результатом обучения на МВА, что нужно рынку.

Недостаточная поддержка на выходе

Михаил Григорьев: Построение сети связей между выпускниками реально отстает от западного опыта.

Выпускник российской бизнес-школы: Нет трудоустройства со стороны МВА.

В стране с ручным управлением MBA малоактуален

Елена Беляева: Слишком много в российском бизнесе зависит от вещей, которым не учат в бизнес-школе («не маркетинг, а откатинг»). Когнитивные диссонансы слушателей.

Владимир Морыженков: Российский бизнес не растет, а выживает. Для выживания нужны другие квалификационные навыки. А МВА дает навыки развития бизнеса.

Затухание множества базовых процессов бизнеса, особенно, связанных с производством. В основном требуются продажники китайских товаров. Из-за массовых схем серого растоможивания даже логистика не нужна. А управление продажами – рынок тренингов, а не МВА.

В стране с ручным управлением любая эффективность определяется доступом к неформальному административному ресурсу. Это бизнес-школы предоставляют в явно недостаточном объеме.

Недостатки в учебной программе и в организации учебного процесса

Владимир Крючков: «Факультативный» характер обучения у российского MBA (учеба ведется по вечерам и в выходные). В Москве, где в основном и сосредоточен российский МВА, преподает «по кругу» практически одна команда преподавателей и бизнесменов. Преобладают «понты» («Вот когда я вел переговоры с Берлускони…» и т.д.) и старые лекторские схемы.

Игорь Сапрыкин: Отсутствие индивидуального подхода к каждому слушателю в ходе учебного процесса (разбор ошибок в решениях, обучающий консалтинг), нацеленного на конечный результат (разработку и внедрение актуального бизнес-проекта и т.п.).

Некачественный отбор преподавателей, универсальных во всех методах преподавания, и профессионалов (бизнес-тренеров, консультантов, тьюторов, действующих практиков бизнеса), способных обучить слушателей различным навыкам и умениям. А также отсутствие процедуры отбора и его четких критериев по итогам анализа учебных материалов (актуальности, сложности, наличия современных примеров, кейсов и ситуационных задач), исследовательских способностей и т.п.

Неполноценность и неструктурированность учебных программ, составляемых субъективно, исходя из наличия связей с преподавателями конкретных дисциплин, и реализуемых без соблюдения логики и последовательности изучения дисциплин.

Недостаточные материально-технические и организационные условия, необходимые для проведения занятий всех видов, научно-практических конференций, круглых столов, мастер-классов, выездов в компании, для поддержания связей и сотрудничества с выпускниками, содействия их трудоустройству и т.п.

Евгений Корнев: Оторванность многих преподавателей от реального бизнеса и, как ни странно, среди молодых тоже.

Михаил Григорьев: Высокий процент профессуры, не имеющей опыта реальной работы. Профессора учат «строить бизнес», при этом сами его не строили. Неадекватное отражение российской реальности как в исследованиях и литературе, так и в кейсах.

Вероника Ярных: Отсутствие преподавателей – практиков. Недостаточная методическая подготовка преподавателей.

Выпускник российской бизнес-школы: Не всегда методология адаптирована к российской действительности.

Владимир Морыженков: Неспособность бизнес-школ вести самостоятельные исследования, результаты которых можно внедрять в бизнесе. Слишком большой отрыв от реальности.

Бренд российского MBA недостаточно высоко котируется на рынке труда

Евгений Корнев: Российские дипломы MBA низко котируются на мировом рынке труда, да и на отечественном тоже – я имею в виду крупные российские и международные компании, работающие в РФ.

В связи с существованием и продолжающим развиваться «рынком работодателя» низкая востребованность руководителей высшей (подтвержденной) квалификации.

Елена Беляева: Бренд российского МВА, несмотря на все усилия профессионального сообщества, по-прежнему, недостаточно известен и популярен в реальном бизнесе. Очень многие успешно действующие бизнесмены даже не представляют, о чем идет речь, и какую пользу для своей практики они могли бы получить от прохождения программы.

Михаил Григорьев: Рынок еще не готов к наплыву мастеров бизнес-администрирования, равно как и мастера тоже не готовы воспринимать реальности рынка. Степень МВА пока не воспринимается рынком как преимущество, при этом среди выпускников есть звезды и таланты, которые, получив возможность реализоваться, вполне способны окупить желаемые «высокие» ставки.

Выпускник российской бизнес-школы: Низкая оценка работодателей. МВА в России заканчивают больше для себя, нежели для повышения зарплаты. Безусловно, после полученных знаний многие выпускники продвигаются по службе и, как следствие, повышается их доход.

Владимир Крючков: Нет очереди работодателей даже на выпускников ведущих российских бизнес-школ.


Таким образом, положение в отрасли, на взгляд редакции E-xecutive.ru, может быть отражено в следующей матрице:

SWOT российского бизнес-образования (2012)

S

Отрасль проявила способность к саморегулированию: в январе 2012 года создан Консорциум по развитию делового образования России

Идея консорциума поддержана ведущими деловыми объединениями РФ: ТПП, РСПП, АРМ, АРБ…

Установлен контакт с зарубежными аккредитующими ассоциациями:AACSB, EFMD и AMBA («три короны») готовы делиться с российскими бизнес-школами опытом

Отрасль придерживается политики прозрачности: все материалы по саморегулированию публикуются в www

Отрасль открыта для диалога с обществом: будущее моделируется при помощи краудсорсинга (форсайт-сессия «Российское бизнес-образование-2030» 1 июля 2012 года)

Система бизнес-образования поддерживается ведущими университетами РФ

W


Бизнес критикует российские программы МВА за оторванность от практики и недостаточный учет нужд потребителей

Недостаточно жесткий отбор на входе

Финансовые барьеры

Наличие «суррогатных программ»

Разрывы между ожиданиями слушателей и реальными результатами

Недостаточная поддержка выпускников на выходе

Недостатки в учебной программе и в организации учебного процесса

Бренд российского MBA недостаточно высоко котируется на рынке труда

O

После кризиса рынок бизнес-образования растет, но рост неустойчивый

Формируется система национальных стандартов качества бизнес-образования (с учетом зарубежных стандартов)

Создается механизм аккредитации – Национальный аккредитационный совет делового образования России

Разрабатывается процедура аккредитации бизнес-школ

Формируется международный наблюдательный совет консорциума

Формируется национальная система рэнкинга российских бизнес-школ с участием экспертного сообщества, медиа

T

Сохраняется угроза появления некомпетентных претендентов на роль аккредитующих организаций; непрофессиональные рэнкинги; смешение университетского и бизнес образования, которое не принимает деловое сообщество

В условиях растущей глобализации рынка образования, на фоне вступления в ВТО российские школы рискуют оказаться на обочине

В стране с ручным управлением MBA малоактуален

При составлении матрицы использованы материалы Консорциума по развитию делового образования России, Российской ассоциации бизнес-образования, публикации портала E-xecutive.ruи результаты опроса, проведенного редакцией портала в сентябре 2012 года.

Как видим из матрицы, отрасль идентифицирует свои проблемы и намерена решить их при помощи создания общественных институтов, ориентированных на качество (Национальный аккредитационный совет, международный наблюдательный совет…). Эти организации, призванные выполнять роль фильтров, создаются в условиях открытости, прозрачности и готовности бизнес-школ к диалогу.

Публикация SWOT-анализа – первая часть нашего проекта: в октябре 2012 года мы опубликуем ответы экспертов на вопрос, как изменится российское бизнес-образование в ближайшие годы, то есть в тот самый период, который не был освещен в ходе форсайтной сессии 1 июля 2012 года.


Мнения участников Сообщества

Владимир Руденко Создано: 02.10.2012

Цинизм ситуации заключается в том, что практически невозможно строить образование на кейсах из опыта российского бизнеса, поскольку это опыт в условиях ручного управления экономикой весьма специфичен... Тиражировать его, как нетрудно догадаться, нельзя... Хотя... Если бы российские бизнес-школы взялись за разработку программ по развитию бизнеса в условиях ручного управления экономикой, было бы чертовски интересно поучиться... Я уж не говорю о спросе на такие программы со стороны многих стран со сходными представлениями об экономике и политическом устройстве их режимов...

Андрей Матусевич Создано: 02.10.2012

1. Дилемма: что первичнее, диплом или знание? Нацеленность на самоокупаемость MBA - изначально неверный посыл. Подлинное знание не может себя не окупить, по крайней мере, в средне- и долгосрочной перспективе, а суррогат знания, даже замаскированный дипломом, выявляется после первого собеседования, если правильные вопросы задавать.

2. MBA - это система знаний и инструментарий, который дает возможность решать любые бизнес-задачи. Национальная специфика имеет место, хотя и преувеличена, и настоящий профессионал всегда будет ее принимать во внимание. Как и то, что нацеленность на долговременное развитие компании всегда перспективнее, чем рубка капусты сегодня в ущерб будущему. Ну а те работодатели/собственники, кому лучшие практики и мировой опыт не нужен, тому и MBA не поможет.

Источник изображения: pixabay.com

Расскажите коллегам:
Эта публикация была размещена на предыдущей версии сайта и перенесена на нынешнюю версию. После переноса некоторые элементы публикации могут отражаться некорректно. Если вы заметили погрешности верстки, сообщите, пожалуйста, по адресу correct@e-xecutive.ru
Комментарии
Директор по маркетингу, Москва

Могу только присоединиться к комментарию Рубена Мелконяна на Facebook''е...

Цинизм ситуации заключается в том, что практически невозможно строить образование на кейсах из опыта российского бизнеса, поскольку это опыт в условиях ручного управления экономикой весьма специфичен... Тиражировать его, как нетрудно догадаться, нельзя... Хотя... Если бы российские бизнес-школы взялись за разработку программ по развитию бизнеса в условиях ручного управления экономикой, было бы чертовски интересно поучиться...:) Я уж не говорю о спросе на такие программы со стороны многих стран со сходными представлениями об экономике и политическом устройстве их режимов...:)

Вице-президент, зам. гендиректора, Москва

1. Диллема: что первичнее, диплом или знание?

Нацеленность на самоокупаемость MBA - изначально неверный посыл.

Подлинное знание не может себя не окупить, по крайней мере в средне- и долгосрочной перспективе, а суррогат знания, даже замаскированный дипломом, выявляется после первого собеседования, если правильные вопросы задавать.

2. MBA - это система знаний и инструментарий, который дает возможность решать любые бизнес-задачи. Национальная специфика имеет место, хотя и преувеличена, и настоящий профессионал всегда будет ее принимать во внимание. Как и то, что нацеленность на долговременное развитие компании всегда перспективнее чем рубка капусты сегодня в ущерб будущему.
Ну а те работодатели/собственники, кому лучшие практики и мировой опыт не нужен, тому и MBA не поможет.

Генеральный директор, Самара
Бизнес критикует российские программы МВА за оторванность от практики и недостаточный учет нужд потребителей Бизнес-школ у нас действительно очень много и подавляющее большинство занимается именно рубкой капусты в моем понимании. Тем не менее есть исключения, программы МВА с международной аккредитацией, вот собственно и их нужно рассматривать. Недостаточно жесткий отбор на входе Согласен, хотя у меня в группе за время обучения отсеялись 31% Финансовые барьеры Но оно (обучение) по определению не может быть дешевым и на практике стоимость обучения для следующего курса формировалась не только с учетом расходной части учебного заведения, но и с учетом мнения тех, кто уже закончил программу. Разрывы между ожиданиями слушателей и реальными результатами Реально многие проходят программу для поднятия собственного статуса и как следствие уровня заработной платы. Вопрос в самоотдаче. Из личных наблюдений: те кто вкладывался, на выходе как один сменили компании и достигли более высокого статуса в карьере или финансового благополучия. Недостатки в учебной программе и в организации учебного процесса Если нет обратной связи или реакции на таковую, то это уже не бизнес-школа (см. пункт 1) Бренд российского MBA недостаточно высоко котируется на рынке труда Это естественный процесс. При таком большом количестве школ МВА, бренд просто замыливается.
Генеральный директор, Нижний Новгород
пишет: SWOT-анализ E-xecutive.ru.
В проведенном SWOT анализе отмечено - S (сильные стороны) - Отрасль проявила способность к саморегулированию: в январе 2012 года создан Консорциум по развитию делового образования России Откуда следует, что нам представлен для рассмотрения анализ, где субъектом является отрасль бизнес-образования. Тогда рассмотрим, какие именно возможности перечислены в предствалном анализе для отрасли: После кризиса рынок бизнес-образования растет, но рост неустойчивый Принимается. Формируется система национальных стандартов качества бизнес-образования (с учетом зарубежных стандартов) Не принимается. Так как это характеристика субъекта (отрасли), нужно перебросить в квадрат S. Создается механизм аккредитации – Национальный аккредитационный совет делового образования России Не принимается. Так как это также характеристика субъекта (отрасли), нужно перебросить в квадрат S. Разрабатывается процедура аккредитации бизнес-школ Не принимается. Так как это также характеристика субъекта (отрасли), нужно перебросить в квадрат S. Формируется международный наблюдательный совет консорциума Не принимается. Так как это также характеристика субъекта (отрасли), нужно перебросить в квадрат S. Формируется национальная система рэнкинга российских бизнес-школ с участием экспертного сообщества, медиа Не принимается. Так как это также характеристика субъекта (отрасли), нужно перебросить в квадрат S. Откуда следует, что для начала нужно переделать SWOT-анализ.
Генеральный директор, Самара

Владимир, более того SWOT просто не сделан до конца. Нет корреляции между элементами матрицы, а по поводу ''возможностей'', то как мне думается они сформулированы не верно. Не факт, что процедура аккредитации, к примеру, удачно будет разработана.

Руководитель управления, Москва
В вопросе образования принципиальной разницы между высшим образованием и бизнес-образованием не вижу. Конфликт - движущая сила обучения. Если комфорт не достигнут, то используешь возможности. Хороший менеджер + образованный > хороший менеджер , а значит это возможность и её нужно использовать.
Креативный директор, Москва
Владимиру Токареву Владимир, Ваши замечания по переброске характеристик из квадрата O в квадрат S заслуживают внимания, но важно учесть одну деталь: механизмы аккредитации, стандартизации, контроля, указанные в квадрате О, формируются не самими бизнес-школами, а консорциумом, который создан внешними по отношению к отрасли инстанциями: Российским союзом промышленников и предпринимателей, Торгово-промышленной палатой РФ, Ассоциацией российских менеджеров, Ассоциацией российских банков... Таким образом, это не столько характеристики субъекта, сколько характеристики той среды, которую формируют для указанного субъекта названные институты - ассоциированные представители работодателей. Вот почему эти тезисы указаны в квадрате О как те возможности, которые внешние институты создают для отрасли: ''Бизнес-школы, развивайтесь в таком-то направлении''. В то же время Российская ассоциация бизнес-образования как коллективный представитель отрасли тоже участвует в этом процессе, поэтому идея переместить эти тезисы в квадрат S рассматривалась при составлении матрицы. ))
Креативный директор, Москва
Игорь Кричевский пишет: Не факт, что процедура аккредитации, к примеру, удачно будет разработана.
Тоже верное замечание. Но консорциум (редакции E-xecutive.ru это известно из первых рук, поскольку мы присутствуем на встречах рабочих групп консорциума и публикуем материалы на страницах портала) будет создавать гибкую систему, способную развиваться: принять пакет документов - это только половина дела. Надо убедиться в том, что принятые документы работают именно так, как того ожидает консорциум, надо вовремя заметить, какие положения документов утрачивают смысл и нуждаются в обновлении, уточнении...
Генеральный директор, Самара
Андрей Семеркин пишет: Надо убедиться в том, что принятые документы работают именно так, как того ожидает консорциум, надо вовремя заметить, какие положения документов утрачивают смысл и нуждаются в обновлении, уточнении...
Ну это прям СМК настоящее.
Владимир Печенкин пишет: принципиальной разницы между высшим образованием и бизнес-образованием
К сожалению это так. Тем более к примеру в вопросе управления студенту 2-го курса сложно будет разобраться, карта мира не та. ИМХО
Председатель совета директоров, Москва
Владимир Печенкин пишет: ...принципиальной разницы между высшим образованием и бизнес-образованием не вижу...
Вот поэтому у нас и такое МВА:-)
Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Новости образования
Исследование: почему девушки решают учиться IT

Большинство опрошенных студенток IT в старшей школе учились в профильных классах – с IT или физико-математическим уклоном.

Высшая школа бизнеса ВШЭ и ТМХ завершили модуль по обучению руководителей

В ходе обучения более 50 сотрудников ТМХ осваивают важные навыки, связанные с маркетингом, финансовым менеджментом, развитием команд и принятием управленческих решений.

В Высшей школе бизнеса ВШЭ стартовал новый поток обучения кейс-методу

Кейс-метод – одна из основных образовательных технологий ведущих мировых бизнес-школ.

Опубликован новый рейтинг самых влиятельных вузов России

В итоговый список вошло 75 университетов из 22 субъектов страны.

Дискуссии
Все дискуссии
HR-новости
РБК представил рейтинг работодателей 2024

Средняя заработная плата в компаниях — участниках рейтинга составила около 155 тыс. руб. в месяц.

Названы самые привлекательные для молодежи индустрии

Число вакансий для студентов и начинающих специалистов выросло за год на 15%.

Россияне назвали главные условия работы мечты

Основные требования – широкий социальный пакет, а также все условия для комфортного пребывания в офисе.

Власти Москвы заявили об отсутствии безработных в столице

При этом дефицит кадров наблюдается во всех отраслях.