В марте-июне 2017 года компания ManpowerGroup провела исследование Ready for Change 2020, посвященное выявлению готовности работников к изменениям в профессиональной карьере. На вопрос «Что для вас важнее всего при оценке места работы?», заданный более чем полутора тысячам респондентов, 62,2% и 62,0% ответов, соответственно, получили варианты: «коллектив/отношения с коллегами» и «оплата труда». Первый вариант, пусть на величину статистической погрешности, но все же опередил второй.
Международные исследования ManpowerGroup также показывают, что отношения в коллективе входят в пятерку вопросов, имеющих для сотрудников и соискателей первостепенную важность. Итак, что можно посоветовать соискателям вакансий, желающим найти не просто работу с хорошей зарплатой, а компанию, трудиться в которой им будет комфортно?
1. Больше спрашивайте на собеседовании
Первое, что хочется отметить: не бывает глупых вопросов. Крайне важно понять ценности, которыми живет компания, какая в ней царит атмосфера. Обычно мы сталкиваемся с тем, что кандидаты на вакансию, задавая вопросы рекрутерам, опасаются, что над ними будут смеяться, посчитают их инфантильными и глупыми, если они будут говорить о комфортной для себя среде. Но уже сам факт, что человек признает то, какой он есть, тот факт, что он формулирует запрос и образ результата – достоин похвалы. Ведь многие соискатели вообще не могут сформулировать, чего же в итоге они хотят (ну, кроме денег, конечно).
2. Ищите информацию о формате компании
Проведите своего рода конкурентный анализ. Для начала надо сосредоточить усилия на первых лицах компании, выясняя через доступные инструменты – такие, как публикации в медиа, сайт компании, профили в социальных сетях, друзей и знакомых, участие в профильных мероприятиях, общении с рекрутерами, – что они за люди, каковы их установки и предпочтения, какие у них ценности. Если их ценности резонируют с вашими, то это хороший знак и велика вероятность «химии». Ведь не секрет, что начальники подбирают подчиненных часто под себя. Есть, конечно, исключения, но в общем и целом велика вероятность того, что сотрудники отдела или подразделения разделяют ценности своего руководителя. Иначе им бы было довольно трудно работать вместе.
3. Оцените собственные цели
Важно, чтобы функционал и задачи, которые вам предлагают, соответствовали вашим желаниям Поэтому ответьте сами себе на следующие вопросы:
- Что конкретно вы умеете и, самое главное, что хотите делать?
- Какая работа или деятельность дает вам драйв и приносит чувство удовлетворения?
- Как долго вы сможете проработать на одном месте? Не настигнет ли вас эмоциональное выгорание?
- Что заставляет вас каждый день идти на работу?
4. Изучите бизнес компании
Если вы претендуете на позицию профессионального характера, то вам необходимо изучить бизнес компании, ее конкурентов, отраслевую специфику, и, самое главное, по возможности, подготовить к собеседованию новую идею или предложение: что бы вы сделали в первые сто дней своей работы? Вам самим и компании важно понимать, что вы сможете найти место, которое принесет пользу организации и даст эффективную отдачу.
На интервью будьте активны, задавайте больше открытых вопросов, проявляйте любопытство. Слушайте интервьюера, вовлекайте его в обсуждение своей идеи, корректируйте ее с учетом его мнения. Даже, если вы не получите работу, вы, с высокой долей вероятности, получите новые знания в интересующей вас области.
5. Синхронизируйте личные амбиции с установками руководства
Сегодня необходимо планировать карьерное развитие на пять-десять лет вперед. Естественно, что развитие персонального бренда становится важной составной частью этой задачи. Но при этом часто время работы в одной компании обычно составляет около трех лет. И есть такие руководители, которые открыто заявляют, что не хотят быть «кузницей кадров». В свое время они обожглись на этой теме: вовремя не разглядели сотрудника, который «перетянул одеяло» на себя: например, замкнул общение с клиентами на себе в ущерб компании.
На собеседовании надо показать, что у вас нет цели создавать за счет компании свой персональный бренд. Но в то же время важно убедиться, что ваше стремление развиваться (например, поступив в бизнес-школу), укреплять свою профессиональную известность (например, через публикации в соцсетях и выступления на конференциях) не будет вызывать противодействия руководства.
6. Определите баланс личных и корпоративных интересов
Особенно важно это для женщин. Будьте готовы озвучить свои приоритеты и следовать им. Подумайте, на что вы готовы ради работы, на что – не готовы. И не бойтесь заявить о своей позиции.
Вот что нам рассказал один из собственников довольно крупной московской компании (250 сотрудников). Он сам беседует с кандидатами на широкий круг позиций в головном офисе. При этом предпочтение отдает женщинам. Он ищет определенный типаж. По его словам женщина должна сделать выбор: либо она мать, либо сотрудник, либо она хочет совмещать эти две почти несовместимые роли. И этот собственник отдает предпочтение женщинам третьего типа. Потому что у них каждый день расписан по минутам, в 18.00 они уходят из офиса с выполненной на 120% работой. Такие женщины амбициозны и настойчивы в достижении поставленных целей.
7. Будьте самим собой
Перед тем, как принять предложение о работе, соотнесите предложение компании с результатами своего исследования корпоративного климата. Подумайте, сможете ли вы влиться в коллектив? Захотите ли меняться под требования корпоративной культуры? Постарайтесь найти себя и остаться верным себе.
Человека переделать нельзя. Как и нельзя переделать компанию, так как это зависит от её руководителя (тоже человека).
Если Вам комфортно на собеседовании, то, скорее всего, Вам будет комфортно и на работе в этой компании - и наоборот......
HR бывают разные. Прятаться за чужой спиной "перекладывая бумажки" очень скоро будет невозможно. Ни HRы, ни другие роли в компании не избегут автоматизации и роботизации - передачи рутинных процессов программно-услуговым комплексам с искусственным интеллектом внутри.
Яркий пример - Робот Вера. Создатели уверяют, что он имеет когнитивные функции уже встроенные. Уже работающие. Поиск по базе, обзвон подходящих кандидатур, разговор с ними по телефону, внесение данных в базу - это уже умеет делать робот. По сути роль рекрутёра переносится на общение с клиентом - на уточнение "формата компании", затем надо написать скрипт для робота - продающий позицию текст, который будет резонировать с ожиданиями подходящих кандидатов.