В современном российском бизнесе мало кто обращает внимание на здоровье сотрудников, если нет требований законодательства (например, по регулярному медицинскому осмотру для некоторых профессий). Нечасто собственники и топ-менеджмент связывают состояние здоровья сотрудников и устойчивость их бизнеса. А уж если говорить о современном «человеке офисном», то к его здоровью относится попустительски не только бизнес, но и он сам. Это привело к тому, что сейчас у менеджеров в крупных российских городах все активнее проявляются ставшие типовыми проблемы со здоровьем, которые отражаются как на самих работниках, так и на компаниях, в которых они работают.
О типичных менеджерских болезнях и их причинах мы беседуем с Ольгой Соколовой – кандидатом медицинских наук, директором по маркетингу и продажам медицинского центра «Петровские ворота».
Игорь Селиванов: Есть ли статистика, показывающая, какие заболевания являются типичными для сотрудников, работающих в офисе, менеджеров?
Ольга Соколова: Типичные заболевания сильно разнятся у сотрудников, работающих на производствах (в том числе вредных), конвейерах и у так называемых «белых воротничков». Мы с вами говорим о заболеваниях менеджеров, работающих в офисе, среди которых типичными являются следующие 11 заболеваний:
1. Синдром сухого глаза;
2. Компьютерный варикоз;
3. Сколиоз и остеохондроз;
4. Тромбоз;
5. Геморрой;
6. Атеросклероз;
7. Ишемическая болезнь сердца;
8. Синдром запястного канала (боль и онемение пальцев рук);
9. Неофобия (боязнь нововведений);
10. Невроз;
11. Синдром хронической усталости.
Об этих заболеваниях все мы слышали, но не так часто обращаем на них внимание.
Игорь Селиванов: У этих заболеваний – разные причины?
О.С.: Причинами могут быть как рабочие (сверхзадачи, межличностные отношения, карьера) так и внерабочие факторы (семейные, экономические, личные проблемы), приводящие к дисбалансу в образе жизни. Есть одна общая причина: невнимательность к состоянию здоровья самих сотрудников и их руководителей. Посмотрим на примере такого заболевания как синдром сухого глаза. Человек сидит перед компьютером, его глаза реже моргают, что приводит к изменению состояния слезной пленки, ощущению инородного тела в глазах и ухудшению зрения. Лечение в типовом случае – закапывать капли. Однако с этой проблемой никто не пойдет к офтальмологу. В лучшем случае человек, когда поймет, что у него падает зрение, пойдет в оптику. Даже, ощущая падение зрения, человек не спешит тратить время на визит к врачу и покупает очки, которые примерит в оптике, и которые позволят ему незначительно улучшить зрение. При этом синдром сухого глаза может привести к серьезным изменениям, которые проявятся позже.
Игорь Селиванов: Можно ли назвать основной причиной описанных заболеваний – офисную работу как таковую?
О.С.: Несомненно проявление этих заболеваний связано с комплексом факторов: образ жизни, питание, наследственность, условия труда и т.п. Но влияние факторов, связанных с работой, существенно.
Игорь Селиванов: Какие именно факторы вообще влияют на состояние здоровья менеджера?
О.С.: С точки зрения медицины можно выделить две группы факторов, влияющих на здоровье человека – управляемые и неуправляемые. «Вес» их различен.
Управляемые факторы |
Неуправляемые факторы
|
Образ жизни, в который входит все: как питается человек, ведет ли он сидячий или активный образ жизни, какой у него режим дня и т.п. Влияние этих факторов на состояние здоровья – порядка 50%. |
Наследственность (то, что вы получили от родителей), влияние фактора составляет 20-25 %. |
Система медицинского обслуживания; Влияние этого фактора составляет 5-10 %. |
Окружающая среда: уровень шума, загрязненность воздуха и т.п. Влияние этой группы факторов на здоровье 10-15%.
|
В мегаполисах количество отрицательных факторов как управляемых (недостаток активности, сумасшедший темп работы, стресс), так и неуправляемых (плохая экология) очень высоко. Хотя и на региональном уровне сейчас ритм жизни не позволяет говорить о малом количестве отрицательных факторов.
Игорь Селиванов: Можно ли оценить ущерб от повышенной заболеваемости работников для экономики?
О.С.: По оценкам российских исследователей, опубликованных в электронном научном журнале Высшей аттестационной комиссии России, годовые потери российской экономики страны от преждевременных смертей и нетрудоспособности населения составляют около $491 млрд. Эта цифра позволяет судить о серьезности проблемы.
Мы также поинтересовались мнением других экспертов по вопросу существования типичных заболеваний менеджеров и их влиянии на управляемость компанией.
Константин Ольховой, врач-психотерапевт:
У менеджеров действительно проявляются некоторые типовые медицинские проблемы. В первую очередь это проблемы психосоматические, связанные со стрессом: гастрит, гипертензия, экземы, нейродермиты, альгодисменорея у женщин, переедание и т.п. Во-вторых, это могут быть проблемы связанные с малоподвижным образом жизни человека: остеохондроз, ожирение и т.п. На мой взгляд, первая группа медицинских проблем может прямо или косвенно влиять на экономику, управляемость и устойчивость компании.
Александр Фридман, консультант и бизнес-тренер:
Наверное, типовые заболевания менеджеров имеют место быть. Выгорание менеджмента – не метафора. Но я бы коснулся именно проблем, связанных с высоким темпом работы. Руководитель «ходит под двумя страхами»: что-нибудь упустить и куда-нибудь не успеть. Все время спешит и ничего не успевает. Недаром одним из расстройств является «комплекс дефицита внимания»: пытаясь охватить вниманием все, руководитель перестает видеть что-нибудь и обретает расфокусированную автоматичность, переставая осознавать свои действия. Мое лекарство: хаос-менеджмент.
Может ли компания влиять на состояние здоровья и заболеваемость своих сотрудников? С учетом того, что управляемые факторы влияния на здоровье человека составляют около 50%, менеджмент компании может разработать комплекс мероприятий по снижению негативного влияния рабочих и внерабочих факторов на здоровье.
1. Врач в офисе
В офисах многих компаний сейчас начинают появляться кабинеты терапевтов. Это дает возможность работникам обратиться к врачу сразу при проявлении первых симптомов плохого самочувствия, открыть больничный лист без посещения районной поликлиники, получить квалифицированную первую медицинскую помощь и консультацию прямо в офисе. Это мероприятие, скорее всего, подойдет только крупным и средним компаниям, т.к. стоимость услуги «врач в офисе» может составлять порядка 1 млн руб. в год.
2. Разрешение сотрудникам несколько дней в год болеть без оформления больничного листа
Руководство компании может дать полномочия линейным руководителям отпускать сотрудников при плохом самочувствии на два-три дня в месяц без оформления больничного листа. При таком подходе сотрудник, заболевший легкими формами простуды, не должен тратить время и нервы на походы к врачу для оформления больничного. Он скорее воздержится от прихода на работу заболевшим, т.к. это не требует от него усилий по оформлению документов.
3. Постоянное обучение менеджеров работе в стрессовых ситуациях
В современных условиях существенно снизить негативные факторы офисной работы позволяет постоянныетренинги менеджеров по таким-направлениям как хаос-менеджмент, тайм-менеджмент, стресс-менеджмент и т.п.
4. Поддержание корпоративной игровой, спортивной активности
Руководство компании может организовать внутрикорпоративные или межкорпоративные турниры по различным видам спорта – пейнтболу, футболу, хоккею, волейболу, яхтингу и т.п. Это не только укрепляет командный дух, но и способствует поддержанию сотрудниками активного образа жизни, что уменьшает негативные эффекты офисной работы.
5. Организация регулярной диагностики здоровья сотрудников (в том числе на территории офиса)
Компания, заинтересованная в сохранении здоровья своих сотрудников, может привлечь специальную медицинскую организацию для проведения регулярной диспансеризации (диагностики) состояния здоровья сотрудников в офисе или на территории медицинского учреждения. Это позволит следить за изменением здоровья работников, корректировать корпоративные программы медицинского страхования с учетом возможных рисков.
6. Программы стимулирования отказа от курения
Многие компании, стремящиеся бороться с курением сотрудников, помимо запрещающих мер вводят в практику мероприятия стимулирующего характера. Так может быть установлена специальная надбавка к заработной плате для некурящих. Определенный процент курящих работников, как показывает практика, с появлением таких надбавок расстается с вредной привычкой.
7. Программы поддержания спортивного образа жизни
Аналогично программам стимулирования отказа от курения могут быть установлены специальные надбавки для людей, активно занимающихся спортом. Компания может оплачивать абонемент в фитнес-центр или спортивные секции. Еще одним вариантом может служить оплата участия в соревнованиях активных сотрудников (например, оплата участия в международных марафонах, в том числе за рубежом).
8. Корпоративный психолог
Наличие корпоративного психолога позволяет снять некоторые острые вопросы, связанные с межличностными отношениями на работе, стрессом от напряженного режима и другими проблемами психологического характера. Это снизит вероятность возникновения таких типичных для менеджера болезней как неврозы, синдром хронической усталости и неофобия.
9. Корпоративные выезды на природу
Многие компании практикуют организацию корпоративных мероприятий на природе, давая возможность людям переключиться с традиционной городской среды на отдых за городом. В случае ухудшения экологической обстановки в городе (например, во время лесных пожаров в Подмосковье) некоторые компании вывозили часть своих сотрудников в санатории в более благополучные с экологической точки зрения регионы на период обострения ситуации.
10. Внедрение системы Healthcare Management
Система управления здоровьем сотрудников подразумевает комплексный проактивный подход к здоровью сотрудников со стороны компании и включает в себя в том числе: диагностику, динамическое наблюдение и индивидуальное лечение сотрудников, составление паспортов здоровья предприятия, индивидуализированные программы медицинского страхования и т.п.
11. Общая пропаганда здорового образа жизни менеджментом
Любые традиции здорового и активного образа жизни, управления здоровьем имеют минимальный шанс на внедрение, если со стороны топ-менеджмента не проводится активная пропаганда и разъяснительная работа здорового образа жизни. Личный пример топ-менеджеров компании является мощным стимулом для линейных сотрудников следовать установленным в компании правилам. Эти мероприятия помогут снизить негативные управляемые факторы, влияющие на здоровье, а значит, сократить заболеваемость офисных работников и ущерб для компании.
Источник фото: Freeimages.com
Актуальная тема, спасибо! Я рада, что работодатели в России начинают внедрять системный подход к сохранению и улучшению здоровья ''белых воротничков''. Врач в офисе лично для меня звучит пугающе, а вот остальные советы очень даже интересны. Я бы ещё добавила: создание благоприятного климата в помещении. На примере финского опыта могу сказать, что параметры воздуха в помещении очень даже влияют на здоровье сотрудников и вполне поддаются корректировке.
Есть программки, автоматически блокирующие компьютеры через равные промежутки времени для того, чтобы глаза отдыхали. Зверски неудобно! Всегда вырубают не вовремя. Какие-нибудь индикаторы усталости надо придумать, чтобы они, как только глаз ''замылился'', сначала включали предупреждающий сигнал, потом отключали экран.
Однажды около года назад, изрядно устав от монитора компа, я вспомнил о советских временах и о производственной гимнастике.
И вот уже практически год все сотрудники нашей небольшой компании два раза в день делают 5минутную гимнастику, которая позволяет ''перезагрузиться''. На самом деле это очень помогает.
Если кто-то говорит, что занят и не может выйти на зарядку в установленное время - вытягиваем силой.
Исключение делаем только для тех, кто в это время работает с клиентом.
Каждый, работающий постоянно в офисе, должен отчетливо понимать, насколько вредна эта работа. Не менее ясно должно быть и то, что если ты сам, не будешь постоянно работать над собой и своим здоровьем, как бы это не было трудно, то к пенсии человек из офиса будет в лучшем случае неполноценным. Врач же на работе, это примерно, как наличие аптечки и термометра, констатировать заболевание или оказать первую помощь сможет, но не более того.
Про себя могу сказать, что как только нужно, что-то перенести, разгрузить, загрузить, поговорить с кем-то на другом этаже, я сразу вскакиваю, и бегу это делать, при условии, конечно, что не занят телефоном или человеком. При этом, я старше всех в офисе по возрасту, и надо мной, только гендиректор. Мы очень много сидим, и любую возможность двигаться, менять положение надо использовать. А после работы, дома до ужина, 10-15 минут на физические упражнения, 50 раз отжаться от пола, или 15-16 раз подтянуться на перекладине, несколько других упражнений. Это совсем немного, не надо только самому себе говорить о том, что ты такой занятой, и тебе не найти 15 мин в день на физкультуру. Когда это входит в привычку, становишься другим человеком. Много времени за сутки, расходуется попусту.
И еще один маленький секрет, если отказаться, от насаждаемых сейчас, всеми средствами массовой информации шашлыков, здоровья это сбережет немерено, хотя конечно, это примерно равноценно прилету к нам инопланетян, с целью оказания помощи в решении наших проблем. Есть множество возможностей использовать выходные дни. Все это элементарно, как и обычная лень, приводящая к большим проблемам здоровья...
Подтвердили уже обязательность медосмотров для офисных работников (письмо Минтруда России от 21 марта 2014 г. № 15-2/ООГ-242). Кроме того, все рабочие места проходят спецоценку условий труда - если не раньше 5 лет назад проводилась аттестация рабочих мест, ее результаты пока действительны, а если не проводилась, то оценить рабочие места нужно до конца 2014 года (на сайте Минтруда есть все документы на эту тему и разъяснения замглавы Роструда по этому поводу).