Экономический кризис в нашей стране – давно уже не новость, что не отменяет того, что нам приходится жить в созданных им условиях. Последствия засухи - резкий скачок цен и порой необъяснимо пропавшие с полок супермаркетов некоторые товары - только усугубляют дело. В этой ситуации продолжает расти конкуренция на рынке труда, в том числе среди выпускников вузов, людей, попавших под сокращения или уволившихся самим из-за задержек заработной платы и т.п.
Одним из альтернативных решений может быть обращение к сфере франчайзинга, давно и успешно развивающейся в России. Тем более что большинство подобных сетей, присутствующих на рынке, позиционируют приобретение франшизы как возможность стать самостоятельным предпринимателем – хозяином своего дела, отказаться работать «на дядю» и начать работать на себя. Во всяком случае, именно с этого начинали разговор с возможными клиентами многие из участников франчайзинговой выставки BuyBrand в сентябре этого года, представившей на суд публики более 200 бизнес-концепций.
Понятно, что независимость в сфере франчайзинга присутствует с большими оговорками. И если человек решил потратить личные или кредитные средства на приобретение франшизы, определяющим фактором успеха является правильный ее выбор. «Вы должны решить, как бизнес подходит именно вам. Выбрать такое дело, которое по-настоящему западет в душу и которым вы будете заниматься с удовольствием», - говорил в своей лекции на форуме вышеупомянутой выставки канадец Р.Г. Острандер, основатель европейской франчайзинговой сети „BEITRAINING“, с октября прошлого года вышедшей на российский рынок.
Пополнение в рядах предпринимателей выгодно и государству, которое, правда, не спешит облегчать тот же процесс кредитования. Покупая франшизу, человек делает ставку на то, что его успеху будет способствовать известный бренд, «раскрученность» которого перекрывает сопутствующие расходы (например, паушальный взнос). Вместе с тем компания выставляет своему новому партнеру определенные требования, обеспечивает консультации и сопровождение и т.д.
Успех фрачайзингового предприятия во многом зависит от того, насколько четко в компании прописаны внутренние бизнес-процессы. Безусловно, начинать стоит со стандартов взаимодействия франчайзи и франчайзера, и чем прозрачнее и четче прописана схема, тем лучше. Затем идут стандарты работы сотрудника-франчайзи и, в третьих, стандарты рекрутинга, который осуществляет держатель лицензии.
Часто неудачи начинающего франчайзи связаны с тем, что он плохо представляет себе стандарты взаимодействия с головной компанией или руководствуется в выборе сотрудников личными предпочтениями (например, нанимает родственников и друзей, квалификация которых недостаточна). Такой путь ведет отнюдь не к коммерческому росту. А вот четко подписанные процедуры помогают начинающему предпринимателю ясно определить цели и вести свой бизнес.
Важно, чтобы «головной офис» не просто «спускал сверху» определенные стандарты, но и прислушивался к мнению держателя лицензии. Если франчайзи нужно пользоваться рекомендованными поставщиками, значит, цены на поставляемый товар должны быть лучшими в своей отрасли. Если это условие не выполняется, компания обязана найти более выгодный вариант и предложить его своим франчайзи. Взаимодействие должно быть обоюдным, и лишь тогда использование известного бренда может стать проводником к личному успеху во время экономического кризиса.
на примере ИВ Роше могу сказать что прижилось в Костроме это - потому что к помещению были несколько лояльны к средствам рекламы тоже
на пример Календарь подарков - могу сказать что тяжело им в виду того что товары заставляют брать не всегда рейтинговые в данной гео точке
франшизы едовые ни одна в костроме не прижилась - слишком завышены требования к помещениям и персоналу...
Считаю что Адаптивность франшизы обязана иметь место...
Приведу пример - Вольво за границей не лимитируют строго оформление сервисных станций и зданий снаружи а в России вход в ВОльво - просто неподъемен хотя бы по списку инструмента...
Что касается например Сети мороженых Баскин Робинс - там вообще расходы на поддержание франшизы титанические..
Так что не все таки и просто с приобретением чужого ''психо портрета'' :)
Благодаря опыту работы ''в'' и ''с'' компаниями, которые продают едальные франшизы, имею след наблюдения.
Франчайзеры, желая обеспечить рост продаж самих франшиз, раздают их ну, имхо, всем, кому не лень (у кого есть деньги). Особенно на первых порах. Конечно, некоторый отсев всегда существует, но отверстия в этом фильтре – размером со слона. Потом такие франчайзи «вскрывают» мозг «головной» компании.
А франчайзер в это время очень слабо занимается оттачиванием тех самых процессов и стандартов взаимодействия с партнерами. Не до ерунды ему – франшизы нужно продавать.
Ольга пишет:
Важно, чтобы «головной офис» не просто «спускал сверху» определенные стандарты, но и прислушивался к мнению держателя лицензии. Если франчайзи нужно пользоваться рекомендованными поставщиками, значит, цены на поставляемый товар должны быть лучшими в своей отрасли. Если это условие не выполняется, компания обязана найти более выгодный вариант и предложить его своим франчайзи.
Имхо - проще сказать, чем сделать.
В этом зачастую конфликт интересов франчайзи и франчайзера. Первый хочет минимальных закупочных цен, а второму нужно обеспечить качество продуктов для поддержки имени, ведь дешевле прежде всего там, где качество ниже.
Кроме того, франчайзинговая компания хочет расти, а рост она зачастую хочет обеспечить снижением кол-ва поставщиков и дистрибьюторов – проще контролировать несколько поставщиков, чем два десятка оных. Конечно, у такого дистрибьтора цены будут выше, чем у ИП Ромашкина...
Вот в том числе и поэтому «благими намерениями…» и т.д.
Кстати, в ГД внесен законопроект об отмене обязательного регистрирования ДКК (договоров коммерческой концессии). Предполагается, что это облегчит жизнь начинающим франчайзи.