Почему ваше резюме никто не читает

Сергей Беляев

Вы в поиске новой работы? Активно заполняете анкеты на корпоративных и job-сайтах? Интенсивно рассылаете свое резюме на все подходящие (и не очень) вакансии? Вы уверены, что ваше резюме кто-нибудь когда-нибудь прочитает? Будьте реалистами. Нас ведь почти 50 миллионов, из которых несколько миллионов находятся в пассивном или активном поиске работы, все больше используя для этого интернет. Для большинства рекрутеров бумажные резюме больше не существуют, только электронные.

карьера

Ситуация складывается сейчас такая. Корпоративные электронные ящики и базы данных агентств забиты пачками резюме. Представьте, такие компании как Microsoft, Intel, Hewlett Packard получают более чем по 50 тыс. резюме в месяц только через их корпоративные сайты. Можно предположить, что в крупных компаниях и кадровых агентствах ситуация похожая. Если вы претендуете на работу в известную корпорацию, ваши шансы обратно пропорциональны числу претендентов.

Что легко и просто – не всегда эффективно

На первый взгляд, рассылка резюме по е-почте или размещение на корпоративном сайте выглядит просто и удобно. Легко найти вакансию, легко отправить. Затраты – мизерны. Процесс максимально упрощен и экономит время соискателей. Вы может отсылать резюме бесконечное число раз, тем самым якобы увеличивая вероятность обратить на себя внимание.

Продвинутые фирмы практикуют автоматическое подтверждение получения резюме с благодарностью. Проблемы начинаются после того, как резюме отправлено. Как проследить, получено ли оно? Если получено, то кем и по назначению ли? Кандидат дальше просто ждет письма или звонка с приглашением на собеседование. Они ждут, потому что предполагают, что это их шанс получить работу и что рекрутеры или HR-менеджеры прочитали их резюме. К сожалению, часто они ждут совершенно напрасно!

Грязная маленькая тайна

Проблема этой, на первый взгляд, отлаженной машины, в том, что большинство резюме на первый взгляд практически не отличаются друг от друга. Часто никто даже не рассматривает никакие резюме, если подходящая вакансия сейчас не актуальна. Этим просто некому заниматься. Живые люди занимаются «живыми» вакансиями. А остальные резюме специальная программа просто вносит в базу данных до «лучших времен».

Такая программа ничего не делает с резюме, пока они не потребуются рекрутеру для конкретной вакансии. Большинство резюме останутся в базе данных навсегда и никогда их не увидят человеческие глаза. И только когда рекрутер или менеджер «просеют» базу данных поисковой программой по ключевым словам до удобоваримого количества (обычно меньше сотни), возможно, кто-то когда-то и прочитает ваше резюме.

Почему никто не читает резюме?

Немногие HR-менеджеры признаются, что не читают резюме, добросовестно присланные соискателями. Такой факт стал бы очень плохим пиаром для их компании. Однако никто ведь и не обещал, что он прочитает все резюме. Кандидаты «только предполагают», что есть некоторый реальный шанс получить работу, а рекрутеры «располагают». К сожалению, это шанс больше походит на лотерею. Но шанс все-таки есть, если учитывать некоторые факторы и соблюдать определенные правила.

1. Недостаток рекрутеров

Часто это происходит из-за банального недостатка или перегруженности менеджеров по персоналу. Перед ними стоит задача закрывать до 20-30 вакансий в месяц, а резюме приходят и приходят... Усталые рекрутеры просматривают накопившиеся резюме один-два раза в неделю. Если ваше резюме не попало в этот день, то оно уже где-то «отсортировано» автоматически.

2. Резюме как спам

Массовая рассылка резюме некоторыми соискателями превратилась в одну из форм спама. Базы данных забиты резюме неквалифицированных кандидатов, претендующих на работу, для которых они не имеют никаких навыков.

3. Отсутствие ключевых слов

Программы поиска и сортировки основаны на числе ключевых слов в резюме. Если вы не используете достаточно правильных ключевых слов, указывающих на название искомой должности, отрасль, уровень квалификации, ваши шансы «найтись» уменьшаются.

4. Огромные базы данных

Количество поступающих резюме огромно. Некоторые крупные фирмы и агентства получают буквально сотни резюме в день. Внутренние правила некоторых компания требуют сохранять документы два-три года, поэтому размер базы данных крупной компании может превышать десятки тысяч заявок. HR-менеджерам незачем просматривать абсолютно все, они часто просто «сканируют» базу, пока не находят, скажем, 100 подходящих резюме, и прекращают поиск. Если резюме ранее не были отсортированы по уровню навыков и опыта, и если вы не суперквалифицированный специалист, шансы быть найденным невелики.

5. Алфавит

Шансы зависят даже от того, с какой буквы начинается ваша фамилия. Если резюме отсортированы в алфавитном порядке, кандидаты с фамилией, например, на букву «T» имеют меньше шансов, чем на «А», рекрутер уже до него мог найти свои 100 целевых резюме.

6. Слабые навыки поиска

Некоторые поисковые программы столь сложны, что большинство менеджеров и рекрутеров используют только самые простые ее возможности, не утруждая себя изучать расширенные функции. Лень и неумение основательно «прошерстить» всю базу основано на заблуждении, что «количество всегда переходит в качество». В нашем случае это не так. 10 тыс. кандидатов в базе данных не означает, что там обязательно есть три нужных (и готовых поменять работу) в этот момент специалиста.

7. Преимущество «пассивных» кандидатов

Поскольку корпоративные рекрутеры становятся более продвинутыми, они часто сосредотачиваются на поиске среди работающих, «пассивных» кандидатов в ущерб активно ищущим работу. Они предполагают, что раз уж кандидат заинтересован и прислал свое резюме, он уже никуда не денется и сам заявит о себе. Поэтому не стесняйтесь о себе напоминать.

8. Это не моя работа

Если кандидат претендует на руководящую должность, работа над которой отдана на откуп рекрутинговым агентствам, шансы его также невелики. У внутренних рекрутеров хватает своей работы и отвлекаться на то, за что компания платит деньги другим, им некогда. Пусть агентства отрабатывают свои гонорары, у них свои базы и источники, полагают HR-менеджеры.

Вряд ли сами компании могли бы раскрыть такие маленькие секреты. Однако понимание этой части процесса отбора персонала поможет вам быть более терпимыми к рекрутерам.

Как сделать, чтобы ваше резюме стало заметным для рекрутеров?

  • Вы должны иметь резюме в нескольких форматах: текстовом, word и HTML (виртуальное, WEB-резюме). Направляя письмо потенциальному работодателю, в тело письма помещайте текстовый вариант, word (RTF) – версию – во вложении. А ссылку на WEB-CV делайте в кратком сопроводительном письме.
  • Резюме должно быть нагружено «ключевыми» словами, прежде всего названиями должностей и их синонимами, по которым ваше резюме могут искать внутренние и глобальные поисковые программы.
  • Постарайтесь четко и грамотно сформулировать Цель – какую должность, и в какой сфере деятельности вы хотели бы получить. Недопустимы высказывания типа: «Получение интересной, высокооплачиваемой работы» или банальности «Найти применение своим знаниям, умениям и приобретенным навыкам в интересной развивающейся компании. Иметь моральное удовлетворение от работы и получать достойную и стабильную зарплату». То, что может написать 100% других соискателей, никак вас не выделит.
  • Резюме должно быть насыщено фактами/достижениями/результатами. Ваши успехи – вот что реально продает вас будущему работодателю, а не простое описание служебных обязанностей. Кроме того, описание результатов больше связано с ключевыми словами. Проверьте и добавьте в ключевые пункты слова, по которым вас предположительно могут искать.
  • Документ должен быть визуально привлекательным и графически безупречным. Полнее используйте возможности компьютера: различные шрифты, подчеркивания, пробелы, центровку, форматирование, цвета… Но не переборщите.
  • Серьезно отнеситесь к написанию текста в строке «Тема». Используйте свою фамилию, имя и название искомой должности.

Впервые статья была опубликована на Executive.ru 9 декабря 2008 года в рубрике «Творчество без купюр». Реанонсирована в контентном блоке в рамках специального проекта редакции

Расскажите коллегам:
Комментарии
Директор по продажам, Московская область

А где же про замануху?, про 'Грязную Тайну', думал прочитаю ответ на вопрос, а получилось еще раз прочитал прописные истины. Жаль!

Адм. директор, Москва

К сожалению, самый надежный способ найти новую работу можно только используя своих знакомых.

Менеджер по аренде, Тверь

Согласен с мнением Николая, но добавил бы, что поиск среди знакомых знакомых так же не менее надежен :)

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
Все дискуссии
HR-новости
РБК представил рейтинг работодателей 2024

Средняя заработная плата в компаниях — участниках рейтинга составила около 155 тыс. руб. в месяц.

Названы самые привлекательные для молодежи индустрии

Число вакансий для студентов и начинающих специалистов выросло за год на 15%.

Россияне назвали главные условия работы мечты

Основные требования – широкий социальный пакет, а также все условия для комфортного пребывания в офисе.

Власти Москвы заявили об отсутствии безработных в столице

При этом дефицит кадров наблюдается во всех отраслях.