Как сотрудники сводят счеты с работодателями

После неоднократных предупреждений работодатель Бен Ньюманн уволил сотрудника, чьи постоянные выходки в офисе огорчали коллег. Ньюманн ожидал, что это не всем понравится.

Вскоре после изгнания неугодного, Ньюманн заметил, что ключевые детали оборудования стоимостью $4 тыс. отсутствуют, что делает его бесполезным. Однако он не ожидал, что выброшенные за борт сотрудники будут наносить ущерб имуществу компании по пути к выходу из компании.

«Эти детали для изготовления граниты (колотый фруктовый лед) очень трудно достать, — говорит Ньюманн, владелец LiquidInfusion, мобильного бара и компании-поставщика напитков в Мельбурне. — Думаю, он хорошо посмеялся».

Многие из нас время от времени мечтают свести счеты с боссом или коллегами (как насчет оформить на человека ненужную подписку или добавить слабительного в кофе?). И мы приветствуем «героев» интернета, которые публично дают пинка своим работодателям, как контент-продюсер тайваньской анимационной студии, который объявил о своем увольнении, выложив ролик на You Tube, или исполнительный директор Goldman Sachs, который перед увольнением написал колонку в New York Times, назвав инвестиционные компании «токсичными» и «разрушительными». 

Но насколько распространены такие эффектные жесты мщения в рабочей среде? Стоит ли рисковать профессиональной репутацией ради эмоционального удовлетворения от порчи корпоративной собственности или взлома почты? Или есть более предпочтительные решения, которые не ставят под угрозу репутацию, да и правовой статус?

Анатомия мстителя

Большинство людей, которые мстят коллегам или компании, не психопаты.

«Мы говорим о нормальных людях, — считает Том Трипп, соавтор книги «Сведем счеты: Вся правда о мести на рабочем месте». Фактически, добавляет он, профессиональная расплата встречается довольно часто.

Офисная жизнь — подходящая питательная среда для негативных эмоций. Здесь вы встречаете тех, кто препятствует вашим целям; заставляет краснеть, оскорбляет или другим образом унижает вас публично; а также тех, кто идет против правил, — говорит Трипп, профессор менеджмента в Университете Вашингтона в США.

Тем не менее, возмездие, как правило, соответствует по тяжести нанесенному оскорблению, — отмечает Трипп. Если кто-то жестко отвечал вам на собрании, вы, скорее всего, позже ответите тем же, или распространите об обидчике какую-то гадость среди коллег, но не будете портить его машину или ноутбук.

«Люди, безусловно, следуют чувству меры или предпочитают симметрию», — говорит Трипп.

Говоря другими словами, люди любят проверять свою платежеспособность.

Что касается насилия на рабочем месте, то к нему офисные мстители прибегают редко.

«Случаи насилия на работе не связаны с местью. А месть работника не связана с насилием», — говорит Трипп.

Статистика такова: согласно Бюро трудовой статистики США, за 1997-2010 годы около 10% убийств на рабочем месте с совершены настоящими или бывшими сотрудниками. В Криминальном обзоре Англии и Уэльса за 2012-2013 годы говорится, что около 60% случаев офисного насилия совершены посторонними людьми. Как правило, преступниками были те, кого работники знали, это были клиенты или другие люди, с которыми они познакомились по работе.

Некоторые ненасильственны случаи мести все же могут быть предметом судебного преследования. «Акты мести наказуемы, когда содеянное в любом случае по закону признается преступлением, независимо от мотивации», — отмечает Трипп.

Так что если работодатель сообщает о случаях вандализма в отношении имущества компании или кражи собственности, вас могут привлечь к административной или уголовной ответственности.

Когда месть не в радость

Даррен (он пожелал, чтобы его фамилия не использовалась в тексте) в 2008 году нанес ответный по самолюбию своего начальника. Он зарегистрировал его страницу на сайте знакомств, снабдил ее компрометирующими фотографиями и колоритной анкетой. Затем он послал ссылку на эту страницу нескольким коллегам. Вскоре недоумевающий начальник стал рассказывать о странных письмах, которые наполняют его почтовый ящик.

«Сначала я испытывал удовлетворение от своего поступка, хотя и немного боялся последствий», — говорит Дарен, который на тот момент только что закончил университет и работал в Лондоне специалистом колл-центра.

Теперь молодой профессионал стал совсем другим. «Сейчас для меня такие поступки неприемлемы, — говорит Даррен. Он работает бухгалтером в компании, которая занимается интернет-торговлей. — Оглядываясь назад, я понимаю, что это было по-детски».

 

Но это не единственная причина, почему возмездие не дает успокоения.

«Чтобы получить истинное удовлетворение, мститель должен видеть, что обидчик усвоил урок», — говорит Трипп, ссылаясь на недавнее исследование этого феномена в Европейском журнале психологии. В противном случае, по его словам, «вы не почувствуете, что справедливость восторжествовала».

Другими словами, человек, которому вы мстите, должен понять, что это была именно месть. Добиться этого трудно. Особенно, если вы не хотите, чтобы босс догадался, что это вы положили ему в кабинет протухшую рыбу, и уволил вас после этого.

Трюки высшего пилотажа

Когда Мило Шапиро работал в правительственном агентстве США в Нью-Йорке, его взбесила плохая оценка его результативности. Тогда он заработал репутацию человека, который разрушил все компьютерные программы, которые создал.

«Это все еще полностью функциональный код, — говорит Шапиро. Сейчас он работает пиарщиком в Public Dynamics в Сан-Диего, Калифорния. — Но никто не знает, как его активировать».

Хуже всего, что диверсия была обнаружена спустя несколько месяцев после того, как он покинул компанию. С тех пор упоминание его имени всегда сопровождается грязным ругательством.

Нежелание настраивать против себя всю компанию должно служить достаточным сдерживающим фактором для потенциальных мстителей, считает Стив Шеферд, аналитик рынка труда Randstad, международного рекрутингового агентства, базирующегося в Мельбурне.

«Вы должны думать о своей карьере в долгосрочной перспективе, — Говорид Шеферд, — наш мир очень маленький».

Что если вам придется обратиться за рекомендацией к тому, кого вы бичевали? Или вдруг коллега, которому вы сознались в акте мщения, расскажет об этом в социальных сетях?

Даже мелочи вроде игнорирования коллеги, который раздражает, избегание общения с ним, может обернуться преследованием с его стороны. Если вы рушите команду во имя мести, вы оказываете плохую услугу. «И если вы думаете, что начальник этого не заметит, вы обманываете себя», — считает Шеферд.

«Если вы хотите вернуть должок компании или человеку, на которого вы работали, делайте это профессионально», — советует Шеферд. Он вспоминает историю одного своего знакомого, который работал в продажах и недавно покинул компанию, которая плохо с ним обошлась. Он был достаточно учтив и осторожен, соблюдая условия соглашения с работодателем.

Но как только оно перестало действовать, он увел всех ключевых клиентов.

Как говорится, жить хорошо и добиться успеха — лучшая месть.

Ирина Силачева, специально для Executive.ru

По материалам: BBC.com

источник фото: Freeimages.com

Расскажите коллегам:
Эта публикация была размещена на предыдущей версии сайта и перенесена на нынешнюю версию. После переноса некоторые элементы публикации могут отражаться некорректно. Если вы заметили погрешности верстки, сообщите, пожалуйста, по адресу correct@e-xecutive.ru
Комментарии
Генеральный директор, Ставрополь

И зачем все это написано? Чему автор хотел научить?
Глупая статья.

Менеджер, Москва
Валентина Зубенко пишет: И зачем все это написано? Чему автор хотел научить? Глупая статья.
Ну надо же о чем-то было написать) Да и кому-то это может быть интересно: люди все разные, а для кого-то и актуально)
Александр Бичев Александр Бичев Бренд-менеджер, Москва

Резюме:
«Вы должны думать о своей карьере в долгосрочной перспективе, — Говорид Шеферд, — наш мир очень маленький».

Генеральный директор, Тюмень

Отстаивать, защищать свои позиции, приводить доводы и аргументы, доказывать - всё это нужно делать пока с вышестоящим начальником или организацией находишься в трудовых отношениях.
Производить какие-либо пакости уходя/после ухода - на мой взгляд смысла не имеет, т.к. обида, злость - из этих малопозитивных составляющих ещё никто дальнейшей прочной основы к развитию/новым достижениям не выстроил - а если это ничего не даёт, то выходит и делать это ни к чему. Это к слову, считаю справедливо не только в отношении работников, но и работодателей.
Это, пардон за аналогию, как во взаимоотношениях супругов: ну не устраивает совместное проживание - ведь есть цивилизованные способы всё это прекратить, ну а если прекратили - смысл после поливать друг-друга грязью, после (к примеру) долгих лет жизни вместе? ''Она такая-разтакая, а я весь такой белый и пушистый''.
Однозначно в этом случае и сам пачкаешься.

Руководитель проекта, Москва

Статья интересна. Но ведь изначально работник, находится в зависимости от работодателя. И тот в свою очередь может с ним делать все что угодно. И никакие трудовые договора и контракты, не защитят работника от произвола работодателя.
Единственное чем может себя защитить работник - вовремя уволиться из компании и продолжить строить свою карьеру в другом месте.

Председатель совета директоров, Германия
Руслан Пилецкий пишет: Единственное чем может себя защитить работник - вовремя уволиться из компании и продолжить строить свою карьеру в другом месте
Многие так и делают, но мнительные работодатели подстраховываются и осложняют бывшим сотрудникам жизнь.
Руководитель, Севастополь

Здравствуйте

Работодатель, например, часто ведёт себя безответственно в области найма и сокращения сотрудников. И ТК в реальности обычного наёмного специалиста защитить не способен (система пока не работает).
Выявить на входе, что будет дальше внутри компании чаще всего не представляется возможным. И эта ответственность прежде всего должна ложиться на работодателя (он-то знает, что внутри).

А карьеристы, уже залезшие по головам и сотворившие много не справедливости, здесь конечно скажут: ''... Наш мир очень маленький''. Не надо на это покупаться, будьте свободны! Найдите своё место в этом мире, своё сообщество, своих сторонников. Не бойтесь распростронения информации (интернет), создавайте свою информацию. И справедливость восторжествует.

В общем согласен с высказыванием Евгения Касатина. Только я бы сказал, что приходя в новую компанию человек попадает в новую ''семью'', т.е. нет взаимоотношений как у супругов, потому, что возможности очень разные.

Желаю всем найти свою компанию и себя в своей компании!

Генеральный директор, Тюмень
Николай Чистяков пишет: Не надо на это покупаться, будьте свободны! Найдите своё место в этом мире, своё сообщество, своих сторонников. Не бойтесь распростронения информации (интернет), создавайте свою информацию. И справедливость восторжествует.
Да, Николай, также поддерживаю приведенное высказывание, только есть такой момент: работодатель - он тоже ушлый, и за такими действиями сотрудников внимательно наблюдает, не всегда поощряя ''сообщество в сообществе'' и так бывает нередко - предлагает сотруднику/-кам играть по своим правилам где-нибудь за пределами компании. А по части приведенного мной примера из ''семейной практики'' - ведь тоже нередко бывает: думал - половинка будет ''вот такая'', а она выясняется, имеет на всё свои взгляды+привычки, тоже небезосновательно рассчитывая, что супруг должен быть ''вот такой''. Вообщем жениться/читай - работать в компании - надо на- и в/молодой, пока не успела испортиться :)
Председатель совета директоров, Германия
Евгений Касатин пишет: и так бывает нередко - предлагает сотруднику/-кам играть по своим правилам где-нибудь за пределами компании
Не предлагает, а навязывает, или оценивает действия работника, как будто он играет по этим правилам. Грустно.
Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
Все дискуссии
HR-новости
Исследование: чего ждут российские IT-специалисты от работодателей

Половина сотрудников в IT мечтают о гибриде, но большинство опрошенных вынуждены работать в офисе.

Предлагаемые в России зарплаты выросли на 25% за год

Быстрее всего зарплаты в 2024 году росли у водителей, сварщиков и промоутеров — в 1,5–2 раза.

90% работодателей готовы нанимать неопытных специалистов

Представители бизнеса считают, что перспективные кандидаты, готовые к обучению, могут стать настоящим активом для компании.

Половина россиян оказалась в состоянии выгорания к концу 2024 года

Наиболее распространенные симптомы выгорания — постоянное чувство усталости и раздражительность.