Корпоративная культура (КК) - это особое сочетание принципов, правил, и определенных стандартов, которые есть в данной конкретной компании. Зачастую, она чаще всего складывается стихийно и не всегда понятно, какая она есть на самом деле. Есть культура, которая провозглашается, компании, где вывешены корпоративные ценности и миссия, и культура, которая доказана делами и поступками сотрудников, и, как правило, они сильно отличаются одна от другой. И важно понимать, что настоящее есть в этой компании, т.е. что принято на самом деле, а не на бумаге, формально. Это система координат, в которой существует компания. Чем более она ясная и простая, тем проще в ней существовать всем сотрудникам. В компании она есть всегда, не зависимо от того осознаете вы ее или нет. Она не зависит от наличия свода правил на стенах, но от корпоративной культуры напрямую зависят финансовые и другие результаты компании*.
Культура начинается с верхушки управленческой системы: с собственника, директора, владельца, топов, и затем каскадируется вниз. Также важно отметить, что на разных этапах жизни компании может требоваться разная культура. Например, во время сатрапа – вдохновение и азарт в команде; когда это сложившаяся система – требуется культура, подчиненная технологическим процессам, правилам и четкому построению бизнеса. Но если мы нуждаемся в прорыве, и нашей компании нужен качественный рывок – речь будет идти о командной культуре – мечте любой компании, проявляющейся в сверхнормативности и сверхэффективности.
Эффективность любой компании зависит от трех составляющих: знаний и навыков сотрудников, но самое главное тут – это отношение сотрудников компании к работе. Именно в области отношения кроется самый большой потенциал для развития компаний, где и лежит основа корпоративной культуры. То, как именно человек относится к своей компании, команде, клиентам – является основой его результативности. Отношение – это самая неформализированная область, которую сложно замерить, но которая безусловным образом влияет на результаты компании.
КК – это то, что я называю словом «Контекст». Как это можно еще объяснить? Это тот устав, уклад, который существует в отдельной взятой компании, в группе людей, которые долго взаимодействуют друг с другом. Это не высказанный набор «как принято», «как заведено» и «как надо», как мы делаем, не понимая, не осознавая, почему, просто «вот так вот».
В клубе любителей Марафонского бега – свой, у Coca-Cola – свой. И мы считаем, что не существует вообще группы людей, у которой нет своего контекста компании или КК. При этом чаще всего она складывается стихийно. «Просто мы работаем вместе»,- говорят люди, - «и у нас появился набор установок, как мы это делаем, как это должно происходить».
Однако организациям нужен осознанный путь создания своей КК. Иногда компании везет – собрались удачные люди, активные работники, во многом это определяется личностью владельца первого лица, и тогда сложилась КК которая всех устраивает. Но иногда в нашей стране то, что сложилось стихийно – не устраивает участников, и тогда встает вопрос о самостоятельном создании КК.
Зачем нужна КК – она помогает сотрудникам быть эффективными, если это корпоративная культура эффективности. Если в компании создана КК отмазок, оправданий и безответственности – это точно не приведет к эффективности, и важно это заметить, признать и начать менять.
Она является системой координат, на которую сотрудники могут опираться при принятии решений, чем каждый раз в напряжении придумывать что-то, исходя из чего им действовать. КК – это индикатор, который определяет действия и результаты людей в компании. Эффективная КК помогает взаимодействовать в коллективе и выстраивать отношения, ссылаться на свод правил, созданных осознанно и гармонично.
Как создавать КК
Пять шагов создания КК:
- Прояснить свою цель (Определить, что компания намерена создать, какую новую КК, определить, в чем именно она будет заключаться, какие конкретно ценности и особенности этой культуры будут присутствовать. Например, безотлагательность. Если мне важно, чтобы компания быстро реагировала на изменения в обстановке, рынке, поставках и т.п., я могу создать компанию, где все сотрудники будут в обязательстве реагировать оперативно, и это будет основным правилом взаимодействий в команде. Или основой КК может быть творчество, или стабильность, - в любом случае, первый шаг – это определение цели, какую культуру надо создавать.
- Признание. Признать, то, что происходит в настоящем, в какой корпоративной культуре по факту присутствует ваша компания сейчас. Это самый дискомфортный этап, т. к. здесь приходится говорить правду, выявлять бесполезных сотрудников, признавать свои ошибки, слабые черты характера, минусы политики и т.п. Часто, чтобы этого избежать, компании занимаются созданием иллюзий и мечтаний на будущее. Без этого этапа создание КК невозможно.
- Выбор. Сделать выбор в пользу другого будущего. Осознанный выбор между тем, что происходило до этого момента (признания), и тем, какими мы можем быть по-новому в отношениях с другими людьми.
- Эти шаги применимы как для группы людей, так и для каждого человека.
- Трансляция. И затем, если мы говорим о КК, как о чем-то, что разделяется всем персоналом, то речь идет о транслировании этих шагов КК на всех людей. В транслировании главную роль играет Лидер или Руководитель компании, на кого все смотрят. Лидеры должны быть искренне заинтересованы в создании новой КК. Иначе смысла нет. Не только декларируя, но и подтверждая делами. Дети не делают то, что говорят родители, они делают то, что делают родители, так же и в компании.Персонал не относится к компании так, как говорят относиться. А повторяют отношение топов своих компаний. Начинать нужно сверху.
- И, наконец, - признание и благодарность всем участникам за поддержание и создание новой КК. Запомните, наказание никогда не работает. Только позитивная поддержка и примеры, когда сотрудники следуют новой КК (а не наказание за то, что не следует делать) позволяет ее закрепить. Таковы, вкратце, пять основных шагов построения новой корпоративной культуры компании.
Также смотрите:
Иван Маурах: Коучинг — искусство вдохновлять людей
Статья хорошая, но в ней не упомянуты (кроме поведения лидеров) никакие конкретные механизмы трансляции новой культуры в организации. Без этого все пять шагов теряют смысл.
Культура, есть то, что формируется временем, традициями, общеразделяемыми ценностями, но не декларациями, во скоьлко бы шагов их не оформляли. Если культуры нет - ее ''приказом сверху'' не внедрить, но имитировать ее наличие, заодно проверив сотрудников на лояльность руководителю самодуру, считающему важным по утрам петь копоративный гимн - можно. Токль от таких сверху спущенных ''культур'' реальной культуры станет меньше. Культура или есть, или ее нет. Если она есть, можно ее оформить в 5, 10, 20 шагах, если ее нет, то ее нет.
А вообще, мне казалось, что мода на ''внедренчество'' корпоративных культур прошла лет эдак 10 назад, если не больше. Потом была мода на СМК, потом на ''бережливое производство'', а теперь снова ''культура''! ''Развитие общества по спирали'' или эксгумация? Впрочем, ''спираль развития'' также из вымершей моды прошлого века.