На вопрос, вынесенный в заголовок, можно посмотреть в контексте бизнеса и с таким же успехом расширить объектив до отношения к своей жизни в целом. Как правило, стратегия одна.
Как вы отнесетесь к тому, чтобы сделать стилем своей жизни реагирование на трудности и жизненные препятствия? Чтобы последствия трудных ситуаций превратить в преимущество.
Любые человеческие сложности – это выход из «зоны комфорта». Зона комфорта – это жизненное пространство, в котором человек чувствует себя уверенно и защищенно. Но в нашей жизни реальны только постоянные изменения, поэтому найти «тихую комфортную гавань» и остаться в ней надолго, а лучше на всю жизнь, – это утопия.
На практике либо человек сам выходит из зоны комфорта, либо его «выводят». Дальше события развиваются в зависимости от отношения человека к проблеме. При чрезмерном неприятии, уходе от решения в горевание и сопротивление изменениям проблема усугубляется. Прекратить сопротивление, осознать ситуацию, а затем начать двигаться по новой траектории – оказывается более выигрышной стратегией. Все как в физике. Сила действия равна силе противодействия.
От чего зависит, что люди ведут себя диаметрально противоположным образом в ситуациях трудностей и проблем – одни идут вперед, а другие откатываются надолго назад? От чего в значительной мере зависит способность управлять жизнью? На что стоит направить свое внутреннее внимание и мышление?
Вход в большую часть человеческих сложностей, как и выход из них, лежит через дверь под названием «Личная ответственность» за все происходящее в жизни человека. А личная ответственность в свою очередь зависит от субъектности, то есть, самостоятельности.
Субъектность проявляется в способности человека самостоятельно принимать решения и целенаправленно строить свою жизнь. Чем больше развита субъектность, тем успешнее человек преодолевает различные сложности на своем жизненном пути.
Корни самостоятельности прорастают в детстве, и эта способность развивается в ходе общения с родителями и значимым социальным окружением, а затем в различных видах деятельности: познании, игре, труде...
Как формируется самостоятельность?
Занимаясь разнообразной жизненной деятельностью, человек «играет роли». Что это за роли?
- «Инициатор дел». Имеется в виду самая простая инициатива, проявляемая в различных жизненных ситуациях. Такой человек не будет ждать в поезде, когда его сосед по купе решит, общаться с ним или нет. Он начнет разговор по собственной инициативе.
- «Распорядитель ресурсов». Это могут быть как финансовые, так и другие ресурсы. Как правило, такой человек успешно умеет оценивать свои силы и использовать рационально все, что у него есть в качестве внешних и внутренних ресурсов.
- «Реализатор дел и проектов» (делатель). Эти люди не могут сидеть на одном месте без полезного дела. Это труженики. Их словно кто-то завел, и теперь они долго могут работать.
- «Самоуправленец» или «Регулятор своего опыта и жизни». Это менеджеры по призванию. Оптимизация, саморазвитие, эффективность – их любимые слова. Они читают книги о том, как лучше совершенствовать себя, любят планировать и реализовывать все намеченное. У них хорошо развит самоанализ, что дает успешные результаты, а не превращается в самокопание. Эта роль позволяет им быстро учиться на своих и чужих ошибках. Однажды поверив в то, что существуют лучшие способы достижения результата, они постоянно стремятся использовать новые стратегии и преодолевать свои негативные качества.
- «Хозяин жизни». Про таких людей говорят, что они сделали себя полностью сами. Считают, что они самостоятельно творят свою судьбу, умеют круто разворачивать свою жизнь, во всем только сами стремятся принять решения, особенно на переломных этапах жизни. Им не свойственно особенно надеяться на помощь со стороны. Никогда не находятся на иждивении у других и чаще всего живут без оглядки на общественное мнение. Свой взор обращают на саму жизнь, ее организацию и результаты.
- «Автор своих произведений». Развитие этой роли приводит к тому, что человек тяготеет к творческой продуктивной деятельности и становится новатором, рационализатором, изобретателем, художником... Спустя годы такие люди становятся известными, часть из них действительно вносит вклад в развитие различных областей и человеческого прогресса.
- «Автор своей жизни». Это несколько другой тип авторов. Они не только много всего производят в своей деятельности, но и направляют свое творчество на самоорганизацию и стиль жизни, показывая всем, что жить можно продуктивнее. Это те самые 2% населения (по А. Маслоу), которые создают новый мир и живут в нем, а часто в нем начинают жить и все другие люди. Они создают новую стратегию жизни.
Конечно, каждый человек в силу различных обстоятельств: особенностей детско-родительских отношений, специфики жизненных событий, своих склонностей, особенностей мировоззрения – индивидуально реализует траекторию развития самостоятельности.
В итоге можно говорить о том, что каждая из ролей у каждого человека развивается на своем уровне, что приводит к их рейтингу. Этакий ансамбль «внутренних управленцев», которые, в конечном итоге, вносят самый важный вклад в развитие личностной уникальности человека: его идентичности, личностного своеобразия. Мой опыт говорит о том, что одна из этих ролей, которая набирает самое большое количество баллов, является «дирижером» оркестра. Именно она больше всего начинает управлять активностью человека в целом. Ее развитость приводит к некоему доминирующему варианту жизни, «способу жить». Так складывается индивидуальный субъектный профиль человека или профиль его самостоятельности.
Когда человек анализирует, как именно проявлялась его инициативная самостоятельность на протяжении жизни, становятся понятными причины сложностей, мешающие эффективно жить и достигать нужных целей. А знание конкретных ролей и их места в рейтинге проявляет его управленческое начало, которое руководит внутренней и затем внешней активностью.
Если ли выход из этого круга привычных выборов? Можно ли изменить, выбрать иной сценарий, иную стратегию? Можно ли начать смотреть на препятствия, как на вызов, превратить их в свое преимущество и выйти победителем? Да, субъектность можно развить.
Как развить субъектность?
- Внимательно изучите свой персональный профиль. Определить наиболее проявленные роли в нем вы можете самостоятельно, уделив этому достаточное количество времени, честно и внимательно проанализировав свой предыдущий жизненный путь и текущую ситуацию. Вернитесь к самым значимым событиям на всех этапах своей жизни.
- Опишите, как каждая роль проявляется сейчас в вашей жизни, в каких ситуациях и каким образом. Осознать, найти предпосылки своего выбора стратегии в различных ситуациях – это первый серьезный шаг на пути к изменению себя, к лучшей версии себя.
Теперь примерьте на себя новую, понравившуюся роль. Новая роль – новый вариант жизни.
Конечно, данную технологию лучше всего реализовывать в системной работе с коучем. К сожалению, многие коучи пренебрегают диагностикой субъектности, что приводит к серьезному снижению качества их работы. Здесь важно понимать, что при низкой субъектности есть вероятность, что коучинг может не сработать, и потребуется психотерапия. Однако вы вполне можете начать с самостоятельной проработки этого вопроса.
Интересная статья с хорошим подбором и весьма точным описанием человеческих "ролей".
Потому что одни люди внешне привлекателельны или на крайний случай - харизматичны, а другие - нет.
Такие люди с детства нравятся остальным и то, что они добились сами - на самом деле заслуга других, которые их тянули. Ведь не для кого не секрет, что в школе у любой училки были свои любимчики, которых она выбрала не за знания и любовь к своему предмету.
Более того, лично знаком с одним уличным артистом, которого в совет диреткоров пропихнула дочурка своего папаши-собственника. Мотив у нее был просто потрясающий - "пусть все видят какой у меня красивый муж и завидуют".
Так что внешность и харизма в нашем мире - это самое главное. Иначе бы на календарях были бы не фотографии знаменитых артистов и моделей а ученых.
Давным-давно, когда у меня первый ребенок начал ходить, моя подруга научила меня очень важной вещи: если ребенок остановился и начал требовать, чтобы за ним вернулись (так временами делают все дети в год с небольшим), надо уходить и уходить до тех пор, пока он не побежит за тобой. Так формируется рефлекс ловить уходящую возможность.
Если же мама возвращается и начинает утешать - человек потом всю жизнь ждет, что шанс вернется. Ну и ждет.
"На практике либо человек сам выходит из зоны комфорта, либо его «выводят»" - пишет автор.
То есть, следуя логике заявленной темы, предлагают ему выбор либо "новые возможности" либо "жизнь без права на развитие". Серьезное заявление!
Но если есть выбор во время насильственного вывода из "зоны комфорта", которая кстати говоря истинным комфортом часто и не является, а скорее всего есть необходимость безопасности и страх потерять то, что имеешь, то по каким критеририям можно определить - есть возможность "принудить" нужного вам человека покинуть зону безопасности и пустится в сомнительное "свободное плавание", которе зудо - остро необходимо тому, кто принуждает?
Статья интересная, мне понравилась и тема и стиль, чувствуется "рука мастера".
Оруэлл вряд ли впишется в список автора. Он спал под мостами или ночлежках, чтобы почувствовать, изучить жизнь нищих и бродяг, жил среди них ... много чего испытал ... отправился в Испанию сражаться против фашизма, чудом спасся вместе со своей женой от НКВД в Испании, несмотря на старания Михаила Кольцова ... Писатель с мировой славой.
Или другой пример - Альберт Швейцер.
Уж они точно сами вышли из зоны комфорта ...
В общем-то если в дестве/юношестве не выработались самодостатсточность, лидеские качества, уверенность и прочие крутые скилы, то в срезлом возрасте получить их уже крайне сложно. Человек законестенел, приобрел уйму убеждений, и чтобы изменить его, нужно ломать психику, тело. Иначе весь этот груз с ошибками будет мешать, тянуть в другую сторону, накладывать ограничения, ставить подножки, постоянно нашёптывать сомнения и всячески препятствовать изменениям.
Одно дело учиться всеми с раннего возраста, а другое - вбивать новые знания поверх старых. В первом случае к 25 годам, например, уже есть опыт, который накопился при общении с такими же сородичами, методом проб и ошибок своих и чужих был получен драгоценный материал; а во втором - только-только начинает изучаться теория; еще хорошо, если к этому возрасту, ведь в большинстве своём осознание приходит после 30, 40... А с кем практиковаться? Сверстники-акулы быстро укажут на нужное место.
Остюда бесчисленное множество книжек по личностному росту, треннигов и курсов. Какой у них КПД? Малый, конечно.
Посему автор скромно предлагает пойти к коучу, а если ситуация совсем патовая - к психологу.
Помню в далеком детстве я именно так воспитывал свою маму. Уходил, а потом из за угла наблюдал, как она распрашивает прохожих о маленьком мальчике с чубчиком.
Спасибо автору, мне понравилось. Согласен по поводу субъектности и по поводу необходимости диагностической фазы в коучинге (да и консультировании вообще). Добавил бы, что есть опасность пренебрежения не только диагностической фазой, но фазой верификации ("простучать", "заземлить") намеченных изменений перед тем, как приступать к их воплощению.
Вопрос. Если все-таки речь идет о профиле, то указанные роли - это роли или аспекты, компетенции? При этом нужно выравнивать (развивать) профиль компетенций или акцентироваться на наиболее свойственных человеку ролях?
а вот даже интересно стало, что есть истинный комфорт и каковы признаки того, что комфорт - ложный?
Истинный комфорт по моему личному мнению, это такая ситуация когда человек доволен своим положением в данный момент и ничего менять не собирается, потому что собственно любые перемены не всегда к лучшему - есть такая поговорка или "проклятие" - "Чтоб ты жил в эпоху перемен!".
"Комфорт ложный" мне думается не совсем удачное определение, скорее можно сказать так - "комфорт защитный". То есть человеку в нем не совсем хорошо и не комфортно, но терпимо, и к тому же есть определенные выгодные для него плюсы, и менять ситуацию он не собирается, потому что перемена может привести его в состояние, которое будет значитьно сложнее и намного хуже состояния "защитного комфорта".