Вебинар — это одна из разновидностей веб-конференций, благодаря которой осуществляются такие мероприятия, как онлайн-семинары.
Как правило, проведение вебинара выглядит таким образом: его участники получают от организаторов ссылку, на которую должны «кликнуть» в определенное время, подключившись к вещанию. Слушая спикера, просматривая видео и слайды на экране монитора, участники могут взаимодействовать с ведущим, задавать ему вопросы и получать ответы, выполнять задания. В целом вебинар — удобное средство для проведения интернет-конференций любого типа.
Преимущества вебинара
-Вебинар, в отличие от большинства типов веб-конференций, где основную часть времени говорит спикер, отличается высокой степенью интерактивности. Слушатели активно вовлечены в процесс обучения, могут задавать вопросы, сразу же прояснять некоторые непонятные для них моменты.
-В отличие от обычного семинара, слушатели по окончанию онлайн-семинара получают запись, которую можно использовать при повторном закреплении полученной информации, а также для того, чтобы поделиться ею с кем-то, к примеру, со своими коллегами.
-Онлайн-курсы в виде вебинара предполагают значительную экономию времени. Участникам и спикеру не надо тратить время для того, чтобы прибыть к месту проведения встречи, они даже могут находиться в разных странах. Если же кто-то не успел подключиться к семинару со своего рабочего места, после он сможет воспользоваться записью.
- Вебинар — это мощное средство не только для онлайн-тренингов, а и для решения маркетинговых задач. При презентации новой марки товара или, к примеру, при начале процесса ребрендинга, эксперт компании может ответить на все вопросы клиентов, получить от них живой отклик, разъяснить интересующие их аспекты, провести онлайн-опрос.
- Благодаря вебинару существует возможность анонимности. Участники одной и той же онлайн-конференции могут не знать о личностях друг друга.
Минусы вебинара
- Как бы не старался спикер, однако во время проведения вебинара между ним и аудиторией не будет установлена такая же эмоциональная связь, которая появляется в результате живого общения в реальном времени. А это очень важный аспект, который напрямую влияет на эффективность того же обучения.
-Вебинар — достаточно новый инструмент для проведения конференций и тренингов, а потому многие преподаватели, привыкшие работать с живой аудиторией, теряются перед монитором компьютера, в результате чего пропадает драйв и ритм выступления.
- Зачастую участники вебинара находятся в различных часовых поясах, а потому если для тренера вебинар начинается в 15.00, то для его слушателей он может проходить в 23.00, что далеко не всем удобно.
- Многие сомневаются в эффективности вебинаров, так как считают, что именно живое присутствие лектора, записывание его выступлений в тетрадь способствует настоящему обучению. Если же, по их мнению, сидеть перед монитором, то усвоение материала будет гораздо более слабым.
Вебинар завтра
Как уже было упомянуто, около 5% от всех компаний сегодня использует вебинар. В дальнейшем его распространение будет только увеличиваться — уже до конца 2011 г. им, скорее всего, воспользуются не менее 8-10% всех предприятий. Скорее всего, большинство этих компаний будут столичными, что вполне закономерно, учитывая, что именно в столице быстрее всего происходит приобщение к новым технологиям. В более далеком будущем прогнозируется, что использовать вебинар станут до 25% всех фирм. Это обуславливается простотой его использования и тем, что для его освоения не нужны какие-либо специальные навыки. Разве что, как спикерам, так и слушателям придется привыкнуть к использованию этой новинки. Наверняка этот процесс будет происходить достаточно быстро, благодаря преимуществам вебинара.
Предположительно, в нашей стране вебинар будет использоваться, прежде всего, в трех целях. Во-первых, это тренинги. Многие специалисты мечтают попасть на тот или иной тренинг к знаменитому гуру какой-либо бизнес области, но не могут из-за того, что для этого придется ехать в другую страну. С вебинаром эта проблема будет решена. Во-вторых, при рекламном «продвижении» нового товара. Консультанты компаний смогут устраивать виртуальные собрания на которых будут отвечать на вопросы покупателей. И, наконец, в третьих, вебинар будет использоваться для виртуальных пресс-конференций, на которых спикеры будут давать ответы журналистам по поводу самых различных аспектов жизни компании. Например, если в компании произошел ребрендинг, то будут даваться ответы на вопросы «для чего это было сделано», «к чему должно привести», «в какие сроки планируется провести ребрендинг» и т. д.
Итог
По нашему мнению, на сегодняшний день вебинар — одно из наиболее прогрессивных средств дистанционного обучения, к которому прибегают люди, идущие в ногу со временем. Уже сегодня оно прочно входит в нашу жизнь и скоро станет неотъемлемой частью таких уже привычных для нас технологий, как ICQ, e-mail, Skype и т.д.