Что можно почитать и посмотреть о саморекламе

Роман Масленников

Самопиар – дело приятное, но неэффективное

Личный пиар – дело парадоксальное. С одной стороны, это и самое выгодное направление из всех видов пиара. Имя не отнимешь. «Миракс» был — «Миракса» не стало, а Сергей Полонский – сильный бренд. Примеров много. Самопиар, пожалуй, и самое приятное занятие – перехвалить себя нельзя. По крайней мере, так кажется самопиарщику…

брендинг

Но! Со стороны на себя взглянуть трудно, а порой и невозможно – самопиар увлекает. Тут селфи со знаменитостью сделать, там написать, какой ты благотворитель... Поэтому лучше самопиару учиться на чужих примерах. Чтобы примерить чужие ходы, фишки и выкрутасы – на себя лично. В данной статье я не буду разделять понятия самопиара и саморекламы, чтобы не скатиться в бесплодную дискуссию. Скажу лишь, что развивая личный бренд, можно развивать свой бизнес. Все, что работает на цель раскрутки персоны – я и учитывал, делая данный обзор.

Итак, посмотрим, как и где можно учиться упаковываться, активничать, звездить и монетизировать личный бренд – в фильмах, книгах, аудио и мастер-классах. Сначала мы обратимся к самому наглядному виду искусства – к фильмам. Совет: попробуйте их посмотреть именно с позиции главных героев: как они делают самопиар, строят свой личный бренд. Возможно, с нового ракурса фильм вам понравится еще больше. Например, фильм «Хвост виляет собакой» можно смотреть с точки зрения президента, политического консультанта или продюсера. И с каждой позиции это будут новые впечатления и инсайты.

Затем я дам ссылки на книги, в том числе и художественные. Все они об одном – как «делалось имя». Также вас ждет обзор аудио-контента, так как, например, в машине в дальней дороге, отталкиваясь от собственного опыта, данная тема воспринимается и ложится практически идеально. И, наконец, список тренеров, чьи тренинги и обучающие курсы, на мой взгляд, помогают закрепить навыки самопиара. Не все они посвящены теме «личный пиар, личный бренд, самореклама» – поэтому считайте их общеразвивающими. Все материалы приведены в алфавитном порядке, смотреть их можно в любой последовательности.

Фильмы про самопиарщиков

«Авиатор» – актуален для тех, «у кого большой бюджет» на построение личного бренда. Снять фильм? Не вопрос.

«Бойцовский клуб» – рекомендуется к просмотру (или даже пересмотру), кто одновременно с личным брендом также собирает собственную команду.

«Борат» – телеведущий из Казахстана делает репортаж о США и имеет сверхцель – переспать с Памелой Андерсон. Часть сцен картины снималась «на натуре», при участии ничего не подозревающих граждан. Говорят, за время съемок полицию вызывали 91 раз. Не советую вам становиться фриком без четкой цели и специальной подготовки по невосприимчивости к критике. Как дополнение к «Борату» рекомендую также обратить внимание на чем-то похожие кино-провокации: «Бруно» и «Несносный дед».

«Бригада», «ПираМММида», «Олигарх» – эти фильмы на фоне основного сюжета также рассказывают, как нужно было себя вести в «лихие девяностые». И хотя я верю, что такие времена больше никогда не наступят, все же знать про эту часть нашей истории нужно. Ведь именно в таких условиях формировались современные крупные инвесторы, акционеры и т.п.

«Джули и Джулия: Готовим счастье по рецепту». Кулинарная блогерша выросла из «серой мышки» – почти история про Золушку, живущую в сети. Кино снято якобы по мемуарам Джули Пауэлл, выпустившей в 2005 году книгу «Julie and Julia: 365 Days, 524 Recipes, 1 Tiny Apartment Kitchen» и созданную на основе записей в ее собственном блоге. Основной посыл – делай то, что нравится, и скоро ты будешь интересен СМИ и народу.

«Народ против Ларри Флинта». Человек с сексом – против системы. «You may not like what he does, but are you prepared to give up his right to do it?». Лучше и не скажешь. Скорее бы сняли отличную историю Хью Хефнера… Да, секс продавал и продает.

«Пипец». Полезная история строительства бренда-фрика из подручных материалов – образов супергероев. Очень аллегоричный и веселый, даже мотивирующий фильм – и первая, и вторая его часть. «Ты хочешь умереть? – А ты так и хочешь остаться в коротких штанишках в песочнице?». Вам решать.

«Престиж» я для себя понял так: основное волшебство происходит за кулисами. Именно об этом рассказывает один из героев на примере дряхлого старичка, который еле передвигался. Его коронным трюком было чудесное появление аквариума с живыми рыбками. Как выяснилось, аквариум иллюзионист заблаговременно зажимал между ног. И чтобы его странная походка не вызывала никаких подозрений, на публике ему приходилось играть немощного старичка.

«Список Шиндлера». Этот фильм рекомендуется смотреть с позиции бизнесмена. Взгляните, как Шиндлер создает себе репутацию для нацистов (узкой ЦА) в условиях войны (экстремальные условия). С этой позиции, без сомнений, можно найти ряд приемов, актуальных для бизнеса.

«Форрест Гамп» пытается продемонстрировать как бы самостоятельное становление бренда. Видимо, создатели хотели сказать, что раз успеха смог добиться абсолютно безмозглый персонаж, то вы-то и подавно сможете. Мотивирует, не правда ли? :)

«Хорошая жена». Здесь рассказано не столько о личном бренде, сколько о репутации. (В чем отличия – я расскажу в конце статьи). Хотя в шестом сезоне довольно популярно рассказывается, как «делаются» политики и политика.

«Части тела». Говард Стерн – радиоведущий, начинавший с низов и добившийся успехов и признания, сделав ставку на провокационную натуральность эфиров. До жесткой цензуры на радио многие ведущие тоже делали ставку именно на этот фактор, сделав профессию модной. Помню, в Твери в эфире культовой на тот момент программы «Не спать – терпеть!» на радио «Пилот» ведущий пробовал довести слушательницу до оргазма с помощью басов. Сейчас в подобном стиле работает разве что Сергей Доренко. Кстати, тоже замечательный объект для изучения развития личного бренда и ребрендинга.

«Человек на Луне». Да, можно шутить, жить и умирать так, что все подумают – мол, так и надо. Фильм рекомендован к просмотру тем, кто строит свой личный бренд на жесткой критике, подколках, анти-шоу и троллинге.

«Юристы Бостона». По мне, так себя круто «делает» Дэни: как он идет навстречу репортерам в суде и что он при этом говорит – обратите внимание; как он берется за те дела, которые может выиграть – и тем самым укрепляет имидж адвоката, не проигравшего ни одного дела. И вообще – забавляет набор чудачеств такого профи с таким статусом. Можно все и всем.

Книги про саморекламщиков

«Гуру. Как стать признанным экспертом», Андрей Парабеллум. Четкая инструкция, без воды – как усилить свои сильные стороны в публичном поле.

«Как очаровывать людей», Роберт Кийосаки. Редкая, но полезная книга. Пусть там примеры зарубежные, но многие из них хорошо ложатся на наши реалии. Минус книги – бессистемность.

«Мартин Иден», Джек Лондон. Счастливая история про то, как стать писателем, с несчастным концом.

«Номер 1», Игорь Манн. Номер один среди книг про то, как стать номером один – идеально для вхождения в тему, почти все охвачено.

«Приключения майора Звягина», Михаил Веллер. Имидж и репутация создаются делами. Вот вам список добрых дел!

«Угрюм-река», Вячеслав Шишков. О трудном пути к созданию образа русского предпринимателя Прохором Громовым. Где-то переборщил с выходами в стиле «гуляй по полной!», но в целом – про русских меценатов угадано верно. А с меценатов-то, осознанно или нет, и рисуют образы современные предприниматели.

Аудио-контент

Призываю вас обратить пристальное внимание не только на содержание аудио, но и на личности и биографии самих ведущих.

  • Бронислав Виногродский – просто узнайте, как трактуются понятия известности через самую, что ни есть, восточную призму.
  • Леонид Володарский, Сергей Доренко, Никита Небылицкий, Ксения Собчак, Владимир Соловьев – слушайте радио-эфиры, какие успеете поймать.
  • Евгений Гильбо – высказывает крайне неоднозначные и оригинальные мысли. Скорее всего, у вас одновременно будет и шок, и трепет после прослушивания. Минус – низкое качество воспроизведения.
  • Цикл «Слово и Молчание» на «Столица FM». Автор и ведущий программы Дмитрий Несветов. Послушайте, как раскрываются личности в беседе с большим интеллектуалом и, кстати, предпринимателем.
  • «Фрэнки-шоу» очень расширяет сознание и горизонты! Такое шоу-ЖЗЛ. В духе времени, интересно, полезно.

Тренинги и курсы

Чьи тренинги и курсы я рекомендовал бы вам посетить:

Радислав Гандапас – эксперт в области лидерства и ораторского искусства. Особенно рекомендую обратить внимание на его тренинг «Полная Ж. Полноценная жизнь, как главный бизнес-проект человека», посвященный тому, как учиться жить полной жизнью здесь и сейчас. Вы удивитесь тому, сколько бесполезных вещей вы совершаете за день.

Вадим Демчог не требует представления. Его тренинги – это то же, что и «Френки-шоу», но живьем и с интерактивом.

Павел Кочкин помогает обрести мотивацию для сомневающихся. Рекомендую его тренинги, посвященные определению ключевой компетенции, то есть предназначения.

Алекс Лесли – профессионал в области обучения соблазнению и флирту. Его тренинги учат грамотно общаться с противоположным полом. Улучшение социальных навыков положительно скажется на взаимодействии с потенциальными клиентами.

Тренинги личностного роста Ицхака Пинтосевича – эдакие антидепрессанты, когда кажется, что уже дошел до предела и некогда любимое дело перестает радовать.

Тони Роббинс, «Unleash the Power Within». Просто мировой бизнес-тренер. Что тут еще добавить?

А закончить данную статью мне хотелось бы отличным тезисом Михаила Дымшица, генерального директора консультационной компании «Дымшиц и партнеры». За его остроту я взял его как эпиграф к моей книге «Наконец-то знаменит». Задумайтесь, пожалуйста, над его словами: «Я не понимаю смысла рассматривать известность как самоцель. Если ты делаешь что-то интересное и полезное, ты и так станешь «знаменитым»; если ты занимаешься ерундой, твой предел – «шоу-бизнес», всякие семинары и прык-скок выступления. Тем более я считаю крайне вредным определение «личный бренд». Бренд — это упаковка, в крайнем случае – вывеска. У людей не «бренд», у людей репутация, формируемая их реальным поведением. А про «бренд» люди додумывают, он сам по себе ничего не делает».

Надеюсь, эти слова не послужат для вас поводом вообще не смотреть вышеприведенные материалы по теме. Призываю вас дополнить список фильмов и книг про яркие кейсы самопиара в комментариях.

Расскажите коллегам:
Комментарии
Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
Все дискуссии
HR-новости
Исследование: чего ждут российские IT-специалисты от работодателей

Половина сотрудников в IT мечтают о гибриде, но большинство опрошенных вынуждены работать в офисе.

Предлагаемые в России зарплаты выросли на 25% за год

Быстрее всего зарплаты в 2024 году росли у водителей, сварщиков и промоутеров — в 1,5–2 раза.

90% работодателей готовы нанимать неопытных специалистов

Представители бизнеса считают, что перспективные кандидаты, готовые к обучению, могут стать настоящим активом для компании.

Половина россиян оказалась в состоянии выгорания к концу 2024 года

Наиболее распространенные симптомы выгорания — постоянное чувство усталости и раздражительность.