За последние годы было принято несколько документов, регламентирующих переход на МСФО в России. По мнению экспертов, по итогам 2012 года большинство холдинговых компаний обязаны будут подготовить консолидированную отчетность МСФО (см. например, пресс-конференцию Партнера отдела аудита КПМГ Кирилла Алтухова). В связи с этим, перед многими компаниями встает задача организовать работу подразделения, готовящего консолидированную отчетность МСФО. В данной статье я делюсь своим опытом постановки процесса подготовки отчетности МСФО.
Раздел 1. Организация процесса трансформации отчетностей по бизнес-единицам
Первое, что необходимо сделать - это выделить бизнес-единицы. Это могут быть отдельные юридические лица, или их группы (например, собственник производственного помещения, собственник товарного знака и юридическое лицо, арендующие и то и другое, и осуществляющее собственно производственный процесс). В подразделении МСФО должно быть минимум од ин сотрудник, отвечающий за подготовку отчетности МСФО по одной бизнес-единице. Количество таких сотрудников зависит от планируемой периодичности отчетности МСФО, с учетом сроков подготовки, а также того, что минимум 2 раза в год каждый сотрудник будет уходить в отпуск на 2 недели.
Второе – внутри каждой бизнес-единицы, в ее бухгалтерии, выделить сотрудников, предоставляющих информацию для трансформации отчетности. Как правило, это либо главный бухгалтер, либо заместитель главного бухгалтера.
Сотрудники других подразделений могут привлекаться к предоставлению информации для подготовки отчетности МСФО по мере необходимости. Например, юридическое подразделение может предоставлять информацию о судебных исках в адрес бизнес-единицы и вероятности их исполнения, с целью расчета резервов по ожидаемым затратам в отчетности МСФО. Необходимо выделить в нефинансовых подразделениях лиц, которые могут предоставить необходимую информацию, и составить примерный график ее предоставления с тем расчетом, чтобы оставалось время на ее анализ и уточнение.
Итак, по итогам раздела 1 мы имеем: сотрудника подразделения МСФО, ответственного за бизнес-единицу; сотрудников бухгалтерии, предоставляющих ему информацию по бизнес-единице, выстроенные связи с нефинансовыми подразделениями, предоставляющими информацию для отчетности.
Раздел 2. План счетов МСФО
Следующим этапом должна стать разработка плана счетов МСФО, включающего в себя балансовые счета и счета отчета о прибылях и убытках.
В плане счетов МСФО необходимо отражать на отдельных счетах балансовые остатки и обороты отчета о прибылях и убытках по компаниям группы, а в случае, если бизнес-единица состоит из нескольких юридических лиц – и по компаниям, входящим в бизнес-единицу. Это существенно облегчит консолидацию. Кроме того, на отдельных счетах необходимо показывать остатки и обороты по связанным сторонам, так как МСФО требует отдельного раскрытия оборотов со связанными сторонами в отчетности.
Далее, необходимо выделить отдельные счета, на которых будут показываться начисляемые резервы (например, по дебиторской задолженности, по незавершенному строительству, которое не планируется к завершению, или по незавершенному производству, которое остановлено). Отдельно выделяются счета, на которых будет показываться обесценение активов, рассчитываемое в соответствие с МСФО 36 в конце каждого года.
Кроме того, желательно выделять счета, на которых будут показываться обороты и остатки по позициям, ключевым для того вида деятельности, которым занимается данная бизнес-единица. Например, если речь идет об автотранспортном предприятии, среди категорий основных средств целесообразно будет выделить транспортные средства, а не просто «машины и оборудование». Поскольку план счетов должен быть единым для всей консолидируемой группы (в целях простоты консолидации), он должен содержать такие статьи для всех бизнес-единиц. Например, если группа включает в себя автотранспортное предприятие и цех по переработке молока, единый план счетов должен содержать в группе «основные средства» - отдельно выделенный счет «транспорт», а в группе «запасы» - отдельно выделенный счет «упаковка».
По итогам раздела 2 мы имеем план счетов МСФО, адаптированный для конкретной группы компаний.
Раздел 3. Трансформационные формы
Трансформационные формы должны содержать в себе как минимум следующие данные:
- · Дебиторская задолженность в разбивке по контрагентам. Отдельно выделить авансы, выплаченные за основные средства (включая капитальное строительство)
- · Кредиторская задолженность в разбивке по контрагентам
- · Займы полученные и выданные в разбивке по контрагентам, а также обороты по ним и по процентам начисленным в течение периода.
- · Запасы на начало и конец периода в постатейной расшифровке
- · Основные средства, неустановленное оборудование и незавершенное строительство, а также обороты в течение периода
- · Нематериальные активы и обороты по ним в течение периода
- · Обороты по расходам будущих периодов
- · Обороты по незавершенному производству
- · Обороты по налогу на прибыль и по начислениям
- · Постатейную расшифровку доходов и расходов периода
- · Автоматический сбор информации с листов, содержащих первичную информацию, на план счетов МСФО (счета баланса и отчета о прибылях и убытках), а также сверку собранной информации с отчетностью РСБУ за период.
Трансформационные формы могут заполняться либо по запросу специалистами бухгалтерии, либо специалистом МСФО самостоятельно. Далее специалист МСФО, ответственный за данную бизнес-единицу, рассчитывает корректирующие проводки, исходя из информации, предоставленной ему бухгалтерией и другими подразделениями, и, при необходимости, делает консолидацию отчетности в рамках бизнес-единицы (субконсолидацию). При этом счета, на которых отражаются остатки и обороты между юридическими лицами бизнес-единицы, должны иметь нулевое значение по итогам субконсолидации.
Раздел 4. Консолидация отчетности. Организация процесса на уровне управляющей компании
На уровне управляющей компании происходят следующие процессы:
- · Анализ и проверка трансформационных таблиц и субконсолидаций по бизнес-единицам
- · Консолидация отчетности
- · Составление реестров группы по займам и кредитам полученным и выданным, основным средствам и т.п. (необходимо для подготовки раскрытий в тексте отчетности)
- · Определение необходимого перечня раскрытий в отчетности.