Владислав Шелобаев: Телеком и SaaS

Владислав Шелобаев

Зачем оператору связи заниматься SAAS?

Затем, что телекоммуникационные операторы, весь телекоммуникационный рынок, движется от предоставления транспорта – голос и данные, к предоставлению сложных интегрированных услуг на стыке связи и ИТ. То есть, как раз то, что есть SaaS.

«В России, по всей видимости, именно от операторов зависит, будет ли развиваться SaaS. Но между тем в этом нет чего-то особенного – и в Америке, и в Европе все чаще операторы берут на себя задачи по продвижению программных продуктов, некоторые при этом параллельно сами развивают хостинг сайтов и хостинг ПО, некоторые заключают договора с хостерами. Ведь малый бизнес и в Америке, и в Европе, и у нас предпочитает «затавариваться» в одном месте».

Затем, что аналитики сходятся в том, что облачные услуги в целом и SaaS в частности, имеют значительный бизнес потенциал. А значит, там потенциально будет cash, а cash есть цель любого бизнеса.

«В развитых европейских странах и США, по словам Прянишникова, продажа ПО по модели аренды обеспечивает 10-15% доходов Microsoft. В России такой статистики пока нет, но спрос на SaaS устойчиво растет: последние три года темп ежегодного увеличения держится на уровне 40%».

Затем, что телекоммуникационные операторы находятся в идеальном положении для предоставления надежных и гибких облачных услуг. Существует насущная потребность потребителей в надежных посредниках для доступа к личным, общественным и гибридным облакам – такими посредниками и становятся интегрированные телекоммуникационные операторы. А понятия «интегрированный»/ «интегрированные услуги», последние два года, стали одними из ключевых в словаре операторов связи.

«Бизнес-модель SaaS ‘идеально подходит’ именно для телекоммуникационных компаний. Их абоненты все равно ежемесячно вносят платежи за связь, например за интернет, и одновременно оплачивать ПО очень удобно. Кроме того, у этих абонентов уже есть счета, через которые проводятся в том числе и расчеты за услугу SaaS».

Затем, чтобы не отстать от конкурентов, которые уже сейчас пошли в SaaS, примеры таких компаний:

- «Северен-Телеком» - оператор начал предоставление услуг по модели SaaS еще осенью 2009 года. На сегодняшний день «Северен-Телеком» предлагает своим клиентам в аренду всю линейку продуктов Microsoft, а также «1С Бухгалтерия»;

- Orange Business Services – следуя тенденциям рынка и последовательно реализуя глобальную стратегию, развивает свое сотрудничество с поставщиками ПО. Уже объявленно о адаптации глобальных и разработка собственных решений в области SaaS в России;

- Синтерра вошла в тройственный союз с Microsoft и хостинг-провайдером Infobox, по продвижению SaaS;

- Хостинг-провайдер «КОМТЕТ» - занялся локализацией популярных иностранных решений и уже подготовил по спецификациям APS несколько десятков приложений для сайтов (в том числе последние версии Joomla, LiveStreet и другие очень популярные продукты);

- И иные, но пока еще не многие.

Что нужно для того, что бы стать SaaS-провайдером

Что бы стать провайдером SaaS, необходимо обеспечить следующие условия: каналы связи, лицензия на хостинг, data-центр, точка продажи услуг SaaS, само ПО, специалисты по данному ПО и, наконец, интеграционный слой к поставляемому ПО. Давайте посмотрим, как обстоит дело у телекоммуникационных операторов с необходимыми для провайдера SaaS условиями:

- Каналы связи - это то, что есть априори. Телеком и есть каналы связи, каналы связи и есть телеком;

- Лицензия на хостинг - не сказать бы что хостинг и телекоммуникационный бизнес есть синоним, но все же у большинства операторов услуга хостинга имеется. Хостинг близок самой сути операторского бизнеса;

- Data-центр - можно посмотреть пунктом выше, а можно сказать, что бизнес телекоммуникационного оператора, это всегда высокотехнологичный и ресурсоемкий (в плане вычислительных мощностей) бизнес, а потому DATA-центр оператору нужен. Не всегда он свой, особенно, если мы говорим не про гигантов рынка (например, «большую тройку»), а про операторов поменьше. Но такой бизнес-объект уже присутствует в структуре телекоммуникационных операторов;

- Точка продажи услуг SaaS - фактически специализированный интернет-магазин. С этим хуже. Но, во-первых, это объект, который вполне вписывается в операторский бизнес, во-вторых, развертывание интернет-магазина не самая сложная задача, в-третьих, у ряда операторов, есть подходящие партнеры;

- Программное обеспечение, которое можно поставлять, как SaaS - господа, заключайте договора! Либо напрямую с вендорами, либо с интеграторами, а то и с теми и с другими. С одной стороны, не все решения имеют интеграторов, с другой стороны, интегратор - это готовые отлаженными отношениями с многими вендорами и провайдерами SaaS, что ценно;

- Специалисты по поставляемому SaaS - имеются три источника получения таковых. Первый, создание своей команды, но лучше, взять команду со стороны (источники – вендоры и интеграторы), потому что такой подход снимает с оператора необходимости самим заниматься подготовкой решений и содержанием узкопрофильных специалистов, как следствие: снижение рисков недогрузки таких специалистов; дает возможность сосредоточится на непосредственно продвижении сервиса SaaS и решении своих, профильных, задач; также наличие готовой команды, занимающейся проблемами интеграции, позволит снизить уровень стоимости кастомизации, которая характерна для большинства российских SaaS вендоров. Что подталкивает в сторону интеграторов, поскольку для SaaS вендора главное, тиражирование типового решение, а кастомизация, это то чем приходиться заниматься в нагрузку.

- Интеграционный слой к предоставляемому ПО. Пункт, который в России почти не представлен, но безусловно нужен, так как есть некоторый процент потенциальных клиентов, которые не готовы покупать ПО без возможности интеграции, и для категории b2b это немалый процент. Разрабатывать слой оптимально с помощью онлайн интеграторов, на российском рынке это OmniConnect, которым занимается Cast Iron и отечественный интегратор Software Provider.

'OmniConnect - визуальный SaaS конструктор, с помощью которого можно быстро интегрировать приложения, не зависимо от того, находятся они за фаерволом компании или в публичном облаке. С помощью OmniConnect мы можем не только помогать компаниям постепенно переходить на облачные платформы, но и делать то, что раньше было невозможно - интегрировать ИТ системы компаний-партнеров.'

Раз мы говорим о явлении широко известном, немного подробнее, что есть интеграционный слой и как он может выглядеть. Собственно, это некое ПО, которое имеет готовые выходы/входы к основным системам и умеет по заданным правилам разбирать информацию и передавать. Кратко говоря, упрощает решение проблемы данных в различных системах, дабы ООО Рога и копыта и в CDR и в складе было одно и тоже и бизнес процесс шел не спотыкаясь о разнобой систем. Пример, инструмента с огромным количеством готовых входов и выходов - Omniconnect. Реализация интеграционного слоя для Amazon выглядит так:

saas1.jpg

Основные варианты построения интеграционного слоя:

Для гибридного «облака», когда только часть решений находится в 'облаке', а остальное, у пользователей.

saas2.jpg

Все решения в «облаке», одном или нескольких, с внешним сервисом (в очередном «облаке») Software Provider.

saas3.jpg

Для «облака», когда все решения и интеграционный слой находится в одном 'облаке'.

saas4.jpg

Выводы

Два-три года и основными операторами SaaS станут операторы связи, особенно те, которые занимаются комплексными услугами, для юридических лиц. Ну, а те, кто не успеют «вскочить в поезд», будут наверстывать упущенное. 

Расскажите коллегам:
Эта публикация была размещена на предыдущей версии сайта и перенесена на нынешнюю версию. После переноса некоторые элементы публикации могут отражаться некорректно. Если вы заметили погрешности верстки, сообщите, пожалуйста, по адресу correct@e-xecutive.ru
Комментарии
Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
5
Сергей Махлай
Конечно, я имел ввиду вариант 2. Голова сама по себе, руки сами - старость...Надо меньше свои "г...
Все дискуссии
HR-новости
Каждый шестой россиянин позорился на корпоративе

При этом 82% опрошенных считают предновогодний корпоратив важной традицией и ждут мероприятия с приятным предвкушением.

Треть компаний увеличат затраты на обучение сотрудников в 2025 году

Самые большие суммы компании готовы инвестировать в обучение топ-менеджеров.

В России создали робота, который может заменить грузчиков и охранников

Робот способен поднимать 300 кг и тянуть за собой еще 500 кг.

Большинство российских компаний подняли зарплаты в 2024 году

Чаще всего поднимали оклады в среднем и крупном бизнесе.