Для руководителей публичные выступления – неотъемлемая часть профессиональной деятельности. Конференции, форумы, собрания и планерки у большинства управленцев вызывают стресс, который мешает эффективно решать задачи бизнеса. Согласно общемировой статистике, страх сцены стоит у человека на втором месте после страха смерти!
А между тем, в боязни публичности скрыт огромный потенциал для роста и развития. Есть страх, значит, есть энергия действовать, желание приносить людям пользу. Если его нет, то лучше и вовсе не выходить на сцену.
Но что делать, если перед публичным выступлением потеют ладошки, пересыхает в горле, подкашиваются колени и забываются слова? Поверьте: всегда будет немного тревожно, и это нормально. Хорошая новость №1: боязно лишь в первые минуты выступления, когда нужно представиться, произвести хорошее впечатление на публику, подвести к предмету разговора. Но стоит погрузиться в любимую тему, которую вы готовили, как моментально появляется уверенность и исчезает дрожь. Хорошая новость № 2: существуют техники и упражнения для усмирения паники перед публичным выступлением. Все методы испробовала на себе лично.
Как побороть страх перед сценой?
В начале карьеры журналиста мне часто приходилось выходить в прямые эфиры. Тогда я испытывала страх, схожий со страхом спикера. Ведь не знаешь, что произойдет, и как ты себя поведешь. Поэтому приходилось применять практики для ослабления беспокойства.
1. Снизьте значимость ситуации
Не зацикливайтесь на том, как и что говорить со сцены, как будете выглядеть? Воспринимайте себя как определенный канал, как трансформатор, который просто передает людям важную информацию. Когда оратор испытывает страх и оцепенение, аудитория с легкостью считывает это состояние и вести разговор намного сложнее.
2. Найдите для себя сверхзадачу
Держите в уме ключевую мысль – вы вышли на сцену не показать себя, а донести важную сверхидею. Она должна полностью занимать ваш разум, потому что от этого зависит характер выступления: какие слова и жесты вы подберете, какую интонацию примените.
Сверхзадачи могут быть разными: привлечь людей к какой-то проблеме, дать им новые полезные знания, очаровать, убедить... Лидер, окрыленный сверхидеей, никогда не будет думать, куда спрятать трясущиеся руки или как поправить прическу, он успешно проведет выступление без проволочек и заминок.
3. Задайте мозгу правильную установку
Например, скажите себе перед выступлением: «Даю себе установку: все, что происходит со мной в этом зале или на этой сцене, будет мне во благо». Как в советском мультике «Страшные истории», где суслик идет ночью через поле и боится лису. Хищница следует за ним по пятам. В итоге суслик добегает до своей норки, видит лисицу, замахивается веткой, бьет ею лисице по морде и говорит: «Шел суслик через поле и никого не встретил». Эдакое самовнушение, которое будет полезно и спикерам.
4. Отстранитесь от мнения публики
Перед выходом на сцену подумайте о тех людях, мнение которых для вас значимо. Скорее всего, это будут самые близкие: семья, друзья, возможно, коллеги по работе. Но это точно не та аудитория, которая пришла на вашу лекцию. Вряд ли люди будут думать о вас больше одной минуты после выступления.
5. Сделайте упражнение «Дерево» / «Столб»
Это эффективный метод работы со страхом из традиционной китайской практики Цигун. Обхватите столб или дерево (или вообразите это). Представьте, что у вас есть корни, которые уходят глубоко в землю. А из ствола простираются ветви – ваши плечи, руки, пальцы. Вы начинаете подниматься вверх, увеличиваться сначала на пространство комнаты, затем дома, города, планеты. И вот вы просто стоите, дышите и начинаете чувствовать себя частичкой, связанной и со всей планетой, и с людьми в зале. Это упражнение помогает расслабиться и справиться с любыми страхами.
6. Постучите пятками об пол
Тоже действенное упражнение из Цигун. В представлении восточной медицины страх прячется в почках. Если у нас много страхов, то функция почек садится. Китайские целители рекомендуют стучать пятками об пол.
Перед выступлением я просто подтягиваюсь на носочках и спокойно отпускаю тело. Происходит своего рода встряска, которая высвобождает небольшое количество энергии. Организм бодрится, и это помогает сосредоточиться на выступлении. Можно размять руки и пальцы, поскольку они связаны с нашим речевым аппаратом.
7. Проявите физическую активность
При страхе выделяется дополнительная энергия, которая когда-то давно помогала спасаться бегством от опасности. Если не расходовать эту энергию, она действует во вред. Самый простой способ выпустить ее – это физическая активность. Многие руководители перед выходом на трибуну отжимаются от пола, кто-то приседает. Можно сделать упражнение «железный человек»: попеременно сильно напрягать и расслаблять тело.
Другой действенный метод – сжимать большой и указательный палец до тех пор, пока вы не представились и не назвали тему выступления. После этого разжимаете пальцы и как бы отпускаете свое волнение.
Если страх оказался сильнее
Со страхом нужно познакомиться, принять факт его существования и только потом прорабатывать. Но если так случилось, что беспокойство взяло вверх и выступление под угрозой срыва, не молчите и не убегайте со сцены. Речевая импровизация – лучший выход из ситуации, когда мозг впадает в ступор и слова выступления стираются из памяти.
Помните, что вы, как эксперт, безукоризненно разбираетесь в своей теме. Поэтому не важно, в какой последовательности говорить. Забыли слово или фразу, скажите по-другому. Упустили какую-то мысль, вставьте ее потом. Только вы знаете, как должно быть. Аудитория, вероятнее всего, не заметит заминок в выступлении.
Запоминание текста через образы тоже действенный способ не сбиться с мысли. Стройте речь через картинки и транслируйте эти образы на вербальном и невербальном уровне. Чем детальнее в голове рисуется иллюстрация, тем мозгу легче «превратить» ее в слова.
Графическая подготовка к выступлению поможет держать перед глазами материал. Заготовьте карточки с основными тезисами или схематично пропишите план речи. Время от времени подглядывайте в заготовки, это придаст уверенность и поможет не упустить важные мысли.
Работа со страхом должна вестись постоянно
Страх мешает человеку раскрываться, поэтому работа со страхом должна вестись постоянно, а не только перед выступлением.
В моем случае лучшая тренировка – это цигун и йога. Практики позволяют управлять телом и мыслями, расслабляться и замедлять дыхание. Ведь именно правильное дыхание – ключ к решению всех голосоречевых проблем. Цигун учит диафрагмальному дыханию, т.е. дыханию животом. Овладеть этим навыком будет полезно всем, кто выступает перед аудиторией. Потому что брюшное дыхание дает максимальное расслабление и избавление от страха.
Отлично работает в этом направлении дыхательная гимнастика Стрельниковой, на которой выросло целое поколение дикторов центрального телевидения. Изначально Александра Стрельникова разработала свою методику для оперных певцов, чтобы ставить им голос. Но оказалось, что дыхательные упражнения отлично укрепляют голосовые связки, развивают речеголосовой аппарат и в целом, оздоравливают организм. Поэтому гимнастику взяли на вооружение дикторы, лекторы и артисты. Руководители тоже могут применять эти техники перед ответственным выступлением.
Сцена – это особый, искусственно созданный мир, который способен прокачать личностные качества каждого руководителя. Если вы обуздаете страх перед публичным выступлением, научитесь взаимодействовать с многочисленной аудиторией, то этот успех моментально распространится и на другие сферы вашей жизни. Ступите на тропу публичности и увидите, как начнут проявляться ваши лидерские качества.
Также читайте:
Есть ещё очень хороший способ. Обычно выступающие, особенно руководители и преподаватели, совершают ошибку, полагая, что им будет легче выступать, если представить, что все слушатели 'дураки' или более низкого 'положения', а ты один умный, и именно ты 'рулишь'.
Способ заключается в том, чтобы поставить себя на ступеньку ниже аудитории.
Например, уважительно отнестись к аудитории: признать факт, что в аудитории многие люди умней тебя, часть из них 'более продвинуты' , более тонко чувствуют момент и могут даже высказать более толковые идеи.
После этого можно легче признать свое право на 'ляпы', подстраиваться к аудитории и в итоге уже владеть настроениями в аудитории, позволять себе шутки, в том числе иронию над собой и т.п. В итоге это не умаляет выступающего, а наоборот, подчёркивает его гибкость, объективность, умение взаимодействовать, т. е. располагает людей к нему.
Это не относится к критическим условиям, например, аудитории в состоянии стресса, фрустрации, решающим критический вопрос, или явной борьбы за авторитет в конфликтной ситуации.
Ну какой тогда из тебя руководитель, если боишься открытого общения, выступления перед публикой? Это первый признак того, что ты не на своём месте.
Волнение естесственно, но чтоб "ладошки потели"...
" Проявите физическую активность"
Единственный нормальный совет. Выброс гормонов нужно сжечь на крупных мышцах.
Дополнительно к этому совету: напишите на картонных карточках тезисы выступления. Картон нужен потому, что бумага противно шуршит в микрофон, а картон нет. Шрифт должен быть крупным, а текст структурированным, чтобы можно было мельком подсмотреть, не копаясь в бумажках.
Если выступление ограничено по времени - включите таймер на телефоне и положите перед собой, чтобы понимать сколько времени у вас осталось.
не боятся публичных выступлений только "без ответственные болтуны", среди которых, кстати, очень много "Руководителей".....
если страшно можно читать по бумажке.
В детстве и юности я много играл на скрипке и очень много выступал. С начала всё было хорошо я не боялся сцены и с удовольствием играл, а потом я "подхватил" "вирус" страха и у меня стали трястись руки при выступлениях. Ничего не помогало. О музыкальной карьере пришлось забыть. Занимался аутотренингом, йогой и всем что было в то время в доступе. Бесполезно. Музыку пришлось бросить. Ушел в радиотехнику, компьютеры, альпинизм, управление. И вот тут пришлось опаять выступать публично. "Трясучка" иногда подпирает, удается её отодвинуть усилием воли. Как на высоте. Увлечься работой отвлечься, а сначала дышать. Дышать ритмично, пока не пойдёт тепло, это по системе йогов. Еще Патрик Эдлингер разрабатывал для альпинистов дыхательную гимнастику. Вот ей и пользуюсь в жизни, когда подпирает страх. Выжно не бояться страха. Страх должен быть управляемым.
Спасибо, что поделились, какой классный опыт. Дыхание путь к решению всех голосо- речевых проблем. Мне помогает йога и плавание, в сложные моменты концентрирование на дыхании, просто переключение на диафрагмальное дыхание. Это требует тренировки. У меня на ТВ тоже тряслись руки, и это было невозможно, поэтому я и начала с этим работать серьезно. Причем "тряска рук" это бывает часто у людей с тонкой организацией и нужна железная вера в себя. Не зря говорят все возможности на кончиках пальцев, это так и есть) почти буквально.
хорошие советы ндеюсь кому нибудь они помогут.
я человек который не стестняется пуьлично выступать могу точно сказать что эти советы вам хоть чуточку,но должны помочь.
А что такого? У кого-то ладошки потеют - и Вы полагаете, что это ненормально, а если наоборот, голос подрагивает и горло пересыхает - это нормально?
И то, и другое - нормальная физиологическая реакция на стресс, в данном случае - искусственно созданную доминанту, когда-то человеку "внушённую" ("Ты не можешь", "Ты не спикер, а экспкрт", "Чтобы так петь, 20 лет учиться нужно, а ты хочешь за 3 дня" и т.п.).
Вот если реакции нет, то это не руководитель, а, простите, балабол, которому лишь бы что-то сказать по принципу "чем громче я крикну, тем больше народу за мной пойдёт".