Как составлять резюме: пять советов

Мы много лет анализируем опыт соискателей, оцениваем потребности кандидатов и работодателей.

Каждый человек – особенный, и его резюме отражает не только его опыт, но и индивидуальность. Но иногда творчески составленное резюме играет злую шутку с соискателем. Вы размещаете резюме и не получаете ни одного отклика на него неделями или вам звонят и предлагают совершенно не подходящие варианты, а часто и то, что вам совершенно не интересно.

В рамках проекта, совершенно бесплатно, мы готовы поделиться своим опытом со всеми желающими и дать свои комментарии и замечания, которые помогут улучшить ваше резюме.

Даже если вы отличный специалист и владеете множеством необходимых навыков, но делаете ошибки в словах или у вас нечитаемое резюме, возможно, рекрутер пропустит ваше CV и отдаст предпочтение другому кандидату только потому, что не захочет разбираться в вашем файле.

Чтобы этого не произошло, мы решили составить список из пяти пунктов, соблюдая которые, вы не попадете в досадную ситуацию.

1. Название должности и описание обязанностей

Кратко и четко формулируйте свои обязанности и достижения. Будет здорово, если для каждой вакансии вы сможете немного менять их расположение в зависимости от того, что более приоритетно для конкретной позиции.

Указывайте реальную должность, которая записана в трудовой книжке, а не ту, которую бы вам хотелось. Это поможет идентифицировать вас как специалиста.

2. Объем резюме и фото


Сделайте одну актуальную деловую фотографию. Это поможет выделить вас среди множества кандидатов.

В резюме соискатели часто слишком подробно описывают свои обязанности или достижения. Это отвлекает внимание рекрутера и не дает сосредоточиться на основных ваших функциях.

Прочитайте свое резюме, подумайте, без какой информации можно обойтись и/или рассказать ее уже непосредственно на собеседовании или по телефону и удалите ее.

Идеальный объем резюме – одна-две страницы.

Приоритезируйте свои функциональные обязанности, делайте акцент на том, что являлось вашими основными задачами, указывайте их первыми строчками в резюме.

В идеале ваши обязанности должны составлять шесть-восемь предложений для каждого места работы.

В отдельный блок (также под каждой должностью) можно вынести результаты работы, с выполненными KPI.

В случае, если графа «Дополнительное образование» занимает больше страницы, можно эти данные отправить рекрутеру в отдельном файле-приложении.

Стиль письма, подача информации может как помочь вам, так и создать некие трудности, которые могут возникнуть из-за недопонимания. Лучше всего писать резюме в обезличенной форме в третьем лице: «Разрабатывал/разработал… проводил оценку и обучение…». Такой стиль письма расскажет о вас, как об активном сотруднике.

Также очень полезно указать в резюме конкретные цифры. В случае если эта информация не конфиденциальна, можно описать некоторые данные в процентах.

Например: «Сократил издержки на 30% за шесть месяцев» и т.д.

Такой подход характеризует вас как эффективного сотрудника, который достигает поставленных целей и принимает в решении задач непосредственное участие. Эти качества всегда важны для будущего работодателя.

Ориентируйтесь на то, что рекрутер или HR просматривает большое количество резюме и, как правило, на оценку одного файла уходит не больше минуты.

Уделяйте больше внимание последним местам работы, так как на них делается основной акцент при оценке релевантности профиля.

3. Структура и форматирование

Должность, на которую вы претендуете, указывайте в самом начале резюме, также укажите желаемый уровень дохода и свои контакты.

Соблюдайте хронологию. Открыв ваше резюме, рекрутер сразу должен увидеть текущее/последнее место работы и только в конце списка первое – именно так, а не наоборот.

Если описываете функционал, разбивайте его по буллитам – смысловым абзацам.

Важно: Если вы долго работали на одном месте работы и произошел карьерный рост на одну или более ступенек, указывайте и описывайте задачи за период работы по каждой из них, особенно если вакансии предполагали релокации.

Что касается форматирования, документ должен быть читаем. Это значит, он должен обладать следующими характеристиками:

  • Единые поля;
  • Единый шрифт и размер букв. Стандартный вариант: шрифты Times New Roman и Arial, высота букв – 12;
  • Заголовки выделены жирным или подчеркиванием;
  • Перечисления обязанностей сформированы в списки.

Если вы претендуете на творческую вакансию, возможно, резюме, составленное в интересной форме, поможет расположить работодателя, но в остальных случаях лучше всего сформировать его в традиционной форме: Word или PDF.

Орфографические и грамматические ошибки портят первое впечатление о кандидате. Поэтому прежде, чем отправить резюме рекрутеру, прочитайте его еще раз, проверьте все ли буквы на месте и Word ничего не подчеркивает.

4. Правда и ничего кроме правды

Составляя резюме, старайтесь рассказывать о своем опыте, а не просто красиво формулировать обязанности. На собеседовании все равно выяснится, как обстояли дела на самом деле, да и вам сложно будет справляться с обязанностями, которые вы никогда не делали и управлять сотней людей на предприятии вместо двух-трех человек, как было на прошлом месте работы.

5. Посторонние эмоции

Резюме должно быть составлено в официальном стиле, без смайликов и прочих проявлений эмоций.

И последнее – если у вас еще нет деловой личной почты – сделайте ее, поскольку резюме, пришедшие с адреса imbeautiful2009@mail.ru, например, до сих пор вызывают недоумение и улыбку у рекрутеров.

Источник фото: Freeimages.com

Расскажите коллегам:
Эта публикация была размещена на предыдущей версии сайта и перенесена на нынешнюю версию. После переноса некоторые элементы публикации могут отражаться некорректно. Если вы заметили погрешности верстки, сообщите, пожалуйста, по адресу correct@e-xecutive.ru
Комментарии
Нач. отдела, зам. руководителя, Томск

Всё по существу.
Не согласна только с одним: у меня на заре карьеры было много записей в трудовой - чисто формальные, а по факту я работала другим специалистом (например, запись ''методист'', а руководила 4-мя отделами). Некоторых записей просто нет. Да, это тень-на-плетень, но на собеседованиях мне всегда удавалось адекватно всё рассказать и объяснить. Меня брали.
А трудовую уже только отдел кадров видел.
Может, для крутых специалистов высокого уровня - это очень критично. Но для более скромных должностей нечего боятся писать факты, а не формальные строчки ваших трудовых.

Руководитель, Красноярск

Особенно соглашусь с разделом ''эмоции'' и -эл.почтой. Самому приходится нередко встречать резюме с весьма ''забавными'' адресами. Считаю, что это не солидно, как минимум.

Екатерина К +119 Екатерина К Секретарь, Австралия

Мда.. у нас экономика в кризисе, а рекрутеры обсуждают внешность и эладреса... НЕ хотите ли обсудить взаимосвязь набираемых вами талантов и финансовых результатов компании?

Менеджер, Архангельск

Нам как-то пришло резюме с адреса kotik333@ и mertvechina@ Смеялись всем офисом. Неоднозначное отношение к таким соискателям. ))) Еще бесит, когда мужчины выкладывают фото в свадебном костюме с бутоньеркой или женщины с букетом цветом. Ох, уж эти нравы!

Елена Лебедева Елена Лебедева Исполнительный директор, Ростов-на-Дону
Очень неоднозначно и очень поверхностно.
Указывайте реальную должность, которая записана в трудовой книжке, а не ту, которую бы вам хотелось. Это поможет идентифицировать вас как специалиста.
Любой человек, сталкивавшийся с реальностью, понимает, что ''реальная должность, записанная в трудовой'' - это оксюморон.
Сделайте одну актуальную деловую фотографию. Это поможет выделить вас среди множества кандидатов.
Ага. Только с фотошопом усердствовать не следует, тем более неумело. А то на фото (даже деловом и актуальном) одно, а жизни другое. Обманутые ожидания хуже, чем приятный сюрприз.
Например: «Сократил издержки на 30% за шесть месяцев» и т.д. Такой подход характеризует вас как эффективного сотрудника, который достигает поставленных целей
А я бы сразу подумала, что человек - болтун.
Ориентируйтесь на то, что рекрутер или HR просматривает большое количество резюме и, как правило, на оценку одного файла уходит не больше минуты.
Привет из параллельной реальности? Столько кандидатов? Такой поток? Реально не больше минуты... Что-то сомнительный подход какой-то, при условии, конечно, ''если повар нам не врет''.
Орфографические и грамматические ошибки портят первое впечатление о кандидате.
Только при условии, что рекрутер способен отличить правильное написание от ошибочного. Да и, если учитывать ранее сказанное, что там за минуту заметишь? В общем, это что-то невразумительное, но никак не советы для написания резюме.
Руководитель, Красноярск

Екатерина,- обратите внимание на то, что автор - не рекрутер. Предлагаю обратить внимание на комментарии Елены,- по-делу и вполне конкретно. Хотя материал статьи и позиционируется -как ''remainder for review''. Лично мне -статья видится вполне системной, лучшее -действительно враг хорошего,, а совершенствоваться можно ''до.бесконечности''

Елена Лебедева Елена Лебедева Исполнительный директор, Ростов-на-Дону
Алексей Бугаев пишет: автор - не рекрутер
Возможно, именно в этом все и дело? Ну, там ''сочинял сапожник песню целый день, их сегодня сочиняют все, кому не лень...'' И далее по тексту:) Зато, как специалист о маркетингу (боже, где ж их этому учат-то), Анастасия залепила мне минус, очевидно, полагая, что это в высшей степени веский аргумент в дискуссии. Это хорошо, кстати... Прямо в стиле ''Бивис и Батхед'' можно дискутировать: не надо аргументов, минусов и плюсов достаточно...
Директор по маркетингу, Нижний Новгород
Елена Лебедева пишет: залепила мне минус
Затерла тот минус)). А статья действительно так себе... Даже зацепиться не за что.
Руководитель, Красноярск

Сложно понимаю, что значит ''затерла тот минус''.., хотя конечно получить ''+'' это всегда много приятнее. Сам кстати в повседневной работе - именно по части стратегического маркетинга работаю. Могу сказать, что базовый уровень -можно много где получить, а вот практическое применение и дальнейшее поведение в рамках конкретных рыночных ситуаций,- это уже дело практики, причем в конкретном бизнесе. Приходится приминать в команду сотрудников, особенно в регионах (преимущественно - Сибирь и Дальний Восток). Иногда - пачками получаю резюме от HR..Так вот если бы резюме кандидатов - в общем и целом'',-содержали подход, обобщенный в данной статье, то мне лично,- было бы много легче воспринимать и рассматривать кандидатов (первично имею ввиду).

Менеджер по маркетингу, Москва

Большое спасибо всем за интересные мнения!

Статья изначально предполагалась как общая памятка для соискателей, которые в настоящий момент впервые формируют или корректируют свое резюме.

В начале лета мы запустили проект CV Session with Marksman. Его цель - улучшить резюме кандидата. Причем, конечно, работая только с реальными фактами. Подкорректировать его таким образом, чтобы рекрутер увидел CV среди сотен, позвонил и назначил встречу именно этому кандидату. Какую то информацию больше раскрыть, какую то наоборот описать в конце или совсем убрать.

Мы собрали самые распространенные ошибки и рекомендации и объединили их в заметку, чтобы соискателям было проще изначально составлять резюме.
И, конечно, будем очень рады, если проект и заметка действительно будут полезны всем кандидатам.

Спасибо.
Всем хорошего дня!

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
Все дискуссии
HR-новости
Зумеры выгорают чаще, чем представители других поколений

Из-за этого они каждую неделю пропускают задачи, эквивалентные одному рабочему дню.

Максимальный размер больничного будет увеличен

В 2026 году работники смогут получать до 6 800 руб. в день в случаях временной нетрудоспособности.

За отказ нанимать людей с инвалидностью работодателей будут штрафовать

Для должностных лиц штраф составит от 20 до 30 тыс. руб., для компании – от 50 до 100 тыс. руб.

75% россиян предпочтут премию новогоднему корпоративу

При наличии альтернативы — премия или новогодний корпоратив — только каждый пятый работающий выберет праздник.