Громкое имя не возвеличивает,
а лишь унижает того, кто не умеет носить его с честью.
Ф. Ларошфуко
«Зеленые» директора, в том числе и с MBA-образованием, уже перестали удивлять современным видением и ведением бизнеса на территории бывшего СНГ. О них много писали и не зря. Эта проблема - когда рыба начинает гнить с головы – сегодня актуальна как никогда. Ибо если не обращать на нее внимание – начинается путь в никуда, а, точнее, назад в прошлое…
В подтверждение моих слов вспомните – вы наверняка слышали банальную фразу от ваших боссов: «А вот до кризиса было намного лучше». Всегда ли эти слова соответствуют действительности? А, может, причина кроется в другом – в нас самих?
«Не важно, где вы получаете свой МВА — в Бостоне, Бирмингеме или Бомбее — везде все те же старые добрые учебники. Как же, черт возьми, можно ждать от выпускников МВА каких-либо изменений?» (Кьелл Нордстрем, Йонас Риддерстрале, «Караоке-капитализм»). Образование, в том числе и МВА, еще не гаранитрует высокий уровень знаний топ-менеджеров и их способность качественно ими пользоваться.
Говорить и обсуждать болезни современного топ-менеджера можно до бесконечности.
В этом материале я попытаюсь вместе с вами, уважаемые участники Сообщества, найти пути решения этих проблем.
Всем нам известно, что срок годности, в том числе и знаний, ограничен. На сегодняшний день для управленцев уже недостаточно владеть информацией - необходимо вовремя использовать ее, постоянно инновируя этот багаж, ведь новые роли неизбежно требуют новых знаний.
Цитируя бывшего главного тренера футбольной команды San Francisco 49-егs Стива Мариуччи: «Я никогда не ношу часов, поскольку и так знаю, что сейчас - это сейчас, и это именно тот момент, когда надо действовать», можно утверждать, что своевременность действий и правильность поведения - как никогда необходимы именно сейчас, в эпоху новых экономических условий!
В наше время многие топы смотрят только на дорогие часы, время на которых остановилось, в то время как великие лидеры извлекают пользу из различий.
Достигая определенной зоны комфорта, топы и компании в целом, находясь в определенной точке «развития», назову ее «кофе-брейк», начинают релаксировать. Это состояние становится константой с запахом чудесного сигарного дыма и ароматом кофеина, в то время как владельцы бизнеса, доверившие наемникам свои «бизнес-чада», ждут изменений и думают, что во всем виноват кризис…
Вспоминается случай из моей жизни, когда руководитель отдела продаж после оперативки, посвященной стратегическим изменениям в компании, выперлил следующее: « А что?! Что мы можем сделать… Смотрите, что в стране творится. Во всем виновата Верховная Рада». Одним словом, и смех, и грех.
Ари Де Гиус в своей книге «Живая компания» пишет: «Мы почему-то можем видеть только тогда, когда кризис нам открывает глаза». Почему же это не происходит раньше? Что же необходимо современным топам, чтобы заново переродиться и увидеть мир по-новому?
Во-первых, копирование других – это не решение. Всем нам знакомо стадное развитие компании в стиле «так делает конкурент – мы тоже будем так делать». Именно так могут думать и все остальные участники рынка. В этом случае единственный совет – быть правильной версией оригинала, то есть самого себя, а не слепой копией чьего-то успеха – ведь не факт, что вы повторите его успешно. В ближайщем будущем конкурентноспособность компаний будет меньше говорить, а больше делать и делать это оригинально и эксклюзивно, при этом постоянно внедряя инновации. Только такие топы и такие компании будут иметь успех!
Топам компаний, а, скорее, даже хозяевам бизнеса, необходимо общение с каждым участником процесса на персональном уровне - не хвалить, не ругать, а анализировать и поощрять своих сотрудников за результат.
Наполеон Бонапарт, величайший топ-менеджер своего времени, уделял этому огромное внимание. Уверен, многие из вас выберут жизнь на острове Святой Елены альтернативе жизни на острове «кофе-брейка» среди одичавших аборигенов «бизнеса». Помните: «Лучше с умным потерять – чем с дураком найти».
Сегодня мы ассоциируем управление с человеческими ресурсами, а, следовательно, искусство управления должно превратиться в искусство человекоуправления.
В свое время Ф. Ларошфуко сказал: «Все жалуются на свою память, но никто не жалуется на свой разум». У правильных топов с признананием собственных ошибок нет никаких проблем. Естественно последние не должны быть постоянством. Сотрудники больше не верят в руководителей, которые всегда правы и притворяются, что знают больше, чем другие. Здесь хочется вспомнить «распираторное» заболевание многих топов и процитировать г-на Полозова и Крицкого. Юрий Полозов пишет: «Если кратко - вранье командиров». Денис Крицкий: «+10000000000000! Причем как подчиненным, так иногда и самим себе». Ложь сотрудникам и самому себе. Это уже «не проходит»…
Настоящие топы не боятся конкуренции и «подсидок» - они компетентны. Они создают ауру сотрудничества в компании, а не постоянную атмосферу нездоровой конкуренции.
Топы будущего становятся прозорливыми – они имеют двойное зрение, а не очки с двойными линзами…. Эти личности обладают другим типом восприятия реальности. Поездка в выходные на тренинг по творческому мышлению не научит вас этому вмиг – этим необходимо жить…
Бюрократизм с запахом снобизма. Джек Уэлч назвал бюрократию «дракулой организационной структуры». Это заболевание бизнеса лечится долго и кропотливо. Топ-менеджер должен не бояться брать в руки бизнес-скальпель и удалять опухоли пережитков прошлого, неэффективных ресурсов, в том числе и человеческих, при этом тщательно предварительно поставить организму верный диагноз-бизнес.
Инноваторство и компетенция. Чтобы преуспеть, надо перестать оглядываться на других. Конкурентное преимущество весит не больше снов бабочки. Перестаньте петь вчерашние песни и начните писать мелодии завтрашнего дня.
Инноваторы и компетенты работают, работают и еще раз работают над собой. Изменяйтесь или деградируйте – выбирать вам. В последнем случае лучше освободить дорогу формации новых правильных организаторов – ибо их время уже наступает – они цунами будущего бизнеса! Даже если вы улетите от «опасности» на своем вертолете, может не хватить топлива долететь до острова «кофе-брейк» вновь.
Привлекательность. Становитесь привлекательным, коим вы считаете себя. Звезды притягивают звезд, а к неудачникам тянутся только неудачники. Привлекать и удерживать внимание людей становится все труднее и труднее. Сотрудники уже не согласны пассивно следовать инструкциям. Запугивание и угрозы сотрудников срабатывают реже… А если они работают, то это еще хуже для топ-менеджера, поскольку означает, что вы наняли не тех, кого надо.
Интеллект и лидерство. Аналитическая половина головного мозга неизбежно становится настолько крупной и тяжелой, что для многих больших начальников становится затруднительно ходить по прямой, а не по кругу. Топ, у которого есть вдохновение, в один день может мобилизовать армии «интеллектуальных наемников» для решения какой-нибудь специфической задачи. IQ и EQ должны сосуществовать и быть присущи топ-звену.
Компетенты голосуют своими головами: одна идея - один голос, они имеют свое мнение.
Настоящие топы не практикуют лидерство, они живут им. Топы должны начать понимать, что интеллект в компании – это все, что может спасти их бизнес сегодня и сейчас.
Успешные и удачливые топы – кто они? Как становиться такими? Кто топает в будущее, а не в прошлое. Они изменяют стратегию бизнеса и сами меняются раньше, чем их вынуждают это сделать. Авторы книги «Бизнес в шоколаде» правильно подметили это в умении организатора бизнеса обогнать рынок, а не идти в ногу с ним!
Изменение поведения требует перенастройки ума на успех и удачу. Поэтому единственный способ гарантировать изменения — повторять снова и снова, учиться снова и снова. Постоянная имитация ведет в никуда. Загляните в себя. Готовы ли вы измениться?
«Все хотят изменить мир, но никто не хочет измениться сам», - сказал Лев Толстой.
Если вы хотитете стать правильным топом, то такие вредные привычки современного топ-менеджмента как воровитость, любовь к ничегонеделанию и родственные связи стоит сразу пресекать в корне. «Ибо нет ничего тайного, что не сделалось бы явным, ни сокровенного, что не сделалось бы известным и не обнаружилось бы».( Евангилие от Луки (гл. 8, ст. 17).
Отказ от привычек, в первую очередь от вредных — вот последнее испытание успешного лидера.
Берегитесь заразиться ретровирусом бизнеса - вирусом «старичков и всезнаек»!
Революция начинается с вас! Изменения требуют изменений, прежде всего качественных.
Это совсем не значит, что нам надо отказаться от сигары, кофе и Rolex, а вот время необходимо переводить вовремя или оно может перевести вас
В статье использованы частично использованы материалы из творений Ари де Гиуса, Кьелле Нордстрема, Йонаса Риддерстрале, а также из собственного жизненного опыта автора.
Искренняя благодарность Д. Осинцеву за статью 'Тупые, ленивые и жадные' ( ч.1,2)
Главная задача любого менеджера это умение правильно и своевременно находить ответы на вопросы: Что менять? На что менять? и Каким образом произвести перемены.
Талант менеджера выражается в системном нахождении ответов на эти вопросы и отказ от достижения локальных оптимумов.
Имея в арсенале инструменты, позволяющие менеджерам делать это системно, навсегда избавят от танцев с бубном и бессонных ночей, и тогда уже можно будет безнаказанно вернуться к своему «кофе-брейк».
Я считаю, что ситуация не изменится еще долгое время. Страна большая, бизнес - менталитет в разных регионах имеет свои особенности. И к сожалению, наши топы не могут на эти устоявшиеся процессы повлиять. Отказаться от вредных привычек - это революция. Не поймут наши ребята, если ты не в часах, с сигарой и кофе. Встречают по одежке и дела также решают. Разные темпы работы, если работаете с регионами. Это не только из-за лени, жадности и тупости. Убедите меня в том, что я не права.
Мечтатель... Перечитайте мерфилогию.
Так было всегда, всегда так и будет. Наши правнуки уже будут колонизировать Марс и писать на форумах это же самое: боссы деградировали и у них на полшестого. И кофе с сигарой!
Заметна тренированная память и очень специфичная эрудиция (из ''общих мест'' на e-xecutiv)...
Хорошая статья. Может, немного лозунговая, но полезная в плане наполнения оптимизмом. :)
Зело начитанный вьюныш.
Наверное, сам идеальный топ.
Напомнило демонстрацию советских времен. ''Да здравствует современный менеджер - компетентный, умный и привлекательный. Ура, товарищи! Ура! Ура! Ура!''