Кристина Белавич: Эффект бабочки, или Бизнес как самореализующийся прогноз

Кристина Белавич

О будущем известно лишь то, что оно непознаваемо и не будет таким, как настоящее. Любая попытка основывать свои действия, базируясь на выводах из прошлого и учете текущих параметров, неэффективна.

Как это было?

В начале 1990-х зарождающийся бизнес был абсолютно хаотичным. Компании богатели в одночасье и также быстро пропадали в небытие. Основная цель – заработать как можно больше денег, в принципе, любыми способами. Правил делового оборота практически не существовало, не говоря о том, что мало кто из народившихся бизнесменов задумывался о долгосрочных стратегиях. На этапе 1994-1998 годов на рынок стали заходить многочисленные иностранные компании, вместе с ними пришли консультанты и инвесторы. Они и принесли с собой целый набор малопонятных слов и управленческих инструментов. Мы узнали, что если у компании отсутствует миссия и видение, а также сформулированная стратегия на три-пять лет, она становится не привлекательна для инвесторов. Такие компании как «Макинзи» и поменьше открыли бум организационных трансформаций и применению западных (в основном американских) управленческих технологий в российском бизнесе. И покатилась волна стратегических сессий и тренингов продаж. Компании и сотрудники увлеклись зарекомендовавшими себя управленческими инструментами SWN-анализ, SWOT – анализ, матрица BCG… – неполный список того, что стало обязательным к использованию. То есть мы обложили свои бизнесы и мозги огромным количеством «священных коров», которых зовут правильная стратегия, правильные цели, рациональный подход, четкие приоритеты, компетентные сотрудники, KPI…, пожалуй, перечисление может занять много времени и места. Все это продукты от корпоративного менеджмента Глобальных корпораций, представителей которых нам представлено огромное количество каких угодно мастей и объемов. Они думающие и считающие, что им все известно об успешных компаниях, рыночном спросе и рецептурный отдел становится все населеннее, а количество рецептов пугающим, практически как в аптеке или на сайтах как похудеть быстро. Правда количество больных и худеющих все увеличивается. Этот тип людей нам хорошо знаком, их легко узнать, людей сдерживающих любое стремление к творческому развитию и считающих, что понятие контролируемые риски имеет хоть какое-то отношение к действительности. Их мнение обычно тоскливо и пессимистично, отношение негативно, а основная роль критиковать все подряд. «Человек не может летать» – вот их постулат, а схемы, просчеты и выверенные решения – веревки, которые привязывают других продолжать пребывать в скучных, мелких и обычных обстоятельствах, обставленными стандартными целями и потребностями. Когда мы безропотно позволяем себя измерять, оценивать, классифицировать и стандартизировать, чем мы руководствуемся? Неужели – это и правда та жизнь в корпоративном мире, которую мы выбрали, потому что она нам действительно нравится?

А если без эмоций, то по факту мы можем выяснить, что работало хорошо в прошлом, и можем предположить, что это будет работать в будущем. Обоснованные гипотезы – это прекрасно, но здорово, когда вы отдаете себе отчет, что пролетевшая бабочка мимо Кремля, может вызвать землетрясение и цунами в Японии, что подорвет огромную экономику, не говоря уже о поставке запчастей для автомобилей по всему миру. И вам придется очень быстро ориентироваться по ходу, опираясь на свою интуицию, вовлеченность команды и творческий простор неопределенности среды. Сотрудник, который когда-либо в вашей компании подвергался оценке и стандартизации, и привык действовать исключительно в рамках регламента и описанных бизнес-процессов, в случае, если что-то пойдет не так очень быстро покинет вас, в поиске корабля надежней и с социальным пакетом лучше.

Недавно прочитала в одной статье американского гуру, о том «Как создать идеальный коллектив?». Увлекательно. Интересно, он это серьезно? А мы это взаправду? Может начать все-таки с создания «Идеального человека»? Правда все это уже было и в Германии и Советском Союзе и еще где-нибудь точно. По сути, используя одни и те же догмы, схемы и правила, мы создаем самореализующийся прогноз для многих, чаще всего убыточный. Так как настоящие истории успеха базируются на убийстве этих догм. Но в убийстве догм заключено очень много рисков и персональной ответственности. Если бы не упорство и настойчивость братьев Райт, может быть, мы бы думали до сих пор, что Человек – летать не может! Роберт К. Мертон дал определение самоисполняющемуся пророчеству как ложному определению ситуации, вызывающему новое поведение, которое превращает первоначальное ложное представление в реальность. А Теорема Томаса звучит так: «Если человек определяет ситуацию как реальную, она – реальна по своим последствиям. Пример из жизни – слух о несостоятельности банка способен свалить банк с достаточно высоким уровнем надежности. То есть предсказание, которое выглядит истинным, но на самом деле таковым не является, может в значительной степени влиять на поведение людей (например, через страх или чувства логического противоречия, таким образом, что их последующие действия сами приводят к исполнению предсказания.)

Последнее время теме дауншифтинга, выгорания на работе, потери мотивации уделяется большое внимание экспертов разных отраслей. Деньги и карьера мотивируют все меньше и меньше. Люди все чаще спрашивают себя, а зачем все то, что я делаю, если в сухом остатке усталость. И в ответ на этот запрос появилось большое количество карьерных консультантов и кучей, без помощи которых, тащиться к цели просто нет сил. И действительно сегодня как никогда очень высокий запрос у людей на пересмотр своей жизни и переоценке ценностей. Что удивительно, при опросе людей, которые задумываются о своей жизни, действительно ли они хотели именно эту жизнь, которую выбрали сегодня или все-таки не рискнули отклониться от стандартного благополучного сценария и что же на самом деле они хотят от жизни, вот такие чаще всего варианты ответов:

Что я хочу от жизни!

  • Самореализации
  • Свободы
  • Счастья
  • Финансовой независимости
  • Любви
  • Радости
  • Освобождения от страхов и тревог…

Заметьте, что ничего из этого нельзя подержать в руках, померить, описать, дать, в конце концов, какое-нибудь вменяемое определение или, наконец, поискать на карте. То есть ничего из того, что нам на самом деле нужно не имеет физического облика. Ни одна из позиций списка не принадлежит материальной реальности. То есть практически большинство из нас тратят свою жизнь, пытаясь обрести счастье в поисках той материальной формы, которая как нам кажется, наполнит нас этим смыслом и сутью. Мужчины чаще всего представляют успешные, большие бизнесы и вот тогда… Женщины – пока это образ счастливой семьи, хотя наметилась тенденция представлять себя сначала в бизнесе, а потом в семье. Он (успешный бизнесмен) + Она ( преуспевающая домохозяйка) + Дом+ Сад + Детишки (гении и отличники). Короче, вот купим – заживем. Эта схема, к которой стремятся многие люди, у меня ассоциируется с гонкой за собственной тенью. Наша тень на тротуаре – всего лишь жалкое подобие нас. Тень не может передать нашего тепла, цвета кожи и волос, у нее нет ни чувств, ни желаний, ни эмоций, ни сердца. Тень – это двухмерное отображение двухмерной реальности, а еще одна очень четкая ассоциация с тенью – это наши резюме, KPI, ассесмент центры, тесты и типологии, некрологи и надписи, украшающие надгробные камни. Все новомодные шаблоны и стереотипы, догмы и правила в бизнесе и в бизнес – литературе сильно смахивают на все происходящее в отрасли похудения, новомодных диет, средств и препаратов невероятное количество, а вот худеющих меньше не становится. И действительно существует иллюзия, что когда вес придет в норму жизнь и наладится. А все происходит с точностью наоборот, когда жизнь становится гармоничной и радостной, человек перестает бороться, а начинает жить, в соответствии со своими внутренними потребностями, привнося радость, творчество и удовольствие во все, чем бы он ни занимался, а жизнь и вес приходят в нормальное состояние. Отличный пример – компания SEMKO Рикардо Семлера, очень рекомендую почитать о нем, потрясающий опыт, взрывающий все представления о корпоративном управлении. И, конечно же, он не сначала придумал такую умную систему, которая хорошо сработала, а просто делал то, во что верил и оно сработало. Я знаю генерального директора одной не маленькой фармацевтической компании на Российском рынке, который управляет своей компанией схожим образом с Семлером. И он рассказал, что действительно очень трудно психологически отказаться от привычных инструментов подбора и обучения персонала, не говоря уже о системе маркетинга и контроля, потому что если ты все сделал «правильно», к тебе и претензий никаких. Практически всегда – принятие любого решения связано с вопросом личной ответственности, если я принимаю решение, опираясь на результаты исследований экспертов, неважно в какой области – это правильно. А если исключительно на собственную интуицию – это «неправильно». Когда, в компании моего знакомого при приеме на работу стали руководствоваться только одним критерием – нравится им человек или не нравится, точность подбора оказалась 100%. Это компания, в которой очень низкая текучесть и коллектив растет и развивается вместе с компанией. Самое сложное для них было начать принимать интуитивные решения в маркетинге и здесь результаты оказались удивительными, хотя риск велик, так как маркетинговые ошибки самые дорогие для бизнеса.

В некотором смысле работая и живя в социуме, мы оказались в плену «Эгомании», то есть нам только кажется, что мы действуем свободно. На самом деле мы пребываем в рабстве у своего «Эго» и основанных на нем материальных аспектах существования. Мы в неволе у нашей работы, у наших ипотек, у наших нарядов, у нашего стремления переплюнуть других.

А начать чувствовать жизнь мы способны только, когда перестаем отождествлять себя со своими достижениями, перестаем зависимо цепляться за строчки в резюме, а просто выбираем заниматься тем, что нам позволяет радостно и с интересом развиваться, находиться в движении и творческом поиске, с приятными людьми.

Состояние мира – всего лишь общая сумма взаимодействий между отдельными людьми. И начав делать что-то, что согласуется с нашими внутренними ценностями и интуицией, оставив на время руководства от ведущих собаководов и диетологов, может быть и мир вокруг вдруг окажется более приятным местом для обитания. Нам не нужны никакие внешние стимуляторы для счастья. Безусловно, понимание правил игры в отдельных сферах нашей жизни необходимо, иначе трудно будет понять, как их нарушить. Совершенно точно, в конечном итоге побеждают именно нарушители. Но игры – это совсем не то, что делает нас счастливыми. А мы так поглощены своей игрой, своими победами и поражениями на виртуальной арене социальных отношений, что отказываемся замечать очевидное.

Мы несчастны, потому что утратили связь с реальностью, но вместо того, чтобы восстановить эту связь, мы все глубже погружаемся в игру и надеемся, что победа нас осчастливит. Но ведь мечтая о еде, мы не перестаем быть голодными.

Виртуальный мир, виртуальных ценностей, каким бы прекрасным и увлекательным он ни был, — это всего лишь поле для игры. И достижение счастья в рамках игровых ценностей — это не настоящее счастье, это всего лишь надпись на виртуальном табло: Ура, ты победил — теперь ты счастлив!

Game over!

То есть все то, к чему мы так стремимся (свобода, самореализация, любовь, счастье…) просто состояния, которые должны стать способом жить, тогда важность не достигнуть желаемого будет невысока, а достижение или не достижение какого бы то ни было результата, перестает носить характер вселенской трагедии. Представьте себе бизнесмена, который мог бы в 2008 году продать свою супер-компанию, ну например за $5 млрд, а пришлось продать в 2011 за за $1 млрд. А теперь представьтечеловека, который в 2001 году вложил $100 тыс. в акции «Газпрома» и получил сегодня $1.096.000 … Кто из них будет чувствовать себя по настоящему богатым и удачливым бизнесменом? Уж коли мы привыкли оценивать успешность бизнеса, показателем прибыли, часто забывая о теории относительности…

«Ну а бабочка, как известно, крылышками бяк, бяк, бяк, бяк…….»
Расскажите коллегам:
Эта публикация была размещена на предыдущей версии сайта и перенесена на нынешнюю версию. После переноса некоторые элементы публикации могут отражаться некорректно. Если вы заметили погрешности верстки, сообщите, пожалуйста, по адресу correct@e-xecutive.ru
Комментарии
Александра Уланова Александра Уланова Аналитик, Калуга
''...просто состояния, которые должны стать способом жить, тогда важность не достигнуть желаемого будет невысока, а достижение или не достижение какого бы то ни было результата, перестает носить характер вселенской трагедии.''
Да, наверное.. когда каждый достигнет своей ''точки безубыточности'' :) Интуиция в маркетинге - просто виртуозность, ведь интуиция, говорят, неосознанное знание.
Директор по правовым вопросам, Санкт-Петербург

Кристина, мне очень понравилось! Спасибо :D
Могу добавить еще, что постепенно смысл игры, ее результат, перестает интересовать, интересует только бесконечный процесс, который креативно усложняем и затягиваем, в том числе и раздувая собственную значимость. Остановиться очень сложно, затягивает как рулетка
Еще раз спасибо!

Аналитик, Новосибирск

К сожалению, в основном только женщины начинают понимать суть происходящего.Отличная статья!

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
5
Сергей Махлай
Конечно, я имел ввиду вариант 2. Голова сама по себе, руки сами - старость...Надо меньше свои "г...
Все дискуссии
HR-новости
Исследование: сколько бизнес тратит на Новый год

Треть российских компаний потратит более 500 тыс. руб. на новогодний корпоратив.

Каждый шестой россиянин позорился на корпоративе

При этом 82% опрошенных считают предновогодний корпоратив важной традицией и ждут мероприятия с приятным предвкушением.

Треть компаний увеличат затраты на обучение сотрудников в 2025 году

Самые большие суммы компании готовы инвестировать в обучение топ-менеджеров.

В России создали робота, который может заменить грузчиков и охранников

Робот способен поднимать 300 кг и тянуть за собой еще 500 кг.